Главные вкладки

    Нравственное воспитание в школе

    Занозина Элла Алексеевна

    Маленький человек приходит в школу со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами, своим пониманием окружающего мира. Школа, учитель, окружающие его родные люди дарят ему новые ощущения, впечатления, открытия. Какими будут детские впечатления -зависит не только от самого ребенка, но и от тех взрослых, которые будут рядом с ним. Именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека.

    Часто можно слышать от взрослых людей, педагогов со стажем и без стажа, стажа, что учитель, классный руководитель вряд ли сможет помочь ребенку сформироваться нравственно. Это - удел семейного воспитания.  Безусловно, семья, ее устои, традиции, нравственные ценности - основной фундамент нравственного стержня человека.

    Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правило  культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей… будет нравственность, почти наверняка будет и духовность;  не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.  Именно в семье закладываются нравственные ценности. А это - набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как  возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

    Однако школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности. Это зависит,  в первую очередь, от того, какова воспитательная система школы, класса, какие нравственные ценности она закладывает в работе с детским коллективом. Роль классного руководителя с классом огромна. От того, как он понимает значение нравственного воспитания в детском коллективе, как он оценивает свою роль в этом направлении, зависит очень многое.

    Анализируя многие свои внеклассные мероприятия на эту тематику, убеждаюсь, что все они  заставляют задуматься, будят лучшее в ребенке, разъедают злое и низменное, стимулируют интерес и творческое начало в человеке. Именно такие мероприятия дают возможность увидеть в ребенке то, что в последующем станет его характеристикой, его сутью. Когда-то Булат Окуджава сказал свои гениальные строки: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты…», и мне кажется, что действительно необходимо строить воспитательную систему класса таким образом, чтобы будить не худшие мысли и желания ребенка, а лучшие мысли , лучшие чувства и  стремления. Именно такие внеклассные мероприятия будут способны научить ребенка любить свою семью, окружающих людей, Родину и, в том числе, себя.

    В последнее время возник термин, который классному руководителю необходимо знать - «частичный человек» - это человек, который не признает ценности другого человека, он взаимодействует с людьми только для того, чтобы достичь своих определенных целей. Примеры поведения таких людей мы можем встретить, общаясь со своими учениками. «Мама сказала, что я могу пойти на день рождения  к Свете, потому что у нее большой дом и много игрушек…» или «…тебе нельзя с ним дружить, он не нашего круга» и т.д.  Безусловно, воспитывать нравственные ценности таких учащихся очень непросто, а порой  даже бесполезно. Но тем ценнее победа педагога, если он помог ребенку обрести нравственный стержень, который ему не помогла обрести собственная семья.

    Сейчас все чаще появляется новый тип человека, который  практически не проявляет эмоций и чувств, человек-робот, человек-машина, человек без ценностей. Появление такого человека в свое время предсказал Бердяев: «Техническая цивилизация по существу имперсоналистична. Она не хочет знать личности. Она требует активности человека, но не хочет, чтобы он был личностью».

             ΧΧІ век в полной мере явил миру человека эпохи Интернет. Это человек – поглотитель информации, наркотически зависимый от техники, свободный от традиции и ценностей. В рамках сети человек нередко игнорирует нравственные ценности. Основная причина этого – анонимность пользователей, дающая возможность безбоязненно лгать и безнаказанно оскорблять собеседника по поводу и без повода.

    Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно социум задает ему программу,  с помощью которой он формирует свой собственный мир.

    Воспитывать нравственные качества ребенка непросто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

     

    Комментарии

    Титова Светлана Николаевна

    Познавательно

    Лебедева Татьяна Геннадиевна

    Элла Алексеевна, я за то, чтобы в классе постарались находить индивидуальный подход к каждому ребенку

    Липилина Ирина Игоревна

    Спасибо большое, есть над чем задуматься...

    Какой правильный термин "частичный человек"! И ведь таких всё больше и больше! И людей без ценностей тоже... Безусловно, школа и классные руководители ведут работу по нравственному воспитанию, но как же это сложно в современном мире! Когда дети в семьях и окружающей действительности видят реальность, весьма далёкую от нравственных идеалов.

    Какой правильный термин "частичный человек"! И ведь таких всё больше и больше! И людей без ценностей тоже... Безусловно, школа и классные руководители ведут работу по нравственному воспитанию, но как же это сложно в современном мире! Когда дети в семьях и окружающей действительности видят реальность, весьма далёкую от нравственных идеалов.