Готовы ли мы к новым стандартам?

Панова Елена Ивановна

Если внимательно вчитаться в основные положения ФГОСов нового поколения, то становится понятно – перед нами не реформа образования, а настоящая революция, меняющая роли всех участников образовательного процесса. Учитель из единственного источника информации должен превратиться в модератора и фасилитатора, ученик в исследователя, родитель - в тьютора. Готовы ли мы, учителя, родители, администрация школы, к таким переменам?

При том, что идея, заложенная в новом поколении ФГОС, в принципе правильная – надо не давать знания ученикам, а учить их самостоятельно эти знания добывать, то есть «учить учиться», осуществлять эту реформу-революцию предлагается только учителям. У общества запроса на новые подходы к образованию нет. Какая основная претензия, которую предъявляют к учителю дети и их родителя? «Она плохо объясняет». Еще ни разу не видела родителя, который пришел в школу с просьбой: «Научите моего ребенка самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, мыслить, заниматься проектной деятельностью». 

Новые требования ФГОС предъявляет и к родителям, теперь их роль сводится не просто к контролю за выполнением домашнего задания и редким посещением родительских собраний. Теперь родитель – полноправный участник образовательного процесса, он вместе с ребенком готовит доклады и рефераты, участвует во внеурочной деятельности, помогает делать проекты и многое другое. Это все, конечно, здорово, но, увы, таких родителей – единицы. У большинства – общение с ребенком ограничивается традиционным вечерним вопросом: «Уроки сделал?» Приходится констатировать - на сегодняшний момент родители наших учеников не готовы к своим  новым социальным ролям.

Вот еще один пример, ярко иллюстрирующий тот запрос на образование, который предъявляет учителю социум. С какой просьбой приходят родители к репетитору, за что они готовы платить немалые деньги? «Подготовьте моего ребенка к ЕГЭ,» - просят родители. Опять же, не научите его учиться, а натаскайте на решение типовых задач государственного тестирования.

И здесь бросается в глаза еще одно неразрешимое противоречие, заложенное в нашей системе образования. Идеи ФГОС об индивидуальной траектории развития каждого ученика, о получении метапредметных и личностных результатов образования прямо противоречат сложившейся системе оценки в форме  единого государственного экзамена.  Было бы еще не так страшно, если бы этот экзамен был один – в конце 11-го класса, но есть еще и ОГЭ, а также  многочисленные, как мне кажется, с каждым годом увеличивающиеся тестирования на каждом этапе обучения. Что от нас, учителей, хочет администрация? Хороших показателей тестирования, высокого качества, стопроцентной обученности. ФГОС же требует обеспечения  для ребенка благоприятных условий для развития личности. И что делать учителю?

Недавно в средствах массовой информации обсуждалась идея об отмене текущих оценок, что вполне отвечает идеям новых стандартов, когда мы не сравниваем детей друг с другом и обеспечиваем каждому индивидуальный подход. Не говорю об утопичности самой идеи – индивидуальном подходе к каждому при классно-урочной системе и наполняемости класса до 30 человек. Отмена текущих оценок при постоянном внешнем тестировании опять загонит учителя в угол, родители будут требовать от учителя, чтобы он готовил детей к тестам, администрация – высоких показателей, а учитель по ФГОС будет играть с детьми в деловые игры, заниматься проектной деятельностью, развивать их творческие способности, лишенный при этом своего часто единственного рычага – оценки.

Из всего вышеизложенного я могу сделать такой вывод: "Введение ФГОС нового поколения в систему российского образования на современном этапе является преждевременным, непродуманным решением. Новые образовательные стандарты не отвечают запросам общества и вступают в противоречие с существующей системой контроля знаний".

 

Комментарии

Елена Ивановна, как же этого не замечает ни один министр образования.

Мандрикова Людмила Андреевна

А "стрелочника" никогда не слушают...
А жаль...

Мудрецов Игорь Вячеславович

С языка сняли. И не только моего. С языка самих разработчиков ФГОС. Честно говоря, я даже проверил текст на плагиат. 100 % уникальность. Ах, если бы тоже самое было с мыслями в нем...

