Главные вкладки

    Гуманное педагогическое мышление

    Ефимова Вера Яковлевна

    Ш.А.  Амонашвили  сказал: «…отрицающий  беден…. Никогда ничего не отрицайте, если вы не согласны, если вам что–то не нравится...»[1]  Его опыт складывается из опыта коллег, опыта классиков, исследователей, психологов, известных педагогов-практиков. Это опыт всех тех, с кем он общался и общается на протяжении своей педагогической деятельности.

    В своей  книге «Школа  жизни» он пишет: «Есть ли в трактате что–либо новое?  Все  новое, это хорошо забытое старое. Не нашли ничего в трактате нового? Что ж, прекрасно, идите дальше, ищите новое, более высокое, но не пропустите ступеньку гуманной педагогики, именно она ведет вас вверх. Нашли в трактате новое? Отлично, оставьте себе все, что нашли ценного, но… обязательно привнесите в него свое  собственное творчество и тоже идите дальше, выше!  ». [1]

    Самое ценное то, что Амонашвили не заставляет слепо идти и подражать только его опыту, он дает зеленую дорогу творчеству , постоянному поиску, постоянному совершенствованию. Но  особое  внимание  он  уделяет  слову.  Именно  слово  способно  оставить  глубокий  след  в  душе  человека.

    Важно научить  различать различные оттенки слова, учить удивляться, восхищаться, радоваться. Чем чувствительнее человек, тем лучше развивается его интеллект.

    На семинарах  Ш.А. Амонашвили задавали вопрос:

    -  А  обязательно  ли  изучать теорию воспитания, не достаточно ли интуиции? Ведь сама жизнь подсказывает как поступить в той или иной ситуации. 

    На  этот вопрос он прекрасно ответил в своей книге «Школа жизни» словами Я. Корчака: «Благодаря  теории  я  знаю… «Я  знаю»  не значит «действую  сообразно  тому,  что  знаю». Чужие взгляды незнакомых людей должны преломиться в моем живом  «я». Из теоретических посылок я исхожу не без разбора. Отклоняю – забываю -  обхожу - увиливаю  -  пренебрегаю... В результате я сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступками».

    А в другой своей книге «Размышление о гуманной педагогике» он приводит высказывание  Д.Н. Узнадзе: «Воспитательный  процесс характеризуется особым  свойством. Он  имеет дело с человеком... Цель наилучшим образом будет осуществлена тогда, когда Воспитатель поймет чувства воспитанника, его желания и увлечет его. А такое увлечение возможно  только тогда, когда один человек сможет полностью представить себе диспозицию  чувств  другого  человека.  Здесь увлечение и влияние могут достигнуть высшей точки. Таким образом знание души другого, тем  более диспозиции чувств другого, - вот то условие, которое необходимо, чтобы  влиять  на  другого  человека  и  увлечь  его...»[2]

    Это  высказывание  подтверждает  необходимость  и  важность глубокого изучения каждой  личности, чтобы  восполнить по  возможности  то,  чего  не  хватает  для  полноценного  воспитания  .

    На  сегодня  это  проблема  общества,  которой  широко  стали  заниматься  специалисты разных  сфер  общества.

    Изучение  психотипов  в  различных  сферах деятельности,  в  том  числе  каждого  психотипа  как  родителя,  подтверждается, что многим психотипам уже природой не заложено умение заниматься  воспитанием детей, поэтому требовать от них каких-то результатов, тем более вступать в конфликты  безрезультатно. Таких  родителей так же как и детей нужно учить воспитывать. Очень часто взрослыми  допускается ошибка в воспитании, наказывают и ругают  ребенка, но не учат и не объясняют как себя нужно вести в той или иной ситуации. А  ребенку необходимо всему учиться. Когда учеба будет проходить на  высоком эмоциональном уровне, неся положительный заряд, то можно получить и ожидаемый результат.

    Опыт Ш.А. Амонашвили  побуждает к исследованию, изучению, творчеству. Многолетний наработанный  опыт помогает переосмыслить и поглядеть на  все по новому, по современному.

    Ш.А. Амонашвили  выделяет основные постулаты, на которых основывается его опыт, это: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. 

    На пути к успеху необходимо учитывать следующие основные моменты:

    1. Вера  в  успех.
    2. От  успеха  к  успеху.
    3. Создание  доброжелательной  атмосферы.
    4. Учитывать  индивидуальные  возможности.
    5. Отслеживать  результаты.
    6. Опираться  на  сильные  стороны,  выявленные в  диагностике.
    7. Задания  для  коррекционных занятий предупреждают  трудности,  способствуют  развитию.
    8. Коррекционно  -  развивающая  работа  осуществляется систематически  и  регулярно.
    9. Учить  оценке  и самооценке,  выходить в  рефлексию,  оценивать  свой  результат.          

    В настоящее время   сформировалась и получила развитие и мировое признание гуманно – личностная педагогика. У ее истоков  стояли выдающиеся учителя современности С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

    Гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно – личностная педагогика выступают антиподом авторитарно – императивной педагогике. В этой ситуации следует отметить  особую роль, которую выполняет «Антология гуманной педагогики». Первое в России краткое, академически выверенное издание ключевых книг об искусстве воспитания всех времен и народов…

    В создании «Антологии» принимают участие ведущие ученые России. Она получила признание многих педагогических коллективов, одобрена Российской академией образования. Издание поддержано Комитетом по науке и образованию Государственной Думы РФ.

