Главные вкладки

    Зависит только от вас. В.А.Сухомлинский

    Я получаю много писем от студентов, главным  об­разом от участников Пе­дагогических секций научных студенческих обществ. Почти во всех письмах - вопрос, oтвет на который, мне кажет­ся, будет представлять определенный интерес для многих завтрашних учителей. Этот вопрос звучит так: что самое важное, самое главное в пе­дагогическом труде?

    Я тридцать два года думаю над этим вопросом. Ответить на него не так легко, потому что в нашем деле нет второстепенного. Но есть все-таки и сердцевина педагогического труда.

    Дорогой друг, завтрашний учитель! Самое важное в на­шем труде - видеть в сво­ем ученике живого человека. Учение - это не переклады­вание знаний из головы педа­гога в голову школьника. Учение - этo прежде всего жи­вые человеческие отношения между педагогом и детьми.

    Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в уче­нии - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого мо­жет привести к печальным ре­зультатам. Помните, что самая могучая сила, заставляющая школьника учиться, пробужда­ющая у него интерес к труду, усидчивость и настойчивость - это вера в самого себя, чувство уважения к самому себе. До тех пор, пока в дет­ском сердце живет эта сила, Вы - мастер-воспитатель, Вы - человек, которого ребенок уважает. Но как только угас огонек этой, ни с чем не срав­нимой духовной силы, Вы становитесь бессильным; самые мудрые, самые тонкие сред­стве воздействий на душу ре­бенка остаются мертвыми.

    В одной школе не так дав­но произошел такой случай. Ученик никак не мог понять, как питается и как дышит ра­стение, как из почки разви­вается листок, плод. Учитель биологии часто вызывал его и укорял: «Неу­жели ты не можешь понять простых вещей? Что же ты  вообще можешь?»

    Постепенно в душе мальчика зрело неверие в самого себя. Елементарные вещи казались ему сложными, потому, что путь к знанию стала преграждать стена неверия в собственные силы. На уроке биолог сказал: через несколько дней начнут распускаться почки, мы пойдем всем классом к каштановой ал­лее, и если уж там Алеша не расскажет то, что понятно ка­ждому, тогда дело безнадежно.

    Учитель очень любил свое детище - аллею маленьких каштанов, выращенных из семян... Когда класс пришел к каштановой аллее, учитель был поражен: все почки на деревьях сорваны. Дети стояли удрученные. В глазах у Алеши на мгновение вспыхнул огонек злорадства.

    Что стоит за этим поступком? Глубокая сердечная боль, обида, бурная вспышка духовных сил, взрыв. Мальчик выразил свой протест. Он чувствовал в словах учителя зло. А за зло ребенок платит злом, иногда чудовищным, нелепым, бессмысленным.

    Но чаще бывает так, что школьник, получающий двой­ку за двойкой, примиряется со своей участью, свыкается с мыслью, что он ни на что не способен. Мое сердце охва­тывает гнев и возмущение, когда я вижу такого равнодушного, безропотного ребен­ка, готового терпеливо спу­шать укоры и «распекание» учителя. Больше огня бойтесь этого, мой юный друг. Бой­тесь безропотного, бессловес­ного, готового со всем согла­ситься ученика. Это самое страшное в человеке. Пусть радует вас строптивость и ершистость, пусть и к Вашей мысли ребенок подходит как бы с недоверием, пусть про­веряет, исследует. «Да здравствует строптивость!» - эти слова я бы написал яркими буквами и вывесил бы в учи­тельской...

    Вы - завтрашний учитель. Помните, что каждый ребенок приходит в школу с искрен­ним желанием хорошо учиться. Оно как яркий огонек, озаряющий  мир детских забот и тревог. Ребенок несет его нам, учителям, с безграничной доверчивостью. Этот огонек легко потушить резкостью, грубостью, равнодушием, неверием в него, ребенка. Если бы мы, учителя, несли в своем сердце ту же безграничную доверчивость к ребенку, какую он несет нам!  Была бы чудесная гармония человечности, гармонии  взаимного уважения.

