Главные вкладки

    В.Ф. Бак. Уроки биологии с точки зрения нравственных законов, заложенных в основу живых систем

    Стоковые изображения от Depositphotos

    Учитель биологии каждый день соприкасается с удивительно красивыми и целесообразными законами жизни. В школьном учеб­нике эти законы выглядят скучно, а для детского сознания наукоемки и не похожи на жизнь. Пытаясь довести до сознания учеников то, что предлагает программа по биологии, я вдруг обнаружила, что жизнь в своих основах глу­боко нравственна. Перед ребенком нужно раскрывать нравственную основу биологи­ческой жизни. Человек для того и создан при­родой, чтобы осознать нравственные законы, заложенные в основу построения Вселенной и всех ее проявлений, а, осознав эти законы, начал добровольно и сознательно строить свою жизнь в соответствии с ними.

    Любая тема биологии может быть рассмот­рена с точки зрения биологических законо­мерностей, которые имеют свои аналогии в нравственной жизни человека. Всем извест­но послание Апостола Павла Коринфянам о любви: «Любовь долготерпит, милосердству­ет, любовь не завидует, любовь не превозно­сится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все пе­реносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся». Читая эти строки, я удив­лялась, как точно и правильно сказано о любви как об объединяющем духовном принципе, поддерживающем равновесие в мире.

    Для жизни существует фундаментальное понятие - «гомеостаз» - это способность системы поддерживать постоянство внут­ренней среды при любых внешних условиях. Гомеостаз - это динамическое равновесие, равновесие есть, а покоя нет. Внутри системы постоянно идут процессы синтеза и расщеп­ления (ассимиляции, диссимиляции), поступ­ление одних веществ и выведение других, вдох и выдох, сокращение и расслабление. Достигается гомеостаз за счет объедине­ния противоречий, не борьба и подчинение, а объединение противоположностей - основа гомеостаза. Я часто думала над фразой, что значит: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся». Любовь - это тот объ­единяющий принцип, который лежит в основе построения Космоса и, конечно же, в основе построения жизни. Космический закон Любви препятствует отторжению плода от организма беременной матери; защищает семя в темноте почвы и дает ему возможность увидеть свет; позволяет бабочке выйти из кокона; пережить мороз клейким листочкам тополя. Объясняя биологические законы, направленные на под­держание гомеостаза и сохранение жизни, обязательно нужно говорить о любви. Если духовное проявление любви поддерживает жизнь в биологических системах, то человеку, осмыслившему и принявшему этот закон, не­обходимо ему следовать в своей жизни.

    Другой пример касается альтруистическо­го поведения как основы жизни в сообществе. Альтруизм - умение отказываться от чего-либо во имя ближнего, ограничиваться малым и бескорыстно служить во имя общего блага. Все клетки многоклеточного организма аль­труисты. Они обслуживаются сравнительно небольшим количеством жидкостных сред внутренней среды организма, вынуждены от­казываться от неограниченного роста во имя единой цели - жизнь целостного организма.

    Неосознанный «альтруизм» клеток - усло­вие жизни многоклеточного организма. Закон Аналогий нам подсказывает: добровольный выбор альтруистического поведения челове­ком - необходимое условие жизни и развития человеческого общества. Сознательное служе­ние общему благу предоставляет возможнос­ти для развития человека и ведет к счастью, согласуя его стратегию с общей стратегией развития всего человечества.

    Тот же закон Аналогий показывает, что произойдет, если узкоэгоистические интере­сы станут основными для человека. Раковая клетка - пример «клеточного эгоизма». В на­боре хромосом клеток находится информация о необходимости кооперации и согласования действий. Нервная и гуморальная системы, а также ритмическая работа сердца - коорди­нирующие и регулирующие структуры. В нор­ме постоянно осуществляется взаимосвязь между всеми клетками и регулирующими сис­темами. Генетический механизм неконтроли­руемого роста и развития есть в любой клетке, но он временно «выключен», блокирован. Под влиянием малоизвестных факторов (внешние мутагены, вирусные агенты, ионизирующие излучения, возможно, мысли и аморальные действия человека) генетический блок сни­мается, и клетка перестает реагировать на координирующие факторы.

    Рост клеток должен прекращаться, когда клетка соприкасается с другими клетками и пространство ограничено - это называется эффектом боковой пластинки. Для раковой клетки эффект боковой пластинки «не рабо­тает». Для нее весь мир в ней одной, обрат­ная связь отсутствует, в среду отдает только продукты обмена веществ, отравляя ее. Ме­тастазы захватывают новые участки еще не занятой среды и раковая клетка вытесняетсобой все остальные клетки. Стратегия орга­низма ее не «интересует», если бы ресурсов хватило, то она и ее потомки заполнили бы собой весь организм, но он гибнет раньше, чем это произойдет. Эгоизм ведет к застою и гибели, альтруизм - к развитию и жизни.

