Методика В.Ф. Шаталова: взгляд сквозь годы.

Никенин Андрей Иванович

Виктор Фёдорович Шаталов один из наиболее ярких представителей плеяды педагогов-новаторов, о методиках которых говорили, спорили многие учителя 80-х годов прошлого века. Когда по телевидению показывали встречу с Виктором Фёдоровичем, равнодушных у экранов не было. Его идеи вдохновляли молодых, творчески мыслящих учителей и настораживали приверженцев «традиционной» педагогики.

У меня на книжной полке стоят книги В.Ф. Шаталова, изданные в 1980-х годах. И вот сейчас, перед написанием этой статьи,  я было взял одну из них, чтобы освежить в памяти методику педагога-новатора, но решил этого не делать и поставил книгу на место. 30 лет тому назад я, молодой специалист, учитель физики и математики, пытался работать по этой методике. Пересказывать здесь, то, что написано великим педагогом, не имеет никакого смысла. Любой желающий может ознакомиться с идеями автора методики без посредников, в оригинале. Тогда зачем же я взялся за написание этой статьи? Могу ли я сказать здесь что-то новое? Насчёт нового не знаю, но, думаю, что мой опыт 30-летней давности может быть кому-то полезен или, по крайней мере, интересен.

Итак, далёкий 1983 год. Окончив педагогический институт, я попросился работать на север. Хотелось посмотреть нашу большую страну, попробовать свои силы, надеясь только на себя. Всё получилось. Меня направили на самый северо-восток страны, в один из чукотских посёлков на самом берегу океана. Педагогический коллектив в нашей средней школе оказался достаточно сильным, с грамотной администрацией. Молодым специалистам уделялось большое внимание. В начале я начал работать как все, по «традиционной» системе. Набирался опыта. Я всегда интересовался всем новым, необычным. Так получилось, что откуда-то у меня появилась и книга В.Ф. Шаталова, и статьи из «Педагогической газеты», и другие немногочисленные в то время материалы о новаторской методике. Отдаю должное администрации нашей школы (Раскину С.М., Жданкиной В.А). Когда я начал пытаться применять методику В.Ф. Шаталова на практике, они не чинили к этому никаких препятствий, хотя и помочь в данном конкретном случае не могли.

Как работает методика, я это себе представлял. Но у меня не было ни ЛОСов (листов опорных сигналов), ни листов взаимоконтроля. Из технических средств обучения: два маленьких кассетных магнитофона с микрофонами (для опроса учащихся). Хорошо, что детей в классах было немного (около 20 человек). «Плашки» для решённых задач я придумывал и рисовал сам. Листы опорных сигналов составлял сам (не знаю, какого качества они были, но сейчас думаю, что неплохого). Вопросы для листов взаимоконтроля скрупулёзно отбирал сам. Никаких копиров не было. Чтобы размножить раздаточные материалы (те же ЛОСы, например), использовал интереснейшую технологию. Нагревается определённое количество глицерина, в нём расплавляется небольшое количество желатина. Всё это перемешивается, нагревается, не доводится до кипения и выливается в какое-либо корытце. Когда смесь остынет, получается ровная поверхность. Это и есть «копир». Работает так: на листе бумаги делаются любые рисунки и записи пером штемпельной краской, этот лист кладётся лицевой стороной на гладкую поверхность и снаружи смачивается мокрой тряпочкой. Лист поднимается, а на поверхности остаётся его отпечаток. Теперь нужно взять чистый лист, положить его на поверхность и смочить водой, после чего на листе остаётся точная копия оригинала. Копий можно сделать много, если работать быстро. Самое интересное, что через некоторое время «оттиск» на поверхности опускается вглубь глицерино-желатинной смеси, и «копир» готов принять новые отпечатки.

Часто в те годы можно было слышать, что система Шаталова – это авторская система, что у автора всё получается, а у кого бы то ни было не получится, что целесообразнее брать какие-либо «элементы» системы и применять только их, а не всю систему в целом. «Как можно на одном уроке давать такое количество материала», - вопрошали одни. «Как можно не ставить двойки, если ученик не выучил сегодня урок», - спрашивали другие. «Разве ученики будут решать задачи, если задание носит рекомендательный характер?»  «Разве ЛОСы – это не те же краткие конспекты?» И т.д. и т.п. Любой, читающий сейчас этот материал и владеющий методикой, запросто даст ответы на все подобные вопросы. Тогда же далеко не все могли видеть суть вещей (на то она и новаторская методика!). Я задавал Виктору Фёдоровичу вопросы в письмах, и он (о чудо!) отвечал мне, присылая кроме того какие-то вырезки из газет, копии каких-то документов и т.п. Серьёзная борьба, вероятно, велась за эту методику (а значит, и за образование детей) с какими-то невидимыми, неведомыми силами.

