В.А. Сухомлинский. НАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Передо мной - письма бывших питомцев нашей школы. Во многих письмах повторяется одна мысль: «Я стал агрономом, потому что учительница Ольга Иосифовна зажгла во мне искорку любви к природе, к земле, к растению», «Я стал инженером-конструктором. На этот жизненный путь поставил меня учитель».
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного богатства в пробуждении и развитии способностей, дарований ученика. Многолетний опыт убеждает, что важнейшее условие успеха в духовном развитии детей - это разносторонняя интеллектуальная жизнь всего педагогического коллектива. Но коллективное богатство слагается из богатств индивидуальных; фундамент, на котором стоит школа, - это разносторонние знания, неустанный интеллектуальный рост каждого учителя.
Этого принципа мы и придерживаемся в своей практической работе. Через три - пять лет после окончания педагогического вуза учитель должен знать в три, в пять, в десять раз больше, чем знал в первый год работы. Интеллектуальный рост, постоянное углубление, совершенствование знаний - это вопрос жизни для учителя, - иначе опасность духовного «окостенения» подстерегает его.
У нас в педагогическом коллективе 39 учителей, старший пионервожатый, библиотекарь. 29 учителей работают в школе не меньше 10 лет. Все, за исключением четырех человек, имеют семьи, у всех - дети (в 35 учительских семьях - 96 детей, из них окончили школу - 21 человек, дошкольников - 36, учатся в нашей же школе - 39). В коллективе 17 мужчин и 22 женщины, библиотекарь и старший пионервожатый - женщины.
Все эти данные имеют определенное значение для характеристики коллектива, его качеств, необходимых для успешного воспитания молодого поколения. Особенно важно то, что учителя много лет работают в одной школе. В настоящее время мы воспитываем 213 детей, родители которых тоже были нашими учениками. Мы прекрасно знаем «родословную» всех семей, на наших глазах происходит становление духовного мира ребенка - все это помогает нам в воспитательной работе. Имеет значение и то, сколько в коллективе мужчин и женщин. Женских педагогических коллективов не должно быть, по нашему мнению: для воспитания подростков нужна твердая мужская, отцовская рука.
Коллектив педагогов у нас складывался постепенно. В течение последних 17 лет ушли четыре учителя, которые по своим качествам не соответствовали требованиям, предъявляемым самим коллективом. Вопрос о том, соответствует или не соответствует человек званию педагога, оставаться ли ему в нашей школе или уйти, решается у нас строго коллегиально, самим педагогическим коллективом, конкретно-педагогическим советом, с обязательным соблюдением правила: решение коллектива считается действительным, когда оно принято единогласно, т. е. когда и сам товарищ, судьба которого решается, убежден, что педагогический труд является не его призванием. Важно, чтобы этот человек не перешел в другую школу, а выбрал себе работу по призванию. Этого как раз и удалось добиться во всех четырех случаях.
Наши требования к педагогу следующие: трудолюбие; активное приобретение знаний; любовь к детям, вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком. Если у человека нет веры в ребенка, если он разочаровывается при малейшей неудаче, если твердит, что из ученика «ничего не получится», - ему нечего делать в школе.
Ученик должен видеть в учителе знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Источником интеллектуального богатства, многогранности духовной жизни педагога является прежде всего чтение; учитель должен быть книголюбом. Создание атмосферы любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой - в этом самая сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг, нужных для всестороннего развития человека, для его богатой духовной жизни, или если книгу в школе не любят, равнодушны к ней - это еще не школа. В школе может многого не хватать, но должны быть книги, нужные для того, чтобы перед детьми всегда было широко открыто окно в мир. В нашей школьной библиотеке 18 тыс. книг, в личных библиотеках учителей - свыше 49 тыс. Каждый учитель выписывает несколько журналов и газет. Учителя обмениваются ими. В учительской у нас есть стенд, на котором выставляются новые книги - научные, художественные. Их учителя приобретают для своих личных библиотек. Отдельные книги, интересующие весь педагогический коллектив, обсуждаются.
В последнее время коллектив обсуждал «Основы коммунистической морали» А. Шишкина, «Очерки по марксистско-ленинской этике» С. Уткина, «Политехническое обучение в советской школе» С. Шабалова, «Бытие и сознание» С. Рубинштейна, «Психология подростка» В. Крутецкого и Н. Лукина и несколько произведений художественной литературы.
Мы добиваемся того, чтобы ни одно событие в общественно-политической, идейной, научной жизни страны не оставалось вне сознания и интересов учителей. Особенно большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителей имеет ознакомление с проблемами науки, техники, искусства.
Примерно два раза в месяц проводится занятие нашего теоретического семинара, на котором учителя читают для своих товарищей лекции по научным проблемам. В прошлом учебном году были прочитаны лекции на следующие темы: «Марксистско-ленинская философия о человеческом сознании», «Нравственный кодекс строителя коммунизма», «Невозможность мирного сосуществования коммунистической и буржуазной идеологии», «Материально-техническая база коммунизма», «Воспитание нового человека и задачи школы», «Кризис буржуазной философии», «Научно-технический прогресс, труд и задачи школы», «Соединение умственного и физического труда и задачи школы», «Пути повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве и наши задачи», «Достижения биологической науки в Советской стране и за рубежом», «Что такое генетика», «Теории происхождения жизни на Земле», «Космогонические теории», «Энергетика будущего», «Теория относительности», «Химия в народном хозяйстве и задачи школы», «Электрификация сельскохозяйственного производства и задачи нашей учебно-воспитательной работы», «Биохимические процессы в клетке», «Красота в жизни и в искусстве, эстетическое воспитание и задачи школы» и др.
По каждой лекции подбирается литература. Цель лекции мы считаем достигнутой при условии, если после ознакомления с той или иной проблемой начинается углубленное чтение научной литературы, журналов.
В распоряжении наших учителей такие журналы, как «Вопросы философии», «Природа», «Знание - сила», «Техника - молодежи», энциклопедические пособия по отдельным отраслям знаний («Философская энциклопедия», «Физическая энциклопедия», «Историческая энциклопедия», «Географическая энциклопедия», «Искусство стран и народов мира», «Театральная энциклопедия», «Всеобщая история искусств», «Всемирная история», «Краткая литературная энциклопедия», книги из серии «Народы мира», «Детская энциклопедия», научные журналы по математике, биологии, химии, автоматике и телемеханике, агротехнике, механизации сельскохозяйственного производства.
