Главные вкладки

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Борисова Варвара Сергеевна

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

    г. Купино, ул. Розы Люксембург,13                                     тел. 8-383-58-23-806

     

     

     

     

    «Истоки нравственности»

    программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

     

    Срок реализации: 4 года

    Возраст детей:6-11 лет 

     

      

     

     

                                                                             Автор: Борисова Варвара Сергеевна,

                                                            воспитатель,

                                                                  первая квалификационная категория.                                                        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Купино

    2015г.

    Пояснительная записка

        Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

        Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает  их  нравственность. 

        Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

        К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.  В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о  православной культуре.

         Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

      Нормативная база для разработки программы развития:

    ·        Закон РФ «Об образовании»

    ·        Конституция Российской федерации

    ·        Закон об основных гарантиях прав ребёнка

    ·        Стандарты второго поколения

    ·        Декларация прав и свобод человека

    ·        Конвенция о правах ребёнка

    ·        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    ·        Устав школы

    ·         

     Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20­-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания.

     

    Программа состоит из 3 блоков.

    I блок - «Я и мир вокруг меня»

    II блок «Край, в котором ты живешь»

    III блок «Основы православной культуры»

     

       Цель  программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей  и традиций русского народа.

    Задачи:

    1. Воспитание уважения к нравственным нормам  морали и формирование нравственной культуры у детей .

    2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к  Родине,  к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.

    3. Расширение представлений  детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.

    4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.

    5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

    6. Ориентировать семью на духовно­-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.

     

    Формы работы с детьми:

    Ø беседы, беседы обсуждения,

    Ø чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,

    Ø Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,

    Ø игры и тренинги духовно-нравственного содержания,

    Ø Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),

    Ø проведение общешкольных, классных и совместных праздников,

    Ø экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),

    Ø тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),

    Ø выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,

    Ø постановка сказок духовно - нравственного содержания,

    Ø трудовые десанты,

    Ø акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),

    Ø просмотр видеофильмов,

    Ø  организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),

    Ø оформление фотоальбома «Наши праздники»,

    Ø создание видеофильма «Наши праздники»,

    Ø  ­чаепития.

     

    Для реализации программы я предлагаю  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

        Наглядный метод  используется во время  чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;

       Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:  чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.

       Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

    Структура программы

    I блок «Я и мир вокруг меня»

    Цель и задачи блока.

        Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.

        Задачи:

    1.     дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об

    окружающем мире.

               2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.

                3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.

                4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

    Краткая характеристика.

    Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.

                    По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

    - правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

    - оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

    - высказывать позитивные правила поведения.

    - самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.

    II блок «Край, в котором ты живешь»

    «Краеведение - это основа нравственного воспитания».

    Д. С. Лихачев.

    Цель и задачи блока.

       Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся  через знакомство с историей.

      Задачи:

    1. Воспитывать  уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.

    2. Знакомить  с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.

    3. Развивать  речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

    Краткая характеристика.

    На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает  у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать.  Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.

     

    По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

    -         духовно-нравственные ценности людей прошлого;

    -         происхождение имен, фамилий своего рода;

    -         семейные традиции, реликвии, легенды;

    -         историю своей улицы и своего микрорайона;

    -         историю и традиции родной школы;

    -         кратко историю основания города Купино;

    -         основные улицы, достопримечательности города Купино;

    -         особенности устройства, уклад крестьянской семьи;

    -         основные части крестьянской избы, предметы русского быта;

    -         основные семейные роли;

    -         отличие дня рождения от именин;

    -         русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.

    III блок «Основы православной культуры»

    «Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не  может быть будущего».

              В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.

                                          Цель и задачи блока.

       Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

       Задачи:

    1.       Усвоение  учащимися знаний,  необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.

    2.       Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.

    3.       Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.

    4.       Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

    Краткая характеристика.

    Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.

    По окончании изучения курса школьники должны знать:

    ·     основные события истории Ветхого и Нового Завета;

    ·     основы православного вероучения;

    ·     основы христианской этики;

    ·     историю, значение и традиции главных православных праздников.

    Кроме приобретения перечисленных знаний,  учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:

    ·     анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;

    ·     обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

    План реализации программы

    Направления

    Дата

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    «Я и мир вокруг меня»

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

        Тренинг социальных   навыков «Все мы разные и что ж?»

    -Беседа «Как сохранить дружбу?»

