Век Человека. Сухомлинский В.А.

«Бывает так, что неког­да даже задуматься над сущностью научной исти­ны - читаю я в твоем письме, - надо учить, учить, учить...» А знаешь, пустота души, бывает, начинается с  того, что в годы юности человек больше за­учивает, чем думает. Между тем очеловечивание знаний, одухотворен­ность преподавания - на мой взгляд, проблема номер одни и в школьном, и в вузовском воспитании. Век математики, слы­шишь на каждом шагу, век электроники, век космоса... Все эти выражения не от­ражают сущности того, что происходит в каше время. Мир вступает в век Челове­ка - вот что главное...

Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что укладываем в душу моло­дежи. Меня очень трево­жит, что с окончанием шко­лы для большинства людей кончается гумани­тарное образование, а оно и в школе во многих слу­чаях поставлено очень и очень неважно. Ты ведь окончил десять классов, не узнав, как следует ни Дон Кихота, ни Тиля Уленшпи­геля, ни Фауста, ни Овода, ни Гайяваты... А без всего этого трудно представить становление личности. Но и это лишь первая страничка гуманитарной культуры. Я же имею в ви­ду широкое эмоциональное воспитание - тонкости и красоты чувств, впечатли­тельности, отзывчивости.

"...Между зверем и анге­лом стоит человек",- писал в одном из своих писем То­мас Манн. Воспитание, в сущности, в том и заклю­чается, чтобы подавлять в себе зверя и развивать че­ловеческое.

Мне вспоминается рас­сказ одного немецкого ком­муниста о том, как фашис­ты стремились с малых лет убить в детях это челове­ческое. В гитлеровской Германии каждому подро­стку, прибывшему летом в лагерь «Гитлерюгенд», да­вали кролика - маленько­го, теплого, с шелкови­стой шерсткой. Ребята при­вязывались к животным, которые становились сов­сем ручными, доверчивы­ми. Перед возвращением домой воспитатель спраши­вал детей, готовы ли они выполнить любой приказ фюрера. Да, конечно, от­вечали они. И тогда югенд-лейтер отдавал приказ: убить своего кролика. «Умейте подавлять в себе жалость» - говорил он.

Примерно те же звер­ские инстинкты - отсутст­вие жалости ко всему жи­вому, абсолютное равноду­шие к духовному миру дру­гого человека - лежат в основе психики любого преступника, насильника.

Инженером можно стать за пять лет; учиться на человека надо всю жизнь. Самовоспитание начинается с самопознания. Я пони­маю, это довольно сложно - уметь увидеть себя как бы со стороны. Советую тебе, читай побольше о лю­дях, достигших  вершин нравственной красоты. Их жизнь, яркая, как факел, всё высветит в твоей душе, поможет заглянуть в са­мые сокровенные ее утол­ки. И ты непременно поставишь перед собой вопрос: кто ты такой, во имя чего живешь, на что спосо­бен. И тебе захочется стать лучше.

Создавай такие мгнове­ния. Береги в себе их на­кал.


Автор: Сухомлинский Василий Александрович // Литературная газета . - 1968. Отрывок из писем "Моему юному другу".


Художник: Марк Хенсон.


 

 

Комментарии

Соколова Любовь Викторовна

На самом деле - век Человека должен быть безграничным, а многие стали забывать об этом, сетуя на то, что сейчас другое время и другие люди.

Татьяна Михайловна Захарченко

Цитирую: "Я же имею в ви­ду широкое эмоциональное воспитание - тонкости и красоты чувств, впечатли­тельности, отзывчивости". То, чего так не достаёт зачастую...Я тоже за эмоциональное воспитание)

Галиуллина Гузель Салаватовна

Очень интересный отрывок

Воспитание в человеке гуманности должно стать основной целью любой образовательной деятельности. Сейчас это верно как никогда.

Смирнова Галина Сергеевна

Очень познавательный материал...сейчас немного подзабытые истины и фамилия педагога-новатора