Опыт убеждает, что чем больше знает учитель, тем легче ему давать знания ученикам, тем большим авторитетом и доверием пользуется он у учащихся и родителей, тем больше тянутся к нему дети, подростки, юноши и девушки.
Учитель физики А. Филиппов прямо-таки влюблен в науку об элементарных частицах, он знает научные теории и гипотезы относительно природы и свойств материи, магнитного поля и тяготения. Его рассказы об этом ученики слушают буквально затаив дыхание. Знания, эрудиция, кругозор - основа того большого авторитета, каким пользуется учитель.
Умение раскрыть перед детьми увлекательные перспективы проникновения в тайны природы, вызвать изумление, благоговение перед наукой, знаниями - это обязательно для учителя.
Мы вызвали бы у детей только отвращение к повседневному «усваиванию» порций знаний, если бы учитель ограничивался лишь учебником. Учителю надо знать в сто раз больше, чем требует программа.
Преподавательница биологии О. Степанова объясняла детям питание растений. Из ее яркого рассказа ученики поняли, что одним действием закона движения жидкости по капиллярам нельзя объяснить, почему питательные вещества подаются от корней к верхушке растения. Есть еще какая-то внутренняя сила растения. Но какая это сила? Учительница рассказала о догадке ученых: возможно, на стенках капилляров есть какие-то «растительные мускулы», о первых научных исследованиях, подтверждающих правильность догадки. Несколько мальчиков и девочек загорелись желанием тоже исследовать эту проблему. На учебно-опытном участке, в плодовом саду, в лесу началась интересная опытническая работа...
Нет ни одной проблемы науки, техники, искусства, которая не преломлялась бы в практике учебно-воспитательной работы с учениками.
Учителя начальных классов после лекции о генетике поставили несложные, но очень интересные опыты для выяснения воздействия различных химических веществ на хромосомы зерновых, технических культур и плодовых деревьев. Это увлечение учителей передалось ребятам: маленькие исследователи природы испытывали влияние самых разнообразных веществ органического происхождения на хромосомы пшеницы, гречихи, подсолнечника, арбуза, огурца, яблони, груши, винограда. Пробудились новые интересы и способности у детей.
Чем больше знает учитель, чем чаще говорит о достижениях науки, тем больше пытливости и любознательности проявляют и ученики, тем больше у них вопросов. А эти вопросы, в свою очередь, побуждают нас, учителей, думать, читать. «Если в камере космического корабля, на котором облетали земной шар наши космонавты, в период свободного полета по инерции все предметы находятся в состоянии невесомости, то как же дышали космонавты, как поступал воздух в их легкие - ведь частицы воздуха тоже должны быть в состоянии невесомости?» - такой вопрос задали ученики преподавателю физики А. Филиппову, и чтобы ответить на него, учителю пришлось прочитать много литературы, покопаться в журналах и справочниках.
Чтобы успешно воспитывать ребенка, надо его глубоко знать, изучать. Педагогический коллектив становится настоящей воспитательной силой при условии, если каждый ребенок испытывает на себе воздействие многих учителей, если каждый педагог вкладывает в каждого ребенка как бы частицу своих духовных сил. Каждый учитель у нас стремится знать каждого из 560 учеников, - среду, в которой формируется личность ребенка, особенности его, черты характера, способности, интересы, увлечения, трудности. Еженедельно у нас проводится педагогический понедельник - это по существу научно-педагогический совет, посвященный исключительно изучению ребенка. Мы убедились, что нет ничего нужнее, полезнее и интереснее разговоров, которые бывают на педагогическом понедельнике.
Первая часть понедельника - рассказ кого-нибудь из воспитателей (это бывают и родители) об одном, двух или трех школьниках. Характеристика их личности построена на фактах. Об изучаемом ребенке высказывают свое мнение все учителя, хорошо знающие его или испытывающие затруднение в подход к нему, во взаимоотношениях с ним. Становится яснее, что мы еще не знаем об ученике, что упустили в работе, не заметили. Коллектив приходит к выводу, что необходимо сделать по отношению к воспитаннику. Личность ребенка всегда связана с другими, поэтому выводы, к которым приходит коллектив, в большинстве случаев касаются не одного, а двух или нескольких учеников.
Предметом обсуждения совета бывают вовсе не самые «трудные» дети, - нет, чаще всего мы говорим о детях, незаметных в коллективе, ничем не выделяющихся, ничем себя не проявляющих. Ученик, который ничем не заявляет о своей индивидуальности, никого не «беспокоит», - это, по существу и есть самый трудный. Мы всегда добиваемся, чтобы такой ученик пережил чувство гордости за свои творческие силы, пережил радость труда, успеха, почувствовал в себе творца.
Вторая часть педагогического понедельника - это теоретический доклад, посвященный одной из проблем изучения и всестороннего развития личности. Доклады готовятся директором, завучем, лучшими учителями. Каждый доклад построен на фактах практической работы коллектива и направлен на улучшение работы. Обычно после доклада разгорается дискуссия.
В окончившемся учебном году у нас были обсуждены доклады на следующие темы: «Изучение ребенка. Как добиться того, чтобы ребенок был с учителем откровенным», «Взаимоотношения ученика и учителя», «Общие интересы ученика и учителя», «Общие интересы ученика и учителя», «Здоровье, физическое развитие ребенка и его духовная жизнь», «Умственные способности ребенка и интеллектуальные интересы», «Умственные интересы взрослых, окружающих ребенка, и его интеллектуальное развитие», «Чтение и умственное развитие ребенка», «Дети с замедленными мыслительными процессами», «Воспитание коллективизма у школьника младшего, среднего и старшего возраста», «Особенности духовной жизни в годы детства, отрочества и ранней юности», «Воспитание чувств», «Воспитание у детей, подростков, юношей и девушек чувства долга перед старшими поколениями», «Индивидуальные задатки и способности», «Что такое призвание, как оно формируется», «Стремление детей к подражанию и формирование общественного идеала личности», «Формирование нравственных стимулов к труду» «Формирование эстетических запросов», «Красота и нравственность, красота и труд» и многие, многие другие.
Какими же качествами обладает каждый наш учитель, которые позволяют ему быть не только преподавателем предмета, но и человеком, пробуждающим интерес к знаниям, пробуждающим и формирующим способности ребенка, его личность?
