Найти своё призвание. Сухомлинский В.А.

Одной из наиболее важных воспитательных задач сельской школы является воспитание призвания. Предметом большой работы педагогического коллектива является то, чтобы каждый наш питомец в годы отрочества и ранней юности нашел себя, чтобы раскрылись его творческие способности и наклонности, чтобы человек выразил себя в любимом труде, сознательно стал на путь выбора профессии.

В нашем коллективе мы часто беседуем о многогранности человека. Речь идет о разнообразных сферах выражения и самовыражения личности. Мы считаем уродливым явлением школьной жизни то, что о человеке делают вывод - хороший он или плохой - лишь на основании единственного критерия: как он учится, есть ли у него двойки или нет. Сердце болит, когда видишь подростка, не успевающего, отстающего в учении и поэтому глубоко переживающего свою неполноценность. С какой радостью, с каким вздохом облегчения эти с трудом «переползающие», как они сами о себе говорят, из класс в класс ученики встречают наконец день, когда кончается их «учение-мучение». Беда - и большая, непоправимая для общества беда - не только в том, что они выходят из школы недоучками. Беда в том, что всю свою жизнь они будут с чувством душевной боли вспоминать школу, а к книге, к учению, к серьезному чтению их ничем не завлечешь. Эти люди несчастные, и до тех пор, пока в нашем обществе будут такие несчастные люди, мы не имеем права говорить о том, что задачи коммунистического воспитания решаются успешно.

Почему же в наше время есть эти несчастные? Что сделать, чтобы они все были счастливы?

Я не мог без сердечной боли читать вот эти слова в передовой статье «Известий» от 16 марта 1968 г.: «...из поступивших в 1963 г. в пятые классы школ Челябинской области 73 735 учеников восьмые классы в 1967 г. окончило всего 56 929 учеников. Свыше 16 тыс. подростков в одной только области не будут иметь даже восьмилетнего образования. А ведь им к концу нынешнего века не будет и по 50 лет».

Почему все это происходит, до каких пор у нас будут тысячи детей и подростков, отсеявшихся из школы? Кто в этом виноват? Я знаю, в чем вина и беда родителей, знаю, с какими ранами душевными, с какими бедами, с какими готовыми, сложившимися уже в семье пороками дети приходят в школу. Зная это, я беру на себя ответственность сказать, что главная вина за эту беду падает на нас, педагогов. Беда, большая беда в том, что в самую благодатную пору расцвета своих сил человек выражает себя только в оценках успеваемости. Вместо множества сфер выражения личности человек сводится к одному знаменателю: успевает - хороший, не успевает - плохой. Я не за то, чтобы неуспевающих считать хорошими. Не за то, чтобы умиляться бездельниками и лодырями. Я за то, чтобы не было безделья и лени. Только из-за того, что сфера выражения и самовыражения личности сводится по существу к оценкам успеваемости, в школах есть люди, для которых учение - «казнь египетская».

В чем же заключается практическая работа коллектива, направленная на то, чтобы в каждом нашем питомце раскрылись все его задатки, расцвели все его способности? Мы видим первую и очень сложную воспитательную задачу в том, чтобы каждый наш питомец дорожил своим человеческим достоинством, переживал чувство гордости. Мы не знаем ученика, нормального по своему умственному развитию, который не мог бы успевать удовлетворительно по всем предметам, а по одному из предметов не смог бы достигнуть отличных результатов. Когда мы видим перед собой человека, которому грозит неуспеваемость, отставание, мы стремимся, прежде всего, определить, где у него та «зацепка», ухватившись за которую можно пробудить в нем чувство человеческой гордости. Нет человека, у которого где-то в глубине души не лежали бы дремлющие способности. Мы находим у него сильную струнку - интерес к одному из предметов. По этому предмету он достигает хороших, а нередко и отличных результатов. Чувство гордости пробуждает в нем еще одну сестру человеческого достоинства - человеческое самолюбие. Не бойтесь этого чувства, наоборот,- развивайте, углубляйте его. Если уж человек сам к себе относится небезразлично, он не позволит себе быть неуспевающим.

Конечно, все это делается не так легко и просто. Все это требует, я бы сказал, глубоко человеческого чтения души, понимания тончайших движений чувств, переживаний. Для того, чтобы человеку захотелось знать больше и лучше, чтобы его привлекали интеллектуальные богатства, учение должно быть для него умственной жизнью, а не тяжелым, скучным, однообразным заучиванием, не отупляющей зубрежкой. А умственная жизнь - это жизнь в мире книг, это чтение, это напряжение собственных духовных сил для познания окружающего мира. Прежде чем ставить вопрос о том, чтобы ученик не был отстающим в учении, неуспевающим, мы ставим вопрос о том, чтобы он был умным, обладал тем качеством, которое мы называем интеллигентностью. Это устремленность разума, познания, чувств, умственной жизни формирующегося человека к всестороннему, гармоническому развитию. Другими словами, важнейшей сферой, в которой, по глубокому убеждению нашего педагогического коллектива, человек должен выразить себя уже в детстве и особенно в отрочестве и ранней юности, является духовная потребность в знаниях, познании, науке, искусстве, культуре человеческих отношений, нравственном богатстве и самоусовершенствовании.