"Учитель из единственного источника информации должен превратиться в модератора и фасилитатора, ученик в исследователя, родитель в тьютора". Не дай господи услышать это на ночь. Чтоб меня дети тьютей, а не мамой называли.
Велик и могуч русский язык. И такое стерпит.
Идиотизм ФГОСов в том, что обычную норму (да всегда нормальные родители были участниками процесса, всегда нормальный учитель учил думать и учиться и никогда оценка знаний ученика не будет абсолютно объективной: пусть оценивает машина, но он-то человек!) облекли в чужие слова. Вместо того, чтобы искать конкретные технологии к конкретным предметам и темам схватились часто за модные новые словечки и натягивают их на всё подряд.

Мандрикова Людмила Андреевна

Долго над собой смеялась...
Одна учительница, завуч гимназии "уходила" в тьюторы...
Я стеснялась спросить ее "Куда и зачем она уходит...", только спросила "Разве это интереснее?" - она тогда ответила уклончиво...
Уже дома, "сидя" в интернете, я разобралась - куда же ушла коллега... :) :) :)
Богатый русский язык - и нет этому предела...

Мандрикова Людмила Андреевна

Елена Ивановна, БРАВО!

Куфарова Лариса Сергеевна

Да, родители не готовы. Система не готова.И школы не готовы. но если не начинать - никогда не перемелешь и никогда не будешь готов. Вот беда - до педагогов довели информацию, а до родителей как? Те, кто был заинтересован в образовании своих детей - делали это и без государственной указки, а те, кому все равно - и под прицелом делать этого не будет. Ну и уровень ответственности у нас ещё низкий, а ФГОС требует его от всех участников обр процесса. Только там не прописано, откуда его взять

Сторожева Галина Меркурьевна

ФГОс. Какие высокие слова. ФГОС уровень воспитания и обучения вроде поднимает на уровень выше, но реальное положение наоборот падает на уровень ниже. Потому что эти документы кто как хочет понимает (имею ввиду педагогов и родителей), потому что в нынешнем мире многие знают свои права, а на обязанности давно махнули рукой. Ведь с чужого человека спрашивать легче, а себя зачем утруждать, говоря народным языком.

Капустянская Екатерина Александровна

Елена, полностью согласна с Вами. Вы знаете, на курсах повышения квалификации в прошлом году ("Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка (в условиях реализации ФГОС") профессор нам разъяснила, что учитель теперь, к сожалению, это "обслуживающий персонал"...Мнение наше не интересно... А сама она(профессор) ушла из школы проработав 20 лет и сказала, что в таких условиях ни за что не пошла бы в школу...

Ходунова Татьяна Юрьевна

Елена Ивановна, Ваша статья называется "Готовы ли МЫ к новым стандартам?" Мне кажется, что МЫ-учителя среднестатистических школ, бесспорно, не готовы! Вероятно, никто не скажет : " Я веду свои уроки с учётом абсолютно всех требований ФГОС, и у меня получается формировать все прописанные в стандартах УУД и компетенции". Не получается...Есть противоречия и подводные камни. Но нам рано или поздно нужно будет это принять , как должное! Нет! Не смириться с тем, что вызывает неприятие, а совершенствоваться, учиться. пробовать новые технологии, видеть то лучшее, что привнесли своим "приходом" новые стандарты. Вы сказали совершенно верно :"Фгос-это целая революция".К революции нельзя быть готовым, но жить после неё придётся, как и принять её последствия...

Панова Елена Ивановна

Как раз мы, учителя, мне кажется, готовы ко всему. Лично я за годы работы в школе была и Дедом Морозом, и Снегурочкой, и Бабой-Ягой. Я могу работать по новым стандартам, ТОЛЬКО ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО:ни детям (которые хотят, чтобы я на уроке доступно объясняла материал), ни их родителям (которые хотят, чтобы я подготовила их детей к ОГЭ и ЕГЭ), ни администрации (которая хочет качественных показателей успеваемости и высоких результатов тестирований).

Ведерникова Наталья Ивановна

Елена Ивановна, это нужно ЧИНОВНИКАМ)) Кипы бумаг в виде разных рабочих программ и технологических карт, масса проверок и мониторинговых работ, куча справок по результатам проверок с циферками и диаграммами, совещания и конференции, публикации и диссертации...Это ж какая кипучая деятельность и какая ЗНАЧИМОСТЬ)))

Мандрикова Людмила Андреевна

Полностью с Вами согласна, Наталья Ивановна. Сами "пугалки" создаём и сами же их пугаемся... А ученики где-то рядом, но не в центре внимания...