Двадцать шесть лет работает в нашей школе Мария Андреевна Лысак, учительница I-IV классов и преподавательница математики в V-VIII классах. Это человек высокой культуры и большого трудолюбия, человек, для которого важнейший источник счастья - постоянное духовное общение с детьми.
Увлечение учительницы - сложные, интересные арифметические и алгебраические задачи, требующие смекалки, наблюдательности; и это ее увлечение - искра, разжигающая математические способности у детей. Мария Андреевна руководит двумя математическими кружками - младших и средних классов. Математические игры, вечера, олимпиады, утренники, конкурсы, выпуск стенных газет и математического журнала школьников младшего и среднего возраста - все это результат ее инициативы и стараний. Она ходит с детьми в лес, на берег реки, в туристические походы. Она и художник, любит рисовать пейзажи, и это тоже влечет к ней детей. Собираясь в поход с Марией Андреевной, дети берут альбомы и карандаши. Кроме того, она руководит одним из драматических кружков младших школьников. В свободное от работы время Мария Андреевна вышивает вместе с девочками, своими ученицами и ученицами других классов, передает им свое прекрасное мастерство.
Учительница литературы Виктория Трофимовна Дараган преподает в VIII-XI классах. Она обладает тонким чувством прекрасного, авторитет ее в решении вопросов эстетики школьной обстановки непререкаем.
Виктория Трофимовна - один из наших книголюбов, у нее есть и несколько тысяч репродукций произведений изобразительного искусства. На уроке она никогда не читает художественных произведений по книге - все, что надо прочитать, учительница знает наизусть. Когда она читает стихотворение или рассказ - ее слушают затаив дыхание. Она - руководитель нескольких кружков художественного чтения (для учащихся младшего, среднего и старшего возрастов), руководит и небольшим драматическим кружком учащихся средних классов, а также, как и другие преподаватели литературы и учителя начальных классов, - литературно-творческим кружком. (Их у нас восемь)
Восемнадцать лет работает в школе Александр Александрович Филиппов - преподаватель физики. В его богатой личной библиотеке - книги главным образом по физике, электротехнике, автоматике и телемеханике. Он руководит научно-техническим кружком старшеклассников. У учителя - золотые руки, что называется, он и слесарь и токарь, умеет управлять автомобилем, трактором, любит конструировать и монтировать действующие модели механизмов, приборов, основанных на принципах автоматики. В одной из рабочих комнат - его уголок, где он всегда что-нибудь мастерит.
Лет пятнадцать назад учитель создал первый в школе кружок юных слесарей-моделистов, и с тех пор этот кружок у нас - настоящий очаг мастерства, трудолюбия. И он привлекает не только учеников-старшеклассников, но и малышей. Если малыш поработал в кружке юных слесарей-моделистов два-три года под руководством А. А. Филиппова, то он на всю жизнь «заболевает» техникой. Из этих малышей-кружковцев Александра Александровича формируются потом люди, увлеченные автоматикой и телемеханикой.
А. А. Филиппов внушает ученикам глубокое уважение к простому, будничному труду, непримиримость к всезнайству, неаккуратности, лени, нерадивости. Он руководит хором, а в дни школьных праздников, во время коллективного труда в колхозе, в туристических походах, на экскурсиях играет на баяне.
Двадцать один год работает в нашей школе Ольга Иосифовна Степанова - учительница биологии. У нас много кружков юных исследователей природы, юных натуралистов, охотников за семенами растений, селекционеров, защитников садов и зеленых насаждений, - все члены этих кружков находятся под благотворным влиянием Ольги Иосифовны. О. И. Степанова - наставник и учитель педагогов начальных классов в деле воспитания у детей любви к природе и к труду, Замечательны ее увлеченность, ее умение найти труд, посильный и для самых маленьких, ее постоянное стремление воспитывать настоящих тружеников.
Андрей Андреевич Самков - преподаватель биологии и агротехники, руководитель производственного обучения старшеклассников, организатор и руководитель нескольких коллективов юных исследователей природы. Он как бы углубляет то, что воспитывают в V-VIII классах О. И. Степанова и учителя начальных классов. В научно-агротехнических кружках его воспитанники ставят серьезные опыты; их интересуют вопросы повышения плодородия почвы, выращивание гибридов зерновых и технических культур, садоводство и виноградарство. Учитель и в младших классах находит «кадры» юных почвоведов для своего агротехнического кружка. На учебно-опытном участке, в школьной учебно-производственной бригаде, в теплице, на фабрике местных удобрений учащиеся ставят десятки опытов.
А. А. Самков убежден: независимо от того, какую специальность изберет человек после окончания школы, он должен любить садоводство и виноградарство; уход за плодовыми деревьями - отдых для человека, удовлетворение эстетических запросов, выражение подлинной человечности. Садоводство и виноградарство у нас любят все учителя, каждый педагог не просто выращивает деревья, но и исследует, ставит опыты. Ежегодно школа выращивает сотни саженцев яблони, груши, персика, винограда; все это мы раздаем колхозникам и рабочим. Гордостью школы является виноградный питомник.
Андрей Андреевич руководит и юными селекционерами. На школьном учебно-опытном участке «святая святых» - делянки, где выращиваются гибриды кукурузы, пшеницы, подсолнечника, гречихи, ячменя. Здесь - тонкий, кропотливый труд не только с лопатой и сапкой, с граблями и ведром, но и с микроскопом и пинцетом. А. А. Самков проводит занятия с молодыми колхозниками, желающими повысить уровень своих сельскохозяйственных знаний. Большое место в этих занятиях занимают опыты, испытание новых сортов зерновых и технических культур.
Еще один энтузиаст единства труда и знаний - преподавательница химии Е. Е. Коломийченко. У нее тоже тесные связи с учениками младших и средних классов; члены кружка юных химиков совершают геологические походы - исследуют природные богатства родного края. Юные химики под руководством учительницы Коломийченко создали походную химическую лабораторию, которая используется для анализа образцов почв, глин, гранитов, полезных ископаемых в полевых условиях. В научно-химическом кружке старшеклассников целью опытов является создание новых видов органических удобрений, химических стимуляторов роста и развития растений, изучение антибиотиков как корма для скота. Е. Е. Коломийченко воспитывает у школьников любовь к книге, умение наблюдать, исследовать явления природы.
