Сухомлинский В.А. Воспитание чувств

Что делать с мальчишками? Почему у них такое высокомерное, снисходительно-пренебрежительное отношение к девочкам? Нагрубить считается геройством. Как-то мы ехали на машине в поле. Мальчишки быстро вскочили в кузов, заняли лучшие места. Я пристыдил их: как же вам не совестно, ведь вы уже кончаете седьмой класс, к женскому празднику дарили девочкам открытки с трогательными надписями. Кое-кто уступил места одноклассницам. Кое-кто ожидал: шофер включит мотор, и все забудется...

...Почему же в одних случаях слова доходят до души, задевают за живое, а в других скользят по поверхности сознания? Как рассказать четырнадцатилетним мальчишкам о красоте и величии женщины-матери, как пробудить чувство уважения к девочкам? Ведь вся эта суета с мартовскими подарками матерям и одноклассницам, все эти надписи на открытках превращаются в очередное «мероприятие». Мальчик пишет на открытке то, что мы ему советуем, но сам не переживает того, что говорит, «заданные» ему чувства превращаются в повинность.

Что-то здесь не так. Слово - могучее средство воспитания, но оно дает всходы тогда, когда падает в хорошо подготовленную почву. Что же надо в данном случае для того, чтобы подготовить почву? Чувства. Только чувства - глубокие, непосредственные. Когда они взволнуют молодые души, тогда и слова пробудят новые, гораздо более сильные чувства.

Однажды мы возвращались из туристического похода. В лесу догнали старика. Было жарко, дедушка устал. Мы помогли нести ему теплую фуфайку и плащ. Узнали, что старик, семидесятилетний врач-пенсионер, приехал недавно в наше село из соседнего.

Через неделю мы пошли в лес отдыхать, варить кашу. Смотрим, той же тропинкой опять идет наш старик. Куда он ходит? Ведь ему нелегко совершать такие дальние прогулки.

То, что я узнал о нашем знакомом и рассказал детям, изумило и восхитило их. Оказалось, что несколько месяцев назад старик похоронил в соседнем селе жену, с которой прожил сорок пять лет. Чтобы каждый уголок и кустик не напоминали ему об утрате дорогого человека, переехал в другое село, думал, будет легче, а стало еще тяжелее. А мы и не заметили, что в глазах у старика печаль. Думали, что он просто так на прогулку ходит. А он каждое воскресенье собирал букет полевых цветов и нес его на могилу жены...

Я долго думал, где и как рассказать детям об этом обычном и в то же время изумительном проявлении человеческой верности. Выбрал тихий вечерний час, когда после работы в саду весь класс собрался на зеленой лужайке, под столетним дубом. Я видел, как у мальчишек расширились глаза, как взгляд их устремился на лес, на соседнее село.

В воскресенье мы снова пошли в лес. Накрапывал дождик. Толя К. не верил, что сегодня старик понесет цветы, но когда между деревьями показалась его знакомая сутуловатая фигура, мальчишка умолк и больше в тот день не сказал ни слова...

Наступила осень. Мы подружились с Петром Афанасьевичем. Однажды он пригласил нас к себе домой. Две комнаты маленького домика утопали в цветах. Рядом с домиком старый врач что-то строил. Нам неудобно было спрашивать: сооружение было похоже и на теплицу, и на сарайчик для кроликов. Мы помогли строгать доски, закапывать столбики. Через несколько недель, когда уже опали листья и приближалась зима, мы все узнали сооружение: оказалось, дедушка построил оранжерею. Он выращивал в ней цветы специально для того, чтобы относить свой еженедельный букет на дорогую могилу. Когда мы приходили к нему в оранжерею и нас окружало царство цветов, мальчики как-то подтягивались, их лица становились строгими, торжественными.

Каждый раз, возвращаясь от дедушки, мы разговаривали о прекрасных человеческих чувствах, дружбе, любви, преданности, о благородстве материнства. Я рассказывал, и меня слушали, затаив дыхание. Мои рассказы о подвиге жен декабристов, о дружбе Маркса и Энгельса, Герцена и Огарева пробуждали в сердцах детей желание выразить чем-то свои добрые чувства, сделать что-нибудь хорошее для Петра Афанасьевича. Когда все дороги замело снегом, дети понесли нашему другу букет роз, выращенных в школьной теплице. Старый человек был тронут, на глазах заблестели слезы. С тех пор каждое воскресенье мальчики и девочки провожали дедушку и там ожидали его возвращения. Соорудили шалаш, построили в нем печку. Петр Афанасьевич с удовольствием садился у огонька, отдыхал, рассказывал детям о природе. Он учил детей чувствовать тончайшие оттенки красоты.

