Взгляд на педагогику

Арабская мудрость гласит: «Возьмите терновник и поливайте его целый год розовой водою, - он все–таки не даст вам ничего, кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве, и оно все–таки будет приносить вам в изобилии самые вкусные плоды». Ни в коей мере не оспаривая мудрых назиданий древних, позволю себе заметить, что и терновник может расцвести розами, если поливать его возьмется истинный садовник, садовник от Бога, которому дан дар, «видоизменять природу занимающих его растений сообразно его надобности» (И.Мечников).
Педагог издавна считался сеятелем, призванным «сеять разумное, доброе, вечное». Но мне все же более верным представляется образ педагога как садовника – селекционера, наша задача не столько сеять, сколько заботиться о всходах, а в большей степени все-таки «видоизменять» их. Хотя прежде всего мы, конечно, сеем. И это самая легкая часть работы: Проблема же может заключаться только в качестве поставленных семян. Поставщики бывают разные, и зачастую нам приходиться бросать в землю семена, не отличающиеся высоким качеством. Как, например можно научить ребенка быть добрым и бескорыстным, если дома он все время слышит нечто типа «другим помогать – зря время терять». Но настоящий педагог никогда не опустит рук в такой ситуации, не позволит себе трудиться спустя рукава, а с необычайным рвением бросится поливать такое семя розовой водой в надежде на обещанное Мечниковым чудо. Кто-то может усомниться в реальности происходящего, но мы-то, педагоги, знаем, что расцветет этот терновник розами всенепременно.
И уж тем более никто из нас, даже ради эксперимента не оставит одиноко плодоносить в сухой почве финиковую пальму. И ей достанется вдоволь розовой воды, бьющей из неиссякаемого источника – учительского сердца.
Но любой садовод скажет, что посадка и полив – это только начало кропотливой работы – впереди прополка! Самое утомительное занятие, требующее от педагога напряженного внимания и сосредоточенности. Сорняки буйно разрастаются на ухоженной почве ученических душ: Приходится бороться с червем сомнения, и с плевелами переходного возраста, и с насекомыми, приносящими пыльцу псевдокультур, лжеучений, грозящих дать непредсказуемые плоды; укрывать от ветров легкомыслия и постоянно совершенствовать методы удобрения и внедрять инновационные технологии.
Однако даже пунктуально соблюдаемые правила как садоводства, так и педагогики окажутся малоэффективными, если выполнять их равнодушно. Только пламенное сердце, наполненное горячей любовью к своим питомцам, может спасти их от холода безразличия и эгоизма, способного погубить прекрасные всходы. Любой педагог знает, что, лишь окруженные теплотой внимания, его дети смогут расцвести во всем многообразии форм и красок. Именно многообразие характеров наших учеников заставляет нас повышать свою квалификацию и становиться уже садовниками – декораторами, умеющими придать саду эстетическую гармонию и домашний уют.
А когда, присев отдохнуть, вы залюбуетесь красотой созданного вами сада, появится вдруг его хозяин с гостями и, не замечая вас, с гордостью будет рассказывать о достоинствах вашего детища.
«Что ж, - подумается вам, - в конце концов это лучше, чем, оставив сад в запустении, предстать перед разгневанным хозяином».
Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете.
- Мне нравится (14)
Комментарии
Спасибо Лариса Васильевна!
Тонко подмечено!
Взгляд на педагогику
Спасибо, Лариса!
Очень точно
Очень точно
Дошкольник тоже "ЗА"
Прямо в точку попали!
В десятку....
Всё верно. Так приятно видеть
Труд педагога есть страна
Хорошая притча, благодарю вас
Хорошая притча, благодарю вас!
Действительно, плоды своего
Действительно, плоды своего труда учитель не всегда видит сразу. Как приятно узнать о том,что у наших учеников в жизни всё сложилось удачно. Ради этого стоит работать УЧИТЕЛЕМ!
