Воспитательный блеск похода. Ш.А.Амонашвили

Когда я пришел на вокзал все уже были в сборе, все до единого.

— Шалва-учитель... Шалва Александрович...— и они обступили меня.

— Значит, едем?

— Дааа!

— Двенадцать километров... Не боитесь?

— Нееет!

— Правила и план у каждого в кармане?

— Дааа! — и все достают из кармана карточки с правилами и планом нашего похода.

Раннее утро — шесть часов, но ни у кого и тени сонливости на лице.

Дети одеты по-спортивному, у всех на плечах рюкзаки. Всем не терпится скорее тронуться в путь.

Шумные и боевые «дааа» и «нееет» детей разбудили привокзальную площадь. Водители такси, стоящих в ряд в ожидании пассажиров, с любопытством поглядывают на нас из своих машин.

Взрослых, которые привели детей на вокзал, много — папы, мамы, бабушки, дедушки. Некоторые отводят меня в сторону и пытаются еще раз уговорить. «Шалва Александрович, может быть, все же разрешите нам тоже поехать вместе с вами, вам одному ведь будет трудно?»

«Не беспокойтесь, пожалуйста,— говорю я им,— завтра вечером в десять часов ждите нас на вокзале!»

Нет, я не возьму дополнительных сопровождающих. С нами, как уже договорились, поедут только дядя Автандил, дядя Георгий и тетя Кетино и, конечно, вожатый отряда, наш восьмиклассник-комсомолец Амиран. Он высокий, жизнерадостный, крепкий парень, баскетболист. Стоит он посреди своего отряда, окруженный девочками, тоже в красном галстуке, тоже с рюкзаком на плечах.

Других не беру потому, что по опыту знаю: чем больше мам и пап идут вместе с детьми в наши коллективные походы и экскурсии, тем больше теряется и меркнет воспитательный блеск этих уникаль­ных походов. Да, именно воспитательный, ибо мамы — особенно они — вдруг превращаются в каких-то строгих надзирательниц или нянь, и детям нет от них жизни.

Как-то раз, когда у нас был поход в ботанический сад, я записал (конечно, не все) приказы, требования, угрозы, которые издавали мамы, каждая трепетно оберегая своего ребенка. Детский жриамули (в переводе с грузинского - щебет птиц и детей) был заглушён грозным, нервным, тревожным гвалтом мам: «Не бегай!» (этот приказ издавала каждая мама с промежутками в две-три минуты), «Не трогай!», «Не прыгай!», «Не смей!», «Не ходи туда!», «Брось сейчас же!», «Иди сюда!», «Стой рядом со мной!», «Не кричи!», «Оденься, простудишься!», «Ешь, а то не пущу играть!». Мамы не давали детям вжиться в майскую природу, вдоволь набегаться, удивляться цветам, бабочкам, птичкам, муравейной суете, ради чего мы и пришли в ботанический сад. Мне самому тоже хотелось бегать и шалить вместе с ребятишками, перейти речку вброд босиком, но ... не осмелился. Мамы могли разом, все вместе накричать на меня: «Учитель, что вы делаете? Ведь дети будут вам подражать!»

Я обнаружил тогда одно удивительное явление. Как вы думаете, уважаемые коллеги, будут ли дети вести себя более сдержанно, разумно, возникнет ли меньше недоразумений и особых случаев, если во время похода за каждым ребенком будет присматривать своя мама или бабушка? Я лично пришел к выводу, что из этого ничего хорошего не получается, а воспитательный блеск похода тускнеет или вовсе пропадает. Несмотря на постоянные нервные приказы («Не смей!», «Не бегай!»), дети ведут себя более развязно, теряют самообладание, забывают о том, зачем пошли в поход, часто ушибаются. И это именно потому, что за каждым из них присматривает мама. В этом я глубоко убедился. Чем это объяснить? Разве присутствие рядом взрослых не должно сдерживать ребенка? Нет, присутствие родителей не всегда делает детей более разумными и сдержанными, скорее наоборот. В детях заглушается внутренняя потребность к самоорганизации, самоуправлению, и они полностью отдаются стихии своих непосредственных импульсов. К этому добавляется еще то обстоятельство, что действие импульсов увеличивается в каждом ребенке в зависимости от количества детей в группе и оттого, что они уже знают друг друга, учатся в одном классе. Замечал я еще, что в массовом психическом «помешательстве» детей самыми сдержанными и организованными оказывались тот мальчик или та девочка, родители которых не сопровождали нас в походе. Видимо, они больше следовали внутреннему зову просьб и добрых наставлений своих родителей, чем другие — грозно звучащим приказам сопро­вождающих их мам.

