Болдырева Наталия Михайловна

Сайт учителя информатики

Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
Конфуций

О себе

Учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории. Окончила Хабаровский государственный педагогический университет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

   

Мой взгляд на мир

      

Мои достижения

Мое электронное портфолио от Издательского дома "Первое сентября"

Моё портфолио

 

   Мы живем в современном информационном обществе. И перед учителем вообще, а перед учителем информатики в частности, сегодня ставится очень сложная задача: научить ребенка справляться с огромным потоком информации, получаемой из различных источников, научить его адаптироваться в постоянно изменяющейся информационной среде, помочь ему стать полноправным членом этого общества.

   Я считаю, что эту задачу можно решить посредством формирования информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Что в свою очередь решается путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмету, а также реализацией межпредметных связей.

   Понятие информационной компетентности связано со способностью получать информацию, обрабатывать ее, представлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности.

   Так как в современном информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации  с помощью информационно-коммуникационных технологий, то перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности именно в такой высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей.

   И мы уже говорим не только об информационной, а об информационно-коммуникационной компетентности, которая является одной из ключевых для современного человека и определяется в деятельности при решении различных задач как способность индивида решать эти самые учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

   Говоря о формировании информационно-коммуникационной компетентности учащихся, нельзя не сказать о компетентности учителя в этих вопросах. Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока.

   Учителя нашей школы эффективно используют ресурсы Интернета для подготовки к урокам. Второй год я являюсь школьным организатором Общероссийского проекта «Школа цифрового века», направленного на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.

   В нашей школе созданы благоприятные условия для развития информационно-коммуникационной компетентности и учителей, и учеников, так как есть возможность использования современной техники, ресурсов Интернета, медиатеки во время учебной и внеурочной деятельности.

   Говоря о формировании ИКК на уроках, следует отметить, что понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучение любой темы выстраивается так, чтобы было ясно, какое отношение она имеет к понятию информации, к предоставлению, хранению, обработке или передаче информации. Например:

  •   понятие «компьютер» рассматривается как универсальное устройство для работы с информацией;
  • «информационные технологии» - это методы и средства для работы с информацией;
  • «информационные модели» - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

На уроках и во внеурочной деятельности используются различные способы хранения и передачи созданной и полученной информации:

  • планы ответов, опорные конспекты, схемы;
  • таблицы решений, алгоритмы;
  • тезисы, рефераты;
  • файлы данных (графических, текстовых, числовых, табличных, мультимедийных);
  • файлы программ;
  • рабочие папки учащихся;
  • библиотеки детских проектов;
  • электронные письма;
  • архив школьной газеты;

Мы используем различные способы и подходы для обработки информации:

  • преобразование (составление алгоритмов, работа с пакетом офисных программ, работа с пакетом графических программ);
  • творчество (работа с проектами: индивидуальными и групповыми, тематическими и итоговыми) в рамках специального учебного модуля, в рамках имитации проектной деятельности учащихся, в ходе работы детей над реальным проектом.

   Одним из приоритетных видов деятельности на уроках информатики, обеспечивающим формирование информационно-коммуникационной компетентности я считаю проектную деятельность. В основе проектной деятельности учащихся лежит идея направленности учебной деятельности школьников на результат.

   Общая схема выполнения проекта такова: учитель ставит задачу, тем самым, очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Постановка целей и задач некоторых проектов осуществляется совместно с учащимися. На протяжении всего периода работы над проектом учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность учащихся, если это необходимо, в нужное русло. Работу по поиску, обработке информации учащиеся выполняют самостоятельно.

   На своих уроках я применяю различные виды проектной деятельности:

  • «точечную» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами;
  • организация проектов с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах;
  • организация проектов с дальнейшим использованием готовых продуктов на уроках;
  • организация тематических проектов для класса.

   При работе над проектами учащимися проводится огромная работа по поиску информации, подборке материалов.

   Что касается творческой составляющей моей деятельности и деятельности моих учеников, считаю, что развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики можно осуществить опять же через организацию проектной деятельности. Ведь творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Анри Пуанкаре рассматривал следующие стадии творческого процесса:

  1. Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
  2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит безсознательная работа над задачей.
  3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

   Другими словами мы можем выделить следующие основные  звенья творческого процесса:

  • звено столкновения с новым;
  • звено творческой неопределенности;
  • звено скрытой работы;
  • звено эврика;
  • звено развития решения;
  • звено критики.

   А это не что иное, как этапы работы над проектом.

   Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

   Следующее направление моей работы – это вовлечение учащихся в олимпиадное движение по предмету. Участие в различных интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровня. Это направление позволяет вовлечь учащихся во внеурочную деятельность по предмету, помогает повысить интерес учащихся к изучаемым вопросам, способствует развитию информационной компетентности учащихся. В прошлом году в олимпиадное движение по информатике было вовлечено около 400 учащихся школы. Есть победители всероссийского и международного уровня. Число участников, призеров и победителей с каждым годом растет.

Реализация межпредметных связей осуществляется мной и моими учениками опять же путем разработки различных творческих проектов. Например:

Название проекта, мини-проекта

Межпредметные связи

«Номер школьной газеты»

Русский язык, литература, ИЗО

Мини-проект «Шпионский код»

Русский язык

«Аватарка»

ИЗО

«Ребусы»

Русский язык, ИЗО

Составление задач в среде электронных таблиц

Математика

«Биоритмы»

Математика

«Резюме»

Английский язык

   Проводятся интегрированные уроки. Например, урок, проведенный в рамках данного конкурса «Решение задач с помощью уравнений сводящихся к линейным с использованием электронных таблиц Ms Excel». Такие уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, интегрированные способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности.

   Вывод: данные направления педагогической деятельности (проектную методику, развитие творческого потенциала учащихся, вовлечение учащихся в олимпиадное движение по предмету, реализацию межпредметных связей) считаю для себя, как учителя, важными, способствующими:

  • воспитанию современной, творческой, интеллектуально развитой личности;
  • формированию целостного мировоззрения учащихся, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формированию коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формированию и развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Добавить грамоту в портфолио