Воспитательный блеск похода. Ш.А.Амонашвили
Когда я пришел на вокзал все уже были в сборе, все до единого.
— Шалва-учитель... Шалва Александрович...— и они обступили меня.
— Значит, едем?
— Дааа!
— Двенадцать километров... Не боитесь?
— Нееет!
— Правила и план у каждого в кармане?
— Дааа! — и все достают из кармана карточки с правилами и планом нашего похода.
Раннее утро — шесть часов, но ни у кого и тени сонливости на лице.
Дети одеты по-спортивному, у всех на плечах рюкзаки. Всем не терпится скорее тронуться в путь.
Шумные и боевые «дааа» и «нееет» детей разбудили привокзальную площадь. Водители такси, стоящих в ряд в ожидании пассажиров, с любопытством поглядывают на нас из своих машин.
Взрослых, которые привели детей на вокзал, много — папы, мамы, бабушки, дедушки. Некоторые отводят меня в сторону и пытаются еще раз уговорить. «Шалва Александрович, может быть, все же разрешите нам тоже поехать вместе с вами, вам одному ведь будет трудно?»
«Не беспокойтесь, пожалуйста,— говорю я им,— завтра вечером в десять часов ждите нас на вокзале!»
Нет, я не возьму дополнительных сопровождающих. С нами, как уже договорились, поедут только дядя Автандил, дядя Георгий и тетя Кетино и, конечно, вожатый отряда, наш восьмиклассник-комсомолец Амиран. Он высокий, жизнерадостный, крепкий парень, баскетболист. Стоит он посреди своего отряда, окруженный девочками, тоже в красном галстуке, тоже с рюкзаком на плечах.
Других не беру потому, что по опыту знаю: чем больше мам и пап идут вместе с детьми в наши коллективные походы и экскурсии, тем больше теряется и меркнет воспитательный блеск этих уникальных походов. Да, именно воспитательный, ибо мамы — особенно они — вдруг превращаются в каких-то строгих надзирательниц или нянь, и детям нет от них жизни.
Как-то раз, когда у нас был поход в ботанический сад, я записал (конечно, не все) приказы, требования, угрозы, которые издавали мамы, каждая трепетно оберегая своего ребенка. Детский жриамули (в переводе с грузинского - щебет птиц и детей) был заглушён грозным, нервным, тревожным гвалтом мам: «Не бегай!» (этот приказ издавала каждая мама с промежутками в две-три минуты), «Не трогай!», «Не прыгай!», «Не смей!», «Не ходи туда!», «Брось сейчас же!», «Иди сюда!», «Стой рядом со мной!», «Не кричи!», «Оденься, простудишься!», «Ешь, а то не пущу играть!». Мамы не давали детям вжиться в майскую природу, вдоволь набегаться, удивляться цветам, бабочкам, птичкам, муравейной суете, ради чего мы и пришли в ботанический сад. Мне самому тоже хотелось бегать и шалить вместе с ребятишками, перейти речку вброд босиком, но ... не осмелился. Мамы могли разом, все вместе накричать на меня: «Учитель, что вы делаете? Ведь дети будут вам подражать!»
Я обнаружил тогда одно удивительное явление. Как вы думаете, уважаемые коллеги, будут ли дети вести себя более сдержанно, разумно, возникнет ли меньше недоразумений и особых случаев, если во время похода за каждым ребенком будет присматривать своя мама или бабушка? Я лично пришел к выводу, что из этого ничего хорошего не получается, а воспитательный блеск похода тускнеет или вовсе пропадает. Несмотря на постоянные нервные приказы («Не смей!», «Не бегай!»), дети ведут себя более развязно, теряют самообладание, забывают о том, зачем пошли в поход, часто ушибаются. И это именно потому, что за каждым из них присматривает мама. В этом я глубоко убедился. Чем это объяснить? Разве присутствие рядом взрослых не должно сдерживать ребенка? Нет, присутствие родителей не всегда делает детей более разумными и сдержанными, скорее наоборот. В детях заглушается внутренняя потребность к самоорганизации, самоуправлению, и они полностью отдаются стихии своих непосредственных импульсов. К этому добавляется еще то обстоятельство, что действие импульсов увеличивается в каждом ребенке в зависимости от количества детей в группе и оттого, что они уже знают друг друга, учатся в одном классе. Замечал я еще, что в массовом психическом «помешательстве» детей самыми сдержанными и организованными оказывались тот мальчик или та девочка, родители которых не сопровождали нас в походе. Видимо, они больше следовали внутреннему зову просьб и добрых наставлений своих родителей, чем другие — грозно звучащим приказам сопровождающих их мам.