Двадцать лет преподает математику в старших классах Андрей Федорович Барвинский. Он мастер индивидуальной работы с учеником. Если ученик овладел материалом, который изучается по программе, А. Ф. Барвинский дает ему возможность двигаться вперед. Наиболее способные ученики, у которых - «математическая жилка», объединяются в научно-математический кружок. Под руководством Андрея Федоровича здесь изучаются некоторые вопросы высшей математики, выпускается математический журнал.
Но А. Ф. Барвинский не только математик - он и преподаватель машиноведения, имеет специальности тракториста, механика по тракторам и сельскохозяйственным машинам, слесаря, электромонтера, токаря. Вместе с другим преподавателем машиноведения - учителем И. В. Компаниец Андрей Федорович добивается того, чтобы каждый юноша, каждая девушка, оканчивающие одиннадцатилетнюю школу, были механизаторами - умели водить трактор и автомобиль, управлять комбайном и двигателем внутреннего сгорания. А. Ф. Барвинский воспитывает не только старшеклассников, но и малышей: он руководит одним из кружков юных механизаторов. Под его руководством вышедшие из строя, старые, отслужившие свой век двигатели возвращаются к жизни. И детям, подросткам, он передает свою любовь к технике, бережливое, заботливое отношение к машинам, непримиримость к бесхозяйственности. Вместе с О. И. Степановой он руководит кружком юных пчеловодов.
Аким Иванович Лысак, заведующий учебной частью, работает в школе двадцать восемь лет, преподает язык и литературу. Сочетание большого жизненного опыта с высокой культурой у Акима Ивановича - это большое нравственное и духовное богатство. Его беседы на моральные темы всегда затрагивают сердца юношей и девушек. Вместе с другими учителями старшего поколения он работает над проблемой моральных заповедей детства, отрочества и юности. Убеждение нашего педагогического коллектива: моральный кодекс строителя коммунизма должен раскрываться в ярких, убедительных наставлениях, правилах, которые учили бы молодежь жить, трудиться, бороться за построение коммунистического общества, за нравственную чистоту.
Учителя - представители старшего поколения, такие, как А. И. Лысак, прекрасно знают семью сельского школьника, знают сложности семейного воспитания. Они помогают молодым учителям вникать в духовный мир ребенка. Жизненную мудрость, углубленную знанием педагогической теории, проверенную на опыте воспитания не одного поколения, душевность, человечность - все это передают молодым старшие учителя. Учительницы старшего поколения проводят у нас с девушками-ученицами беседы о браке и семейной жизни, о воспитании детей, о чести и достоинстве девушки, о гигиене. Учителя старшего поколения беседуют с юношами о мужском достоинстве и чести, об отношениях с девушкой, об отцовском долге в воспитании детей. Это - исключительно важная сфера нравственного воспитания.
Анна Ивановна Сухомлинская работает в школе двадцать лет, а общий стаж ее 28 лет. Преподает она русский язык и литературу в V-XI классах. Ее библиотекой пользуется не меньше половины родителей. Особое место занимает здесь литература для дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста - тот минимум, который, по убеждению нашего педагогического коллектива, должен быть прочитан в годы детства, отрочества и юности. Этот минимум много раз обсуждался на заседаниях педагогического совета, постепенно он стал образцом для комплектования школьной библиотеки.
Анна Ивановна изучает чтение в семье, беседует с детьми начальных классов, знает их читательские интересы и вкусы, помогает учителям начальной школы во внеклассной работе. Она и руководитель литературного творчества учащихся в масштабе всей школы. Время от времени у нас проводятся литературно-творческие вечера, в которых принимают участие ученики всех классов. Дети читают здесь свои рассказы, очерки, стихотворения. Несколько лет назад на этих вечерах стали читать свои творческие работы учителя. Теперь участие учителей в литературно-творческих кружках стало традицией. Лучшие рассказы, очерки и стихи, написанные учениками и учителями, ежегодно отбираются для рукописного литературного ежегодника «Наше творчество».
Вера Алексеевна Скочко - преподавательница литературы и истории - работает в нашей школе двадцать один год. Ее вкладом в духовную жизнь педагогического коллектива является любовь к лирической поэзии и к музыке. Она знает наизусть сотни стихотворений; ее глубокое убеждение - что важнейшая задача каждого педагога, особенно учителя начальных классов, - пробуждать и развивать у детей чувство слова, воспитывать бережливое отношение к слову. В. А. Скочко учит читать стихотворения учителей начальных классов, да и все школьники младшего возраста в течение первых двух лет обучения проходят «школу» Веры Алексеевны. Обычно чтения с ребятами проводятся в лесу, в саду, на берегу реки, в поле.
По инициативе В. А. Скочко в школе собран альбом пластинок с музыкальными произведениями, написанными на тексты Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Франко и других поэтов. Эти произведения ученики слушают обычно «на лоне природы». Вера Алексеевна - организатор вечеров и утренников лирической поэзии. Каждый из них посвящается творчеству какого-либо поэта или определенной теме.
Еще одно увлечение Веры Алексеевны - цветоводство. Во время походов и экскурсий в лес она приносит корневища ландышей и подснежников, сажает их в своем «питомнике цветов», как называют его школьники. Такие же «питомники цветов» дома у всех ее воспитанников.
Пионерские сборы и комсомольские собрания, посвященные героям Великой Отечественной войны, проводятся у нас всегда в уголках школьной усадьбы, утопающих в зелени и цветах. Праздники труда, праздники урожая, древонасаждения - все они проходят в обстановке, пробуждающей и углубляющей чувство прекрасного. Такие учителя, как В. А. Скочко, В. Т. Дараган, каждый день прививают школьникам любовь к красоте, пробуждая этим и добрые чувства.
В работе Антонины Ивановны Резник, молодой преподавательницы литературы, секретаря нашей партийной организации, духовная близость с детьми выражается особенно ярко. Душевность, взаимное доверие, доброжелательность характеризуют обстановку, царящую у нее в классе. Дети чувствуют, что Антонина Ивановна близко принимает к сердцу их радости и горести, и относятся к ней, как к матери. Ученик ее не может не выучить урока, не выполнить домашнего задания прежде всего потому, что сделает этим больно Антонине Ивановне; если он не может справиться с заданием - откровенно говорит об этом учительнице.