     

    Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться»

     

    Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото»

     

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Учеба наш главный труд»

    «Наша Родина – Россия»

     

    - «Мой дом – моя крепость»

    - беседа, «Какой должна быть семья»

     

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

    Мир имён и фамилий, отчество ребёнка

    Беседа «Знаючи  – говори, а незнаючи - молчи»

    Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой»

    «Люби и охраняй природу»

    Школа

    «Эколог..

    грамотности»

             

       Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить»

    Беседа « Получил урок - пригодится впрок»

    Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства»

    «Встречают по одежке, провожают по уму»

     

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»- 

     «Дружные воробьи и ястреба забьют»

    Музыкально-спортивный час  «Если хочешь быть здоровым»

     

    «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

     

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

     «Хорошие и плохие поступки»

     

    Гости из МЧС. «Герои рядом»

     

    Путешествие «По маршруту добрых дел»

     

    Беседа «Жизнь дана на добрые дела»

     

     

    М

    А

    Р

    Т

    Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк»

    - «Как любить своих родителей? »

    Классный час «Профессии наших родителей»

    Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    « Почему нельзя брать чужое»

     

     

    «Маленькие тайны большой природы»

    Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

    Час общения
    «Порадовать близких людей – как это просто»

    М

    А

    Й

    «Друг в моей жизни»

    Беседа «Что такое зависть?» 

     «Творческие родники»

    «Спешите делать добро»

    «Край, в котором ты живешь»

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    - Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба»

    - Заочная экскурсия по страницам нашего городка

    - «История рядом с нами» история названий улиц города

     

    - «Наша улица – школа – наш – город»

     

             

       Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    - Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с  русскими народными играми.

    - «Моя родословная» Составление родословной семьи

    - «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс  «Создай куклу своими руками».

    «Россия – Родина моя»

    классный час

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    Мастер –класс изготовления рус. нар.  куклы "Кукла-закрутка»

    Мастер– класс «Рождественский ангел»

    Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

    Мастер-класс

    «Рождественские куватки»

     

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

    Былинные богатыри-защитники России.

    -Экскурсия в музей глиняной игрушки.

     

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

    Вахта памяти «Звучит памятный набат»

    М

    А

    Р

    Т

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

     

     «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка)

    Защита проекта «Моя семья»

     

    Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант.

    Беседа «Защитники Отечества»

     

    Выставка – беседа 

    «О тех, кто мир нам подарил»

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

    «Основы православной культуры»

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    Библия – священная книга христиан. Сотворение мира

     Устный журнал «Мой небесный покровитель»

     

     

      «Добрые дела и плохие поступки»

    Десять заповедей Закона Божия.

    «Православный храм - это Дом Божий»

     

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

     

     

     «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения

     «О чём молиться?»

    беседа

    Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?»

     

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Что такое вера в бога?»

     

    «О почитании родителей»

    Беседа.

    - Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа.

    «Знамя православного христианина»

    развивающее занятие

           Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

     «Мы идем в храм»

    познавательная игра

     

    Развивающие занятие по теме «Масленица»

    Добровольческая акция «Забота»

     

    «Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    «Рождество Христово» читаем рождественское евангелие

    Занятия по теме

    « Крещение Господне»

     

    Развивающие занятия по теме

    «Святки»

     

    Развивающие занятия

     «Скоро, скоро Рождество Христово»

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

     

    «Небесные покровители»

    «Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения

    «Прощёное воскресение»

    «Великий пост» познавательное занятие.

     

     

     

    М

    А

    Р

    Т

     

    «Доброта и любовь к ближнему.»

    Экскурсия «Храмы города»

    Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области»

     

     «Мы идем в храм»

    познавательная игра

     

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

     

    Выставка творческих работ, посвящённых Светлому  Христову Воскресенью.

    Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха»

    Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ .

    М

    А

    й

    «День ангела»

    праздник

    «Ангел Хранитель»

    День Славянской письменности

    «О крестном знамении»

     

    Организация работы с родителями

    Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

    v родительские собрания на духовно-нравственные темы;

    v лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье

    v открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

    v вечера вопросов и ответов;

    v проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);

    v  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

    v индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);

    v наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

    v экскурсии;

    v визиты домой;

    v ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

    v контроль внеурочной занятости детей;

    v совместные с родителями праздники, именины детей;

    v помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

    Ожидаемые результаты:

    *положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.

    *повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.

    *повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.

     *овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания,  терпимости друг к другу, уважение прав, свободы  и достоинства других людей.

