Тонкое искусство

Домашенко Лариса Васильевна

Жан-Жак Руссо писал: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». На самом деле, чтобы стать для ученика другом необходима лишь одна вещь: нужно сделать так, чтобы они знали, что вы их понимаете. Это, на мой взгляд, главное условие практической педагогики. А все остальное – это лишь пути достижения цели.

            Безусловно, нужно любить тех, ответственность за которых ты принял, придя в школу. Но это еще не все. Здесь надо владеть «тонким искусством» проникновения в душу ребенка. Причем не как проверяющий, перечеркивающий все красной пастой, а как мастер, наставник, чуткий и ненавязчивый. Иначе – беда.

            Никогда не забываю слова моей университетской преподавательницы русской литературы: «Миссия учителя – корректировка душ. Мы можем воспитать то, что захотим: это может быть высоконравственная личность, а может - террорист». Понятно, что это у некоторых происходит на подсознательном уровне, но лучше все-таки постоянно ощущать ответственность за неокрепшую нравственность детей, иначе она станет безнравственностью.

            Чтобы педагогический процесс был в радость и педагогу, и воспитанникам, учитель должен стать другом детей. Эта его задача является предметом постоянных споров и обсуждений: как найти правильное ее решение? Мне кажется, что оно очевидно. Открой свое сердце ребенку, доверяй ему, и он ответит тебе тем же.

            Постоянно интересуйся, что интересно твоим детям. Они с удовольствием дадут тебе почитать свою любимую книгу, нетерпеливо ожидая, когда ее можно будет с тобой обсудить. Не пожалей времени – посмотри футбольный матч и на следующий день порази мальчишек знанием счета и фамилиями забивших голы. Восхищенные взгляды тебе обеспечены.

            Добавь своих подопечных в друзья на страничке в социальной сети, всегда будешь в курсе их настроения, ведь не секрет, что именно там они часто говорят о том, что их волнует.

            Необходимо всегда открыто выказывать свою обеспокоенность делами своих учеников, созваниваться с родителями не только, когда надо пожаловаться на дурное поведение или плохую успеваемость, но и просто так, поинтересоваться, как дела дома, у родных. Когда ребенок видит, что небезразличен вам, он обязательно это оценит.

            Самое большое заблуждение – возвышаться над ребенком с позиций собственного жизненного опыта и пытаться диктовать ему, как надо поступать. Никогда не достигнет успеха в работе с детьми человек, уверенный, что все про них знает. По словам А.П.Чехова, «кто ничего не смог добиться любовью, тем более не добьется и строгостью».

Только сотрудничество и совместный поиск решения проблем приведет вас к взаимопониманию, а значит, и победе, заключающейся в обмене знаниями и умениями: ты учишь их, а они учат тебя. И такой процесс обучения наиболее плодотворный, потому что он тернистый, тяжелый и трудный. Но тем дороже результат: доверие и благодарность тех, кому ты посвятил свою жизнь.

 

Комментарии

А если у ребенка спросить совета, как поступить мне, взрослому в трудной жизненной ситуации? Это важно и нужно делать, ведь малыш со своей жизненной позиции может подсказать довольно-таки мудрое решение... А сколько благодарности можно увидеть в глазах ребенка: ведь именно к нему обратились с просьбой...
Белякова Людмила Михайловна

Лариса Васильевна, многие мысли в Вашем блоге мне импонируют. Посмотрела страничку сайта, увидела в любимых Достоевского - поняла, что родственные души (Достоевский и ещё раз Достоевский в любимых книгах и у меня), решилась вступить в диалог о взаимоотношениях учителя и ученика. Меня, как и всех коллег, я уверена в этом, заботит этот вопрос. Но всё-таки смею возразить, что дружеские отношения - это не единственная позиция взаимопонимания. У учителя может измениться ситуация, и у ученика тоже. В одном случае мы друзья (например, в экспедиции, на отдыхе), в другом - партнёры (на уроке, в исследовательской деятельности), в третьем - учитель-ученик, а значит, роль учителя руководящая, принципиальная (оценка негативного поступка, проступка). Быть добренькой - легко, быть справедливой - трудно. Беспокоясь о дружеском типе общения, можно стать добренькой. Я эту позицию неприемлю, т.к. не могут быть все 100-120 учеников ( у меня столько) друзьями, я просто "сгорю", т.к. дружба накладывает особую ответственность за человека, которого ты назвал "другом". С уважением, Людмила Михайловна
Иванова Елена Николаевна

Согласна с Вами, Людмила Михайловна.В разных ситуациях необходимо быть разным, учителем - партнёром - другом. Быть мягким и строгим, весёлым и серьёзным. А самое главное справедливым и терпимым.

Согласна с Людмилой Михайловной и Еленой Николаевной. Всё зависит ещё и от ребёнка. Кто - то оценит , а для некотрых нужно подождать. Дети тоже хорошие психологи.....
Домашенко Лариса Васильевна

Коллеги, спасибо за комментарии. Я с вами согласна в плане "не перейти грань", но поэтому-то и "тонкое искусство", что настоящий педагог должен уметь сделать все таким образом, чтобы не случилось панибратства, тогда детей не остановишь и исправить уже будет это практически невозможно. Мой опыт показал, что дружба с детьми, разумеется особая, умеренная, помогает решить многие воспитательные задачи.