Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
рабочая программа (5 класс) на тему
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
г. Купино, ул. Розы Люксембург,13 тел. 8-383-58-23-806
«Истоки нравственности»
программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Срок реализации: 4 года
Возраст детей:6-11 лет
Автор: Борисова Варвара Сергеевна,
воспитатель,
первая квалификационная категория.
г. Купино
2015г.
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках. В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о православной культуре.
Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Нормативная база для разработки программы развития:
· Закон РФ «Об образовании»
· Конституция Российской федерации
· Закон об основных гарантиях прав ребёнка
· Стандарты второго поколения
· Декларация прав и свобод человека
· Конвенция о правах ребёнка
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
· Устав школы
·
Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания.
Программа состоит из 3 блоков.
I блок - «Я и мир вокруг меня»
II блок «Край, в котором ты живешь»
III блок «Основы православной культуры»
Цель программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа.
Задачи:
1. Воспитание уважения к нравственным нормам морали и формирование нравственной культуры у детей .
2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к Родине, к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Расширение представлений детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.
4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.
5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.
Формы работы с детьми:
Ø беседы, беседы обсуждения,
Ø чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,
Ø Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,
Ø игры и тренинги духовно-нравственного содержания,
Ø Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),
Ø проведение общешкольных, классных и совместных праздников,
Ø экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),
Ø тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
Ø выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,
Ø постановка сказок духовно - нравственного содержания,
Ø трудовые десанты,
Ø акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),
Ø просмотр видеофильмов,
Ø организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
Ø оформление фотоальбома «Наши праздники»,
Ø создание видеофильма «Наши праздники»,
Ø чаепития.
Для реализации программы я предлагаю следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Структура программы
I блок «Я и мир вокруг меня»
Цель и задачи блока.
Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.
Задачи:
1. дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об
окружающем мире.
2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.
4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Краткая характеристика.
Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
- оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- высказывать позитивные правила поведения.
- самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.
II блок «Край, в котором ты живешь»
«Краеведение - это основа нравственного воспитания».
Д. С. Лихачев.
Цель и задачи блока.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через знакомство с историей.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.
2. Знакомить с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.
3. Развивать речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Краткая характеристика.
На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать. Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- духовно-нравственные ценности людей прошлого;
- происхождение имен, фамилий своего рода;
- семейные традиции, реликвии, легенды;
- историю своей улицы и своего микрорайона;
- историю и традиции родной школы;
- кратко историю основания города Купино;
- основные улицы, достопримечательности города Купино;
- особенности устройства, уклад крестьянской семьи;
- основные части крестьянской избы, предметы русского быта;
- основные семейные роли;
- отличие дня рождения от именин;
- русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.
III блок «Основы православной культуры»
«Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не может быть будущего».
В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.
Цель и задачи блока.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
1. Усвоение учащимися знаний, необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.
2. Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.
3. Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.
4. Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.
Краткая характеристика.
Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.
По окончании изучения курса школьники должны знать:
· основные события истории Ветхого и Нового Завета;
· основы православного вероучения;
· основы христианской этики;
· историю, значение и традиции главных православных праздников.
Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:
· анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;
· обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.
План реализации программы
Направления | Дата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Я и мир вокруг меня» | С Е Н Т Я Б Р Ь | Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?» | -Беседа «Как сохранить дружбу?»
| Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться»
| Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото» |
О К Т Я Б Р Ь | «Учеба наш главный труд» | «Наша Родина – Россия»
| - «Мой дом – моя крепость» | - беседа, «Какой должна быть семья» | |
Н О Я Б Р Ь | Мир имён и фамилий, отчество ребёнка | Беседа «Знаючи – говори, а незнаючи - молчи» | Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой» | «Люби и охраняй природу» Школа «Эколог.. грамотности» | |
Д Е К А Б Р Ь | Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить» | Беседа « Получил урок - пригодится впрок» | Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства» | «Встречают по одежке, провожают по уму» | |
Я Н В А Р Ь | Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»- | «Дружные воробьи и ястреба забьют» | Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым»
| «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора) | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Хорошие и плохие поступки»
| Гости из МЧС. «Герои рядом»
| Путешествие «По маршруту добрых дел»
| Беседа «Жизнь дана на добрые дела»
| |
М А Р Т | Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк» | - «Как любить своих родителей? » | Классный час «Профессии наших родителей» | Классный час «Мои сильные и слабые стороны» | |
А П Р Е Л Ь | « Почему нельзя брать чужое»
| «Маленькие тайны большой природы» | Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» | Час общения | |
М А Й | «Друг в моей жизни» | Беседа «Что такое зависть?» | «Творческие родники» | «Спешите делать добро» | |
«Край, в котором ты живешь» | О К Т Я Б Р Ь | - Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба» | - Заочная экскурсия по страницам нашего городка | - «История рядом с нами» история названий улиц города
| - «Наша улица – школа – наш – город»
|
Д Е К А Б Р Ь | - Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с русскими народными играми. | - «Моя родословная» Составление родословной семьи | - «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс «Создай куклу своими руками». | «Россия – Родина моя» классный час | |
Я Н В А Р Ь | Мастер –класс изготовления рус. нар. куклы "Кукла-закрутка» | Мастер– класс «Рождественский ангел» | Мастер-класс «Рождественские гирлянды» | Мастер-класс «Рождественские куватки»
| |
Ф Е В Р А Л Ь | Былинные богатыри-защитники России. | -Экскурсия в музей глиняной игрушки.
| Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы. | Вахта памяти «Звучит памятный набат» | |
М А Р Т | Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы
| «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка) | Защита проекта «Моя семья»
| Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции. | |
А П Р Е Л Ь | 22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант. | Беседа «Защитники Отечества»
| Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» | Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы. | |
«Основы православной культуры» | С Е Н Т Я Б Р Ь | Библия – священная книга христиан. Сотворение мира | Устный журнал «Мой небесный покровитель»
| «Добрые дела и плохие поступки» Десять заповедей Закона Божия. | «Православный храм - это Дом Божий»
|
О К Т Я Б Р Ь | «Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»
| «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения | «О чём молиться?» беседа | Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?»
| |
Н О Я Б Р Ь | «Что такое вера в бога?»
| «О почитании родителей» Беседа. | - Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа. | «Знамя православного христианина» развивающее занятие | |
Д Е К А Б Р Ь | «Мы идем в храм»познавательная игра
| Развивающие занятие по теме «Масленица» | Добровольческая акция «Забота»
| «Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие | |
Я Н В А Р Ь | «Рождество Христово» читаем рождественское евангелие | Занятия по теме « Крещение Господне»
| Развивающие занятия по теме «Святки»
| Развивающие занятия «Скоро, скоро Рождество Христово» | |
Ф Е В Р А Л Ь
| «Небесные покровители» | «Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения | «Прощёное воскресение» | «Великий пост» познавательное занятие. | |
| М А Р Т
| «Доброта и любовь к ближнему.» | Экскурсия «Храмы города» | Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области»
| «Мы идем в храм»познавательная игра
|
А П Р Е Л Ь | Музыкальный праздник «Колокольчики добра»
| Выставка творческих работ, посвящённых Светлому Христову Воскресенью. | Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха» | Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ . | |
М А й | «День ангела» праздник | «Ангел Хранитель» | День Славянской письменности | «О крестном знамении» |
Организация работы с родителями
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:
v родительские собрания на духовно-нравственные темы;
v лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье
v открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
v вечера вопросов и ответов;
v проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);
v анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
v индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);
v наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
v экскурсии;
v визиты домой;
v ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
v контроль внеурочной занятости детей;
v совместные с родителями праздники, именины детей;
v помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)
Ожидаемые результаты:
*положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.
*повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.
*повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.
*овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания, терпимости друг к другу, уважение прав, свободы и достоинства других людей.
*зарождение здоровых традиций, формирование единения детей в классе, школе, семье.
*Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Приложение 1 - Конспект занятия «Праздники в жизни человека»
Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»
Приложение 3 - Фотоотчёт.
Приложение 4 - Перечень диагностических методик.
Литература:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Интернет-ресурсы:
http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#
Приложение 1.
Тема: Праздники в жизни человека.
Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.
Оборудование: презентация.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?
(ответы детей)
Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.
-Какие праздники вы знаете? (ответы детей)
-Какие праздники отмечает ваша семья?