Интересный факт. Будучи в отпуске в Подмосковье, мы с приятелем решили съездить к В.Ф. Шаталову. Купили билеты, и на следующее утро прибыли в Донецк. Приехав в институт, где работал педагог-новатор, мы с удивлением обнаружили, что таких, как мы, ещё человек двадцать. Оказалось, что такое паломничество к В.Ф. Шаталову совершается каждый день. И каждый день он находит в себе силы выступить перед приехавшими со всей страны людьми. Удивительно, люди по зову сердца ехали к Виктору Фёдоровичу, ехали за новыми идеями, за его энергией, никто их не неволил. Встреча с В.Ф. Шаталовым и у нас оставила самое благоприятное впечатление.

Но вернёмся к системе. Система на то она и система, что является единым целым. Можно ли использовать в своей деятельности «элементы системы Шаталова»? Конечно, можно. Но называться это будет совсем по другому. Например, «педагогические приёмы». Что в системе главное? Главное всё, но… В системе Шаталова главное всё таки это ментальный аспект. Педагогика сотрудничества. Учитель и ученик едины. Едины не по форме, а по содержанию. Едины внутренне. У них единые цели. Они вместе делают одно общее дело. Это дело одинаково значимо и для ученика, и для учителя. Они уверены в успехе, они уважают друг друга. Вот это главное. Без этого нет методики Шаталова. Вот именно этого единства и не могли почувствовать многие учителя.

А как же остальное? Остальное тоже главное, но если какой-либо учитель заменит какой-либо один тактический элемент на другой аналогичный, придуманный им самим, то стратегия методики, её суть от этого не изменится. Главное содержание методики  – это педагогика сотрудничества, ассоциативные связи, видение всего «материала» в целом в любой момент времени. «Голографичность», если хотите: ассоциативные связи позволяют видеть целое в любом фрагменте. Форму слегка можно менять, если неизменным остаётся содержание. Мне думается, что неудачи учителей, которые не смогли (хотя и желали) применить методику В.Ф. Шаталова в своей работе, лежат именно в ментальном плане. Очень тяжело реально изменить своё мышление, тяжело действительно принять тезис о единстве и сотрудничестве. Но без этого уже не помогут по большому счёту никакие отдельные педагогические приёмы. Педагоги же, которые правильно восприняли именно «содержание» методики Шаталова, добились в своей совместной с учениками деятельности выдающихся успехов.

Мне, например, приятно слышать сегодня, когда мы встречаемся с моими учениками 80-х годов, что наши уроки математики живы до сих пор в сердцах взрослых уже людей, что благодаря выученным когда-то листам опорных сигналов эти взрослые люди готовы спустя десятилетия воспроизвести какой-либо раздел физики. Более того, они высказывают сожаление, что у их детей нет сейчас таких уроков.

Подвожу итог своего ретро-разговора.  В.Ф. Шаталов – талантливый человек, педагог, организатор. Он опередил своё время. Его педагогическая система – это система взглядов на мир. У многих ли сейчас такие взгляды? Способны ли мы к объединению, к повседневной самоотверженности, к жертвенности?

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с исследованиями Виктора Фёдоровича. Хочу пожелать в его 85 лет хорошего настроения, здоровья, любви к жизни! Мы его очень любим!

 

Комментарии

Кузьмик Светлана Владимировна

Обучаясь в педагогическом училище мне довелось на себе ощутить методы преподавателя физики,которая применяла для нашего обучения ЛОСы. Нам, студентам, это очень нравилось, так как, для того, чтобы получить положительную отметку достаточно было письменно воспроизвести ЛОС. Конечно, все формулы, которые содержались в ЛОС, мы запоминали.Так "нелюбимая физика" была освоена на "4" и "5" многими студентами.

Никенин Андрей Иванович

Да, у Шаталова ещё каждый ученик по таким ЛОСам отвечал устно. Каждый ученик и по всем ЛОСам!

