Главные вкладки

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

    Васько Вера Алексеевна

    Мне кажется, что в общении с учениками я ее нарушаю.

    Я время от времени кормлю детей шоколадом, пью с ними чай, хожу в кино, общаюсь с учениками в соц.сетях, лайкаю их посты, фотографии и рисунки, подвожу до дома, созваниваюсь (правда по делу), обнимаюсь, ем их яблоки, говорю им комплименты и всеми другими способами показываю свою любовь. (Да, любовь, потому что я не верю, что можно чему-либо научить не любя).

    И мне это кажется нормальным. Я так же поступаю со всеми, кого люблю: кормлю, говорю приятности и обнимаюсь.

    И в соц.сетях общаемся мы не только по учебе. Бывает, они просто пишут, чтобы поделиться удачным (или не очень) кулинарным экспериментом, или рассказывают о новостях, или ищут поддержки из-за ссоры с родителями, или жалуются на неудачную стрижку… Я всегда рада, когда они пишут. Мне нравится с ними общаться. И не только в рамках школы и программы. Мне приятно, что они мне доверяют. В этом возрасте часто нужен взрослый со стороны, не родитель. И если они найдут этого взрослого среди учителей - не вижу ничего плохого. По крайней мере я не собираюсь использовать их доверие против них, и у меня всегда есть возможность поговорить с родителями в случае необходимости (и у родителей со мной).

    Я люблю, когда они забегают ко мне на переменах или после уроков: обсудить впечатления, попросить помощи или просто подурачиться. Иногда они приходят и предлагают помощь мне: полить цветы, проверить диктанты, продиктовать оценки…

    Насколько это все этично?

    Я знаю, что после ряда жутких скандалов есть рекомендации не общаться с учениками в соц.сетях. (Наверное, лучше вообще не общаться). С одной стороны, рекомендация понятна и ясна. Но с другой - я хочу, чтобы у нас с ними были взаимоотношения, дружба. Можно ли дружить по регламенту?

    “Это не задача учителя - дружить” - скажете вы. Может быть. Но…

    Некоторые строят дисциплину на уроке с помощью страха, авторитета, граничащего с ужасом, некоторые умеют забывшегося ученика поставить на место словом так, что стыд до самого звонка будет жечь ему лицо… Кто-то манипулирует чувствами, другой - жонглирует дневниками. У меня не получается так. Я могу по дружбе попросить.

    Я строю взаимоотношения с классом на доверии, искренности, открытости. Кажется, они это ценят. В седьмом классе летит все: и авторитеты, и дневники. Посмотрим, устоит ли дружба.

    Где границы этой педагогической этики? Отвел урок, сдержанно и вежливо, закрылась дверь за классом, забыл всех и живешь дальше? Это возможно?

    Не оскорблять, не унижать чувство собственного достоинства учеников, не быть предвзятым, никогда не говорить ничего плохого детям про родителей, наоборот - всячески способствовать укреплению детско-родительских отношений, не отзываться плохо о коллегах при детях или родителях. Своим примером стараться прививать морально-нравственные нормы поведения. Выполнять свою работу хорошо, расти в профессиональном плане, развиваться постоянно. Это то, с чем я согласна на 100%.

    Морально-нравственные нормы в данном случае регламентируют и общение между учителем и учениками. И будет ли это общение тогда выходить из стен класса или школы или нет - уже не важно.

    А если есть сомнения в понимании этих норм педагогом, то надо бить тревогу, потому что даже в рамках школьного общения можно всю картинку мира в голове ребенка переломать.

    А вообще, наверное, филантропия и альтруизм - это действительно неэтично.

     

    Комментарии

    Ефремова Елена Эдуардовна

    И это правильно! Я все тоже самое делаю со своими детьми. Так я "своя" среди них.Они любят меня, а главное - их люблю я!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Разве доброта - это нарушение педагогической этики? Вашим ученикам повезло! В нашей профессии очень важно не растерять это доброе отношение, работать с огоньком:) я бы своих детей такому учителю с радостью доверила.