    *зарождение здоровых традиций, формирование единения детей  в классе, школе, семье.

    *Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

     

    Приложение 1 -  Конспект занятия «Праздники в жизни человека»

    Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

    Приложение 3 - Фотоотчёт.

    Приложение 4 - Перечень  диагностических методик.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература:

    Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников.

    Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

    Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

    Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

    Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

    Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

    Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

    Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

    Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

     

    Интернет-ресурсы:

    http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1.

    Тема: Праздники в жизни человека.

    Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.

    Оборудование: презентация.

    Ход классного часа

    1.Организационный момент.

    2.Вступительное слово учителя.

    Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?

    (ответы детей)

    Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.

    -Какие праздники вы знаете?  (ответы детей)

    -Какие праздники отмечает ваша семья?

    -Какие праздники мы отмечаем в классе?

    -Какой ваш любимый праздник? Почему?

    -Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?

    -Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?

    Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)

    Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:

    1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.

    2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……

    3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.

    4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.

    Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).

    Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)

    Есть праздник особый и древний,

     Где пир на широких столах,

    Где ели – лесные деревья –

    Растут на паркетных полах…

    Прекрасны такие минуты!

    И празднична ночь и долга

    И мир разноцветьем окутан:

    Гирлянды, огни, мишура.

    Учитель: - Молодцы.  В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление  с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.

        15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.

        Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски,  разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год  - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных. 

    -Расскажите,  а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?

    - Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?

    Дети: - Рождество.

    Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?

    Дети: - Рождение Иисуса Христа.

    Учитель: - Рождество – начало святое.

    - Кто знает, что такое святки?

    Дети: - Так называют все народные праздники.

    Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»

    - Что такое покалядовать?

    Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.

    Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?

    Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.

    Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.

    Коляда, коляда!                                        Середи двора три терема стоят,

    Пришла коляда                                        В первом терему – светел месяц,

    Накануне Рождества.                              В другом терему – красное солнце.

    Мы ходили, мы искали                           А в третьем терему – часты звезды.

    Коляду святую                                         Светел месяц Петр

    По всем по дворам,                                 Сударь, Свет Иванович!

    По проулочкам.                                       Красное солнце – Марья Павловна!

    Нашли коляду                                          Часты звезды – их детишки!

    У Петрова – то двора:                 Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

    Петров – то двор – железный тын,         На долгие века, на долгие лета!

    Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».

    -Как в вашей семье празднуют Рождество?

    -Какие бывают подарки?

    Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.

    Вывод:

    Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл borisova_v.s.istoki_nravstvennosti_.docx745.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

    г. Купино, ул. Розы Люксембург,13                                     тел. 8-383-58-23-806

    «Истоки нравственности»

    программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

    Срок реализации: 4 года

    Возраст детей:6-11 лет  

     

                                                                             Автор: Борисова Варвара Сергеевна,

                                                            воспитатель,

                                                                  первая квалификационная категория.                                                        

    г. Купино

    2015г.

    Пояснительная записка

        Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека нравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

        Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. У детей меняются идеалы, страдает  их  нравственность. 

        Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

        К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.  В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Особая значимость этой программы, в том, что она направлена на формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о  православной культуре.

         Реализация программы «Истоки нравственности» позволит создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

      Нормативная база для разработки программы развития:

    • Закон РФ «Об образовании»
    • Конституция Российской федерации
    • Закон об основных гарантиях прав ребёнка
    • Стандарты второго поколения
    • Декларация прав и свобод человека
    • Конвенция о правах ребёнка
    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    • Устав школы

     Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в 1 и 2 классе, 40 минут в 3 и 4 классе. Механизм реализации основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания. 

    Программа состоит из 3 блоков.

    I блок - «Я и мир вокруг меня»

    II блок «Край, в котором ты живешь»

    III блок «Основы православной культуры»

       Цель  программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей  и традиций русского народа.

    Задачи:

    1. Воспитание уважения к нравственным нормам  морали и формирование нравственной культуры у детей .

    2. Знакомство детей с историей своего края, области, города. Формирование чувства любви к  Родине,  к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.

    3. Расширение представлений  детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.

    4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.

    5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

    6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, освоение и сохранение семейных ценностей.