-Какие праздники мы отмечаем в классе?
-Какой ваш любимый праздник? Почему?
-Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?
-Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?
Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)
Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:
1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.
2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……
3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.
4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.
Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).
Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)
Есть праздник особый и древний,
Где пир на широких столах,
Где ели – лесные деревья –
Растут на паркетных полах…
Прекрасны такие минуты!
И празднична ночь и долга
И мир разноцветьем окутан:
Гирлянды, огни, мишура.
Учитель: - Молодцы. В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.
15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.
Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски, разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных.
-Расскажите, а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?
- Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?
Дети: - Рождество.
Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?
Дети: - Рождение Иисуса Христа.
Учитель: - Рождество – начало святое.
- Кто знает, что такое святки?
Дети: - Так называют все народные праздники.
Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»
- Что такое покалядовать?
Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.
Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?
Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.
Коляда, коляда! Середи двора три терема стоят,
Пришла коляда В первом терему – светел месяц,
Накануне Рождества. В другом терему – красное солнце.
Мы ходили, мы искали А в третьем терему – часты звезды.
Коляду святую Светел месяц Петр
По всем по дворам, Сударь, Свет Иванович!
По проулочкам. Красное солнце – Марья Павловна!
Нашли коляду Часты звезды – их детишки!
У Петрова – то двора: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
Петров – то двор – железный тын, На долгие века, на долгие лета!
Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».
-Как в вашей семье празднуют Рождество?
-Какие бывают подарки?
Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.
Вывод:
Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_v.s.istoki_nravstvennosti_.docx | 745.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
г. Купино, ул. Розы Люксембург,13 тел. 8-383-58-23-806
«Истоки нравственности»
программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Срок реализации: 4 года
Возраст детей:6-11 лет
Автор: Борисова Варвара Сергеевна,
воспитатель,
первая квалификационная категория.
г. Купино
2015г.
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках. В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о православной культуре.
Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Нормативная база для разработки программы развития:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конституция Российской федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Стандарты второго поколения
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Устав школы
Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания.
Программа состоит из 3 блоков.
I блок - «Я и мир вокруг меня»
II блок «Край, в котором ты живешь»
III блок «Основы православной культуры»
Цель программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа.
Задачи:
1. Воспитание уважения к нравственным нормам морали и формирование нравственной культуры у детей .
2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к Родине, к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Расширение представлений детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.
4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.
5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.
Формы работы с детьми:
- беседы, беседы обсуждения,
- чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,
- Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,
- игры и тренинги духовно-нравственного содержания,
- Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),
- проведение общешкольных, классных и совместных праздников,
- экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),
- тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
- выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,
- постановка сказок духовно - нравственного содержания,
- трудовые десанты,
- акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),
- просмотр видеофильмов,
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
- оформление фотоальбома «Наши праздники»,
- создание видеофильма «Наши праздники»,
- чаепития.
Для реализации программы я предлагаю следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Структура программы
I блок «Я и мир вокруг меня»
Цель и задачи блока.
Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.
Задачи:
- дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об
окружающем мире.
2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.
4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Краткая характеристика.
Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
- оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- высказывать позитивные правила поведения.
- самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.
II блок «Край, в котором ты живешь»
«Краеведение - это основа нравственного воспитания».
Д. С. Лихачев.
Цель и задачи блока.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через знакомство с историей.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.
2. Знакомить с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.
3. Развивать речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Краткая характеристика.
На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать. Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- духовно-нравственные ценности людей прошлого;
- происхождение имен, фамилий своего рода;
- семейные традиции, реликвии, легенды;
- историю своей улицы и своего микрорайона;
- историю и традиции родной школы;
- кратко историю основания города Купино;
- основные улицы, достопримечательности города Купино;
- особенности устройства, уклад крестьянской семьи;
- основные части крестьянской избы, предметы русского быта;
- основные семейные роли;
- отличие дня рождения от именин;
- русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.
III блок «Основы православной культуры»
«Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не может быть будущего».
В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.
Цель и задачи блока.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
- Усвоение учащимися знаний, необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.
- Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.
- Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.
- Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.
Краткая характеристика.
Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.
По окончании изучения курса школьники должны знать:
- основные события истории Ветхого и Нового Завета;
- основы православного вероучения;
- основы христианской этики;
- историю, значение и традиции главных православных праздников.
Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:
- анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;
- обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.
План реализации программы
Направления | Дата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Я и мир вокруг меня» | С Е Н Т Я Б Р Ь | Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?» | -Беседа «Как сохранить дружбу?» | Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться» | Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото» |
О К Т Я Б Р Ь | «Учеба наш главный труд» | «Наша Родина – Россия» | - «Мой дом – моя крепость» | - беседа, «Какой должна быть семья» | |
Н О Я Б Р Ь | Мир имён и фамилий, отчество ребёнка | Беседа «Знаючи – говори, а незнаючи - молчи» | Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой» | «Люби и охраняй природу» Школа «Эколог.. грамотности» | |
Д Е К А Б Р Ь | Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить» | Беседа « Получил урок - пригодится впрок» | Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства» | «Встречают по одежке, провожают по уму» | |
Я Н В А Р Ь | Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»- | «Дружные воробьи и ястреба забьют» | Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» | «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора) | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Хорошие и плохие поступки» | Гости из МЧС. «Герои рядом» | Путешествие «По маршруту добрых дел» | Беседа «Жизнь дана на добрые дела» | |
М А Р Т | Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк» | - «Как любить своих родителей? » | Классный час «Профессии наших родителей» | Классный час «Мои сильные и слабые стороны» | |
А П Р Е Л Ь | « Почему нельзя брать чужое» | «Маленькие тайны большой природы» | Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» | Час общения | |
М А Й | «Друг в моей жизни» | Беседа «Что такое зависть?» | «Творческие родники» | «Спешите делать добро» | |
«Край, в котором ты живешь» | О К Т Я Б Р Ь | - Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба» | - Заочная экскурсия по страницам нашего городка | - «История рядом с нами» история названий улиц города | - «Наша улица – школа – наш – город» |
Д Е К А Б Р Ь | - Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с русскими народными играми. | - «Моя родословная» Составление родословной семьи | - «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс «Создай куклу своими руками». | «Россия – Родина моя» классный час | |
Я Н В А Р Ь | Мастер –класс изготовления рус. нар. куклы "Кукла-закрутка» | Мастер– класс «Рождественский ангел» | Мастер-класс «Рождественские гирлянды» | Мастер-класс «Рождественские куватки» | |
Ф Е В Р А Л Ь | Былинные богатыри-защитники России. | -Экскурсия в музей глиняной игрушки. | Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы. | Вахта памяти «Звучит памятный набат» | |
М А Р Т | Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы | «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка) | Защита проекта «Моя семья» | Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции. | |
А П Р Е Л Ь | 22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант. | Беседа «Защитники Отечества» | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» | Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы. | |
«Основы православной культуры» | С Е Н Т Я Б Р Ь | Библия – священная книга христиан. Сотворение мира | Устный журнал «Мой небесный покровитель» | «Добрые дела и плохие поступки» Десять заповедей Закона Божия. | «Православный храм - это Дом Божий» |
О К Т Я Б Р Ь | «Виртуальная экскурсия «Что такое храм?» | «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения | «О чём молиться?» беседа | Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?» | |
Н О Я Б Р Ь | «Что такое вера в бога?» | «О почитании родителей» Беседа. | - Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа. | «Знамя православного христианина» развивающее занятие | |
Д Е К А Б Р Ь | «Мы идем в храм»познавательная игра | Развивающие занятие по теме «Масленица» | Добровольческая акция «Забота» | «Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие | |
Я Н В А Р Ь | «Рождество Христово» читаем рождественское евангелие | Занятия по теме « Крещение Господне» | Развивающие занятия по теме «Святки» | Развивающие занятия «Скоро, скоро Рождество Христово» | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Небесные покровители» | «Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения | «Прощёное воскресение» | «Великий пост» познавательное занятие. | |
М А Р Т | «Доброта и любовь к ближнему.» | Экскурсия «Храмы города» | Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области» | «Мы идем в храм»познавательная игра | |
А П Р Е Л Ь | Музыкальный праздник «Колокольчики добра» | Выставка творческих работ, посвящённых Светлому Христову Воскресенью. | Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха» | Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ . | |
М А й | «День ангела» праздник | «Ангел Хранитель» | День Славянской письменности | «О крестном знамении» |
Организация работы с родителями
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- контроль внеурочной занятости детей;
- совместные с родителями праздники, именины детей;
- помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)
Ожидаемые результаты:
*положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.
*повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.
*повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.
*овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания, терпимости друг к другу, уважение прав, свободы и достоинства других людей.
*зарождение здоровых традиций, формирование единения детей в классе, школе, семье.
*Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Приложение 1 - Конспект занятия «Праздники в жизни человека»
Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»
Приложение 3 - Фотоотчёт.
Приложение 4 – Наше творчество!
Приложение 5 - Перечень диагностических методик.
Литература:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Интернет-ресурсы:
http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#
Приложение 1.
Тема: Праздники в жизни человека.
Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.
Оборудование: презентация.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?
(ответы детей)
Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.
-Какие праздники вы знаете? (ответы детей)
-Какие праздники отмечает ваша семья?
-Какие праздники мы отмечаем в классе?
-Какой ваш любимый праздник? Почему?
-Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?
-Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?
Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)
Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:
1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.
2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……
3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.
4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.
Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).
Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)
Есть праздник особый и древний,
Где пир на широких столах,
Где ели – лесные деревья –
Растут на паркетных полах…
Прекрасны такие минуты!
И празднична ночь и долга
И мир разноцветьем окутан:
Гирлянды, огни, мишура.
Учитель: - Молодцы. В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.
15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.
Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски, разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных.
-Расскажите, а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?
- Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?
Дети: - Рождество.
Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?
Дети: - Рождение Иисуса Христа.
Учитель: - Рождество – начало святое.
- Кто знает, что такое святки?
Дети: - Так называют все народные праздники.
Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»
- Что такое покалядовать?
Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.
Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?
Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.
Коляда, коляда! Середи двора три терема стоят,
Пришла коляда В первом терему – светел месяц,
Накануне Рождества. В другом терему – красное солнце.
Мы ходили, мы искали А в третьем терему – часты звезды.
Коляду святую Светел месяц Петр
По всем по дворам, Сударь, Свет Иванович!
По проулочкам. Красное солнце – Марья Павловна!
Нашли коляду Часты звезды – их детишки!
У Петрова – то двора: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
Петров – то двор – железный тын, На долгие века, на долгие лета!
Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».
-Как в вашей семье празднуют Рождество?
-Какие бывают подарки?
Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.
Вывод:
Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.
Приложение 2.
Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»
Важнейшим направлением в нашей работе является "сотрудническое" взаимодействие с семьями воспитанников. Мной была выбрана нетрадиционная форма взаимодействия с родителями - "День добрых дел" по теме "Покормите птиц зимой" (совместное с детьми изготовление кормушек для птиц). Предварительно мною была проведена работа с семьями воспитанников – индивидуальные беседы, были розданы тематические брошюры. С детьми было проведено занятие "Зимующие птицы", как призыв о помощи братьям нашим меньшим. Также призывом послужило стихотворение А. Яшина: «Покормите птиц зимой».Вот что у нас получилось.
«Столовая для пернатых»
семьи Лешнёва Анатолия
Работа семьи
Брюзгиной Александры.
Приложение 3.
Фотоотчёт.
Крещение детей в храме «Святого апостола и евангелиста Луки» в Купино.
Акция «Подари улыбку»,
посвящённая 8 марта.
Акция «Библиотеке
нашу помощь».
Акция, посвящённая всемирному дню «Спасибо»
Приложение 4.
Перечень диагностических методик:
определения уровня нравственной воспитанности:
- методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной
воспитанности;
- Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»
для младших школьников В.М. Ивановой, Т.В. Павловой,
Е.Н. Степановым;
- методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б. Дерманова – СПб., 2002.
изучение представлений детей о нравственных качествах:
- методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М.
Фридмана. Ред. и сост. И.Б. Дерманова «Диагностика эмоционально-
нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;
выявление отношения детей к нравственным нормам:
- методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»-
М.: ВЛАДОС, 1995.
изучение проявлений отзывчивости у детей в семье:
- методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-
М.: ВЛАДОС, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...
ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...
Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах
Предлагаемая авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах. Программа разра...
Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся "Я , семья и школа"
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье е...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...