    В чем же она должна выражаться - вера учителя в силы ученика? Диалектика на­шего труда такова, что никогда не может наступить та­кой момент, когда бы учитель имел право сказать: благодаря  моим трудам и моим заботам ребенок  достиг пре­дела, больше ничего от него не добьешься. Многие беды школьного воспитания как раз и имеют в своей основе эту неверную мысль. Помните, что возможности и силы че­ловеческие неисчерпаемы. Школьник может целый год чего-то не понимать, чего-то не уметь, но вот наступил момент, когда он понял, су­мел. Внутренние духовные си­лы для такого «озарения» - я так бы назвал это пробуждение мысли - накапливают­ся в детском сознании постепенно, и накапливаем эти си­лы мы, педагоги своей верой. Никогда не надо спешить и разочаровываться. Не умеет сегодня - будет уметь через три года, и все эти три года я буду верить в неисчерпае­мость человеческих сил.

    В связи с этим хочется посоветовать Вам, мой юный друг: как у хирурга в чистом металическом ящичке тончайщиe инструменты и ожидают своего часа - операции, так и Ваши самые тонкие, самые мудрые, самые острые и небезопасные инструменты - оценки - пусть  больше «лежат в ящике», чем пускаются в дело. Я считаю признаком дремучего педагогического бескультурья привычку ставить оценку чуть ли не за каждое слово. При таком отношении к делу тончайший инструмент превращается то в пряник, то в дубинку; одного он развращает, другого уязвляет. Хочется, чтобы не было в школах ненужной погони за оценками, так называемого «накопления оценок». Сколько у ученика должно быть оценок в течение четверти - это дело учителя.

    Помните, что и для взрослого напрасный, безрезуль­татный труд постыл, отупляющ. Мы же имеем дело с детьми. Если школьник  не ждет успехов от своей работы, он теряет веру в свои си­лы, становится дерзким или равнодушным.             

    От того, как ученик относится сам к себе, в ог­ромной мере зависит его моральный облик. В школе пока еще много кустарщины в той сфере воспитания, где успех зависит от педагогиче­ской культуры учителя: уче­ник познает мир, окружающий его, и очень мало познает и очень мало знает себя. Я твердо убежден: познавая окружающий мир, ребенок должен познать самого себя, проникнуться чувством глубо­кого уважения к себе. Самоуважение - это мать самовоспитания. В чувстве собственного достоинства - один из самих сильных источников человеческой чести, доброго имени, здорового самолюбия. Вступая на поприще педагогического  творчества, помни­те, что вам надо научить ребенка умственно трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, чувствовать в ре­зультатах умственного труда свои духовные силы.

    Переступая порог школы, вы становетесь не только преподавателем своего предмета, но прежде всего воспита­телем. Вы должны уметь вос­питывать желание учиться. Не все дети одинаково думают, одинаково воспринимают, одинаково запоминают. У од­ного уже получается то, чему Вы хотите его научить, у дру­гого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться, дайте ему возмож­ность подумать, не задувай­те, не гасите слабый огонек жажды знаний. Оценивайте умственный труд ребенка лишь тогда, когда он прино­сит хотя бы незначительные положительные результаты. Умейте видеть и чувствовать в каждом неповторимую человеческую индивидуальность. Когда кто-нибудь из учителей говорит: «Этот ребенок без­надежен, такова его судьба - быть отстающим», мне вспоминаются слева Генриха Гейне: «Каждый человек - это мир, который с ним рож­дается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

    Студентку Алма-Атинского Педагогического института Тамару Шашкову волнует вопрос о методах обучения. «Меня страшит то, что появ­ляется обилие методов обу­чения, - пишет она. - Поч­ти каждый день читаешь: но­вый метод, новый методиче­ский прием... Как разобраться в этом обилии методов и приемов? Какие из них в самом деле наиболее эффективны‽»