Бегун Галина Ивановна

Елена Ивановна и другие коллеги. Ваше мнение абсолютно точно показывает, что противоречие в подходах авторов этих стандартов и реальности однозначно и непримиримо. Написать требования и их выполнить - совершенно разные вещи.Те энтузиасты, которые сочиняют сейчас технологические карты -это либо фанатики, либо коммерсанты. я с нетерпением жду, когда перестанут через каждые несколько лет то вводить то отменять ранее принятые решения. Споры об отмене ЕГЭ уже достали.

Гурьева Наталья Александровна

Да, актуальный вопрос, Елена Ивановна! Пока никто на сегодня из участников образовательного процесса не готов к реализации ФГОСов. Работаем по-старинке, перестроиться трудно и взрослым, и детям...

Скулкина Светлана Евгеньевна

А мне интересно, какие данные мы подаем в мониторинге "Готовность к ФГОС"? Получается, что никто не готов, а попробуй, ответь , что ФГОС введен не будет, т.к.... и все вышеперечисленные причины.Только, что заполняли и не знали: плакать или смеяться. Введен ли в штат педагог дополнительного образования-оставшиеся специалисты и то под угрозой сокращения, увеличилось ли финансовое обеспечение-вообще без комментариев.Отвечали так как велено "сверху", а не так как на самом деле.Даже рассуждать уже не хочется ...

Мальцева Татьяна Алексеевна

Если посчитать, сколько за мою педагогическую деятельность было нововведений...Всегда были готовы, учились новому, не забывали старое. Но составлять технологические карты- это за гранью моего разума.

Бегун Галина Ивановна

ну да в технологических институтах нужно учиться, чтобы их составлять. но там это делают на определённый длительный процесс. а мы должны к каждому уроку мучиться, чтобы через год-два выбросить в макулатуру

Нашла одну очень интересную статью по данному вопросу, которая, с точки зрения автора статьи, раскрывает политику нашего нынешнего государства: "Я шел с лекции о «реформе образования» и вспоминал речи Адольфа Гитлера: «Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать!.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя… Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику, который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться… Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками…» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1998. С.96-98. 7 марта 1942.

Кирилловых Надежда Александровна

Добрый день, Елена Ивановна. Согласна с вами. Введение ФГОС и непродуманное и преждевременное решение.

Казанцева Галина Ивановна

Полностью согласна с коллегой! Как хорошо было трудиться раньше, не думая об огромном количестве никому не нужных бумаг (мониторинги, рабочие программы, технологические карты,портфолио и т. д.), которые мы пытаемся заполнить. Уму непостижимо!!!! Особенно перед очередной проверкой. Переписываем журналы, перепечатываем программы, заново утверждаем... А всё потому, что какой-то цензор, не работающий в школе , будет выискивать ошибки в твоих документах, пытаясь доказать, что ты - полный профан.Что интересно, эти цензоры в разных школах требуют совсем разные документы, а наши завучи, боясь за своё кресло, требуют всё переписать, переиначить... Вот и меняем глаголы настоящего времени на неопределённую форму, а слово "рубежная" диагностика на слово "текущая" и наоборот. О детях уже никто не думает, творчества нет, только видимость ... Жаль!

Мандрикова Людмила Андреевна

Добрый вечер, Галина Ивановна! Не могу "пробежать" мимо вашего комментария... С ужасом всей школой вспоминаем прошлый год - 3 разноуровневые комиссии - но больше всех досталось началке - мы ведь по ФГОС... - за это и "били": иди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что...

Ведерникова Наталья Ивановна

Вы совершенно правы, Галина Ивановна! Самое интересное, что выискивают эти "ошибки" люди, которые в конкретном предмете не разбираются и в школе не работали. И вот сидит такая чиновница с базовым образованием учителя музыки, к примеру и проверяет, скажем историков, требуя в формулировках тем программы использовать только те слова!!, которые есть в примерной, ибо профессиональные формулировки она не понимает и считает, что это не о том, что написано в предмете. Да еще и с высокомерием и превосходством во взоре горящем...

Мандрикова Людмила Андреевна

Пережила подобную историю - с трудом доказала свою правоту...

Ведерникова Наталья Ивановна

А самое "веселый" вариант, когда даже не разговаривают с учителем и его объяснений не слушают) Просто оглашают результат проверки...

Мандрикова Людмила Андреевна

Что опять же доказывает насколько бумажки теперь важнее ЧЕЛОВЕКА-ПЕДАГОГА, а жаль...