    Человеку дано выбирать. Какими будем мы - открытыми, духовно свободными, уме­ющими любить и жертвовать во имя общего блага, переносить лишения достойно, или закрытыми, зависящими от своих пороков, желаний, желающих потреблять как можно больше, опасаясь лишений, не знающими, что такое альтруистическая любовь, и потому несчастными? Выбирать каждому самосто­ятельно, но, выбирая, вспомним о раковой клетке, хотим ли быть похожими на нее?

    Жизнь, проходящая в изобилии, так же опасна, как жизнь в полной нищете. И то, и другое - есть следствие нарушения закона Сохранения и превращения энергии. Чело­век должен научиться переносить лишения в жизни, обходиться малым, не растрачи­ваться попусту и не тратить ресурсы других. «У человека должна быть в жизни некая вы­сшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви.... Это и есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Человеку нужна способ­ность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение - не на том, чего не хватает, чего он «лишен», но на том, что ему дано», - пишет И.А. Ильин.

    В живых системах все это выполняется как обязательное условие жизни. Клетки ор­ганизма «переносят лишения, обходятся ма­лым» ради высшей ценности - жизни целого организма. Вновь мы убеждаемся в том, что человек должен осознать законы, по кото­рым построена жизнь, и осознанно следовать им в своей нравственной жизни. По словам П. Флоренского: «Превосходство человека над другими животными состоит в дарованной ему Богом способности познать, уразуметь и восприять те признаки божественной мудро­сти, которые таятся в целом вселенной».

    Интересные примеры нравственной жиз­ни можно проследить в строении и работе человеческого сердца. Особенностью сер­дечной мышцы является то, что клетки, из которых она состоит, на концах разветвляют­ся и соединяются друг с другом при помощи особых отростков - вставочных дисков. Во­локна образуют трехмерную структуру. Это обеспечивает быстрое распространение волн по волокнам, так что каждая камера сокра­щается как одно целое. В стенках сердца не содержится никаких нейронов (нейрон - еди­ница нервной ткани).

    Сердечная ткань работает как единый комплекс, быстро и согласованно. Начав со­кращаться, сердечная мышца уже не может отвечать ни на какие другие стимулы до тех пор, пока она не начнет расслабляться. Эта стадия называется рефрактерным перио­дом, а отрезок времени, в течение которого мышца не отвечает ни на какие другие сти­мулы - периодом абсолютной рефрактерности. У сердечной мышцы этот период более продолжителен, чем у мышц других типов, и это позволяет ей энергично и быстро со­кращаться, не испытывая утомления.

    Работу всех клеток сердечной мышцы мож­но сравнить с добровольной согласованной работой сплоченного коллектива, а рефрак­терный период - с общей устремленностью. Проявление «клеточного эгоизма» исклю­чается, работать на себя каждая отдельная клетка не может. Клетки сердца рождаются альтруистами. Вспомним, что способность жертвовать собой на общее благо всегда при­писывалась людям с любящим сердцем.

    Человек, имеющий любящее сердце, не может быть эгоистом. Строение сердечной мышцы образно показывает принципы ор­ганизации общины: устремленность, аль­труизм, согласованная работа во имя общей цели.Эти принципы на уровне организма обеспечивают здоровье, а добро­вольно примененные на социальном уровне, они могут обеспечить процветание общества. Особенно подчеркнем необходимость соб­людения принципа добровольности. В сер­дечной ткани нет нейронов, «цели ставит» не нервная система, а само сердце, сама община, но они не противоречат целям существования Вселенной организма! Интересен тот факт, что раковое заболевание, причиной которого на клеточном уровне является выход отдельных клеток из согласованной работы множества, то есть «клеточный эгоизм», может поразить любой орган, но только не сердце. Клетки сердечной ткани не могут быть эгоистами.

    Собственный ритм сердца - это неповтори­мый ритм каждого организма, закладывается до рождения на стадии эмбриона. Можно предположить, что сердечный ритм связан с жизненной программой организма, с биоритмами, с индивидуальными биологическими часами и их согласованием с течением време­ни в нашем мире. Ритмичность биологических процессов определенным образом связана с ритмичной работой сердца. Собственные сердечные ритмы закладываются не на уровне нервной системы, а на уровне сердца. Вспо­минаются в связи с этим афоризмы «умное сердце», «мудрое сердце». Сердце обладает «своим мозгом» - центрами миогенного кон­троля. В этом сердце поистине уникальный орган. Если сердце на уровне анатомическом работает по законам альтруизма, то человеку нужно в обычной жизни следовать альтруисти­ческому поведению и еще научиться «слушать свое сердце», поступать по законам совести.