Очень красивая притча. Добрая
Очень красивая притча. Добрая и поучительная.
Благодарю Вас за искренние,
Благодарю Вас за искренние, выстраданные сердцем слава. После прочитанного хочется творить и верить в самое лучшее.
Спасибо за хорошие и добрые
Спасибо за хорошие и добрые слова о тех людях, которые как и садовники с теплом и душой заботятся о маленьких детях, которые вырастают хорошими людьми
Текст Учителя с Большой Буквы
Текст Учителя с Большой Буквы. Благодарю за красоту речи и ясность мысли. Если бы все педагоги так делали, мы бы давно жили в Райском саду на планете Земля. Надо текст издать, как истину и руководство для всех людей. С уважением- Татьяна Николаевна
Я нахожу труд педагога делом
Я нахожу труд педагога делом благодарным)...именно в признании нашей работы)
К сожалению, "садовников" в
К сожалению, "садовников" в педагогике крайне мало. Вот младшая дочь закончила 11 классов, а с благодарностью вспоминает только двух учителей.Мало тех, кто "сеет разумное, доброе, вечное". К великому моему сожалению!
Спасибо Лариса Васильевна!
Спасибо Лариса Васильевна! Сказано с сердцем... "Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете" - очень правильно и точно...Благодарю за откровенные слова про каждого из нас!
Очень точно подмечено! Очень
Очень точно подмечено! Очень часто к нам в детский сад приводят детей, как дикорастущее растение, как в поле выращенное. И наше задача вырастить и превратить его в прекрасный культурный цветок!
Лариса Васильевна, СПАСИБО
Лариса Васильевна, СПАСИБО Вам ОГРОМНОЕ за статью- размышление! Очень мудро, тонко, поэтично и душевно!Наша профессия- это огромный труд, труд во благо, труд вопреки, труд во имя...Бывает по-разному: когда он оценен и отмечен по достоинству, когда он с виду не замечен! Все это лишь дело времени и тех словий в которых мы живем, все зависит от уровня духовности, воспитания и человечности тех, кто нас окружает!..Но в любом случае, УЧИТЕЛЬ- БЫЛ, ЕСТЬ и БУДЕТ!
И у арабов хватало мудрости,
И у арабов хватало мудрости, на методы сравнения. А есть ли у них народные учителя, педагоги?
Красивое сравнение, оно так
Красивое сравнение, оно так четко передает суть нашей работы )
Спасибо, Лариса, за
Спасибо, Лариса, за замечательные рассуждения об учительском труде. И ещё хочется добавить, что плоды учительского труда в основном проявляются не через месяц, год, а бывает только через несколько лет. Поэтому всем терпения, творческих находок и удачи!
Полностью с вами согласна,
Полностью с вами согласна, вот именно годы, только тогда мы увидем свои плоды.
Полностью с вами согласна,
Полностью с вами согласна, вот именно годы, только тогда мы увидем свои плоды.
Даже самый искусный садовник
Даже самый искусный садовник из терновника розу не сделает. Увы.. законы природы человек попрать пытается много веков.. но нет. Человек не шиповник, на который можно привить розу. Даже после прививки корень остается дичком, и часто перерастает красивый сортовой черенок. А уж человеку как известно, свою голову не приставить. При хорошем уходе терновник будет сильным, мощным, сформирует прекрасную изгородь, и защитит.. но останется терновником.
Как все верно подмечено.Как
Как все верно подмечено.Как много,к сожалению,сорняков сейчас прорастает и мешает нам вырастить самые замечательные,самые душевные сады.Спасибо вам большое.Есть над чем подумать и подобрать диковинные удобрения для лучшего урожая
Труд педагога очень сложный и
Труд педагога очень сложный и порой бывает тяжело вырастить достойную смену. Но, как говорится: "капля камень точит". Иногда приносит удовлетворение от своей работы уже то, что ты сделал все возможное для того, чтобы появились "хорошие всходы".