Я заметил, что подростки к чему-то готовятся, видно, хотят чем-то порадовать Петра Афанасьевича. Как хорошо, думал я, что их сердца стали такими чуткими, отзывчивыми! Оказалось, они узнали, когда день рождения покойной жены врача, и накануне этого дня отнесли на могилу  букет весенних цветов. Ни словом не обмолвились они о своем поступке. Ни слова не сказал им и Петр Афанасьевич. О том, что букет он видел, я угадал по его посветлевшим глазам, по мягкому, ласковому голосу. Наверное, заметили все это и подростки. Им стал понятен язык чувств. Они менялись на моих глазах, становились мягче, человечнее, добрее. Исчезли развязность, грубость. Их поступками стал руководить голос совести, а чувства - это самый верный страж совести. Вот коллектив собрался сажать деревья: все идем с лопатами, ведрами. И как-то само собой получается, что мальчики копают ямы и носят воду, а девочки обрезают корни, засыпают ямы землей.

Петр Афанасьевич передал своим юным друзьям много семян цветов. Весной он помог заложить питомник гладиолусов и новую сиреневую рощу. В уходе за цветами перед мальчиками и девочками все ярче раскрывались человеческие радости и добро. Каждый из них создал цветник (а отдельные ученики - и оранжерею) около своего дома.

Два года длилась эта хорошая дружба. Петр Афанасьевич умер. Для всех нас это было большое горе. Его похоронили рядом с могилой жены. На двух могилах время от времени появляются букеты живых цветов. Мы не забываем того, кто открыл перед нами животворный источник человеческой красоты и добра.


// Учит. газ. - 1962. - 4 окт.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья!

Варавина Наталия Владимировна

Интересная статья! Поучительный рассказ, которым можно пользоваться на практике.

Волкова Наталья Александровна

Очень интересная, поучительная и актуальная тема в настоящее время.

Николаенкова Ульяна Николаевна

Очень актуально.

Николаенкова Ульяна Николаевна

Очень актуально.

Каляганова Любовь Андреевна

Трогательная статья. В работе с детьми в современном мире мало внимания уделяется уважению,чувствам окружающих людей. Больше волнует ответ на вопрос: Что ты хочешь?

Я с вами полностью согласна.

Замечательный рассказ! Заставляет задуматься, поразмышлять,взывает к главным человеческим ценностям.Давно доказано, что чувственная сфера мальчиков развита значительно слабее, чем у девочек.Над этим надо заниматься с самого рождения!

Фенина Светлана Анатольевна

трогательный рассказ, пробрало до "мурашек". актуальная тема, заставляет задуматься. хочется нынешним молодым людям дать понять, что какие бы ни были времена, вечными останутся понятия "доброта", "человечность", "красота"

Чтобы мальчики уважали девочек, нужно и девочек и мальчиков учить целомудрию.

Благодатских Гузаль Рависовна

Для этих ребят- подростков, чувства, эмоции, переживания и сама жизнь Петра Афанасьевича открылись по новому - в более высокой, более человечной жизненной правде. Вступив с нми в дружеские отношения, окружив его своей заботой, вниманием, помощью, ребята стали творцами и создателями новых отношений, внутренних переживаний в процессе развития которых выкристализовались их личностные душевные качества и произошла метаморфоза личностного Я.

Нагорная Лариса Николаевна

Спасибо. Заставило задуматься.

Овчинникова Ольга Владимировна

Да, только природа и НАСТОЯЩИЕ человеческие чувства "взволнуют молодые души" подростков. И они никогда не забудут того, кто "открыл... животворный источник человеческой красоты и добра".

Да, разбудить в детях умение сопереживать, думать не только о себе, особенно важно в современном мире. С каждым новым набором замечаю, что детей не так легко пронять. Раньше плакали, читая Толстого "Лев и собачка",в следующем наборе услышала фразу по поводу собачки :"Значит судьба такая", а в нынешнем наборе раздались смешки над словом "издохла".