    Формы работы с детьми:

    • беседы, беседы обсуждения,
    • чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания,
    • Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора,
    • игры и тренинги духовно-нравственного содержания,
    • Продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление оберегов и т.п.),
    • проведение общешкольных, классных и совместных праздников,
    • экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, на природу),
    • тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
    • выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,
    • постановка сказок духовно - нравственного содержания,
    • трудовые десанты,
    • акции («Подари улыбку», «День добрых дел» и т.п.),
    • просмотр видеофильмов,
    •  организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
    • оформление фотоальбома «Наши праздники»,
    • создание видеофильма «Наши праздники»,
    •  чаепития.

    Для реализации программы я предлагаю  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

        Наглядный метод  используется во время  чтения педагогом рассказов; показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций и репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий, целевых прогулок, наблюдений;

       Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:  чтение сказок и христианских притч; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.

       Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

    Структура программы

    I блок «Я и мир вокруг меня»

    Цель и задачи блока.

        Цель: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.

        Задачи:

    1. дать представление ребёнку о собственном внутреннем мире и об

    окружающем мире.

               2. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.

                3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.

                4. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

    Краткая характеристика.

    Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Занятия проходят в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации. Анализируются различные жизненные ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями. Рассматриваются правила, законы, вырабатываются алгоритмы действий.

                    По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

    - правила вежливого, уместного поведения при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

    - оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

    - высказывать позитивные правила поведения.

    - самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.

    II блок «Край, в котором ты живешь»

    «Краеведение - это основа нравственного воспитания».

    Д. С. Лихачев.

    Цель и задачи блока.

       Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся  через знакомство с историей.

      Задачи:

    1. Воспитывать  уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.

    2. Знакомить  с историей, традициями Купинского района и Новосибирской области.

    3. Развивать  речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

    Краткая характеристика.

    На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Купинского района, организует работу с историческими источниками, развивает  у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, рассуждать.  Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Купино. Ребята посещают музеи и памятные места города Купино, участвуют в творческих Конкурсах.

    По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

    • духовно-нравственные ценности людей прошлого;
    • происхождение имен, фамилий своего рода;
    • семейные традиции, реликвии, легенды;
    • историю своей улицы и своего микрорайона;
    • историю и традиции родной школы;
    • кратко историю основания города Купино;
    • основные улицы, достопримечательности города Купино;
    • особенности устройства, уклад крестьянской семьи;
    • основные части крестьянской избы, предметы русского быта;
    • основные семейные роли;
    • отличие дня рождения от именин;
    • русские народные сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники.

    III блок «Основы православной культуры»

    «Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет, и не  может быть будущего».

              В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.

                                          Цель и задачи блока.

       Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

       Задачи:

    1. Усвоение  учащимися знаний,  необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.
    2. Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.
    3. Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.
    4. Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

    Краткая характеристика.

    Блок «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации, ориентирован на знакомство воспитанников с историей исконно православных праздников и обычаев, формирование патриотических чувств.

    По окончании изучения курса школьники должны знать:

    • основные события истории Ветхого и Нового Завета;
    • основы православного вероучения;
    • основы христианской этики;
    • историю, значение и традиции главных православных праздников.

    Кроме приобретения перечисленных знаний,  учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;
    • обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

    План реализации программы

    Направления

    Дата

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    «Я и мир вокруг меня»

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

        Тренинг социальных   навыков «Все мы разные и что ж?»

    -Беседа «Как сохранить дружбу?»

    Устный журнал «Не лениться - во благо людям трудиться»

    Беседа «Красивое слово - серебро, а хорошее дело-золото»

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Учеба наш главный труд»

    «Наша Родина – Россия»

    - «Мой дом – моя крепость»

    - беседа, «Какой должна быть семья»

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

    Мир имён и фамилий, отчество ребёнка

    Беседа «Знаючи  – говори, а незнаючи - молчи»

    Беседа «Хорошо ли быть зазнайкой»

    «Люби и охраняй природу»

    Школа

    «Эколог..

    грамотности»

             

       Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    Игра-путешествие «Добро творить – себя веселить»

    Беседа « Получил урок - пригодится впрок»

    Просмотр видеоролика «Доброе братство - дороже богатства»

    «Встречают по одежке, провожают по уму»

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо?»-  

     «Дружные воробьи и ястреба забьют»

    Музыкально-спортивный час  «Если хочешь быть здоровым»

    «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

     «Хорошие и плохие поступки»

    Гости из МЧС. «Герои рядом»

    Путешествие «По маршруту добрых дел»

    Беседа «Жизнь дана на добрые дела»

    М

    А

    Р

    Т

    Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк»

    - «Как любить своих родителей? »

    Классный час «Профессии наших родителей»

    Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    « Почему нельзя брать чужое»

    «Маленькие тайны большой природы»

    Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

    Час общения
    «Порадовать близких людей – как это просто»

    М

    А

    Й

    «Друг в моей жизни»

    Беседа «Что такое зависть?»  