Еще мамы берут с собой так много провизии, что ею можно накормить целый полк, и все стараются расстелить скатерть под тенью густых деревьев, у речки и устроить пиршество. В общем, получается какое-то несуразное времяпрепровождение. И хотя после этого все же все остаются довольными, но я недоумеваю, так как знаю, какой воспитательный смысл утратил поход.
Раньше, когда я еще недооценивал все педагогическое значение детских походов и экскурсий и когда главными для меня были внешняя организованность и дисциплина, я предупреждал детей задолго до похода: «Вот будет у нас поход, а шалунов не возьму с собой, не возьмем с собой и тех, кто плохо учится» и т. д. В поход брал с собой как можно больше родителей, чтобы сами присматривали за своими детьми. А вдруг кто-то сломает себе шею, кому за это отвечать? После похода я посвящал целый урок разбору того, кто как себя вел и кого больше не буду брать с собой в поход. Или даже угрожал всем, что, мол, больше я им похода не устрою, они этого не заслуживают. А детям так хотелось выйти за стены школы, увидеть что-то интересное, необычное, попутешествовать, заночевать где-нибудь в лесу в палатках.
Но так поступал я давно и к тому прошлому не буду возвращаться.
Потому и не беру с собой всех родителей.
Поедут с нами только трое. Они, во-первых, смогут помочь нам, если возникнут какие-то осложнения, а во-вторых, они включены в наш коллектив не как надзиратели, а как участники нашей игры. Дядя Автандил недавно специально ходил по тому же маршруту, по которому пройдут дети сегодня и завтра. Он уже отвез туда палатки, а вдоль маршрута оставил еще... Но об этом потом. Тетя Кетино будет у нас врачом первой помощи, она берет необходимые для этого медикаменты. Дядя Георгий будет руководить нашим соревнованием.
— Электричка отходит через десять минут, уже время выйти на перрон! — предупреждает Дато. Ему поручено купить всем билеты и следить за режимом похода. Вижу, у него в руках целая кипа билетов, их должно быть 43.
— Тогда,— говорю я всем,— пусть начальник штаба приступит к своим обязанностям. Отныне мы находимся в подчинении начальника штаба. Это всем ясно?
— Дааа...
А начальник штаба нашего двухдневного похода — вожатый отряда Амиран. Пионеры сами его выбрали, да еще разъясняли, почему именно он должен руководить штабом — он же комсомолец, он умнее всех нас.
— Ребята, попрощайтесь с провожающими! — говорит Амиран. А через минуту дает энергичную команду:
— Отряд, стройся!
Вот теперь-то таксисты вышли из своих машин и собрались вокруг нас.
— Куда вы едете? — спрашивают они у детей.
— В по-ход! — отвечают они хором и направляются к перрону. У нас поход.
Что значит для моих ребят поход? Будут трудности, и надо научиться преодолевать их. Устанешь, проголодаешься, но надо научиться терпеть. Будет опасно, и надо научиться беречь друг друга, помогать девочкам.
Поход не любит хныкающих, нудных, невеселых.
У нас поход — чтобы укрепить в себе наилучшие черты своего характера, и в первую очередь умение дружить. У нас поход — чтобы исправить свой характер, проверить себя, дать проверить себя друзьям-товарищам. И, наряду со всем этим, изучить все, что может встретиться в пути,— исторические памятники, родную природу. Запомнить, зарисовать, записать, собрать.
