Главные вкладки

    Взгляд на педагогику

    Домашенко Лариса Васильевна

    Арабская мудрость гласит: «Возьмите терновник и поливайте его целый год розовой  водою, - он все–таки не даст вам ничего, кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве, и оно все–таки будет приносить вам в изобилии самые вкусные плоды». Ни в коей  мере не оспаривая мудрых назиданий древних, позволю себе заметить, что и терновник может расцвести розами, если поливать его возьмется истинный садовник, садовник от Бога, которому дан дар, «видоизменять природу занимающих его растений сообразно его надобности» (И.Мечников).

    Педагог издавна считался сеятелем, призванным «сеять разумное, доброе, вечное». Но мне все же более верным представляется образ педагога как садовника – селекционера, наша задача не столько сеять, сколько заботиться о всходах, а в большей степени все-таки «видоизменять» их. Хотя прежде всего мы, конечно, сеем. И это самая легкая часть работы: Проблема же может заключаться только в качестве поставленных семян. Поставщики бывают разные, и зачастую нам приходиться бросать в землю семена, не отличающиеся высоким качеством. Как, например можно научить ребенка быть добрым и бескорыстным, если дома он все время слышит нечто типа «другим помогать – зря время терять». Но настоящий педагог никогда не опустит рук в такой ситуации, не позволит себе трудиться спустя рукава, а с необычайным рвением бросится поливать такое семя розовой водой в надежде на обещанное Мечниковым чудо. Кто-то может усомниться в реальности происходящего, но мы-то, педагоги, знаем, что расцветет этот терновник розами всенепременно.

    И уж тем более никто из нас, даже ради эксперимента не оставит одиноко плодоносить в сухой почве финиковую пальму. И ей достанется вдоволь розовой воды, бьющей из неиссякаемого источника – учительского сердца.

    Но любой садовод скажет, что посадка и полив – это только начало кропотливой работы – впереди прополка! Самое утомительное занятие, требующее от педагога напряженного внимания и сосредоточенности. Сорняки буйно разрастаются на ухоженной почве ученических душ: Приходится бороться с червем сомнения, и с плевелами переходного возраста, и с насекомыми, приносящими пыльцу псевдокультур, лжеучений, грозящих дать непредсказуемые плоды; укрывать от ветров легкомыслия и постоянно совершенствовать методы удобрения и внедрять инновационные технологии.

    Однако даже пунктуально соблюдаемые правила как садоводства, так и педагогики окажутся малоэффективными, если выполнять их равнодушно. Только пламенное сердце, наполненное горячей любовью к своим питомцам, может спасти их от холода безразличия и эгоизма, способного погубить прекрасные всходы. Любой педагог знает, что, лишь окруженные теплотой внимания, его дети смогут расцвести во всем многообразии форм и красок. Именно многообразие характеров наших учеников заставляет нас повышать свою квалификацию и становиться уже садовниками – декораторами, умеющими придать саду эстетическую гармонию и домашний уют.

    А когда, присев отдохнуть, вы залюбуетесь красотой созданного вами сада, появится вдруг его хозяин с гостями и, не замечая вас, с гордостью будет рассказывать  о достоинствах вашего детища.

    «Что ж, - подумается вам, - в конце концов это лучше, чем, оставив сад в запустении, предстать перед разгневанным хозяином».

    Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а  невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете.

     

    Комментарии

    Елена Федоровна Семенова

    Спасибо Лариса Васильевна! Красиво... продуманно... с сердцем... "Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете" - очень правильно и точно... Спасибо еще раз. Вы большая умница!

    Лариса Васильевна, Вы - умница! Как всё тонко подмечено!Сегодня, пожалуй, только школьный учитель держит последний рубеж обороны, стараясь защитить детей от зла и скверны.И даже, если мы не в силах изменить породу дерева,то очень стараемся и должны улучшать плоды своего сада!
    Куковерова Ольга Анатольевна

    Очень правильно и тонко подмечено. Вы умница!
    Дмитриева Ирина Владимировна

    Уважаемая Лариса Васильевна,Вы -молодец!Все правильно и верно!Я-дошкольник,но целиком и полностью согласна с вашими словами.
    Дмитриева Ирина Владимировна

    Уважаемая Лариса Васильевна,Вы -молодец!Все правильно и верно!Я-дошкольник,но целиком и полностью согласна с вашими словами.

