Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
рабочая программа (5 класс) на тему

Борисова Варвара Сергеевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

г. Купино, ул. Розы Люксембург,13                                     тел. 8-383-58-23-806

 

 

 

 

«Истоки нравственности»

программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

 

Срок реализации: 4 года

Возраст детей:6-11 лет 

 

  

 

 

                                                                         Автор: Борисова Варвара Сергеевна,

                                                        воспитатель,

                                                              первая квалификационная категория.                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Купино

2015г.

Пояснительная записка

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает  их  нравственность. 

    Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

    К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.  В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о  православной культуре.

     Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

  Нормативная база для разработки программы развития:

·        Закон РФ «Об образовании»

·        Конституция Российской федерации

·        Закон об основных гарантиях прав ребёнка

·        Стандарты второго поколения

·        Декларация прав и свобод человека

·        Конвенция о правах ребёнка

·        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

·        Устав школы

·         

 Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20­-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания.

 

Программа состоит из 3 блоков.

I блок - «Я и мир вокруг меня»

II блок «Край, в котором ты живешь»

III блок «Основы православной культуры»

 

   Цель  программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей  и традиций русского народа.

Задачи:

1. Воспитание уважения к нравственным нормам  морали и формирование нравственной культуры у детей .

2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к  Родине,  к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Расширение представлений  детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.

4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.

5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

6. Ориентировать семью на духовно­-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.

 

Формы работы с детьми:

Ø беседы, беседы обсуждения,

Ø чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,

Ø Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,

Ø игры и тренинги духовно-нравственного содержания,

Ø Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),

Ø проведение общешкольных, классных и совместных праздников,

Ø экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),

Ø тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),

Ø выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,

Ø постановка сказок духовно - нравственного содержания,

Ø трудовые десанты,

Ø акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),

Ø просмотр видеофильмов,

Ø  организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),

Ø оформление фотоальбома «Наши праздники»,

Ø создание видеофильма «Наши праздники»,

Ø  ­чаепития.

 

Для реализации программы я предлагаю  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

    Наглядный метод  используется во время  чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;

   Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:  чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.

   Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Структура программы

I блок «Я и мир вокруг меня»

Цель и задачи блока.

    Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.

    Задачи:

1.     дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об

окружающем мире.

           2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.

            3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.

            4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

Краткая характеристика.

Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.

                По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

- правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

- оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

- высказывать позитивные правила поведения.

- самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.

II блок «Край, в котором ты живешь»

«Краеведение - это основа нравственного воспитания».

Д. С. Лихачев.

Цель и задачи блока.

   Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся  через знакомство с историей.

  Задачи:

1. Воспитывать  уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.

2. Знакомить  с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.

3. Развивать  речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Краткая характеристика.

На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает  у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать.  Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.

 

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

-         духовно-нравственные ценности людей прошлого;

-         происхождение имен, фамилий своего рода;

-         семейные традиции, реликвии, легенды;

-         историю своей улицы и своего микрорайона;

-         историю и традиции родной школы;

-         кратко историю основания города Купино;

-         основные улицы, достопримечательности города Купино;

-         особенности устройства, уклад крестьянской семьи;

-         основные части крестьянской избы, предметы русского быта;

-         основные семейные роли;

-         отличие дня рождения от именин;

-         русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.

III блок «Основы православной культуры»

«Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не  может быть будущего».

          В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.

                                      Цель и задачи блока.

   Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

   Задачи:

1.       Усвоение  учащимися знаний,  необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.

2.       Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.

3.       Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.

4.       Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

Краткая характеристика.

Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.

По окончании изучения курса школьники должны знать:

·     основные события истории Ветхого и Нового Завета;

·     основы православного вероучения;

·     основы христианской этики;

·     историю, значение и традиции главных православных праздников.

Кроме приобретения перечисленных знаний,  учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:

·     анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;

·     обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

План реализации программы

Направления

Дата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я и мир вокруг меня»

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

    Тренинг социальных   навыков «Все мы разные и что ж?»

-Беседа «Как сохранить дружбу?»

 

Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться»

 

Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото»

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Учеба наш главный труд»

«Наша Родина – Россия»

 

- «Мой дом – моя крепость»

- беседа, «Какой должна быть семья»

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Мир имён и фамилий, отчество ребёнка

Беседа «Знаючи  – говори, а незнаючи - молчи»

Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой»

«Люби и охраняй природу»

Школа

«Эколог..