Еще мамы берут с собой так много провизии, что ею можно накормить целый полк, и все стараются расстелить скатерть под тенью густых деревьев, у речки и устроить пиршество. В общем, получается какое-то несуразное времяпрепровождение. И хотя после этого все же все остаются довольными, но я недоумеваю, так как знаю, какой воспитательный смысл утратил поход.

Раньше, когда я еще недооценивал все педагогическое значение детских походов и экскурсий и когда главными для меня были внешняя организованность и дисциплина, я предупреждал детей задолго до похода: «Вот будет у нас поход, а шалунов не возьму с собой, не возьмем с собой и тех, кто плохо учится» и т. д. В поход брал с собой как можно больше родителей, чтобы сами присматривали за своими детьми. А вдруг кто-то сломает себе шею, кому за это отвечать? После похода я посвящал целый урок разбору того, кто как себя вел и кого больше не буду брать с собой в поход. Или даже угрожал всем, что, мол, больше я им похода не устрою, они этого не заслуживают. А детям так хотелось выйти за стены школы, увидеть что-то интересное, необычное, попутешествовать, заночевать где-нибудь в лесу в палатках.

Но так поступал я давно и к тому прошлому не буду возвращаться.

Потому и не беру с собой всех родителей.

Поедут с нами только трое. Они, во-первых, смогут помочь нам, если возникнут какие-то осложнения, а во-вторых, они включены в наш коллектив не как надзиратели, а как участники нашей игры. Дядя Автандил недавно специально ходил по тому же маршруту, по которому пройдут дети сегодня и завтра. Он уже отвез туда палатки, а вдоль маршрута оставил еще... Но об этом потом. Тетя Кетино будет у нас врачом первой помощи, она берет необходимые для этого медикаменты. Дядя Георгий будет руководить нашим соревнованием.

— Электричка отходит через десять минут, уже время выйти на перрон! — предупреждает Дато. Ему поручено купить всем билеты и следить за режимом похода. Вижу, у него в руках целая кипа биле­тов, их должно быть 43.

— Тогда,— говорю я всем,— пусть начальник штаба приступит к своим обязанностям. Отныне мы находимся в подчинении началь­ника штаба. Это всем ясно?

— Дааа...

А начальник штаба нашего двухдневного похода — вожатый от­ряда Амиран. Пионеры сами его выбрали, да еще разъясняли, почему именно он должен руководить штабом — он же комсомолец, он умнее всех нас.

— Ребята, попрощайтесь с провожающими! — говорит Амиран. А через минуту дает энергичную команду:

— Отряд, стройся!

Вот теперь-то таксисты вышли из своих машин и собрались во­круг нас.

— Куда вы едете? — спрашивают они у детей.

— В по-ход! — отвечают они хором и направляются к перрону. У нас поход.

Что значит для моих ребят поход? Будут трудности, и надо научиться преодолевать их. Устанешь, проголодаешься, но надо научиться терпеть. Будет опасно, и надо научиться беречь друг друга, помогать девочкам.

Поход не любит хныкающих, нудных, невеселых.

У нас поход — чтобы укрепить в себе наилучшие черты своего характера, и в первую очередь умение дружить. У нас поход — чтобы исправить свой характер, проверить себя, дать проверить себя друзьям-товарищам. И, наряду со всем этим, изучить все, что может встретиться в пути,— исторические памятники, родную при­роду. Запомнить, зарисовать, записать, собрать.

Поход для того, чтобы иметь возможность проявить мужество, чуткость, преданность, сообразительность, творчество, жизнера­достность, любознательность, уважение к прошлому и бережное от­ношение к природе.

Обо всем этом мы уже говорили в классе, об этом говорил с ребятами Амиран.

Вот в чем цель нашего похода.

А если весь поход пронизан еще серьезной игрой? Самим опре­делять, в каком направлении идти, находить запрятанные в скалах и развалинах древних памятников письма, проводить спортивные со­ревнования, делать что-то хорошее для других, раскрывать друг другу душу вокруг ночного костра, мечтать...