     «Творческие родники»

    «Спешите делать добро»

    «Край, в котором ты живешь»

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    - Экскурсия в краеведческий музей, экспозиция «Крестьянская изба»

    - Заочная экскурсия по страницам нашего городка

    - «История рядом с нами» история названий улиц города

    - «Наша улица – школа – наш – город»

             

       Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    - Посещение эстетического центра «Закаменка» с целью знакомства с  русскими народными играми.

    - «Моя родословная» Составление родословной семьи

    - «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс  «Создай куклу своими руками».

    «Россия – Родина моя»

    классный час

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    Мастер –класс изготовления рус. нар.  куклы "Кукла-закрутка»

    Мастер– класс «Рождественский ангел»

    Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

    Мастер-класс

    «Рождественские куватки»

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

    Былинные богатыри-защитники России.

    -Экскурсия в музей глиняной игрушки.

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

    Вахта памяти «Звучит памятный набат»

    М

    А

    Р

    Т

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

     «Выкликание весны» (Фольклорная ярмарка)

    Защита проекта «Моя семья»

    Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции. 

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант.

    Беседа «Защитники Отечества»

    Выставка – беседа 

    «О тех, кто мир нам подарил»

    Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

    «Основы православной культуры»

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    Библия – священная книга христиан. Сотворение мира

     Устный журнал «Мой небесный покровитель»

      «Добрые дела и плохие поступки»

    Десять заповедей Закона Божия.

    «Православный храм - это Дом Божий»

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

     «Как правильно вести себя в храме?» практикум по культуре поведения

     «О чём молиться?»

    беседа

    Познавательная беседа «Зачем мы исповедуемся?»

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

    «Что такое вера в бога?»

    «О почитании родителей»

    Беседа.

    - Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа.

    «Знамя православного христианина»

    развивающее занятие

           Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

     «Мы идем в храм»

    познавательная игра

    Развивающие занятие по теме «Масленица»

    Добровольческая акция «Забота»

    «Сотворение неба- невидимого мира» познавательное занятие

    Я

    Н

    В

    А

    Р

    Ь

    «Рождество Христово» читаем рождественское евангелие

    Занятия по теме

    « Крещение Господне»

    Развивающие занятия по теме

    «Святки»

    Развивающие занятия

     «Скоро, скоро Рождество Христово»

    Ф

    Е

    В

    Р

    А

    Л

    Ь

    «Небесные покровители»

    «Учимся православному этикету» практикум по культуре поведения

    «Прощёное воскресение»

    «Великий пост» познавательное занятие.

    М

    А

    Р

    Т

    «Доброта и любовь к ближнему.»

    Экскурсия «Храмы города»

    Виртуальная экскурсия «Храмы Новосибирской области»

     «Мы идем в храм»

    познавательная игра

    А

    П

    Р

    Е

    Л

    Ь

    Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

    Выставка творческих работ, посвящённых Светлому  Христову Воскресенью.

    Великие христианские праздники. «Великий праздник Пасха»

    Развивающие занятия, посвященные празднику «Красная горка», выставка творческих работ .

    М

    А

    й

    «День ангела»

    праздник

    «Ангел Хранитель»

    День Славянской письменности

    «О крестном знамении»

    Организация работы с родителями

    Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

    • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
    • лекторий для родителей по нравственному воспитанию детей в семье
    • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
    • вечера вопросов и ответов;
    • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);
    •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
    • индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, психиатра);
    • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
    • экскурсии;
    • визиты домой;
    • ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
    • контроль внеурочной занятости детей;
    • совместные с родителями праздники, именины детей;
    • помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

    Ожидаемые результаты:

    *положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма воспитанников.

    *повышение мотивации и интереса у детей к изучению истории своего края, области, города, культурного наследия русского народа.

    *повышение у детей ответственности за свои дела и поступки, способности сделать правильный нравственный выбор.

     *овладение навыками вежливого обращения с окружающими, проявление заботы и доброты, сострадания,  терпимости друг к другу, уважение прав, свободы  и достоинства других людей.

    *зарождение здоровых традиций, формирование единения детей  в классе, школе, семье.