Поход для того, чтобы иметь возможность проявить мужество, чуткость, преданность, сообразительность, творчество, жизнерадостность, любознательность, уважение к прошлому и бережное отношение к природе.
Обо всем этом мы уже говорили в классе, об этом говорил с ребятами Амиран.
Вот в чем цель нашего похода.
А если весь поход пронизан еще серьезной игрой? Самим определять, в каком направлении идти, находить запрятанные в скалах и развалинах древних памятников письма, проводить спортивные соревнования, делать что-то хорошее для других, раскрывать друг другу душу вокруг ночного костра, мечтать...
Все это я и называю воспитательным блеском нашего похода.
Воспитательный блеск есть не что иное, как озаренная смыслом романтика будней школьников.
Я веду ребят в двухдневный поход, чтобы закалить нашу дружбу, развить их познавательную страсть, дать возможность каждому утвердиться в своем взрослении.
Веду я их в поход потому (затем), чтобы вернуться нам оттуда переполненными чувствами радости, оптимизма, дружбы...
Дети входят в вагон. Никто не старается опередить другого. Мальчики помогают девочкам. Нам ехать всего двадцать минут. На первой же остановке мы выйдем, оттуда и начнется поход.
Надо развеселить раннее утро и этот хмурый вагон.
— Нужна песня!
И Амиран тоже поет вместе со своими пионерами.
Из книги Ш.А.Амонашвили "Единство цели".
- Мне нравится (7)
Комментарии
Полностью согласна, что
В походе коллектив
О походах.
Согласна с вами!
Согласна с вами!
Игра
Можно,наверно и проще-Не
Где сейчас найдешь такого
"У нас поход — чтобы укрепить
"У нас поход — чтобы укрепить в себе наилучшие черты своего характера, и в первую очередь умение дружить. У нас поход — чтобы исправить свой характер, проверить себя, дать проверить себя друзьям-товарищам..."Именно так. Иду с детьми в первый поход, и сразу же вижу кто есть кто...И над чем надо работать, чтобы сплотить коллектив)
Альбина. Огромное
Альбина. Огромное удовольствие получили мои воспитанники и я сама во время
"похода" с воспитанниками дошколятами. Именно в таких условиях можно увидеть человеческие качества по отношению к сверстникам.
Нет, интерес не пропал.
Нет, интерес не пропал. Дети младшего и среднего звена с удовольствием бы открыли для себя те новые драгоценные впечатления, что скрываются под словом "поход". А вот с тем, что не хватает того, кто организует это и возьмёт на себя такую ответственность (особенно в наше время!), я полностью согласна.
В походы с детьми как-то не
В походы с детьми как-то не довелось, но военные сборы, поездки, ВСИ "Зарница", Вахты Памяти и прочее сближает и дисциплинирует ребят. Причем, чем более отъявленный в школе, тем более полезен и дисциплинирован ученик в подобных мероприятиях (кстати. вечный мой бич, когда несешь на подпись состав участников, начальство далеко не в восторге было от того, кого я включал в состав).
Очень жаль,что сейчас
Очень жаль,что сейчас настолько ужесточили требования к организации походов.
Молодцы!
Молодцы!
Ох.. попался тут на глаза
Ох.. попался тут на глаза юмористический рассказ, про организацию похода в школе. было бы смешно, если бы не было грустно. От того бреда который понаписали чиновники в правилах и инструкциях. и благодаря которому на данный момент наверное 1 педагог из миллиона возьмется за эту затею. А жаль...когда я училась в начальной школе мы ходили всем классом в однодневные походы минимум 2 раза в год. Впечатления остались на всю жизнь.
Очень интересный материал.
Очень интересный материал. Для себя взяла много интересного.В походе детки очень сильно меняются. Мне кажется становятся добрее, внимательнее друг другу.