 Побединская Ирина Викторовна

В дошкольном образовании метод Шаталова , мне кажется, частично нашёл применение в создании и использовании мнемотаблиц. Такие мнемотаблицы могут быть созданы как для заучивания стихотворений и прозы, так и для наглядного представления алгоритмов описания явлений и предметов окружающего мира. Воспроизведение самой мнемотаблицы дошкольниками в полном объёме довольно затруднительное дело, тем более, что дети в возрасте до 6 лет не могут удерживать длительное время произвольное внимание. А вот устное ( в том числе- коллективное) воспроизведение очень даже применимо. У мнемотаблиц есть ещё один плюс- вывешенная до занятия таблица вызывает предварительный интерес у детей, а оставленная в среде группы после занятия- стимулирует закрепление. В старшем дошкольном возрасте я практикую взаимный устный контроль детьми друг друга и даже ( отдельным детям) поручаю по мнемотаблице объяснить материал проболевшему ученику.

Ковалева Ирина Александровна

Согласна с Ириной Викторовной. Мнемотаблицы-отличный метод! Часто пользуюсь им в работе. Некоторые даже сама изготавливаю

Федорюк Лидия Владимировна

Сейчас мы говорим о достижении учащимися метапредметных результатов, думаю, что в методе В.Ф.Шаталова это и тогда уже имело место. Педагогика сотрудничества - вот что стоит во главе всей методики этого замечательного педагога.

Винокурова Розалия Хамитовна

Статья понравилась. От неё веет добрыми воспоминаниями. Как хорошо, что есть такие последователи у В. Шаталова.

Федорюк Лидия Владимировна

Добрый день, Розалия Хамитовна. Мне очень понравилось слово "воспоминание". Когда мы говорим о новых технологиях (я - за них, нравится внедрять новое), часто забываем о том, что когда-то было создано нашими великолепными педагогами. Думаю, что основа заложена давно очень многому. Подача материала должна быть другой - другой век, другие технологии. Но суть осталась прежней.

Жигарева Зоя Николаевна

В восьмидесятые годы мне пришлось на себе испытать обучение по методике Виктора Федоровича. Я помню своего любимого учителя математики Валерия Николаевича. С каким азартом он нам объяснял материал, с каким удовольствием мы-его ученики оставались после уроков на его дополнительные занятия. Двойки мы не получали, но эксперимент продлился ровно год, небыло одобрено школой и моему любимому математику пришлось уехать в г. Черноморск,где он сделал на этом методе рост в своей учительской деятельности. Вот такие у меня воспоминания.

Никенин Андрей Иванович

Да, "нестандартных" людей у нас не любят. Часто неосознанно боятся... Без них хуже, но легче.

Может быть, я чего-то не понимаю. Мои 80 годы, когда всем в Узбекистане размножала опорные схемы Меженко и рассказывала о Шаталовской методике - далеко. Мы до сих пор широко используем эты приемы, наработали много нового. В работе с нерусскоязычными это здорово помогает. Но я просматриваю материалы конкурса по методике Шаталова - и ничего не узнаю! Очень редко встречаются мнемотаблицы или ЛОСы, то есть ментальный аспект. Ну. педагогику сотрудничества не оспоришь. В чем там дело? Или я на старости лет..? Как вы это воспринимаете?

Никенин Андрей Иванович

Наверное, каждый "конкурсант" вправе выделить что-то самое важное (на его взгляд) в методике. Сама же методика В.Ф. Шаталова предполагает не только сотрудничество, ЛОСы, ведомости открытого учёта знаний, "плашки" для решённых задач, листы взаимоконтроля и т.д. Методика В.Ф. Шаталова - это живая, целостностная система (мне думается, что можно изменить "форму" некоторых элементов методики, но "содержание", т.е. направленность системы на плотное, позитивное взаимодействие ученика и учителя, продуманное построение, использование и взаимодействие различных педагогических элементов, осознаный, постоянный, совместный контроль учителя и ученика за состоянием педагогического процесса, безусловное понимание происходящего и учителем, и учеником, должно сохраняться и развиваться, если этого потребует время). Главное - это, конечно, ментальный аспект, но и без остального система системой уже не будет. Что касается конкурса... Каждый вправе представить свой опыт. Он может отличаться от опыта других. Каждый по своему понимает необходимость и целостность различных систем. Каждый смотрит на мир своими глазами.

Николаева Галина Григорьевна

Я училась В ЛПУ им. Н.А. Некрасова в начале 80-ых. Помню педагога по математике Винокурова (к сожалению, забыла имя и отчество). Он активно использовал при обучении нас, студентов, ЛОСы. споминаю с благодарностью.