Антонина Ивановна не ограничивает свою воспитательную работу классными стенами, уроки для нее являются только дверью, через которую она вводит детей в мир борьбы за счастье, за коммунизм. «Литературными экскурсиями» называют дети походы с Антониной Ивановной. Экскурсанты располагаются или в тени столетнего дуба, или на траве, и учительница читает им рассказы о героях, о людях, преданных высоким идеям добра, справедливости, человечности. Любит Антонина Ивановна туристические походы за Днепр, к местам битв Великой Отечественной войны. Вместе с детьми она летом работает в поле; особенно же нравится ее маленьким друзьям время сенокоса: время сенокоса: ночью на скирдах душистого, ароматного сена они слушают повествования о героях, о далеких звездных мирах...
Ежедневное, постоянное многообразное общение с детьми - это принцип воспитательной работы всех учителей, убеждение педагогического коллектива. Учителя, которые не являются классными руководителями, ищут возможности расширения сферы духовного общения с воспитанниками и находят их.
Преподавательница языка и литературы Мария Васильевна Лимаренко со своим кружком юных краеведов нашла руины порохового завода, где производились боеприпасы для Запорожской Сечи, а позднее с этого завода тайно отправлялся порох воинам Емельяна Пугачева.
Учителя географии и истории Матрена Тихоновна Сыроватко и Екатерина Степановна Резник руководят кружком краеведов-старшеклассников, который составляет «Летопись родного края». В летописи - все, что известно об истории родного села и района из исторических документов, из рассказов стариков. На страницах летописи запечатлены образы людей, принимавших активное участие в революции и гражданской войне, в строительстве колхозов, в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. В «Летопись» записываются и события, в которых выражается становление коммунистических общественных отношений в наши дни. В личных библиотеках М. Т. Сыроватко и Е. С. Резник - ценная литература о богатствах родного края и его выдающихся людях. Педагогический коллектив вообще стремится строить воспитание на примерах жизни замечательных людей, беззаветно служивших Родине. Выдающимся людям, героям у нас посвящаются вечера и утренники.
Замечательной чертой молодого преподавателя математики, физики и машиноведения Ивана Васильевича Компаниец является его трудолюбие. Сфера его воспитательного влияния - главным образом подростки. В кружке механизаторов, которым руководит И. В. Компаниец, дети осваивают двигатель внутреннего сгорания, учатся управлять автомобилем. Иван Васильевич с ребятами возродил к жизни, «приспособил» старую, отслужившую свой срок машину. Уход за этой машиной, ремонт ее - подлинная школа трудолюбия. В кружке у Ивана Васильевича из лома, из ржавых отбросов монтируются узлы и механизмы, которые долго служат.
У преподавательницы французского языка Ольги Аммосовны Письменной - свои взгляды на методику преподавания предмета, свой подход. Без любви к предмету, считает она, не может быть и речи о том, чтобы дети успешно учились. А полюбить предмет дети могут лишь тогда, когда почувствуют дух живой речи, когда слова и фразы будут связываться в их сознании с яркими образами, представлениями, переживаниями. Изучение языка начинается с вводного устного курса, да и на всех уроках Ольги Аммосовны звучит живая французская речь. В школе проводятся вечера и утренники на французском языке, дети готовят инсценировки пьес.
Педагогический коллектив проявляет большой интерес к работе О. А. Письменной, помогает ей пополнять школьную библиотеку литературой для внеклассного чтения. В школьном коридоре - стенд с книгами на французском языке, и ученики берут книги, которые интересуют их. Педагоги принимают участие и в интернациональной переписке на французском языке. Дети переписываются со своими ровесниками из 17 стран. Индивидуальную переписку ведут более ста учеников старших и средних классов. Это замечательное средство углубления знаний, воспитания любви к культуре других народов. В духе своей методики О. А. Письменная воспитала трех молодых учительниц французского языка, работающих в соседних школах, и нашу учительницу Лидию Федоровну Тимошенко.
Предметом большой заботы у нас является интеллектуальный рост, расширение кругозора учителей начальных классов. Общая и педагогическая их культура - всегда в центре внимания нашего коллектива.
Каковы особенности педагогического мастерства наших учителей начальных классов?
Двадцать восемь лет - таков стаж педагогической работы Веры Павловны Новицкой. Она умеет воодушевить детский коллектив общественно полезным трудом, ее маленькие питомцы переживают чувство глубокого морального удовлетворения, трудясь для общества; пусть этот труд еще небольшой, но в духовной жизни детей он играет важную роль. Наши педагоги считают: надо, чтобы ребенок главные радости видел не в получении благ, а в том, чтобы отдавать, делать что-то для других. В. П. Новицкая добивается того, что ее малыши активно стремятся делать добро для людей. Нравственное просвещение малышей построено на ярком, эмоциональном показе жизни людей, которые в разные исторические эпохи трудились для народа. Дети переживают чувство восхищения этими людьми. У каждого ребенка учительница воспитывает отношение к книге как к настоящему чуду человеческой культуры. Она - один из инициаторов воскресных чтений (дети приходят в школу послушать интересную книгу). Стараниями В. П. Новицкой в селе создано несколько «очагов» чтения: в семьях читают вслух книжки и сюда собираются соседние дети.
Раиса Карповна Заза работала в школе старшей пионервожатой, теперь занимается с детьми младшего возраста.
Весело, насыщенно, интересно живут питомцы этой учительницы. Она руководит драматическим кружком, который называется «театром сказки» (дети готовят инсценировки), а также одним из кружков юных художников. Постановки сказок, выставки детского рисунка - все это приносит много радостей и ученикам младших классов, и дошкольникам, и родителям. Раиса Карповна увлечена литературным творчеством; во время прогулок, экскурсий, туристических походов она учит детей рассказывать о том, что они видят, чувствуют. Вот, например, в первый теплый, солнечный весенний день идут в лес, садятся где-нибудь на поляне, и учительница предлагает ребятам передать словами, что они слышат в лесу: пение птиц, стук дятла, журчанье ручья. Маленьким импровизаторам на первых порах трудно, учительница помогает им найти нужные слова - так коллективно создается рассказ. Возвратившись в школу, каждый ребенок записывает рассказ по-своему; составляется рукописный журнал, рассказы иллюстрируются рисунками.
