Век Человека. Сухомлинский В.А.
«Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины - читаю я в твоем письме, - надо учить, учить, учить...» А знаешь, пустота души, бывает, начинается с того, что в годы юности человек больше заучивает, чем думает. Между тем очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания - на мой взгляд, проблема номер одни и в школьном, и в вузовском воспитании. Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса... Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в каше время. Мир вступает в век Человека - вот что главное...
Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что укладываем в душу молодежи. Меня очень тревожит, что с окончанием школы для большинства людей кончается гуманитарное образование, а оно и в школе во многих случаях поставлено очень и очень неважно. Ты ведь окончил десять классов, не узнав, как следует ни Дон Кихота, ни Тиля Уленшпигеля, ни Фауста, ни Овода, ни Гайяваты... А без всего этого трудно представить становление личности. Но и это лишь первая страничка гуманитарной культуры. Я же имею в виду широкое эмоциональное воспитание - тонкости и красоты чувств, впечатлительности, отзывчивости.
"...Между зверем и ангелом стоит человек",- писал в одном из своих писем Томас Манн. Воспитание, в сущности, в том и заключается, чтобы подавлять в себе зверя и развивать человеческое.
Мне вспоминается рассказ одного немецкого коммуниста о том, как фашисты стремились с малых лет убить в детях это человеческое. В гитлеровской Германии каждому подростку, прибывшему летом в лагерь «Гитлерюгенд», давали кролика - маленького, теплого, с шелковистой шерсткой. Ребята привязывались к животным, которые становились совсем ручными, доверчивыми. Перед возвращением домой воспитатель спрашивал детей, готовы ли они выполнить любой приказ фюрера. Да, конечно, отвечали они. И тогда югенд-лейтер отдавал приказ: убить своего кролика. «Умейте подавлять в себе жалость» - говорил он.
Примерно те же зверские инстинкты - отсутствие жалости ко всему живому, абсолютное равнодушие к духовному миру другого человека - лежат в основе психики любого преступника, насильника.
Инженером можно стать за пять лет; учиться на человека надо всю жизнь. Самовоспитание начинается с самопознания. Я понимаю, это довольно сложно - уметь увидеть себя как бы со стороны. Советую тебе, читай побольше о людях, достигших вершин нравственной красоты. Их жизнь, яркая, как факел, всё высветит в твоей душе, поможет заглянуть в самые сокровенные ее утолки. И ты непременно поставишь перед собой вопрос: кто ты такой, во имя чего живешь, на что способен. И тебе захочется стать лучше.
Создавай такие мгновения. Береги в себе их накал.
Автор: Сухомлинский Василий Александрович // Литературная газета . - 1968. Отрывок из писем "Моему юному другу".
Художник: Марк Хенсон.
- Мне нравится (13)
Комментарии
На самом деле - век Человека
На самом деле - век Человека должен быть безграничным, а многие стали забывать об этом, сетуя на то, что сейчас другое время и другие люди.
Цитирую: "Я же имею в виду
Цитирую: "Я же имею в виду широкое эмоциональное воспитание - тонкости и красоты чувств, впечатлительности, отзывчивости". То, чего так не достаёт зачастую...Я тоже за эмоциональное воспитание)
Очень интересный отрывок
Очень интересный отрывок
Воспитание в человеке
Воспитание в человеке гуманности должно стать основной целью любой образовательной деятельности. Сейчас это верно как никогда.
Очень познавательный материал
Очень познавательный материал...сейчас немного подзабытые истины и фамилия педагога-новатора