    Дошкольники "ЗА"- за розовую воду, бьющую из неиссякаемого источника учительского сердца. Лишь бы это сердце еще долго и долго билось, отдаваясь в каждом маленьком сердечке своих воспитанников. Лариса Васильевна, Вы - молодец!
    Савушкина Елена Михайловна

    Уважаемая, Лариса Васильевна,с Вашими словами согласна и полностью поддерживаю Вашу точку зрения.Спасибо.
    Сисина Римма Маратовна

    Совершенно верно! Вы знаете, я не так давно работаю в ДОУ воспитателем, и сразу мне дали ясельную группу. Понимаете ДА? Адаптация и всё такое... Так вот я очень горда, тем, что меня дети восприняли как вторую маму...они утром идут, и спрашивают своих родителей, а кто с утра? Если я, то с удовольствием заходят в группу.Я думаю, этим многое можно сказать о воспитателе....
    Перчикова Антонина Васильевна

    Всё верно. Так приятно видеть и слышать на своих уроках восторженные высказывания от тех детей, которые дома ничего прекрасного и не видят, но придя в школу вдохновляются и преображаются. Ради этого и стоить работать.

    Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы. Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе и учениках». Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми. Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата. Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай. Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников. Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения. -Где плоды твоего труда? - спросил учитель. -Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь. -Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения. -Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно. -Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель. И третий ученик оказался нерадивым. -Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить. -Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей. И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой: -Забыл я, учитель, посеять семя. -Запомни: что посеешь, то и пожнешь. И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение. -«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель. Вид шестого ученика был печальным. -Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение. -Запомни, ничто не может жить без питания. И у седьмого ученика ждало учителя разочарование. -«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю. -Береги впредь свое чадо от дурного глаза. Нечем было хвастаться и восьмому ученику. -Послушался я, учитель, чужих советов. -Не слушай тех, кто не знает. Не мог похвастаться и девятый ученик. -Учитель, слишком поздно я поселял семя. -Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня. У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов. -Забыл я удобрить землю, учитель. -«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель. Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай. -Учитель, я выполнил все твои советы. -Ты хороший ученик, я горжусь тобой. Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика. -О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем. Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым. Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!
    Иванова Ирина Викторовна

    Хорошая притча, благодарю вас!

    Дмитриева Юлия Николаевна

    Действительно, плоды своего труда учитель не всегда видит сразу. Как приятно узнать о том,что у наших учеников в жизни всё сложилось удачно. Ради этого стоит работать УЧИТЕЛЕМ!

    Смолянская Екатерина Николаевна

    Благодарю Вас за искренние, выстраданные сердцем слава. После прочитанного хочется творить и верить в самое лучшее.

    Печникова Татьяна Юрьевна

    Спасибо за хорошие и добрые слова о тех людях, которые как и садовники с теплом и душой заботятся о маленьких детях, которые вырастают хорошими людьми

    Белоусова Татьяна Николаевна

    Текст Учителя с Большой Буквы. Благодарю за красоту речи и ясность мысли. Если бы все педагоги так делали, мы бы давно жили в Райском саду на планете Земля. Надо текст издать, как истину и руководство для всех людей. С уважением- Татьяна Николаевна

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Я нахожу труд педагога делом благодарным)...именно в признании нашей работы)

    Кустова Елена Владимировна

    К сожалению, "садовников" в педагогике крайне мало. Вот младшая дочь закончила 11 классов, а с благодарностью вспоминает только двух учителей.Мало тех, кто "сеет разумное, доброе, вечное". К великому моему сожалению!

    Иванова Ирина Викторовна

    Спасибо Лариса Васильевна! Сказано с сердцем... "Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете" - очень правильно и точно...Благодарю за откровенные слова про каждого из нас!

    Мухановская Елена Васильевна

    Очень точно подмечено! Очень часто к нам в детский сад приводят детей, как дикорастущее растение, как в поле выращенное. И наше задача вырастить и превратить его в прекрасный культурный цветок!

    Денисова Екатерина Александровна

    Лариса Васильевна, СПАСИБО Вам ОГРОМНОЕ за статью- размышление! Очень мудро, тонко, поэтично и душевно!Наша профессия- это огромный труд, труд во благо, труд вопреки, труд во имя...Бывает по-разному: когда он оценен и отмечен по достоинству, когда он с виду не замечен! Все это лишь дело времени и тех словий в которых мы живем, все зависит от уровня духовности, воспитания и человечности тех, кто нас окружает!..Но в любом случае, УЧИТЕЛЬ- БЫЛ, ЕСТЬ и БУДЕТ!smiley