Проблемы индивидуализированного обучения школьников.

Трушкова Анна Ивановна

 

Проблемы индивидуализированного обучения

школьников в лицее.

( выступление на школьном семинаре 28 декабря 2011г.)

 

Разрабатывая и внедряя в практику современные технологии обучения, авторы,  в основном, освещают все их  положительные стороны, а о проблемах говорят мало или о них просто умалчивают. Видимо считается, что педагоги опытный практический народ – сами разберутся… А проблемы как объективные,  так и субъективные есть, и они возникают в процессе работы неизбежно.  

В своем выступлении я не стремилась раскрыть все проблемы, с которыми я встречалась в своей работе. Важнее то, как избежать их или попытаться решить так, чтобы индивидуализация обучения принесла всем  (и ученикам, и учителю) несомненную пользу.

 Основная задача каждого учителя - научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей.Мы хотим, чтобы дети были вооружены знаниями по каждому предмету, и вместе с тем сохранить индивидуальность каждого.

Новые образовательные технологии призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. И фактор  здоровья  заставляет  сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

Главная цель индивидуализации обучения  заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизовать их способности, склонности и интересы. Индивидуальный подход  нужен ко всем учащимся класса или группы: и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей.

 

Рассмотрим некоторые вопросы теории технологии индивидуального  обучения  применительно к нашему лицею (назову их объективными проблемами)

1. Первое, и,  пожалуй,  самое важное среди всех проблем – это образование гомогенных или гетерогенных классов.

 В нашем  лицее начинают формироваться профильные классы с углубленным изучением предметов с 8 класса. Учащимся в 7 классе сообщается о будущем формировании нового класса. У учащихся  задолго до формирования  возникает чувство страха, тревожности за свои результаты в обучении, сомнение в своей компетентности и процесс этот переживается многими учащимися болезненно в течение всего года обучения (7 класс).

Конечно, создание гомогенных (однородных) классов положительно решает вопрос дифференцированного и индивидуализированного обучения:

а) позволяет выравнять развитие слабых,  делает обучение посильным;

б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;

в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;

г) научно-обоснованные доводы для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.

Однако создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:

а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;

б) возникает неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;

в) распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;

г) дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;

д) при переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

После всего сказанного стоит задуматься, а всегда ли целесообразно создавать такие классы с 8 - ого? Оправдано ли это? У школьников еще не сформировался устойчивый интерес к предмету, учащиеся только начинают присматриваться к окружающему миру и своему месту в нем.

2. Теперь рассмотрим проблемы индивидуализации обучения со стороны учителя и учащихся  (субъективные проблемы).

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый “контингент риска”, тех детей, с кем будет труднее всего, кому уделять особое внимание. В момент знакомства с классом  и далее учитель больше полагается на свой опыт и интуицию, что не всегда бывает верным. В своей работе я опираюсь на психологические  основы  дифференциации и индивидуализации обучения, т.е.:

1. уровень обученности и обучаемости;

2.  уровень общих умственных способностей;

3. скорость усвоения;

4. индивидуальный стиль умственной деятельности;

5. психофизические особенности учащихся.

 Традиционно, принимая учащихся пятых классов, в школе проводят семинар по преемственности , где обсуждают многие важные вопросы обучения младших школьников при переходе в среднее звено, результаты психолого-педагогической характеристики класса и  анкетирования, проводимые психологом школы и социальным педагогом. Для меня важно как сформированы учебные навыки учащихся – это навыки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, умение работать в парах, группах, важно определить темп памяти каждого ученика, т.е. готовы ли ученики, которых я

обучаю к индивидуализированной и дифференцированной работе? С этой целью провожу анкету, где учащиеся отвечают на вопросы,

раскрывающие уровень самооценки своей учебной работы на уроке:

1. Мне ясна тема урока и его цель

2. Предлагаемый материал доступен и понятен мне

3. Я имею право выбрать задание себе по силам  (при выполнении сам/раб)

4. Выбирая задание, я руководствуюсь

    а) своим интересом,

    б) своими знаниями,

    в) по совету учителя

5. Я умею анализировать качество выполненной мной  с/работы

    а) до проверки,

    б) после проверки

6. При выполнении с/р обращаюсь за помощью

    а) к учителю,

    б) к соседу

    в) делаю все самостоятельно

7. Затрудняюсь усваивать материал, т.к.

    а) не понимаю объяснения

    б) не интересно учиться,

    в) не затрудняюсь

    г) большая нагрузка.

(Результаты проведенной анкеты в 7 б  и  6 б классах  на слайде)

Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Невозможно вслепую проводить подобного рода работу, с целью налаживания прочной связи учитель-ученик предлагаю учащимся ответить на вопросы анкеты.

