Главные вкладки

    Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
    статья на тему

    Кудряшова Марина Александровна

    Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечения дополнительных имущественных, социальных ресурсов. Представлены виды социального взаимодействия в различных направлениях: взаимодействие с семьями воспитанников, взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования, взаимодействие с образовательными учреждениями, взаимодействие с учреждениями культуры, взаимодействия с учреждениями здравоохранения. Социальное взаимодействие осуществляется через развитие личностных и интеллектуальных качеств; через расширение социального опыта и социальных контактов; важным условием является практическая ориентированность трудового обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotsialnoe_partnersto.docx52.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Понятие социальное взаимодействие

    Социальное взаимодействие - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)

    Толкование самого термина и направлений его развития применительно к образованию и воспитанию:

    1. взаимодействие внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
    2. взаимодействие, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;
    3. взаимодействие, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

    В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования.

    Цель социального взаимодействия

    Целью работы образовательного учреждения является всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечения дополнительных имущественных, социальных ресурсов.

    Виды социального взаимодействия

    Модель социального взаимодействия можно выстраивать в нескольких направлениях:

    • взаимодействие с семьями воспитанников
    • взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования
    • взаимодействие с образовательными учреждениями
    • взаимодействие с учреждениями культуры
    • взаимодействия с учреждениями здравоохранения

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    Родители воспитанников школы – интернат имеют следующий уровень образования:

    Высшее образование – 5 (8%).

    Ср. специальное – 11 (17 %).

    Закончили СКОШИ VIII вида – 11 (17%).

    Основное – 30 (46%).

    Начальное – 11 (17%).

    Образование родителей

     Социальное сословие родителей в 2014 - 2015 учебном году представлено следующим образом:

    Служащие неквалифицированного труда – 13 (20%).

    Рабочие – 10 (15%).

    В сельском хозяйстве – 3 (5%).

    Инвалиды – 5 (8 %).

    Не работают - 16 (25%).

    Частные предприниматели – 1(2%).

    В декретном отпуске – 9 (14 %).

    Непременным условием положительных результатов в профилактике правонарушений является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. В школе накоплен определенный опыт работы службы сопровождения по изучению семей школьников и планированию индивидуальной работы с ними. Выявленные проблемы позволяют определить направления и перспективы развития воспитательной работы и социализации учащихся.

    В течение  2014 – 2015 учебного  года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. По окончанию каждой четверти классными руководителями давался полный отчет о проделанной работе по предупреждению  пропусков уроков без уважительных причин.

    Большая работа проводилась по профилактике правонарушений. С целью профилактики правонарушений в течение всего учебного года привлекались сотрудники ПДН Чкаловской полиции. Они проводили с детьми лекции и беседы о мерах ответственности при совершение правонарушений и преступлений.

    Регулярно совместно с сотрудниками ПДН, КДН проводились рейды по неблагополучным семьям. Была продолжена работа по социально – педагогическому сопровождению детей из неблагополучных семей.

    Отдельная работа по правовому воспитанию проводилась с выпускниками, готовящимися  к поступлению в учебные заведения с целью получения начального профессионального образования и на трудоустройство. Целью этой работы является оказание правовой и социально – психологической помощи выпускникам.

    18 марта 2015 года была организованна поездка выпускников с социальным педагогом и родителями  на день открытых дверей  в г. Городец в ГБОУ СПО   «Городецкий Губернский колледж».  

    В ходе этой поездки ребятам рассказали и показали, где они будут обучаться и жить. Показали учебный корпус колледжа, столовую, спортивный зал. Далее посетили корпус, где проходят практические занятия  (мастерские) и в завершении  показали общежитие, где ребята будут жить.

    Выпускникам из семей была  оказана помощь в сборе документов для поступления в Городецкий Губернский колледж, где они будет обучаться по специальности  «Штукатур, маляр»  с 01.09.2015 года.

    Так же проводились беседы с классными руководителями, воспитателями, родителями, на которых давались рекомендации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, консультации по профориентации, раскрывалось содержание нормативных документов относительно льгот, прав и обязанностей воспитанников.

    Рассматривались различные проблемные ситуации, связанные с устройством на работу, безработицей, сохранением  здоровья (употребление алкоголя, психо- активных веществ, курение),семейной жизнью.

    Взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования

    • Школа прикладного искусства с. Сицкое. Ребята занимаются лозоплетением, художественным дизайном, бисероплетением, техническим моделированием. Хотелось бы отметить, что ребята в школе достигают успехов в обучении, что доказывают грамоты и сертификаты учащихся
    • Школа искусств г. Чкаловск. Двое учащихся школа посещают художественную школу Попова Юля и Кузнецова Юля.
    • Дом детского творчества «Надежда», учащиеся посещают кружок «Фитодизайн». Работы выполненные на кружке регулярно пополняют школьную выставку.
    • Спортивная школа ДЮСШ. Учащиеся с большим интересом занимаются секциях по пауэрлифтингу, лыжным гонкам.