Иванова Валентина Ивановна1953

Уважаемый Андрей Иванович! Ваша статья появилась на Конкурсе и я,прочитав её, искренне порадовалась тому, что методика Виктора Фёдоровича- это не прошлое.Я готова подписаться под каждым Вашим словом. Точно так же когда-то в начале 90-х годов прошлого века я начинала свою работу по методике Виктора Фёдоровича, проучившись на семинаре у Меженко Ю.С. С большим трудом приходилось размножать ОК для учащихся,днями рисовать на ватмане схемы, таблицы.Но я с большим удовольствием погрузилась в эту работу, заинтересовала детей,приучила их к каждодневному труду.Шли годы,появился компьютер, работать стало легче. Теперь ЛОСы у меня оформлены в программе Pover-point,у детей электронные папки "Интенсивный курс русского языка".Мои первые ученики помнят эти уроки,мы сумели вместе с ними добиться хороших успехов в изучении языка.Сейчас у меня учатся их дети,они приносят на уроки справочники своих родителей с опорными конспектами,с интересом их рассматривают, с гордостью говорят, что родители помогают им учиться.Я говорю Виктору Фёдоровичу спасибо,желаю ему прежде всего Здоровья!!! Педагоги страны любят его. Хочу сказать огромное Спасибо и организаторам Конкурса за возможность пообщаться с коллегами,работающими по методике В.Ф.Шаталова.

Никенин Андрей Иванович

Интересное дело: работает где-то один учитель, к урокам особенно не готовится, ученики тоже не сильно напряжены, но удовлетворения от этого процесса не получает никто. А другой почти всё своё свободное время тратит на подготовку уроков, на их методическое обеспечение, ученики знают, что будут отвечать на каждом уроке и поэтому усиленно готовятся (хотя и погулять хочется побольше). Однако довольны все: и учитель, и ученики. На первый взгляд всё это очень странно и непонятно. Но только на первый...

Белоусова Елена Ильинична

Главное содержание методики - это педагогика сотрудничества. Это то,с чем, уважаемый Андрей Иванович, невозможно не согласиться. Когда ученик чувствует себя на равных с учителем, когда его не обрывают,не указывают грубо на ошибку, не поднимают на смех, а предлагают, пользуясь ОК, подумать ещё раз,ненавязчиво подсказывают, ребёнок справляется с поставленной задачей. Психологически сделать это ему легче потому, что с ним сотрудничают, его не ведут за собой, а вместе с ним идут к достижению важного в первую очередь для ребёнка результата.

Никенин Андрей Иванович

Уважаемые коллеги, данная моя статья участвует в конкурсе. Вы можете проголосовать за неё здесь http://nsportal.ru/node/602641

Просто, спасибо!!!

Никенин Андрей Иванович

Спасибо Виктору Фёдоровичу! Это его идеи... Последователи продолжают, дополняют его методику. Однако мошный импульс дан им и его предшественниками не в 21 веке.

Арент Оксана Александровна

Дейсвительно интересная статья!Радует, что идеи В.Ф. Шаталова продолжают жить...

Никенин Андрей Иванович

Новое, необычное всегда трудно пробивает себе дорогу. Проходит много лет, прежде чем люди признают за ним право на существование. Однако, когда-нибудь "новое" сегодня вдруг станет обычным, общепринятым. Вероятно так будет когда-то и с человеческими взаимоотношениями. В частности со взаимоотношениями учитель-ученик.

Яковлева Людмила Николаевна

Хотелось бы добавить. Первый урок В.Ф.Шаталова я увидела по телевизору, еще учась в школе.тогда подумалось, вот бы так учиться. А в 1990 году посчастливилось побывать у него на семинаре в 5 школе г.Донецка. Сколько до того и после того была на курсах и семинарах, всегда вспоминала общение с Виктором Федоровичем. Слушая его, никогда не уставали, хотелось слушать и слушать. Он удивительным образом чувствует настроение аудитории, умеет и развеять и спросить. Мы были на семинаре по преподаванию геометрии, тогда нового автора Атанасяна, и нужно было сдавать зачет, который начинался где-то в 17 часов. У нас в Сибире было уже поздно (учитывая, что в предыдущие дни общение с коллегами затягивалось до ночи) он разрешил сдать зачет в обеденный перерыв. И еще его человечность. В то время в Украине действовали купоны, на наши деньги без купонов ничего нельзя было купить. со словами "Нам с женой ничего не надо, а вам хоть бы сувениров купить " он принес личные купоны и раздавал нам