Борисова Варвара Сергеевна

Борисова Варвара Сергеевна

"сайт воспитателя коррекционной школы"

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Коррекционная педагогика

Увлечения: декоративно прикладное творчество

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: город Купино

Место работы: МКОУ Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов

Жизненные позиции заразительны... А ваша может кого-нибудь увлечь?

Общение с педагогами  оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий!

О себе

19 лет работаю воспитателем в Кпинской специальной (коррекционной) школе -интернат для детей с ОВЗ. Закончила Куйбышевский педагогический колледж и Новосибирский государственный педагогический университет. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю по теме самообразования «Формирование нравственных  представлений и поступков у умственно отсталых детей  среднего  школьного возраста через внеклассные мероприятия». В свободное время занимаюсь декоративно -прикладным творчеством.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Радость воспитания.Как воспитывать детей без наказания." Кэтрин Кволс.

Мой взгляд на мир

«Это невозможно!» — сказала Причина.
«Это безрассудство!» — заметил Опыт.
«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.
«Попробуй…» — шепнула Мечта.

Мои достижения

     В 2016 году приняла участие в конкурсе социально-значимых проектов при поддержке Министерства региональной политики НСО, получила денежный грант  и реализовала проект "Радуга детства", направленный на социализацию и интеграцию детей с ОВЗ с среду обычных сверстников.

    В 2017 г. получила диплом I степени за участие в Областном творческом конкурсе "Рождественнский фейерверк" в номинации для педагогов.

    В 2016 г. заняла II место в 23 районном  конкурсе молодёжных и школьных СМИ.

   В 2016 году заняла I место в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

    В 2016 году приняла участие в Областном творческом конкурсе  «Гражданин Вселенной» при поддержке Министерства образования, нуаки и инновационной политики НСО в номинации «Методическая разработка» и получила диплом II степени.

   Серебряная медаль за эффективную практику расширения инструментальной базы педагогического процесса и оригинальную программу «Родничок» духовно-нравственного воспитания и развития, обучающихся во всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…» 2016год

    В 2014г. Получила благодарность Главы Купинского района за высокие профессиональные достижения, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

   В 2013г. была награждена грамотой  МКУ «Управления образования»  за добросовестный труд, значительные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.

   В 2010г. была награждена грамотой  МБУ «Управления образования» за добросовестный труд, значительные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником Днём учителя.Принимала участие в конкурсах педагогического мастерства и декоративно- прикладного творчества:

    Диплом  победителя III степени во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Из методической копилки воспитателя» (родительское собрание)

    - I место в Фестивале творчества педагогов в номинации «Декоративно- прикладное творчество» (нетрадиционные материалы)

    - получила сертификат участника в районном конкурсе антинаркотической направленности «Я выбираю жизнь»;

    - Под моим руководством дети заняли I место в районе и области в конкурсе «Полицейский дядя Стёпа»

Под моим руководством воспитанники участвовали и стали лауреатами в международном фестивале детского творчества «Звёзды нового века»;

стали победителями в VI Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»;

являлись участниками I Международного творческого конкурса «С Днём Победы» в номинации «плакат» в категории «младшие классы»;

получили грамоту за активное участие в областном туре Всероссийского конкурса детского творчества «Зеркало природы» в номинации «Природа и творчество»;

в районном конкурсе рисунков «Моя мама»;

заняли I место в школьном конкурсе  «Осенний серпантин»;

получили место победителя в школьном конкурсе «Мисс Золотая осень»

Моё портфолио

                                    

 

Индивидуальный план по самообразованию на2015-2017г.

Борисовой Варвары Сергеевны

воспитателя МКОУ Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ОВЗ ".

   

Индивидуальная тема самообразования:

«Формирование нравственных    представлений и поступков у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста через внеклассные мероприятия»

  1 Диагностический этап

Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников.

 

Методы исследования:

 - наблюдение;

- социометрические исследования,

 - беседы;

 - проведение диагностических методик:

    определения уровня нравственной воспитанности:

          - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

           воспитанности;

          - методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002;

          - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002.

    изучение представлений детей о нравственных качествах:

          - методика «Беседа» Ред.и сост. И.Б.Дерманова –СПб., 2002;

    выявление отношения детей к нравственным нормам:

       - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»          

           Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

           М.: ВЛАДОС, 1995;

Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения- эти особенности характерны детям с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.