    Взаимодействие с учреждениями культуры

    • Центр ремесел с. Новинки, занятия учащихся, проведение мастер-классов, посещение музея «Русская изба» на базе центра.
    • Центральная библиотека: ежегодные экологические акции, экологические турниры, акции в поддержку чтения – Библионочь, медиавикторина с элементами игры «Без вредных привычек жить на свете здорово!», устный журнал «СПИД не спит», час проблемного разговора по профилактике вредных привычек «Быть здоровым – здорово!», «Поговорим о наркомании».
    • Детская библиотека: участие в конкурсах, тематических часах,  устные журналы, викторины: «300 лет Нижегородской губернии», «Петр Нестеров – человек-птица», «Отчина – история в лицах», «Как Минин и Пожарский родину отстояли», «Подвиг, вошедший в века», викторина, посвященная дню рождения В.П. Чкалова.
    • Дом культуры и спорта: спортивные мероприятия «Чкаловск – территория здоровой молодежи», «Земля ставшая судьбою» (достижения Нижегородской области), фитнес – марафоны, соревнования по подтягиванию на турнике «Все выше, выше и выше!», праздники посвященные 1 сентября, новогодние представления, познавательные программы «С чего начинается Родина», «Мы выбираем жизнь».
    • Комплекс «Русские крылья»: экскурсионные программы, посвященные знаменательным датам.
    • Посещение музеев Чкаловского района и Нижегородской области. Чкаловский район музеи имени В.П. Чкалова, «Русские крылья», «Русская изба» с. Новинки, исторический музей с. Пурех. Также учащиеся посещают музеи г. Городца и Нижнего Новгорода.

    Взаимодействия с образовательными учреждениями

    В 2014 – 2015 учебном году учащиеся школы участвовали в районном сетевом интернет проекте «Наш земляк - ветеран», организованном Либежевской школой Чкаловского района. В данном проекте участвовали учащиеся восьми школ Чкаловского района. По итогам команда «Чкаловец» удостоена диплома 2 степени. 

    Взаимодействия с учреждениями здравоохранения

    • Диспансеризация учащихся
    • Медицинские осмотры
    • Оформление инвалидности
    • Оказание медицинской помощи

    Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию необходимо ориентироваться на задачи образовательной программы школы, требования новых ФГОСТов, которые вступят в силу с сентября 2016 года. Мероприятия по социальному взаимодействию должны способствовать полноценному, всестороннему развитию учащегося, воспитаннику, сохранению и укреплению здоровья воспитанников; формированию основ базовой культуры личности, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию социализации, обеспечивающей социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

    Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

    Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора обучающихся, воспитанников. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

    Также, хотелось бы отметить, что социальное взаимодействие является необходимым условием повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и социализации обучающихся воспитанников в самостоятельной трудовой деятельности после окончания школы.

    Социальное взаимодействие и специальный федеральный государственный стандарт (ФГОСТ)

            В пункте 1.3.к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

    • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
    • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

    Пунктом 3.3.предусмотрено, что организация создает условия для реализации адаптивных основных общеобразовательных программ, обеспечивающих возможность:

    • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;
    • расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

    В пункте 4.2. отмечено, что достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

    В разделе профильный труд выделяются задачи:

    • Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.
    • Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
    • Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

    Таким образом социальное взаимодействие осуществляется через развитие личностных и интеллектуальных качеств; через расширение социального опыта и социальных контактов; важным условием является практическая ориентированность трудового обучения.

    Например в программе профессионально-трудового обучения по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» также подтверждается что, неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят. Успешность обучения напрямую зависит от связи школы с местным озеленительным хозяйством. Учащиеся могут и должны выращивать по его заказам рассаду для цветковых культур, выполнять некоторые работы по уходу за парковыми насаждениями. Знания и навыки, приобретенные за пять лет обучения, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство в этом хозяйстве рабочими-озеленителями

    По программе профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело успешность обучения зависит от связи школы со швейной фабрикой и строчевышивальной фабрикой «Гипюр», где учащиеся могут применить свои знания и умения в пошиве изделий.

    По программе профессионально-трудового обучения по профилю столярное и слесарное дело успешность обучения зависит от связи школы с мебельными фабриками и промышленными предприятиями района.

    Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

    Литература:

    1. В.В.Воронкова и др. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2
    2. Загладина, Х.Т.  Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитаниешкольников.-2012.-№4.-С.10-14.
    3. Терехина, Е.  Школа партнерского взаимодействия // Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60.
    4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    5. Социальное партнерство в воспитании школьников. Шадрина, Е.В., библиограф библиотеки НИРО (сайт НИРО)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

    Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

    Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

    Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает стан...

    Доклад " Экологическое воспитание в специальной(коррекционной) школе VIII вида"

    Данный доклад содержит информацию об экологическом воспитании в специальной(коррекционной) школе-интернат....

    Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

    Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

    Музыкальное воспитание школьников специальных коррекционных школ VIII вида

    Работая учителем музыки в коррекционной школе, я столкнулась с рядом проблем обучения детей восьмого вида, формой и методами музыкального воспитания, которые не только бы развивали, но и корригировали...