В кружке любителей родного слова, которым руководит Раиса Карповна, - не только ее ученики, но и те, кого она выпустила из четвертого класса несколько лет тому назад. Руководит она и кружком народной вышивки; с первых же дней работы с малышами-первоклассниками она начинает учить этому девочек. К концу первого года обучения ее ученицы приходят на школьный праздник, посвященный окончанию учения, в украинских сорочках, вышитых собственными руками. По примеру Раисы Карповны этому искусству стали учить детей и другие учителя начальных классов.
Говоря о каждом учителе, мы останавливаемся на тех его качествах, чертах, способностях, которые наиболее ярко отражают и обогащают духовную жизнь коллектива. У Катерины Марковны Жаленко такими чертами являются исключительная чуткость к духовному миру каждого ребенка, умение воспитывать у детей любовь к простому сельскохозяйственному труду. Работа Катерины Марковны с родителями - образец для всего коллектива; она редко проводит собрания, но почти ежедневно беседует с двумя-тремя матерями или отцами. Класс ее живет как дружная семья; отмечается день рождения каждого ребенка: имениннику вручается книга - подарок класса. Если кто-нибудь заболел, к нему сразу же идут товарищи, помогают наверстать упущенное в учении. Когда однажды наши учителя спросили у Катерины Марковны, как ей удается воспитать в коллективе дух сердечности, доброты, молодая учительница ответила: «Не существует специальных приемов и методов воспитания доброты. Просто надо видеть в каждом ребенке свое родное дитя. Если ребенок чувствует доброту, он становится добрым к своим товарищам, к старшим, к родителям».
Ученики Катерины Марковны много трудятся в саду, создали в классе свой уголок живой природы. Учительница внушает детям мысль: яблонька, виноградная лоза - это живое, если ты равнодушен или жесток к ним, ломаешь ветки, срываешь зеленые плоды - значит, ты человек без сердца, ты не имеешь права требовать от других любви и уважения. Дети пересаживают, поливают, защищают от холода маленькие, хилые растения, тревожатся за них. Самый радостный день для ребят - когда они передают свои саженцы детскому саду.
Да и все наши учителя убеждены, что если ребенок пестовал своими руками растения, тревожился за их судьбу, он будет душевным, отзывчивым человеком.
Анна Анисимовна Нестеренко любит и знает природу. В ее библиотеке - множество книг о растениях и животных. Уже в первом и втором классах ее воспитанники знают, как пробуждается весной семя, как растение накапливает крахмал и сахар, как создать наиболее благоприятные условия для жизни растения. И все это узнают ребята в процессе труда. На своих делянках малыши выращивают сказочные урожаи (100-110 центнеров пшеницы в переводе на гектар). Анна Анисимовна первой в коллективе стала проводить Праздник урожая, и из ее опыта родилась хорошая традиция. Во втором и третьем классах воспитанники Анны Анисимовны берут маленькие делянки на колхозном поле, сажают сахарную свеклу и подсолнечник. Соревнуясь со взрослыми колхозниками, они выращивают на квадратном метре в четыре раза больше корней свеклы, в три раза больше семян подсолнечника.
Методическим объединением учителей начальных классов руководит Мария Николаевна Верховинина (работает в школе 21 год). Ее увлечением является сельскохозяйственное опытничество. Воспитанники Марии Николаевны называют себя с гордостью защитниками природы. Во время одного из походов дети нашли редкий сорт лесной яблони-дичка; они взяли дерево под охрану, собрали его семена, вырастили много саженцев. Члены группы юных защитников природы - страстные пчеловоды; на пустырях они посеяли травы, цветы которых любят пчелы.
Каждое лето воспитанники Марии Николаевны отправляются в поход за семенами морозоустойчивых сортов плодовых деревьев и винограда.
Из года в год расширяется опыт трудового воспитания в начальных классах. То, что достигнуто одним учителем, становится достоянием коллектива. Глубокое убеждение всех учителей: трудовая жизнь ребенка должна начинаться как можно раньше, и малыш должен переживать чувство гордости от осознания того, что он делает что-то полезное для людей, для общества. Трудолюбие учителей начальных классов зажигает и в детях огонек трудового таланта, любви к сельскохозяйственному труду.
Немалый вклад в достижения коллектива вносят преподаватели труда и производственного обучения.
Преподаватель слесарного и токарного дела Василий Яковлевич Таран стал одним из лучших воспитателей. Трудолюбие и мастерство - сила, покоряющая детские сердца. Этими качествами как раз и обладает Василий Яковлевич. Он прекрасный слесарь, столяр, электромонтер, монтажник, механик по двигателям внутреннего сгорания. Стоит ему взглянуть на токарный или сверлильный станок или другой механизм - и он может сделать такой же, при этом в конструкцию будут внесены изменения, усовершенствования. Он глубоко убежден в том, что мастерство ручного труда - основа технической культуры, что с детства надо учить человека работать напильником, зубилом, молотком, постепенно переходя к управлению машинами и механизмами.
Когда создавалась школьная мастерская, Василий Яковлевич принес в школу свои два столярных верстака, тиски, набор столярных инструментов. Не было металла, но ученики собрали металлолом, и учитель нашел в груде лома все необходимое для создания первого токарного станка. Этот станок был сделан с помощью напильника, молотка и зубила. С тех пор мастерская обогатилась многими инстру-ментами и механизмами, у нас есть свыше тридцати дерево и металлообрабатывающих станков - и все это создано руками учащихся.
Василий Яковлевич руководит несколькими кружками: юных столяров, юных конструкторов-механизаторов, юных слесарей-моделистов. Ученики конструируют и монтируют маленькие сверлильные и токарные станки для своих младших товарищей, отдельные ребята делают станки для своих домашних рабочих уголков. Увлекается Василий Яковлевич конструированием механизмов, предназначенных для выполнения сельскохозяйственных работ. Он вместе с учениками смонтировал маленькую жатку, которая используется для уборки зерновых культур на учебно-опытном участке.
Андрей Антонович Ворошило окончил нашу школу и работает в ней преподавателем слесарного и токарного дела. Это человек, влюбленный в технику и в воспитательную работу с детьми. Он владеет несколькими специальностями (токарь, слесарь, электросварщик, электромонтер, монтажник, фрезеровщик, столяр) и во всех он - художник. Ученики говорят: «Все поет в руках Андрея Антоновича». Вместе со школьниками учитель конструирует и монтирует фрезерные и строгальные станки по металлу; по точности обработки металла его фрезерные станки не уступают заводским. Любит он точность, аккуратность, красоту отделки. Всегда трудятся вместе с ним в мастерской и в комнате для кружковой работы 10-12 подростков, юношей и девушек. Через них он руководит техническими кружками - слесарей-моделистов, мотористов, токарей, электромонтеров. В этих кружках занимаются дети, начиная со II-III класса.