Каргаполова Татьяна Михайловна

Работать очень трудно стало из-за ненужных бумаг и ненужной документации. Учителя уходят из школы.

Кузнецова Ольга Хабибулловна

Совершенно правы, коллега!

Полянских Нина Николаевна

Нашему образованию уже ничего не поможет! Нужно прекратить хотя бы на пару лет все эти надуманные ФГОСы! Уважаемые чиновники от образования, дайте передышку учителю - вы задавили его бумажной дребеденью, уже некогда как следует готовиться к урокам!

Свинина Любовь Геннадьевна

Уважаемая Нина Николаевна, поддерживаю Вас полностью!!! Я - не учитель, а воспитатель, но "бумажной дребедени" и у нас, дошкольников, хватает! Уже с июня начинаем писать рабочие программы на новый учебный год. При этом, полный отпуск брать не дают - всего три недели. Дети с нами круглый год, ведь каникул у нас нет. Ежедневная писанина и т.д., и т.п.

Голенок Валентина Ивановна

Всё верно, Любовь Геннадьевна. Хорошо, если работаешь на одном возрасте. Однажды написал программу и работай, только вноси изменения, когда понадобится. А мы работаем с разным возрастом- набираем в 1 младшую и выпускаем в школу, и каждый год - всё по новой, столько писанины! А ежедневно ещё и планы, причём в печатном варианте , и требуют проекты по темам писать! С детьми работать не остаётся времени. Обидно даже, столько времени в никуда. А пока детей выпустишь - новое что- нибудь придумают. Только успевай перестраиваться. А лет 20 назад легче было работать, дети были на первом месте!

Мандрикова Людмила Андреевна

"Школа России" - 3 класс - в сумме 21 проект за год по разным предметам!!!!!
Бедные учителя, родители!!! Но труднее всего детям!
Работа над проектом - должна проходить как "праздник"..., а не рутинная, надоевшая, замучившая количеством и разбросанностью тем, повинность...

Кузнецова Ольга Хабибулловна

Не готовы не только родители, педагоги, но, прежде всего, государство, которое предполагало оснащение современным оборудованием кабинетов и т.д. Что такое на сегодня ФГОС на мой взгляд? Кроме дополнительной нагрузки, непонятной заморочки по поводу изменить цели и поменять привычные
( обучающую, развивающую и воспитательную) на УУД: предметные, матапредметные, личностные. В чем уж принципиальная разница-то??????Далее, ребенок сам добывает знания: я начинала работать 28 лет назад и называлось это поисковой ситуацией, проблемной задачей и т.д. Также находили ответы на поставленные вопросы и выходили на рефлексию!!!! Кроме того, что нагрузили "заморочистой" терминологией планирование, "достали" с составлением программ и прочими "премудростями" я не вижу ничего хорошего в этой "РЕВОЛЮЦИИ"

Мандрикова Людмила Андреевна

И перепечатывание N-ое количество страниц Программ по каждому предмету (а в малокомплектных начальных классах еще и по два раза) - просто ужас...

Кузнецова Ольга Хабибулловна

По- моему, чиновников у нас в стране слишком огромное количество. Работающих людей гораздо меньше. Вот они и "работают": придумывают нам разные новшества, каждый чего-то требует важно, со знанием дела: я начальник, ты дурак. Вот и создалась "система"

Рябова Ирина Николаевна

Педагоги! Не сдавайтесь! Мы победим ФГОС, ЕГЭ!
Замечательные слова моей знакомой бабушки " Я, пережила 6 правителей и систем и собираюсь еще пожить"
ВЫЖИВЕМ!

Кутняхова Любовь Владимировна

Но так хочется ожидания чуда в глазах малышей!!!!

Мягкова Алла Владимировна

Что - то еще никто из учителей начальной школы про внеурочку не вспомнил! Тоже, согласно требованиям ФГОС, внедренную в начальную школу.Нет условий ее выполнять на должном уровне. Школы не имеют соответствующей базы материально - технической,а учитель должен выполнить ...Как? Риторический вопрос.Должен, и все!( как у великого сатирика А. Райкина)

Мандрикова Людмила Андреевна

"Должен и всё!" - под этим девизом многое "свалили" на учителя по ФГОС..., например, деток с диагнозом... без особой подготовки учителю сложно, а учащимся класса очень сложно - ведь диагнозы абсолютно разные, часто остальные дети лишены возможности получать знания в спокойной обстановке...