грамотности»

         

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить»

Беседа « Получил урок - пригодится впрок»

Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства»

«Встречают по одежке, провожают по уму»

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»- 

 «Дружные воробьи и ястреба забьют»

Музыкально-спортивный час  «Если хочешь быть здоровым»

 

«Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 «Хорошие и плохие поступки»

 

Гости из МЧС. «Герои рядом»

 

Путешествие «По маршруту добрых дел»

 

Беседа «Жизнь дана на добрые дела»

 

 

М

А

Р

Т

Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк»

- «Как любить своих родителей? »

Классный час «Профессии наших родителей»

Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

А

П

Р

Е

Л

Ь

« Почему нельзя брать чужое»

 

 

«Маленькие тайны большой природы»

Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

Час общения
«Порадовать близких людей – как это просто»

М

А

Й

«Друг в моей жизни»

Беседа «Что такое зависть?» 

 «Творческие родники»

«Спешите делать добро»

«Край, в котором ты живешь»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

- Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба»

- Заочная экскурсия по страницам нашего городка

- «История рядом с нами» история названий улиц города

 

- «Наша улица – школа – наш – город»

 

         

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

- Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с  русскими народными играми.

- «Моя родословная» Составление родословной семьи

- «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс  «Создай куклу своими руками».

«Россия – Родина моя»

классный час

Я

Н

В

А

Р

Ь

Мастер –класс изготовления рус. нар.  куклы "Кукла-закрутка»

Мастер– класс «Рождественский ангел»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

Мастер-класс

«Рождественские куватки»

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Былинные богатыри-защитники России.

-Экскурсия в музей глиняной игрушки.

 

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Вахта памяти «Звучит памятный набат»

М

А

Р

Т

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

 

 «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка)

Защита проекта «Моя семья»

 

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

А

П

Р

Е

Л

Ь

22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант.

Беседа «Защитники Отечества»

 

Выставка – беседа 

«О тех, кто мир нам подарил»

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

«Основы православной культуры»

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Библия – священная книга христиан. Сотворение мира

 Устный журнал «Мой небесный покровитель»

 

 

  «Добрые дела и плохие поступки»

Десять заповедей Закона Божия.

«Православный храм - это Дом Божий»

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

 

 

 «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения

 «О чём молиться?»

беседа

Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?»

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Что такое вера в бога?»

 

«О почитании родителей»

Беседа.

- Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа.

«Знамя православного христианина»

развивающее занятие

       Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 «Мы идем в храм»

познавательная игра

 

Развивающие занятие по теме «Масленица»

Добровольческая акция «Забота»

 

«Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Рождество Христово» читаем рождественское евангелие

Занятия по теме

« Крещение Господне»

 

Развивающие занятия по теме

«Святки»

 

Развивающие занятия

 «Скоро, скоро Рождество Христово»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 

«Небесные покровители»

«Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения

«Прощёное воскресение»

«Великий пост» познавательное занятие.

 

 

 

М

А

Р

Т

 

«Доброта и любовь к ближнему.»

Экскурсия «Храмы города»

Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области»

 

 «Мы идем в храм»

познавательная игра

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

 

Выставка творческих работ, посвящённых Светлому  Христову Воскресенью.

Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха»

Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ .

М

А

й

«День ангела»

праздник

«Ангел Хранитель»

День Славянской письменности

«О крестном знамении»

 

Организация работы с родителями

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

v родительские собрания на духовно-нравственные темы;

v лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье

v открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

v вечера вопросов и ответов;

v проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);

v  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

v индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);

v наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

v экскурсии;

v визиты домой;

v ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

v контроль внеурочной занятости детей;

v совместные с родителями праздники, именины детей;

v помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

Ожидаемые результаты:

*положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.

*повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.

*повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.

 *овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания,  терпимости друг к другу, уважение прав, свободы  и достоинства других людей.

*зарождение здоровых традиций, формирование единения детей  в классе, школе, семье.

*Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

 

Приложение 1 -  Конспект занятия «Праздники в жизни человека»

Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

Приложение 3 - Фотоотчёт.

Приложение 4 - Перечень  диагностических методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

 

Интернет-ресурсы:

http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тема: Праздники в жизни человека.

Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?

(ответы детей)

Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.

-Какие праздники вы знаете?  (ответы детей)

-Какие праздники отмечает ваша семья?