По инициативе Андрея Антоновича в школе создана миниатюрная электростанция для младших школьников (предусмотрены средства, исключающие возможность несчастных случаев). Здесь маленькие умельцы учатся управлять машинами и механизмами. Андрей Антонович сделал вместе с учениками микролитражную автомашину, которой учатся управлять малыши.
Виктор Иванович Шенгур окончил нашу школу, служил в армии и пришел к нам на работу лаборанта и преподавателя электротехники и радиотехники. Радио, автоматика, электротехника, приборы и механизмы, требующие большой точности, тонкости - вот его мир. Руководя тремя кружками (каждый из кружков имеет секции для школьников младшего, среднего и старшего возраста) - юных электротехников и электромонтажников, юных радиотехников, автоматики и телемеханики (последним он руководит вместе с преподавателем физики А. А. Филипповым) - Виктор Иванович конструирует с ребятами каждый год не меньше пятидесяти радиоприемников - от простейших ламповых до транзисторных. Опыт Виктора Ивановича привел и весь наш коллектив к убеждению: каждый ученик, оканчивающий среднюю школу, должен уметь сконструировать радиоприемник.
Кружок юных радиотехников полностью радиофицировал школу, создал кабинет школьного телевидения. В кружке юных электротехников ученики конструируют модели агрегатов, в которых важнейшими элементами являются электродвигатель и рабочая машина. Предметом творческого соревнования является изготовление миниатюрных генераторов переменного и постоянного тока; каждый кружковец стремится внести в свою модель что-то новое, проявить выдумку, изобретательность.
Продукты кружка автоматики и телемеханики - модели, управляемые по радио (автомобиль, самолет, трактор). Увлечение последних лет - программирование; сконструировали и смонтировали четыре демонстрационных токарных станка с программным управлением, несложное электронно-счетное устройство. Кружок помог смонтировать автоматическое устройство, регулирующее работу насосной установки водопровода.
Преподаватели труда и производственного обучения являются, таким образом, организаторами важного участка учебно-воспитательной работы: они выявляют и развивают у ребят интерес к технике, воспитывают любовь к машинам, культуру труда.
Восемнадцать лет работает в нашей школе преподаватель музыки и пения Семен Иосифович Ефременко. Его характеризуют - любовь к музыке и народному творчеству, заботливое, бережливое отношение к юным талантам. По его инициативе в школе проводятся музыкальные вечера и утренники, в которых, кроме учеников, принимают участие родители, а также молодежь, окончившая школу. Значительное место на этих вечерах и утренниках занимает слушание произведений выдающихся композиторов, народных мелодий. Здесь же выступают хоровые коллективы младших, средних и старших классов. В хоровом коллективе старшеклассников состоим и мы, учителя.
Семен Иосифович руководит двумя кружками баянистов - один кружок для младших школьников, другой - для учеников среднего возраста. Курс бучения в кружке рассчитан на 7 лет. Благодаря Семену Иосифовичу музыка заняла прочное место в духовной жизни школьного коллектива, она звучит на школьных праздниках, на пионерских сборах, в туристическом походе, в часы отдыха на полевом стане.
Григорий Терентьевич Зайцев, преподаватель рисования, считает, что живопись может и должна стать важным элементом духовной жизни каждого человека. Руководя несколькими кружками юных художников, он вместе со своими кружковцами в весенние, летние и осенние дни в лесу, в поле, на берегу реки пишет пейзажи с натуры. Учитель открывает детям глаза на красоту в природе - это его вклад в нашу коллективную методику всестороннего развития личности школьника. Григорий Терентьевич руководит и драматическим кружком, в репертуаре которого - главным образом пьесы украинской классики.
Физическую культуру мы рассматриваем как важный элемент воспитания учеников, как источник жизнерадостности, коллективизма, товарищества. Мы не допускаем погони за индивидуальными рекордами. Наш молодой преподаватель физкультуры Григорий Иванович Резник вместе с врачом определяет режим и объем индивидуальных упражнений для каждого школьника. Для занятий гимнастикой созданы необходимые условия: в школе есть два спортивных зала, несколько спортивных площадок. Работают секции: гимнастические, настольного тенниса, волейбола, баскетбола, тенниса, футбола. В школе проводятся спортивные соревнования, школьный коллектив принимает участие в районных соревнованиях.
В нашем коллективе стало традицией подбирать старшего вожатого среди учеников, оканчивающих школу. Самой ценной чертой нашей теперешней старшей пионервожатой Лидии Мефодиевны Курило является то, что интересные пионерские дела, играющие большую роль в нравственном воспитании, увлекают ее в такой же мере, как и детей. У нашей вожатой всегда «в запасе» какой-нибудь интересный замысел, идея, которыми она и привлекает и вдохновляет детей.
Нет в нашем педагогическом коллективе ни одного учителя, который бы не участвовал в пионерской работе. Это участие заключается прежде всего в том, что учитель трудится вместе с детьми, являясь их товарищем в общем деле.
Первыми помощниками в деле воспитания являются вожатые пионерских отрядов и октябрятских групп. Их подбирают очень вдумчиво, выбирают таких юношей и девушек, чтобы умели и любили работать с детьми.
Большая наша забота - школьная библиотека. Наш библиотекарь Елена Емельяновна Малолитко - книголюб и хороший организатор. В библиотеку собираются по вечерам «на огонек» любители книги. При библиотеке - несколько кружков юных книголюбов: дети не только читают книги, но и переплетают, ремонтируют их. По каждому из произведений, которое мы считаем обязательным для школьников, устраиваются выставки. Школьная библиотека проводит индивидуальную воспитательную работу с подростками, юношами и девушками.
Таковы люди, такова жизнь нашего педагогического коллектива.