Роева Ирина Николаевна

Очень трогательная статья. Лишь только, когда ребёнок сам пройдёт школу человеческих чувств и отношений, только тогда, когда он пропустит их через себя, только тогда он сможет сопереживать, сочувствовать и сострадать. Невозможно вырастить хороший урожай, если почва не подготовлена. Черствость души, жестокость в наше время - не редкость, и чтобы люди были добрее необходимо все силы направлять на духовно-нравственное воспитание личности. Я уверена, что только доброта и человечность - есть основа для будущей жизни и развития нашего общества.

Очень актуальная статья,большое спасибо.

Очень актуальная статья,большое спасибо.

Туекбасова Мадина Абдуселимовна

Заставляет задуматься! Как бы то ни было детям всегда трудно объяснить чувственную сферу человеческих отношений и не важно мальчик это или девочка. Из таких вот историй из жизни ребенок делает свои первые шаги в этот сложный мир человеческих взаимоотношений. Спасибо!

Спасибо! Очень актуальна с нравственной стороны, что немаловажно.

Очень поучительная статья, и неважно кто рядом с нами: мальчик или девочка. Это ЧЕЛОВЕК!

Кутняхова Любовь Владимировна

Ребёнок учится тому, что видит он в своём дому. Очень актуальная поговорка, особенно, в наше время.Каких бы семи пядей был бы педагог, основной воспитатель - семья. Вот где начало всех начал. И патриатических, и нравственных, и моральных, и духовных.

Лашкина Ольга Вадимовна

Поучительно не только детям но и многим взрослым.

Статья очень современна.

Павленко Ольга Юрьевна

Независимо от времени, прошедшего с момента написания статьи, её актуальность очевидна.Очень мало остается времени на воспитание чувств детей.Все спешат, пишут какие-то отчеты, собирают бумажки для аттестации.А детей надо учить о ком-то заботиться- это основа человеческих отношений.Спасибо за статью.

Лизякина Ирина Константиновна

Большое спасибо за такую трогательную историю. Живой пример - вот, что влияет на ребят, я с этим полностью согласна!

Сааякн Гор Гамлетович

Со многими коллегами согласен,что ценности у подростков и искаженны. И главная задача взрослых Принимать подростков в период формирования и изменения ценностей а не отторгать ребенка при его формировании.(Одна из Огромных ошибок взрослых)Для изучения данной проблемы рекомендую изучить ценностные ориентации подростков.(Очень помогает)

Герасимова Светлана Николаевна

Да, таких примеров и в нашей жизни немало, только нужно оглянуться вокруг себя, приглядеться и направить в правильное русло нерастраченную энергию подростков.И сделать это умело, ненавязчиво.А для этого нужно быть педагогом, как говорят, от бога.

Да,коллеги,как верна истина "Всё новое-это забытое старое".Страшно,что такое нужно доказывать,современное подрастающее поколение не всегда видит важные жизненные ценности.

Vera Maksimova

В.А. Сухомлинский всегда прав...

Фоменко Лариса Леонидовна

Очень трогательная, интересная статья. А самое главное- какая воспитательная роль в ней заключена. Как можно больше необходимо нашим ребятам знать таких историй о настоящей любви и дружбе..

Поротикова Наталья Геннадьевна

Как всегда интересная и поучительная история, задевающая за душу и оставляющая в ней след. С каждым годом все труднее взывать к "голосу совести" у детей.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Статья, кстати, очень интересна и в историческом аспекте. Ведь, 17 год принес не только небывалые эксперименты (чуть не написал другое слово на эту же букву)...))) в образование, но и, под маской феминизации и равенства, стер повсеместно и гендерное воспитание на долгие годы. И только тов. Сталин смог задуматься о том, что же натвАрили. Но и тоже, этот возврат был далеко не полный. Приобретя всеобщую и массовую грамотность населения, многое растеряли безвозвратно в угоду идеологическим установкам.
И вернуть это очень сложно, да и практически не делаются такие попытки. Лишь точечные примеры, а массово даже не пытаются.

Оксана Владимировна Курпитко

Думаю про папу...