    И Тамаре Шашковой и другим студентам, которых тревожит «рождение и не очень продолжительная жизнь отдельных методов» (так и пишет студент из Волгограда), надо понять, что любой метод обучения, пока он существует лишь в нашем представлении, пока мы анализируем его достоинства и недостатки на бумаге - в учебнике, в конспекте, - это еще не метод. Представим себе набор тонких слесарных инструментов все они лежат - каждый на своем месте, каждый имеет свое назначение. Но что представляют собой все эти инструменты, пока к ним не прикоснулась человеческая  рука? Металл - не больше. Каждый из этих кусочков метала становится инструментом только в руках мастера. Так и с методами обучения. Метод появляется тогда, когда есть мастер. От вас и только от вас зависит, как он будет воздействовать на юно­го человека. Настоящий твор­ческий труд в школе - это прежде всего живая, пытли­вая мысль, исследование. Самая прекрасная, самая тонкая методика действенна лишь тогда, когда есть живая инди­видуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное. Как не вспомнить слова муд­рого польского педагога Януша Корчака: «Велеть кому-ни­будь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные». Если хотите быть настоящим ма­стером, не ждите, когда кто-то родит вам ваше дитя. На­илучшим, наиболее эффектив­ным будет тот метод, в кото­рый вы вдохнете свой ум, свою живую мысль.

     

    Комментарии

    Кузнецов Григорий Александрович

    интересное сообщение познавательное
    Бородина Алла Ивановна

    Я учительствую 20 лет. Когда училась в Вузе, жадно впитывала все умные мысли умных педегогов. В их числе был и Сухомлинский. Я полностью согласна с автором статьи. В школе всё зависит от учителя. В какую сторону он поведёт своих учеников, в ту сторону они и пойдут. Но здесь важно, чтобы дети поверили и пошли именно туда , куда зовёт их учитель. Умный учитель всегда предоставит свободу выбора. Умный учитель всегда найдёт слова, которые убедят любого, даже самого неверящего, ученика в правильности предложенного педагогом пути. Учитель должен быть нетолько умным, но и ,если хотите, хитрым. Изучая какое-нибудь литературное произведение, я часто иду на хитрость, чтобы пробудить интерес к чтению, к поиску. "Преступление и наказание" Достоевского мы читаем как детективный роман. Детективы интересны подросткам. А некоторым интересен факт разоблачения преступника. Будущим учителям я бы посоветовала быть равными с детьми: умейте быть серьёзными и с юмором. Несколько лет подряд 1 апреля я удивляла своих учеников различными неординарными выходками. С каждым следующим годом дети ждали, что я выкину на этот раз. Не бойтесь быть смешными, не бойтесь ошибаться в мелочах (но не в главном!). Провоцируйте учеников на сотрудничество.
    Сайкун Найля Низамутдиновна

    От Учителя зависит многое. Конечно, мы говорим, что ребенка воспитывает семья, улица, но что в него вложит Учитель, таким и будет ученик.
    Татьяна Михайловна Захарченко

    От учителя зависит не всё, но многое. Замечали, даже целый класс, как единый организм, похож на учителя...особенно, на первого..)

    Сколько не перечитываешь В.А.Сухомлинского, столько не устаешь поражаться его педагогическому таланту. Так всё ясно и доступно он пишет, почему же большинство педагогов только цитируют его? Почему многие педагоги не любят своих учащихся хотя бы на сотую долю того, как любил их В.А. Сухомлинский? Рядом с нами просто дети, и есть такие педагоги,которые гоняются за титулами и результатами,а неуспевающих учеников отсаживают на задние парты, чтобы не мешали учить отличников. И это ещё в лучшем случае. Неужели они не прочитали ни одного абзаца из педагогической классики, а дети стали для них просто средством удовлетворения собственного тщеславия и источником материального благополучия?

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Познавательно.

    Русинова Надежда Владимировна

    Очень нравиться читать В.А.Сухомлинского. Он не просто образованный педагог, он мудрый человек, тонко чувствующий других людей. Несмотря на свою образованность и успех в своей деятельности, он никогда не "возвышается" над своими учениками, он их УВАЖАЕТ.

    Лада Николаевна Никонова

    Полностью согласна с автором статьи

    Полчанинова Светлана Леонидовна

    Как правильно сказал Василий Александрович: "Надо видеть в каждом ученике человека!" Я всегда общаюсь со своими учениками с этой позиции. Я знаю, что передо мной, пусть маленький, но человек, со своими чувствами, переживаниями, радостями, трудностями. К любой его проблеме отношусь серьёзно, с пониманием. Стараюсь дать совет, показать на собственном примере, как найти выход из трудной ситуации.