Несколько слов надо сказать о задачах, которые стоят перед директором школы. Еще К. Д. Ушинский называл директора главным воспитателем школы. Эта сторона руководства приобретает особенное значение сейчас. Многолетний опыт убеждает, что руководить школой - это значит прежде всего знать каждого ребенка. И для директора обязательно - знать последние достижения науки, литературы, искусства. Руководство педагогическим коллективом - это ведь умение увлекать все новыми и новыми умственными интересами. Если учителя спорят о какой-то проблеме науки, о новой книге, а руководитель туманно представляет себе эту проблему и впервые слышит о книге - он уже не может считать себя руководителем. Руководителем и организатором педагогического коллектива может быть лишь человек, который не только не отстает от учителей, но стимулирует их, пробуждает у них все новые и новые интеллектуальные интересы, воспитывает на личном примере любовь к знаниям, к науке, литературе, искусству.
Задачи, стоящие перед школой в деле всестороннего развития личности, определяют и новые требования к директору: он должен быть всесторонне образованным. Любовь к книге, уважение к знанию - в этом должен быть образцом директор школы.
И библиотека директора школы - это не только зеркало его кругозора, интересов, запросов, но и образец, на который ориентируются учителя и ученики. Опыт убедил меня в том, что в личной библиотеке директору школы надо иметь все книги, необходимые для чтения в младшем, среднем и старшем возрасте. Нет ни одного ученика, которому бы за одиннадцать лет обучения в школе я не давал книг из своей библиотеки. А после чтения - дружеская серьезная беседа, - это один из самых важных путей воспитания личности.
Руководить воспитательной работой - это значит постоянно общаться с детьми, жить их интересами, радостями и невзгодами. Общение с детьми в самых разнообразных сферах жизни - это важнейшее условие знания ученика. Если для учителя обязательно руководить одним или несколькими коллективами - кружками, секциями, то и для директора школы это необходимо. И надо не только руководить - обязательно быть товарищем своих воспитанников, вместе с ними духовно расти.
Мое увлечение - литературное творчество. Преподавая язык и литературу, я стремлюсь пробудить у детей чувство слова. Но урок - это лишь начало работы. После уроков иду с учениками в поле, в лес, учу их видеть, чувствовать красоту природы, труда человеческого. Составляем коллективные рассказы.
С ребятами младшего и среднего возраста связывает меня любовь к лесу и саду. Каждый год мы закладываем небольшую дубраву, превращаем пустыри и овраги в зеленые уголки. Дубравы закладывают (сажают желуди) и ухаживают за деревьями только младшие школьники. В первой дубраве, посаженной двадцать лет тому назад, кроны дубков уже сомкнулись над головой, сюда я привожу каждое новое поколение первоклассников. Тенистая дубрава, посаженная когда-то детьми, - самое убедительное доказательство того, что уже в младшем возрасте человек может стать активным участником общественной жизни. За дубравой, посаженной в первый год обучения, дети ухаживают до окончания школы. Сколько классных коллективов - столько и дубрав.
На мне как на главном воспитателе в школе лежит большая ответственность: позаботиться о том, чтобы каждый ребенок уже в первые школьные годы начал трудиться для других людей, для будущего. Виноградный питомник, в котором выращивают саженцы «для людей», - это любимый уголок школьной усадьбы, это, так сказать, очаг трудолюбия, который воспитывает самых «трудных» детей. Я беру за руку «трудного», «неисправимого» ребенка, привожу его в виноградный питомник, говорю ему: давай трудиться вместе с нашим коллективом, вместе со мной. Действуем вместе, и обычно в каждом «безнадежном» пробуждается желание работать. Приходит день, когда «трудный», «неисправимый» передает плоды своего труда людям, переживает радость от этого; с этого мгновенья он - другой человек.
В кружке слесарей-моделистов, которым руководит Василий Яковлевич Таран, я - не руководитель, а такой же ученик, рядовой труженик, как и все дети. Как это хорошо - работать вместе с ребятами, радоваться удачам, выслушивать строгие и справедливые замечания мастера, если у тебя что-нибудь не получается! Когда дети чувствуют в тебе равного, они раскрываются перед тобой, доверяют тебе то, что никогда не доверили бы, если бы ты был только руководителем.
Особенно большое значение для руководителя школы имеет духовное общение с учениками старшего возраста. Я принимаю участие в работе кружка юных краеведов, научно-биологического кружка, кружка автоматики и телемеханики. Ежегодно вместе с группой старшеклассников мы совершаем походы по изучению родного края, вместе работаем на учебно-опытном поле в колхозе, ставим опыты в теплице и в плодовом саду, изучаем опыт передовиков сельскохозяйственного производства.
Руководить педагогическим коллективом - это значит уметь увидеть в каждом учителе то драгоценное зерно, из которого развивается творческая индивидуальность воспитателя.
Только если у каждого учителя есть свои духовные связи с учениками, есть и педагогический коллектив. Единство убеждений - это большая, даже главная моральная сила коллектива. Единства педагогических убеждений мы никогда не достигли бы, если бы каждый учитель видел свою задачу только в уроках, в обучении, в передаче знаний. Десятки, сотни нитей связывают духовную жизнь учителя с духовной жизнью учеников. Мы добиваемся, чтобы учителя и детей объединяла духовная общность, при которой даже и забывается, что педагог - это руководитель и наставник. Ребенок - это доброе, прекрасное существо, всеми силами своей души тянущееся к правде, дружбе. Если учитель стал другом ребенка, если основа этой дружбы - благородное увлечение, порыв к чему-то светлому, разумному, какое-то хорошее общее дело - в сердце ребенка никогда не придет зло.
Если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали этих детей, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы ребенком невозможно.
Педагогический коллектив - это семья, в которой каждый взрослый не только знает детей, но болеет за них душой.

 

Комментарии

Погребицкая Екатерина Михайловна

Искренне верю в то, что учитель должен любить и уважать своих учеников, быть им и другом, и наставником, и помощником. Но почему не все учителя такие?!.....(Это боль сердца.)

Алиева Елена Владимировна

Интересно

Ануфриева Людмила Николаевна

В очередной раз с великим удовольствием прочитала статью.Большое спасибо за публикацию.Уверена,что во многих школах есть такие коллективы -единомышленников.В нашей есть!

Четверикова Оксана Алексеевна

Интересно, спасибо!

Арент Оксана Александровна

Интересная статья, веет чем-то далеким,светлым...

Ольга Александровна Булатошкина

Спасибо Огромное за статью!Светло,жизнеутверждающе,интересно!с удовольствием читаю!