-Какие праздники мы отмечаем в классе?

-Какой ваш любимый праздник? Почему?

-Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?

-Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?

Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)

Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:

1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.

2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……

3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.

4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.

Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).

Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)

Есть праздник особый и древний,

 Где пир на широких столах,

Где ели – лесные деревья –

Растут на паркетных полах…

Прекрасны такие минуты!

И празднична ночь и долга

И мир разноцветьем окутан:

Гирлянды, огни, мишура.

Учитель: - Молодцы.  В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление  с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.

    15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.

    Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски,  разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год  - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных. 

-Расскажите,  а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?

- Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?

Дети: - Рождество.

Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?

Дети: - Рождение Иисуса Христа.

Учитель: - Рождество – начало святое.

- Кто знает, что такое святки?

Дети: - Так называют все народные праздники.

Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»

- Что такое покалядовать?

Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.

Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?

Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.

Коляда, коляда!                                        Середи двора три терема стоят,

Пришла коляда                                        В первом терему – светел месяц,

Накануне Рождества.                              В другом терему – красное солнце.

Мы ходили, мы искали                           А в третьем терему – часты звезды.

Коляду святую                                         Светел месяц Петр

По всем по дворам,                                 Сударь, Свет Иванович!

По проулочкам.                                       Красное солнце – Марья Павловна!

Нашли коляду                                          Часты звезды – их детишки!

У Петрова – то двора:                 Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

Петров – то двор – железный тын,         На долгие века, на долгие лета!

Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».

-Как в вашей семье празднуют Рождество?

-Какие бывают подарки?

Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.

Вывод:

Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_v.s.istoki_nravstvennosti_.docx745.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

г. Купино, ул. Розы Люксембург,13                                     тел. 8-383-58-23-806

«Истоки нравственности»

программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Срок реализации: 4 года

Возраст детей:6-11 лет  

 

                                                                         Автор: Борисова Варвара Сергеевна,

                                                        воспитатель,

                                                              первая квалификационная категория.                                                        

г. Купино

2015г.

Пояснительная записка

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает  их  нравственность. 

    Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

    К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.  В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о  православной культуре.

     Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

  Нормативная база для разработки программы развития:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конституция Российской федерации
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  • Стандарты второго поколения
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Устав школы

 Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания. 

Программа состоит из 3 блоков.

I блок - «Я и мир вокруг меня»

II блок «Край, в котором ты живешь»

III блок «Основы православной культуры»

   Цель  программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей  и традиций русского народа.

Задачи:

1. Воспитание уважения к нравственным нормам  морали и формирование нравственной культуры у детей .

2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к  Родине,  к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Расширение представлений  детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.

4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.

5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.

Формы работы с детьми:

  • беседы, беседы обсуждения,
  • чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,
  • Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,
  • игры и тренинги духовно-нравственного содержания,
  • Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),
  • проведение общешкольных, классных и совместных праздников,
  • экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),
  • тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
  • выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,
  • постановка сказок духовно - нравственного содержания,
  • трудовые десанты,
  • акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),
  • просмотр видеофильмов,
  •  организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
  • оформление фотоальбома «Наши праздники»,
  • создание видеофильма «Наши праздники»,
  •  чаепития.

Для реализации программы я предлагаю  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

    Наглядный метод  используется во время  чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;

   Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:  чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.

   Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Структура программы

I блок «Я и мир вокруг меня»

Цель и задачи блока.

    Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.

    Задачи:

  1. дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об

окружающем мире.

           2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.

            3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.

            4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

Краткая характеристика.

Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.

                По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

- правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

- оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

- высказывать позитивные правила поведения.

- самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.

II блок «Край, в котором ты живешь»

«Краеведение - это основа нравственного воспитания».

Д. С. Лихачев.

Цель и задачи блока.

   Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся  через знакомство с историей.

  Задачи:

1. Воспитывать  уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.

2. Знакомить  с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.

3. Развивать  речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Краткая характеристика.

На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает  у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать.  Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • духовно-нравственные ценности людей прошлого;
  • происхождение имен, фамилий своего рода;
  • семейные традиции, реликвии, легенды;
  • историю своей улицы и своего микрорайона;
  • историю и традиции родной школы;
  • кратко историю основания города Купино;
  • основные улицы, достопримечательности города Купино;
  • особенности устройства, уклад крестьянской семьи;
  • основные части крестьянской избы, предметы русского быта;
  • основные семейные роли;
  • отличие дня рождения от именин;
  • русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.