    Интересно проследить проявление нравст­венных законов на особенностях строения ДНК. Спираль ДНК «говорит» нам о необходи­мости постоянного развития, эволюции. Две спирали ДНК, построенные по принципу ком­плиментарное (дополнения), говорят нам о дуальности, двойственности нашего мира и о необходимости объединять противопо­ложности, а не бороться с ними. Объедине­ние приводит к появлению нового качества, а борьба - к разрушению. Генетический код подобен человеческой речи, отдельные фра­зы никогда не перекрываются, между ними есть определенные смысловые знаки. На ДНК записана информация обо всем организме, но в каждой клетке считывается лишь ма­лая ее часть. ДНК - это не «пустой разговор», а очень важная информация. Она никогда не покидает ядра. Считывают информацию для синтеза белка посредники - РНК. Они могут находиться в цитоплазме и участвовать в био­синтезе. Очень важный нравственный урок можно сделать из этих фактов: то, что особо дорого тебе, твоим родным и роду не должно быть доступно всем. Есть определенные свя­тыни в нашей жизни. Их следует беречь, от их сохранности зависит будущая жизнь.

    Живые системы асимметричны. На всех уровнях организации живого обязательно на­блюдается несоответствие правого и левого. При рассмотрении строения человеческого тела обнаруживается, что лицо живого чело­века несколько асимметрично, а полностью симметрично лицо умершего. Правая рука сильнее левой и является ее зеркальным отра­жением, размер ступни одной ноги несколько отличается от размера ступни другой.

    Асимметрия имеет место и во внутреннем строении: центральное положение сердца в грудной полости за счет более развитой мышечной стенки левого желудочка сердца смещено влево. Правое легкое состоит из трех долей, левое - из двух, правая почка расположена ниже, а левая - выше.

    Согласно работам Н.А. Козырева: «Упор­ная, передающаяся по наследству асиммет­рия организмов не может быть случайной. Очевидно, она является следствием законов природы, в которых асимметрия проявляется из-за направленности времени. Асимметрия организмов может быть не только пассивным следствием этих законов, но и специальным устройством для усиления жизненных про­цессов с помощью хода времени».

    Асимметрия - закон жизни. Современ­ная цивилизация ведет к унификации жиз­ни, к одному образцу, превращению людей в общество потребителей, уничтожению ду­ховной индивидуальности. Культура - источ­ник разнообразия и неповторимости. Живые системы нас учат, что нарастание симмет­ричных процессов может привести к невоз­можности соблюдать внутренний гомеостаз и к гибели. Как противостоять этим процес­сам? Духовной культурой и неповторимостью или асимметрией. Чем богаче и разнообраз­нее духовный мир человека, построенный на законах нравственности, тем в большей степени человек противостоит симметрич­ным процессам, проходящим в обществе, способствует утверждению культуры.

    Учитель через свой предмет не только вводит ученика в мир научных открытий и помогает ему разобраться в многообра­зии фактов, он должен нести ученику основы нравственности, заложенные в его предме­те, «питать Духовный мир, постоянно снаб­жать его образами, только возвышенными и прекрасными». Для того чтобы уметь это делать, учителю нужно увидеть основы нравственности в своем предмете и самому сознательно принять их, быть устремленным к самосовершенствованию. Учитель - носитель мировоззрения, основанного на законах Доб­ра, Любви и Справедливости. Учить, не имея четких представлений о том, что такое обра­зы Добра, Любви и Справедливости, нельзя. «Но откуда брать нам эти образы, которым не будет счета? Их нужно брать нам из собствен­ного духовного мира», в котором «изначаль­ная устремленность к совершенствованию должна перейти в другое, высшее каче­ство - в сознательную устремленность -самоусовершенствование».


    Источник: педагогический вестник "Три ключа", 2008 г.

     

    Комментарии

    Кужелева Наталья Александровна

    К сожалению, в биологии акцентируют внимание на том, что хищник ест травоядного, насекомые бывают полезные и вредители, корова даёт ЧЕЛОВЕКУ (а не телёнку) молоко. Вырастает потребитель. Хотя в биологии полно примеров к философии космистов.
    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Предвзятое суждение... Не соглашусь, более того - протестую! )))

    Ильясова Татьяна Геннадьевна

    Учу детей тому. что в природе нет случайностей, каждый признак обусловлен целым рядом обстоятельств. И тому, что человек постоянно учится у мудрой природы (построению механизмов, свойствам тканей). Но Вы правы, главное, чему можно научиться у природы - это Любовь!
    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна.

    Абдуллина Лилия Сагадатовна

    Очень полезный материал для нас!! Спасибо большое ВАМ!

    Резниченко Лариса Михайловна

    Очень интересный материал.Спасибо.

    Животова Елена Викторовна

    Спорно!!!!!