Нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
статья на тему

Борисова Варвара Сергеевна

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

      Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями.Главнейшей задачей в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни.

 Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_v.s.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание учащихся

специальных (коррекционных) школ VIII вида.

   Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

      Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах, поскольку в этом возрасте происходит повышение ответственности у ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями, и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.

      Большой  вклад в разработку проблем нравственного воспитания умственно отсталых детей внесли отечественные исследователи  C.Выготский, Г.М. Дульнев, М.И.Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Т.И.Пороцкая, Б.П. Пузанов, и др.

     Главнейшей задачей в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.

     Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно  отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

     Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей. Хотя общий уровень нравственного сознания и общественного поведения выпускников коррекционных школ оказывается значительно ниже, чем у детей с нормой развития, школа может и должна решать указанные задачи.

     Л.С.Выготский, рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка с позиции выяснения взаимодействия биологической и культурной линии развития, выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.

     Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Если воспитательная работа организованна правильно, то вероятность того,  что ребёнок приобретёт черты нравственно устойчивой личности, способной адаптироваться в дальнейшем в социуме повышается.

     Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы.

Методы и приёмы формирования нравственного поведения

1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

   • прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

   • требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

   • требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);

   • требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);

   • показ положительного действия («Посмотрите, кА нужно…».)

   •  контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и    привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):

   • поручения;

   • организация конкретной помощи;

   • одобрение со стороны педагога;

   • организация соревнования.

Методы и приёмы формирования нравственного сознания

  1. Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
  2.  Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (помощь средствами верховой езды). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.
  3. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

     

     Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит и полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Используемая литература:

  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.
  2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», М.: Просвещение, 1977.
  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994
  4. Дефектология Научно – методический журнал № 2 Москва 2003г.
  5. Специальная педагогика. Учебное пособие / под редакцией Назаровой Н.М. М., 2006.
  6. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «Особому» ребенку Санкт – Петербург, 2001г.
  7. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. Москва 2005г.
  8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Доклад " Экологическое воспитание в специальной(коррекционной) школе VIII вида"

Данный доклад содержит информацию об экологическом воспитании в специальной(коррекционной) школе-интернат....

Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечени...

Музыкальное воспитание школьников специальных коррекционных школ VIII вида

Работая учителем музыки в коррекционной школе, я столкнулась с рядом проблем обучения детей восьмого вида, формой и методами музыкального воспитания, которые не только бы развивали, но и корригировали...