Зависит только от вас. В.А.Сухомлинский
Я получаю много писем от студентов, главным образом от участников Педагогических секций научных студенческих обществ. Почти во всех письмах - вопрос, oтвет на который, мне кажется, будет представлять определенный интерес для многих завтрашних учителей. Этот вопрос звучит так: что самое важное, самое главное в педагогическом труде?
Я тридцать два года думаю над этим вопросом. Ответить на него не так легко, потому что в нашем деле нет второстепенного. Но есть все-таки и сердцевина педагогического труда.
Дорогой друг, завтрашний учитель! Самое важное в нашем труде - видеть в своем ученике живого человека. Учение - это не перекладывание знаний из головы педагога в голову школьника. Учение - этo прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Помните, что самая могучая сила, заставляющая школьника учиться, пробуждающая у него интерес к труду, усидчивость и настойчивость - это вера в самого себя, чувство уважения к самому себе. До тех пор, пока в детском сердце живет эта сила, Вы - мастер-воспитатель, Вы - человек, которого ребенок уважает. Но как только угас огонек этой, ни с чем не сравнимой духовной силы, Вы становитесь бессильным; самые мудрые, самые тонкие средстве воздействий на душу ребенка остаются мертвыми.
В одной школе не так давно произошел такой случай. Ученик никак не мог понять, как питается и как дышит растение, как из почки развивается листок, плод. Учитель биологии часто вызывал его и укорял: «Неужели ты не можешь понять простых вещей? Что же ты вообще можешь?»
Постепенно в душе мальчика зрело неверие в самого себя. Елементарные вещи казались ему сложными, потому, что путь к знанию стала преграждать стена неверия в собственные силы. На уроке биолог сказал: через несколько дней начнут распускаться почки, мы пойдем всем классом к каштановой аллее, и если уж там Алеша не расскажет то, что понятно каждому, тогда дело безнадежно.
Учитель очень любил свое детище - аллею маленьких каштанов, выращенных из семян... Когда класс пришел к каштановой аллее, учитель был поражен: все почки на деревьях сорваны. Дети стояли удрученные. В глазах у Алеши на мгновение вспыхнул огонек злорадства.
Что стоит за этим поступком? Глубокая сердечная боль, обида, бурная вспышка духовных сил, взрыв. Мальчик выразил свой протест. Он чувствовал в словах учителя зло. А за зло ребенок платит злом, иногда чудовищным, нелепым, бессмысленным.
Но чаще бывает так, что школьник, получающий двойку за двойкой, примиряется со своей участью, свыкается с мыслью, что он ни на что не способен. Мое сердце охватывает гнев и возмущение, когда я вижу такого равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо спушать укоры и «распекание» учителя. Больше огня бойтесь этого, мой юный друг. Бойтесь безропотного, бессловесного, готового со всем согласиться ученика. Это самое страшное в человеке. Пусть радует вас строптивость и ершистость, пусть и к Вашей мысли ребенок подходит как бы с недоверием, пусть проверяет, исследует. «Да здравствует строптивость!» - эти слова я бы написал яркими буквами и вывесил бы в учительской...
Вы - завтрашний учитель. Помните, что каждый ребенок приходит в школу с искренним желанием хорошо учиться. Оно как яркий огонек, озаряющий мир детских забот и тревог. Ребенок несет его нам, учителям, с безграничной доверчивостью. Этот огонек легко потушить резкостью, грубостью, равнодушием, неверием в него, ребенка. Если бы мы, учителя, несли в своем сердце ту же безграничную доверчивость к ребенку, какую он несет нам! Была бы чудесная гармония человечности, гармонии взаимного уважения.
В чем же она должна выражаться - вера учителя в силы ученика? Диалектика нашего труда такова, что никогда не может наступить такой момент, когда бы учитель имел право сказать: благодаря моим трудам и моим заботам ребенок достиг предела, больше ничего от него не добьешься. Многие беды школьного воспитания как раз и имеют в своей основе эту неверную мысль. Помните, что возможности и силы человеческие неисчерпаемы. Школьник может целый год чего-то не понимать, чего-то не уметь, но вот наступил момент, когда он понял, сумел. Внутренние духовные силы для такого «озарения» - я так бы назвал это пробуждение мысли - накапливаются в детском сознании постепенно, и накапливаем эти силы мы, педагоги своей верой. Никогда не надо спешить и разочаровываться. Не умеет сегодня - будет уметь через три года, и все эти три года я буду верить в неисчерпаемость человеческих сил.
В связи с этим хочется посоветовать Вам, мой юный друг: как у хирурга в чистом металическом ящичке тончайщиe инструменты и ожидают своего часа - операции, так и Ваши самые тонкие, самые мудрые, самые острые и небезопасные инструменты - оценки - пусть больше «лежат в ящике», чем пускаются в дело. Я считаю признаком дремучего педагогического бескультурья привычку ставить оценку чуть ли не за каждое слово. При таком отношении к делу тончайший инструмент превращается то в пряник, то в дубинку; одного он развращает, другого уязвляет. Хочется, чтобы не было в школах ненужной погони за оценками, так называемого «накопления оценок». Сколько у ученика должно быть оценок в течение четверти - это дело учителя.
Помните, что и для взрослого напрасный, безрезультатный труд постыл, отупляющ. Мы же имеем дело с детьми. Если школьник не ждет успехов от своей работы, он теряет веру в свои силы, становится дерзким или равнодушным.