 Вопросы  анкеты по социально-личностному развитию класса

  1. Умение слушать, следовать указаниям учителя
  2. Умение завершать работу (решение до конца)
  3. Умение работать

а) в парах

б) в группе

в) по одному

4. Умение использовать время, отведенное на выполнение задания

5. Проявление инициативы на уроке

6. Прилежность в работе

7. Личная дисциплина на уроке.

8. Бережное отношение к школьному имуществу

9. Выполнение домашнего задания

    а)  всегда с помощью родителей

    б) самостоятельно

    в) иногда обращаюсь за помощью родителей

10. Состояние здоровья (как часты пропуски уроков по болезни)

(результаты анкеты, проведенной в 7 б классе на слайде)

 

3. Несколько слов скажу о тех учебниках, которыми пользуются наши учащиеся по математике. Учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса.

Особенно важно для слабых учеников проведение работы обучающего характера в парах, группах,  используя разноуровневые дидактические материалы. Вот тут возникает еще одна проблема методического обеспечения, т.е. на мой взгляд учебник Алгебры под ред. Ш.А. Алимова не отвечает современным требованиям индивидуального и дифференцированного обучения. Задача учителя - довести каждого  школьника до обязательного (базового) уровня, обучить  приёмам рациональной умственной деятельности, подготовить к сдаче ЕГЭ. А это значит изменился сам подход в обучении, нужен другой, более современный учебник, который способен помочь как учителю, так и любому ученику в изучении предмета и подготовке  его к экзаменам. Решить эту задачу помогает разноуровневый учебник алгебры под редакцией А. Г. Мордковича.

4. Теперь об организации дополнительных услуг в школе. Я буду касаться только математики. Сложно требовать от учителя знания всех учащихся с их индивидуальными способностями.  Как правило, предметник обучает до 150 человек.  Но если  не проводить индивидуальную работу, число “неуспевающих” будет расти с каждым годом. Знаю, что многих “двоек” можно избежать, если применять индивидуальный, дифференцированный подход. В нашем лицее хорошо организована сеть дополнительных услуг по предмету, работа ведется в каждом классе и в каждой параллели. Однако и здесь есть свои проблемы, а именно. Ко мне в группу приходят дети разного уровня подготовки и с разной целью– одни хотят получить дополнительные знания по предмету, им это интересно, а другим нужно позаниматься индивидуально к уроку, чтобы усвоить новый материал. Очевидно, что дома таким детям нет помощи со стороны взрослых. Эту проблему можно было бы решить, если создать одну группу на параллель среди 5-х или 6–х классов для преодоления пробелов  и коррекции знаний, а две другие как развивающие.

5. К недостаткам индивидуального и дифференцированного подхода следует отнести и тот факт, если мы попытаемся ответить на вопрос – а как  к нему относятся сами ученики???

Почти в любом классе мы можем провести градацию детей по четырём уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие, неуспевающие. Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся - слабые, сильные, средние. Мне приходилось в своей практике делить класс на три группы. При этом интенсификация труда учителя резко возрастает. Здесь важны и опыт, и знание программы, и большая подготовка к уроку, т.к. в классе  3-4 группы учащихся обучаются по индивидуальным программам.

Работая по уровням и внутри этих уровней, мы должны осознавать, что учащиеся  сами прекрасно знают, к какому “уровню” их относят и поэтому работают в соответствии с данным статусом. Здесь важно стимулировать учащихся на переход из одной группы в другую, обращать внимание на развитие учащегося и его достижения.

Вывод.Индивидуализация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой обязательно необходимо тематическое, перспективное планирование, так как учитель по окончании темы должен обеспечить усвоение знаний, умений и навыков  всеми учащимися и контроль этих знаний. Для меня это стало возможным с применением элементов модульного обучения Шаталова и лекционно-зачетной системы Хазанкина.

Только учитывая и развивая  реальные учебные возможности всех учащихся, проведя предварительную работу по исследованию состояния уровня учебных навыков школьников, их психическому и физиологическому состоянию и многих других важных аспектов учебной деятельности, можно организовать продуктивную деятельность всего класса и осуществить индивидуальное обучение на уроке.

 В настоящее время происходят поиски гибких вариантов, которые позволили бы учить детей в обычных гетерогенных классах, а с другой - возможно шире индивидуализировать обучение.

 

 

                                                            Трушкова А.И., учитель математики, лицей №144, СПБ, декабрь 2011г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-личностное развитие 6 б класса

Слайд 2

Социально-личностное развитие 6 б класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-личностное развитие 7 б класса

Слайд 2

Социально-личностное развитие 7 б класса