Богатство духовных потребностей, являющееся основой интеллигентности, не рождается автоматически в процессе учения. Кроме хороших уроков, необходимо еще и то, чтобы у каждого педагога были богатые, многогранные интеллектуальные отношения со своими учениками. Мы не представляем себе гармонического и всестороннего развития учеников без того, чтобы у каждого педагога не было своих учеников, своих питомцев.

В школе не будет неуспевающих, не будет детей, для которых учение - тягость, если каждый учитель станет воспитателем, вдохновителем умственной жизни школьников, если у каждого будут свои ученики, если он будет передавать им не только знания на уроке, но и многогранные интеллектуальные интересы.

Мы добиваемся также того, чтобы одной из сфер выражения личности была гражданственность - чтобы каждый ученик чувствовал себя гражданином, переживал радость гражданского служения людям, коллективу, обществу, Родине. Гражданин начинается в труде для людей. Важнейшей заботой воспитателя, классного руководителя является участие каждого воспитанника - с малых лет до ранней юности - в создании материальных и духовных ценностей, которые становятся достоянием общества.

Гражданственность детского труда - одна из наиболее тонких и сложных вещей в воспитании. В условиях сельскохозяйственного производства есть множество возможностей для того, чтобы дети чувствовали и понимали, что их труд не какое-то специально организованное «воспитательное мероприятие», а жизненная необходимость. Ученики I и II классов выращивают, например, несколько тысяч сеянцев тутовника, передают растения старшим школьникам, те закладывают плантацию тутовника - источник корма для шелководства, очень развитого в нашей местности. Дети знают, что, если они не вырастят сеянцев, никто за них не выполнит эту работу. На свой труд они смотрят как на очень серьезное, «взрослое» дело. Мы достигаем благодаря этому важного воспитательного результата: с малых лет дети постигают на собственном опыте основное качество гражданина - чувство и понимание долга перед людьми.

Лучше всего гражданское чувство долга постигается тогда, когда человек занят одним и тем же трудом для людей в течение продолжительного времени, когда конечная цель труда достигается не так-то легко. Больше всего дорожит человек тем, что достигнуто нелегким трудом. Избавление от трудностей, формирование ложного представления о том, что труд в наши дни чуть ли не сплошной праздник, - это очень опасные «подводные камни» на пути к воспитанию гражданина. Мы видим мастерство, тонкость воспитания как раз в том, чтобы радость труда имела своим источником преодоление трудностей.

Труд - исключительно многогранная сфера выражения и самовыражения личности. Мы видим свою важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый воспитанник достиг совершенства в каком-нибудь виде труда (применительно к своим силам), стал господином своего груда.

На глазах учителя, проработавшего в селе лет тридцать, уходит на отдых одно поколение и вступает в трудовую жизнь другое. Мы, педагоги, помним, что нравственные богатства отцов не передаются сыновьям по наследству. «Может статься,- говорил А. М. Горький,- что дети орлов будут пищать, как цыплята. Признаки такого рода кое-где уже заметны... Орлы должны помнить: орлятам надо летать, а не сидеть под родительским крылом, иначе они жиреют и потеряют тяготение к полету. Тренируйте их в труде, тренируйте в стремлении к действию».

Высокая миссия педагога заключается в том, чтобы каждое новое поколение поднималось на одну ступеньку выше в нравственном, гражданском, интеллектуальном развитии. Чтобы духовное богатство и красота уходящих поколений бережно и заботливо передавались детям.


Автор: Сухомлинский В.А. "Мы сельские учителя" (часть1, часть 2, часть3) // Сов. педагогика. - 1968. - № 6


 

 

Комментарии

Соцкова Ольга Алексеевна

Очень актуально.

Кузьмина Ирина Михайловна

Классика - и с этим не поспоришь!

Мелешко Олеся Геннадьевна

Очень точные и верные слова. Не могу не согласиться с коллегой - классика в чистом виде!

Мандрикова Людмила Андреевна

"Важнейшей заботой воспитателя, классного руководителя является участие каждого воспитанника - с малых лет до ранней юности - в создании материальных и духовных ценностей, которые становятся достоянием общества" - жаль, но с этим в современной школе стало сложнее...

Зацепин Валерий Валерьевич

Именно поэтому снижен до безумия минимальный проходной балл, касаемо ОГЭ. Какой мудрый федеральный ход! Лишь бы пристроить куда нибудь подростка. А то ведь сложится нездоровая социальная ситуация и потянет на "подвиги" не занятую", не охваченную учёбой и работой молодёжь. А так у сотрудников МВД проблем меньше в перспективе. Все довольны...

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за статью.