Все это я и называю воспитательным блеском нашего похода.

Воспитательный блеск есть не что иное, как озаренная смыс­лом романтика будней школьников.

Я веду ребят в двухдневный поход, чтобы закалить нашу друж­бу, развить их познавательную страсть, дать возможность каждому утвердиться в своем взрослении.

Веду я их в поход потому (затем), чтобы вернуться нам оттуда переполненными чувствами радости, оптимизма, дружбы...

Дети входят в вагон. Никто не старается опередить другого. Мальчики помогают девочкам. Нам ехать всего двадцать минут. На первой же остановке мы выйдем, оттуда и начнется поход.

Надо развеселить раннее утро и этот хмурый вагон.

— Нужна песня!

И Амиран тоже поет вместе со своими пионерами.


Из книги Ш.А.Амонашвили "Единство цели".

 

Комментарии

Полностью согласна, что мамки-няньки в походе не уместны. Если уж вы собираетесь его провести без формальностей, то все продумайте и вперед без тени сомнения!
Абанина Диана Петровна

В походе коллектив сплачивается,сразу видно, что из себя представляет каждый ребёнок, развиваются лучшие качества личности. Важную роль играет учитель.
Терешкевич Оксана Валерьевна

Осталась ностальгия по кострам, встречам рассветов, песням под гитару. Мало среди молодёжи вы найдёте энтузиастов кормить комаров, готовить еду на костре и на день отказаться от телефона с Интернетом. Всё потерялось вместе с пионерской организацией.
Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами!

"Нервные приказы" или "серьезные игры"? Разумеется, второе! Именно в играх ребенок раскрепощается, становится понятны его приоритеты. Часто поведение при родителях не совпадает с проявлением себя среди сверстников. Игра нужна и для того, чтобы каждый мог примерить на себя разные роли - это поможет понимать друг друга.
Антропова Эльза Валерьевна

Можно,наверно и проще-Не серьёзные походы,а даже прогулки или"поиск клада"они же тоже очень влияют на формирование коллектива и становление личности ребёнка.
Николаева Татьяна Петровна

Где сейчас найдешь такого организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.
Татьяна Михайловна Захарченко

"У нас поход — чтобы укрепить в себе наилучшие черты своего характера, и в первую очередь умение дружить. У нас поход — чтобы исправить свой характер, проверить себя, дать проверить себя друзьям-товарищам..."Именно так. Иду с детьми в первый поход, и сразу же вижу кто есть кто...И над чем надо работать, чтобы сплотить коллектив)

Максимова Альбина Васильевна

Альбина. Огромное удовольствие получили мои воспитанники и я сама во время
"похода" с воспитанниками дошколятами. Именно в таких условиях можно увидеть человеческие качества по отношению к сверстникам.

Нет, интерес не пропал. Дети младшего и среднего звена с удовольствием бы открыли для себя те новые драгоценные впечатления, что скрываются под словом "поход". А вот с тем, что не хватает того, кто организует это и возьмёт на себя такую ответственность (особенно в наше время!), я полностью согласна.

Мудрецов Игорь Вячеславович

В походы с детьми как-то не довелось, но военные сборы, поездки, ВСИ "Зарница", Вахты Памяти и прочее сближает и дисциплинирует ребят. Причем, чем более отъявленный в школе, тем более полезен и дисциплинирован ученик в подобных мероприятиях (кстати. вечный мой бич, когда несешь на подпись состав участников, начальство далеко не в восторге было от того, кого я включал в состав).

Лауконен Светлана Юрьевна

Очень жаль,что сейчас настолько ужесточили требования к организации походов.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Ох.. попался тут на глаза юмористический рассказ, про организацию похода в школе. было бы смешно, если бы не было грустно. От того бреда который понаписали чиновники в правилах и инструкциях. и благодаря которому на данный момент наверное 1 педагог из миллиона возьмется за эту затею. А жаль...когда я училась в начальной школе мы ходили всем классом в однодневные походы минимум 2 раза в год. Впечатления остались на всю жизнь.

Очень интересный материал. Для себя взяла много интересного.В походе детки очень сильно меняются. Мне кажется становятся добрее, внимательнее друг другу.