     


    1. [1] Ш.А. Амонашвили « Школа жизни » М. 2000 г..
    1. ]2 Ш.А. Амонашвили « Размышление о гуманной педагогике» М. 2001 г.

     

     

    Комментарии

    Орлова Елена Алексеевна

    Гуманная педагогика- это то к чему должен стремиться каждый учитель ,родитель,да и просто человек! Если ребёнка с малых лет подбадривать за доброе дело ,поощрять его маленькие победы и радоваться вместе с ним,учить ободряя и помогая ,а не заставляя или ругая,можно достичь много,а самое главное воспитать Человека настоящего,гражданина своего Отечества!Очень прав Ш.А.Амонашвили_Вера,Надежда,Любовь -это фундамент общества,образования и в целом Мира.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Спасибо Елена Алексеевна за Ваш комментарий. Жаль , что на сегодняшний день мало людей, понимающих главную основу воспитания и образования детей. Большинство идет по легкому пути: отругал, подчинил и быстро получил то, что хотел. Но результата и радости от этого почти нет. Нет и удовлетворения от такой работы.

    Ефимова Вера Яковлевна

    И нам взрослым нужно постоянно учиться взаимоотношениям. Мы многому можем учиться у детей. Иногда мы учить учим, а учиться сами забываем.

    Поддерживаю ваше мнение и мнение автора. К ребенку нужно относится с уважением с раннего возраста, принимать его как личность.

    ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

    Очень рада, что есть коллеги, которые поддерживают гуманную педагогику. Значит, наша педагогика как всегда на высоте!!!!

    Федорова Ольга Леонидовна

    Задумайтесь над этим понятием - "гуманная педагогика". Это как "человечное милосердие", "сердечная доброта"...На мой взгляд,всё то, что делается для ребёнка и во имя ребёнка - это и есть педагогика, "детовождение", ведение маленького человека по жизни. Педагогика не может не быть гуманной по своей сути.К сожалению, условия, в которых мы учим и воспитываем детей, таковы, что приходится бороться за гуманистическое отношение к детям. Я - за такую педагогику. Многие из детей сейчас и сыты, и одеты. А проблема гуманизации школы остается, открываются её новые стороны.Один из важнейших вопросов - как воспитывать, развивать школьников в условиях стандартов? Есть стандарты технические, экономические. Возможны ли стандарты в деле формирования уникальной и неповторимой личности? И уж, конечно,сам педагог должен быть гуманистом по мировоззрению, по условиям и образу жизни.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Спасибо Ольга Леонидовна за Ваш комментарий. Очень четко Вы подметили о возможности стандартов в деле формирования уникальной и неповторимой личности. За массой бумаг, и отчетов учителю не остается времени на общение с детьми, он работает на массу, а не на каждого отдельно взятого ученика. На это не остается времени... Не остаётся времени и на развитие и самосовершенствования себя, что особенно важно в настоящее время.

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Большое спасибо за статью, Вера Яковлевна!
    Гуманная педагогика - это прекрасно.
    Не все учителя так думают, но гуманисты среди учителей всё же есть.
    Я тоже отношу себя к учителям-гуманистам. Иногда меня упрекают даже в излишней мягкости. Может упрекающие отчасти и правы - я работаю преподавателем только второй год и многое, конечно, делаю неправильно.
    Верно, нужно заниматься сначала воспитанием, а уже потом образованием, но вот вопрос: как воспитывать взрослого почти человека, которого ты видишь всего час в неделю? Разве можно за этот час исправить тот вред, который наносят ему ежедневно его родители?
    Могу ли я на уроках ОБЖ убедить ребёнка в том, что курить вредно, если мать этого ребёнка курит? Да ещё курит в квартире. Если курит мать, почему нельзя курить дочери? Если от одежды дочери пахнет табаком не потому, что она САМА курит, а потому что в её квартире всё прокурено родителями!
    Мне жаль таких детей и, конечно, я не могу на них сердится. За что мне ругать их? Я пытаюсь объяснить им свою позицию. Не ругаюсь, терпеливо объясняю, какой вред причиняют они прежде всего себе и своим будущим детям.
    Когда они приходят пообщаться со мной, я всегда готов провести с ними время. И, надеюсь, это приносит некоторую пользу. Но всё же это капля в море. Начинать надо с РОДИТЕЛЕЙ. И воспитанием родителей должно всерьёз заняться государство. Если будет, скажем, вестись хорошая пропаганда здорового образа жизни по телевидению, радио, в газетах, то наш гуманизм, наверное, не будет напрасен. А когда поддержки нет... то, конечно, легче прикрикнуть, пристрожить, запретить что-то и т.д.
    Гуманистическая педагогика будет действенна лишь тогда, когда её поддержит своими действиями правительство.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Большое спасибо, Дмитрий Юрьевич, за комментарий! Я очень рада, что у мужской половины тоже есть сторонники гуманной педагогики! Я всегда родителям привожу пример о том, что даже взрослым не нравится когда их ругают, кричат на них, командуют, а ребенок тем более испытывает двойной стресс, формируются комплексы, подавленность. Где уж здесь раскроются его творческие способности? Но к сожалению учителя вынуждены иногда прибегать к авторитарным методам воспитания, т.к. многие дети к ним привыкли в семье. Они не понимают нормальных человеческих взаимоотношений, не научились нормально общаться друг с другом без вульгарности. Родители таких детей поддерживают авторитарность, не признают гуманность, обвиняют учителей в мягкости. Вы очень хорошо описали проблему, с которой мы сталкиваемся в школах. А школа эту проблему без государства , действительно, не решит. Необходимо строго узаконить обучение родителей при медицинских учреждениях во время беременности матери и контролировать соблюдение основных норм и правил воспитания до достижения ребенком 16-18лет.Сейчас можно наглядно, используя современную технику и компьютеризацию, донести информацию до родителей как влияет слово, музыка, алкоголь, наркотики, курение на живую и даже неживую природу. В интернете сейчас очень много интересных исследований ученых. Раннее обучение родителей просто необходимо, т.к. учеными доказано, что многие родители по своей природе не потому, что не хотят, просто не могут и не умеют воспитывать детей. Необходимо узаконить нормы и правила общественного поведения в образовательных учреждениях, за несоблюдение которых несли бы ответственность родители, узаконить штрафные санкции за нарушение. Еще раз спасибо за поднятую проблему. Надеемся, что государство прислушается к нам.