    Голебузова Надежда Алексеевна

    Любить детей и принимать их разными- это дар для любого человека, а не только для педагога. В школе дети проживают свою "взрослую" жизнь. На мой взгляд учитель для ребенка всегда пример:в младших классах-для подражания,а в старших-жизненной мудрости. Вот только в подростковом возрасте не всегда получается дружить и не перейти ту незримую грань, отделяющую истинные ценности от надуманных.

    Лукина Ирина Геннадьевна

    Нарушением было бы равнодушие!

    Тумко Валентина Анатольевна

    у НАСТОЯЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ НЕТ РАЗДЕЛЕНИЙ НА ДЕТЕЙ СВОИХ И ЧУЖИХ. вСЕ ДЕТИ - СВОИ.

    Педагогическая этика-часть профессиональной, которая вырабатывается с опытом. Каждый учитель сам определяет модель взаимоотношений с каждым ребенком. Мне кажется, нельзя ставить границы педагогической этике, т.к. иногда для воспитания личности нужно и важно использовать вариативность подходов, находя правильный именно для определенного ученика.

    Слажнева Оксана Александровна

    Соглашусь с вами, Екатерина Константиновна, все дети разные, важно - найти подход к каждому. К кому - то только добротой и лаской, а к кому - то, может быть, придется приложить и острое словцо. Главное, действовать в согласии с главными заповедями человеческого бытия и обучать этому подопечных. Тогда и результат не заставить себя ждать- даже самые хулиганистые, спустя 5 лет, бегут и с задорной улыбкой здороваются, а то и подойдут пооткровенничать))) Это и будет ВЫСШЕЙ оценкой вашей работы!

    Слажнева Оксана Александровна

    исправлюсь- НАШЕЙ работы)

    Полянских Нина Николаевна

    Здесь не всё так однозначно! Да, во многих семьях дети не чувствуют тепла и любви от собственных родителей. И это понятно: современная жизнь с её непременным "благосостоянием", зарабатыванием денег, чтобы дома и в доме было "не хуже, чем у других", не оставляет родителям времени на ласки, добрые слова для своего чада. Взрослые вымотаны работой, неприятностями, квартирными вопросами и проч. Порой маленький человек с его тоже непростым и тревожным миром просто не вписывается в "глобальные" проблемы родителей. С другой стороны - педагогу ведь важно и не "переусердствовать". Нынешние молодые современные родители во всём хотят быть продвинутыми, немало и тех, кто принимает на вооружение западный стиль общения с детьми: у ребёнка должно быть собственное пространство. Как гласит новоевропейская(и американская) этика, к ребёнку нельзя прикасаться (по-нашему - обнимашки). У них это считается сексуальным домогательством. Кстати, у китайцев, например, сообразно их традиционной этики, тоже не принято, чтобы ребёнка тискали. Его могут обнимать только родители. Многие коллеги, особенно педагоги начальной школы, не согласятся со мной, а то и обидятся. Что ж, резонно. Однако я училась у старых педагогов, которых мы обожали именно за строгость, брали с них пример в одежде, в речи. Нам всегда казалось, что учителя - это какие-то особые люди: они не едят на улице, они не произносят "нехорошие слова"(я знаю отдельных педагогов - из нынешних - которые умудряются вести урок со жвачкой во рту!)Угостили Вы своего ученика шоколадкой - а у него аллергия или диатез? Или мама следит за его весом? Что может сказать Вам эта мама? Одним словом, совет: во всём нужна МЕРА! На моей памяти(с моими коллегами) не один случай, когда обиженные за что-то на учителя(погладил ребёнка по головке!) родители даже пытались предъявить именно домогательство... Будьте осторожны! Можно быть строгим, но беззаветно любить детей, без шоколадок, чая... Ну, как, например, учитель Мельников из старого фильма "Доживём до понедельника"...