От того, как ученик относится сам к себе, в огромной мере зависит его моральный облик. В школе пока еще много кустарщины в той сфере воспитания, где успех зависит от педагогической культуры учителя: ученик познает мир, окружающий его, и очень мало познает и очень мало знает себя. Я твердо убежден: познавая окружающий мир, ребенок должен познать самого себя, проникнуться чувством глубокого уважения к себе. Самоуважение - это мать самовоспитания. В чувстве собственного достоинства - один из самих сильных источников человеческой чести, доброго имени, здорового самолюбия. Вступая на поприще педагогического творчества, помните, что вам надо научить ребенка умственно трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, чувствовать в результатах умственного труда свои духовные силы.
Переступая порог школы, вы становетесь не только преподавателем своего предмета, но прежде всего воспитателем. Вы должны уметь воспитывать желание учиться. Не все дети одинаково думают, одинаково воспринимают, одинаково запоминают. У одного уже получается то, чему Вы хотите его научить, у другого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться, дайте ему возможность подумать, не задувайте, не гасите слабый огонек жажды знаний. Оценивайте умственный труд ребенка лишь тогда, когда он приносит хотя бы незначительные положительные результаты. Умейте видеть и чувствовать в каждом неповторимую человеческую индивидуальность. Когда кто-нибудь из учителей говорит: «Этот ребенок безнадежен, такова его судьба - быть отстающим», мне вспоминаются слева Генриха Гейне: «Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».
Студентку Алма-Атинского Педагогического института Тамару Шашкову волнует вопрос о методах обучения. «Меня страшит то, что появляется обилие методов обучения, - пишет она. - Почти каждый день читаешь: новый метод, новый методический прием... Как разобраться в этом обилии методов и приемов? Какие из них в самом деле наиболее эффективны‽»
И Тамаре Шашковой и другим студентам, которых тревожит «рождение и не очень продолжительная жизнь отдельных методов» (так и пишет студент из Волгограда), надо понять, что любой метод обучения, пока он существует лишь в нашем представлении, пока мы анализируем его достоинства и недостатки на бумаге - в учебнике, в конспекте, - это еще не метод. Представим себе набор тонких слесарных инструментов все они лежат - каждый на своем месте, каждый имеет свое назначение. Но что представляют собой все эти инструменты, пока к ним не прикоснулась человеческая рука? Металл - не больше. Каждый из этих кусочков метала становится инструментом только в руках мастера. Так и с методами обучения. Метод появляется тогда, когда есть мастер. От вас и только от вас зависит, как он будет воздействовать на юного человека. Настоящий творческий труд в школе - это прежде всего живая, пытливая мысль, исследование. Самая прекрасная, самая тонкая методика действенна лишь тогда, когда есть живая индивидуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное. Как не вспомнить слова мудрого польского педагога Януша Корчака: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные». Если хотите быть настоящим мастером, не ждите, когда кто-то родит вам ваше дитя. Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнете свой ум, свою живую мысль.
- Мне нравится (7)
Комментарии
))
Всё зависит от меня.
Зависит только от вас
От учителя зависит не всё, но
От учителя зависит не всё, но многое. Замечали, даже целый класс, как единый организм, похож на учителя...особенно, на первого..)
Сколько не перечитываешь В.А
Сколько не перечитываешь В.А.Сухомлинского, столько не устаешь поражаться его педагогическому таланту. Так всё ясно и доступно он пишет, почему же большинство педагогов только цитируют его? Почему многие педагоги не любят своих учащихся хотя бы на сотую долю того, как любил их В.А. Сухомлинский? Рядом с нами просто дети, и есть такие педагоги,которые гоняются за титулами и результатами,а неуспевающих учеников отсаживают на задние парты, чтобы не мешали учить отличников. И это ещё в лучшем случае. Неужели они не прочитали ни одного абзаца из педагогической классики, а дети стали для них просто средством удовлетворения собственного тщеславия и источником материального благополучия?
Познавательно.
Познавательно.
Очень нравиться читать В.А
Очень нравиться читать В.А.Сухомлинского. Он не просто образованный педагог, он мудрый человек, тонко чувствующий других людей. Несмотря на свою образованность и успех в своей деятельности, он никогда не "возвышается" над своими учениками, он их УВАЖАЕТ.
Как правильно сказал Василий
Как правильно сказал Василий Александрович: "Надо видеть в каждом ученике человека!" Я всегда общаюсь со своими учениками с этой позиции. Я знаю, что передо мной, пусть маленький, но человек, со своими чувствами, переживаниями, радостями, трудностями. К любой его проблеме отношусь серьёзно, с пониманием. Стараюсь дать совет, показать на собственном примере, как найти выход из трудной ситуации.
Да, всё верно Василий
Да, всё верно Василий Александрович. Слова, мысли, идеи великих людей всегда актуальны, в них можно найти ответы на многие вопросы. Только на деле получается всё не так гладко и быстро. Помните, если жадный ребёнок, поставь его в ситуацию, чтобы он проявил щедрость, забияка, драчун-сделай так, чтобы он о ком-то заботился. Один, два, три раза и всё-ученик щедрый, добрый. А реально приходится хоть тридцать три раза поставить его в ситуацию, когда он на виду внимательный, добрый, а отвернёшься-опять с кем-то дерётся. Я это к тому, что действительно и сами советы действенны тогда, когда не думаешь уже у кого и что ты читал, а действуешь по велению души.
Великие педагоги! Многое
Великие педагоги! Многое приходит с практикой.