Изучение литературы по проблеме:

1.     Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с.

2.     Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007.

3.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.

4.     Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.

5.     Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.

6.     Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002.

7.      Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007.

8.     Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с.

9.     Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика  обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990.

10.                       Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.-М.,2002.

11.                       Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с.

12.                       Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб., 2008-169с.

13.                       Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.

14.                       Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с.

15.                       Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб., 2007. -266с.

16.                       Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»-     М.: ВЛАДОС, 1995.

17.                        Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с.

18.                       Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.

19.                       Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка – инвалида правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

20.                       Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с.

21.                       Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - Москва, 2001.-257с.

Сроки: первый год работы по теме самообразования.                                       Результат: собеседование с руководителем МО и заместителем директора.

2 Прогностический этап

   Цель работы над темой: выявить эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта в младшем  школьном возрасте.

   Задачи: 

 - формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника;

- развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким.

 

 

 Система мер направленная на решение проблемы:

 -коррекционно-развивающие игры, ролевые игры, сюжетные игры, игры-  

  беседы, игры-викторины, игры-путешествия, беседы-диалоги  с игровыми     

  ситуациями;

 -инсценирование ситуаций, сказок, рассказов;

 -индивидуально-групповые игровые коррекционно-развивающие занятия;

 -классные часы;

- воспитательные занятия, состоящие из сказок, игр, бесед и творческих   

  заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы;

 -рассказы, разъяснения, этические беседы;

 -целевые прогулки, экскурсии;

 -воспитательные, спортивные мероприятия.

 

Методы и приёмы формирования нравственного сознания:

1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.

2.Практически – действенные методы  (воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами.

3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

 

Методы и приёмы формирования нравственного поведения:

1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

 - прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

- требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

- требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;

- требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;

- показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;

- контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований.

 

 Ожидаемый результат: появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, формирование воли, характера, отношения к окружающему, активная жизненная позиция.

Сроки:  первый год работы по теме самообразования.

Результат: выступление на заседании МО.

 

 3 Практический этап (1,5 года)

 1  Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования.

 Формирование методического комплекса по теме самообразования:

   -изучение и использование в коррекционно - развивающей работе средств  

    педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов 

    учащихся;

   -разработка сценариев внеклассных мероприятий, игровых занятий;

   -проведение открытых занятий;

   -накопление дидактического материала по теме самообразования.

Отслеживание промежуточных результатов:

  - участие в благоустройстве школы;

  - проведение совместных праздников и мероприятий с родителями, с детьми  

    из других классов ;

   -подготовка и организация творческих выставок,

   -участие в школьных, городских, районных, областных, всероссийских и 

    международных творческих фестивалях и конкурсах.

   -участие в общешкольных, городских и областных акциях;

   -проведение диагностических методик:

       определения уровня нравственной воспитанности:

         - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

           воспитанности;

         - методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002

         - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002.

       изучение представлений детей о нравственных качествах:

         - методика «Беседа» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002;

       выявление отношения детей к нравственным нормам:

         - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

           Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

           М.: ВЛАДОС, 1995.

   

Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в  личности школьника. Повышение  уровня воспитанности детей

Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.

Сроки:  первый, второй  год работы по теме самообразования.

 

4 Обобщающий этап

 Проведение диагностических методик:

    определения уровня нравственной воспитанности:

       - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

         воспитанности;

       - Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

         для младших школьников В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, 

         Е.Н. Степановым;

       - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002.

    изучение представлений детей о нравственных качествах:

       - методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М.  

         Фридмана. Ред. и   сост.И.Б.Дерманова «Диагностика эмоционально- 

          нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;

    выявление отношения детей к нравственным нормам:

       - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

          Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

          М.: ВЛАДОС, 1995.

   изучение проявлений отзывчивости у детей в семье:

       - методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»        

          Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

          М.: ВЛАДОС, 1995.

 

 

 Оформление результатов работы по теме самообразования

   написание творческой работы по теме самообразования,

   составление таблиц, диаграмм по результатам  проведённых исследований.

 Представление материалов наработанных по теме самообразования:

   проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах, создание персонального сайта, размещение электронного портфолио и публикация статей в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сроки: второй год  работы по теме.

 

5 Внедренческий этап работы по теме самообразования

   Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

   Обмен наработками и новыми технологиями.

   Распространение педагогического опыта: написание рефератов,

создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.

 

 

   

Добавить грамоту в портфолио