III блок «Основы православной культуры»

«Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не  может быть будущего».

          В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.

                                      Цель и задачи блока.

   Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

   Задачи:

  1. Усвоение  учащимися знаний,  необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.
  2. Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.
  3. Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.
  4. Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

Краткая характеристика.

Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.

По окончании изучения курса школьники должны знать:

  • основные события истории Ветхого и Нового Завета;
  • основы православного вероучения;
  • основы христианской этики;
  • историю, значение и традиции главных православных праздников.

Кроме приобретения перечисленных знаний,  учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;
  • обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

План реализации программы

Направления

Дата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я и мир вокруг меня»

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

    Тренинг социальных   навыков «Все мы разные и что ж?»

-Беседа «Как сохранить дружбу?»

Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться»

Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Учеба наш главный труд»

«Наша Родина – Россия»

- «Мой дом – моя крепость»

- беседа, «Какой должна быть семья»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Мир имён и фамилий, отчество ребёнка

Беседа «Знаючи  – говори, а незнаючи - молчи»

Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой»

«Люби и охраняй природу»

Школа

«Эколог..

грамотности»

         

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить»

Беседа « Получил урок - пригодится впрок»

Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства»

«Встречают по одежке, провожают по уму»

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»-  

 «Дружные воробьи и ястреба забьют»

Музыкально-спортивный час  «Если хочешь быть здоровым»

«Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 «Хорошие и плохие поступки»

Гости из МЧС. «Герои рядом»

Путешествие «По маршруту добрых дел»

Беседа «Жизнь дана на добрые дела»

М

А

Р

Т

Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк»

- «Как любить своих родителей? »

Классный час «Профессии наших родителей»

Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

А

П

Р

Е

Л

Ь

« Почему нельзя брать чужое»

«Маленькие тайны большой природы»

Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

Час общения
«Порадовать близких людей – как это просто»

М

А

Й

«Друг в моей жизни»

Беседа «Что такое зависть?»  

 «Творческие родники»

«Спешите делать добро»

«Край, в котором ты живешь»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

- Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба»

- Заочная экскурсия по страницам нашего городка

- «История рядом с нами» история названий улиц города

- «Наша улица – школа – наш – город»

         

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

- Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с  русскими народными играми.

- «Моя родословная» Составление родословной семьи

- «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс  «Создай куклу своими руками».

«Россия – Родина моя»

классный час

Я

Н

В

А

Р

Ь

Мастер –класс изготовления рус. нар.  куклы "Кукла-закрутка»

Мастер– класс «Рождественский ангел»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

Мастер-класс

«Рождественские куватки»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Былинные богатыри-защитники России.

-Экскурсия в музей глиняной игрушки.

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Вахта памяти «Звучит памятный набат»

М

А

Р

Т

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

 «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка)

Защита проекта «Моя семья»

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции. 

А

П

Р

Е

Л

Ь

22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант.

Беседа «Защитники Отечества»

Выставка – беседа 

«О тех, кто мир нам подарил»

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

«Основы православной культуры»

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Библия – священная книга христиан. Сотворение мира

 Устный журнал «Мой небесный покровитель»

  «Добрые дела и плохие поступки»

Десять заповедей Закона Божия.

«Православный храм - это Дом Божий»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

 «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения

 «О чём молиться?»

беседа

Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Что такое вера в бога?»

«О почитании родителей»

Беседа.

- Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа.

«Знамя православного христианина»

развивающее занятие

       Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 «Мы идем в храм»

познавательная игра

Развивающие занятие по теме «Масленица»

Добровольческая акция «Забота»

«Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Рождество Христово» читаем рождественское евангелие

Занятия по теме

« Крещение Господне»

Развивающие занятия по теме

«Святки»

Развивающие занятия

 «Скоро, скоро Рождество Христово»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Небесные покровители»

«Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения

«Прощёное воскресение»

«Великий пост» познавательное занятие.

М

А

Р

Т

«Доброта и любовь к ближнему.»

Экскурсия «Храмы города»

Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области»

 «Мы идем в храм»

познавательная игра

А

П

Р

Е

Л

Ь

Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

Выставка творческих работ, посвящённых Светлому  Христову Воскресенью.

Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха»

Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ .

М

А

й

«День ангела»

праздник

«Ангел Хранитель»

День Славянской письменности

«О крестном знамении»

Организация работы с родителями

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • контроль внеурочной занятости детей;
  • совместные с родителями праздники, именины детей;
  • помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

Ожидаемые результаты:

*положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.

*повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.

*повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.

 *овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания,  терпимости друг к другу, уважение прав, свободы  и достоинства других людей.

*зарождение здоровых традиций, формирование единения детей  в классе, школе, семье.

*Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

Приложение 1 -  Конспект занятия «Праздники в жизни человека»

Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

Приложение 3 - Фотоотчёт.

Приложение 4 – Наше творчество!

Приложение 5 - Перечень  диагностических методик.

Литература:

Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Интернет-ресурсы:

http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#

Приложение 1.

Тема: Праздники в жизни человека.

Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?

(ответы детей)

Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.

-Какие праздники вы знаете?  (ответы детей)

-Какие праздники отмечает ваша семья?

-Какие праздники мы отмечаем в классе?

-Какой ваш любимый праздник? Почему?

-Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?

-Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?

Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)

Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:

1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.

2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……

3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.

4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.

Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).

Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)

Есть праздник особый и древний,

 Где пир на широких столах,

Где ели – лесные деревья –

Растут на паркетных полах…

Прекрасны такие минуты!

И празднична ночь и долга

И мир разноцветьем окутан:

Гирлянды, огни, мишура.

Учитель: - Молодцы.  В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление  с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.

    15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.

    Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски,  разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год  - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных.  

-Расскажите,  а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?

- Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?

Дети: - Рождество.

Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?

Дети: - Рождение Иисуса Христа.

Учитель: - Рождество – начало святое.

- Кто знает, что такое святки?

Дети: - Так называют все народные праздники.

Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»

- Что такое покалядовать?

Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.

Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?

Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.

Коляда, коляда!                                        Середи двора три терема стоят,

Пришла коляда                                        В первом терему – светел месяц,

Накануне Рождества.                              В другом терему – красное солнце.

Мы ходили, мы искали                           А в третьем терему – часты звезды.

Коляду святую                                         Светел месяц Петр

По всем по дворам,                                 Сударь, Свет Иванович!

По проулочкам.                                       Красное солнце – Марья Павловна!

Нашли коляду                                          Часты звезды – их детишки!

У Петрова – то двора:        Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

Петров – то двор – железный тын,         На долгие века, на долгие лета!

Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».

-Как в вашей семье празднуют Рождество?

-Какие бывают подарки?

Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.

Вывод:

Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.

Приложение 2.

Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

Важнейшим направлением в нашей работе является "сотрудническое" взаимодействие с семьями воспитанников. Мной была выбрана нетрадиционная форма взаимодействия с родителями - "День добрых дел" по теме "Покормите птиц зимой" (совместное с детьми изготовление кормушек для птиц). Предварительно мною была проведена работа с семьями воспитанников – индивидуальные беседы, были розданы тематические брошюры. С детьми было проведено занятие "Зимующие птицы", как призыв о помощи братьям нашим меньшим. Также призывом послужило стихотворение А. Яшина: «Покормите птиц зимой».Вот что у нас получилось.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\корм 166.jpg

«Столовая для пернатых»

семьи Лешнёва Анатолия

Работа семьи

Брюзгиной Александры.

Приложение 3.

Фотоотчёт.

                        M:\Images\Фото0043.jpg

Крещение детей в храме «Святого апостола и евангелиста Луки» в Купино.

Акция «Подари улыбку»,

посвящённая 8 марта.

      

Акция «Библиотеке

нашу помощь».

M:\варя\IMG_3403.JPG

Акция, посвящённая всемирному дню «Спасибо»


Приложение 4.

Перечень  диагностических методик:

    определения уровня нравственной воспитанности:

       - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

         воспитанности;

       - Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

         для младших школьников В.М. Ивановой, Т.В. Павловой,  

         Е.Н. Степановым;

       - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б. Дерманова – СПб., 2002.

    изучение представлений детей о нравственных качествах:

       - методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М.  

         Фридмана. Ред. и   сост. И.Б. Дерманова «Диагностика эмоционально-  

          нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;

    выявление отношения детей к нравственным нормам:

       - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

          Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

          М.: ВЛАДОС, 1995.

   изучение проявлений отзывчивости у детей в семье:

       - методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»        

          Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

          М.: ВЛАДОС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах

Предлагаемая авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах. Программа разра...

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся "Я , семья и школа"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье е...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...