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Ну, почему бы мужчинам и не быть гуманистами?:)
    Жаль, что всерьёз рассчитывать на государство пока не приходится - можно надеяться только на себя и некоторых коллег.
    В университете (я учусь заочно) нам на каждом втором предмете пропагандируют гуманный подход, субъект-субъектный тип отношений между учеником и учителем. Слушается очень хорошо!:) А возвращаешься в школу и думаешь: как же это осуществить?
    Я часто ощущаю себя следователем из советских фильмов, который дни и ночи напролёт думает о своём деле. Помнится, Пал Палыч Знаменский считал своим хобби ловлю рыбы, но годами не мог попасть на рыбалку - времени не было. У меня сейчас происходит нечто подобное:)
    Впрочем, справлюсь. Работа мне нравится!

    Ефимова Вера Яковлевна

    Здорово,когда в педагогике есть такие думающие и ищущие педагоги! Побольше бы такой мужской половины в образование! Чем больше педагогов об этом будет думать, может и сдвинется что-то с мертвой точки. Говорят мысли материальны, о чем думаешь, то и получаешь. Ш.А. Амонашвили рекомендует метод дорисовывания. Сосредотачивать внимание на положительных качествах, а чего не хватает и хочется , чтобы было, мысленно дорисовывать, верить в ребенка, помочь поверить ему в себя.

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Поддерживаю вашу мысль, Вера Яковлевна, о том, что надо концентрироваться на положительных качествах! Ухватиться за то положительное, что есть в ребёнке и попробовать развить это! Это будет ДЕЛО. А ругать за плохое... ну, нужно, конечно... но толк от этого, по-моему, редко бывает.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Полностью с вами согласна.

    Ефимова Вера Яковлевна

    В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди.

    Нужно воспитывать в сотрудничестве, в понимании и в поддержке.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Сами события жизни подталкивают к новому педагогическому мышлению. Воспитание становится главной и основной проблемой в образовании. Прежде всего каждый человек должен осознать важность самопознания, саморазвития в гармонии и сотрудничестве с окружающим миром, знать и преодолевать свои недостатки, умножать достоинства, проявлять красоту и гармонию во всем: в природе, человеческих взаимоотношениях.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Жизнь не стоит на месте, быстро развивается. Современные технологии вносят огромные изменения в педагогическую деятельность. Важно не потерять человеческие качества, способствовать их развитию.
    ----- Современная цифровая образовательная среда -----
    АнненковВ.В.:
    Так называется одно из направлений государственной политики, о котором Дмитрий Медведев сказал следующее: "...нужно создать специализированные сетевые ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы (такие ресурсы уже есть, но их немного) и которыми будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и соотечественники за рубежом." (Из вступительного слова на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 24 августа 2016 года - http://m.government.ru/news/24274/)
    Материалы группы "Ноосферное развитие личности в www"https://www.facebook.com/groups/nooevolution/?ref=bookmarks - часть "сетевых ресурсов, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы". Этими открытыми ресурсами могут пользоваться "...студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и соотечественники за рубежом." Добавим: если перевести избранные материалы на иностранные языки, то их можно использовать для распространения в мире идей Ноосферы (как общего Дома человечества), ДОБРа, ноосферного развития человека ХХ1 века. Эти идеи продолжают вклад России в мировую культуру.
    Помогают развитию, совершенствованию, сотрудничеству и коммуникации путешествия. Приглашаем вновь созданную группу "В мире путешествий" http://nsportal.ru/group/v-mire-puteshestviy