    *Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

    Приложение 1 -  Конспект занятия «Праздники в жизни человека»

    Приложение 2 - Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

    Приложение 3 - Фотоотчёт.

    Приложение 4 – Наше творчество!

    Приложение 5 - Перечень  диагностических методик.

    Литература:

    Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников.

    Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

    Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

    Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

    Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

    Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

    Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

    Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

    Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

    Интернет-ресурсы:

    http://vichuga-voskr.cerkov.ru/#

    Приложение 1.

    Тема: Праздники в жизни человека.

    Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.

    Оборудование: презентация.

    Ход классного часа

    1.Организационный момент.

    2.Вступительное слово учителя.

    Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?

    (ответы детей)

    Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.

    -Какие праздники вы знаете?  (ответы детей)

    -Какие праздники отмечает ваша семья?

    -Какие праздники мы отмечаем в классе?

    -Какой ваш любимый праздник? Почему?

    -Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?

    -Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?

    Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)

    Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:

    1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.

    2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача,……

    3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение.

    4.Народные –23 февраля, 8 марта, 1 мая.

    Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).

    Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)

    Есть праздник особый и древний,

     Где пир на широких столах,

    Где ели – лесные деревья –

    Растут на паркетных полах…

    Прекрасны такие минуты!

    И празднична ночь и долга

    И мир разноцветьем окутан:

    Гирлянды, огни, мишура.

    Учитель: - Молодцы.  В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление  с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.

        15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.

        Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски,  разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год  - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных.  

    -Расскажите,  а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?

    - Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?

    Дети: - Рождество.

    Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?

    Дети: - Рождение Иисуса Христа.

    Учитель: - Рождество – начало святое.

    - Кто знает, что такое святки?

    Дети: - Так называют все народные праздники.

    Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»

    - Что такое покалядовать?

    Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.

    Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?

    Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.

    Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.

    Коляда, коляда!                                        Середи двора три терема стоят,

    Пришла коляда                                        В первом терему – светел месяц,

    Накануне Рождества.                              В другом терему – красное солнце.

    Мы ходили, мы искали                           А в третьем терему – часты звезды.

    Коляду святую                                         Светел месяц Петр

    По всем по дворам,                                 Сударь, Свет Иванович!

    По проулочкам.                                       Красное солнце – Марья Павловна!

    Нашли коляду                                          Часты звезды – их детишки!

    У Петрова – то двора:        Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

    Петров – то двор – железный тын,         На долгие века, на долгие лета!

    Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».

    -Как в вашей семье празднуют Рождество?

    -Какие бывают подарки?

    Дети: - Игрушки, сувенирные, вещественные, съестные, живые, литературные, музыкальные.

    Вывод:

    Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.

    Приложение 2.

    Взаимодействие с родителями: «День добрых дел»

    Важнейшим направлением в нашей работе является "сотрудническое" взаимодействие с семьями воспитанников. Мной была выбрана нетрадиционная форма взаимодействия с родителями - "День добрых дел" по теме "Покормите птиц зимой" (совместное с детьми изготовление кормушек для птиц). Предварительно мною была проведена работа с семьями воспитанников – индивидуальные беседы, были розданы тематические брошюры. С детьми было проведено занятие "Зимующие птицы", как призыв о помощи братьям нашим меньшим. Также призывом послужило стихотворение А. Яшина: «Покормите птиц зимой».Вот что у нас получилось.

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\корм 166.jpg

    «Столовая для пернатых»

    семьи Лешнёва Анатолия

    Работа семьи

    Брюзгиной Александры.

    Приложение 3.

    Фотоотчёт.

                            M:\Images\Фото0043.jpg

    Крещение детей в храме «Святого апостола и евангелиста Луки» в Купино.

    Акция «Подари улыбку»,

    посвящённая 8 марта.

          

    Акция «Библиотеке

    нашу помощь».

    M:\варя\IMG_3403.JPG

    Акция, посвящённая всемирному дню «Спасибо»


    Приложение 4.

    Перечень  диагностических методик:

        определения уровня нравственной воспитанности:

           - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

             воспитанности;

           - Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

             для младших школьников В.М. Ивановой, Т.В. Павловой,  

             Е.Н. Степановым;

           - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б. Дерманова – СПб., 2002.

        изучение представлений детей о нравственных качествах:

           - методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М.  

             Фридмана. Ред. и   сост. И.Б. Дерманова «Диагностика эмоционально-  

              нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;

        выявление отношения детей к нравственным нормам:

           - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

              Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

              М.: ВЛАДОС, 1995.

       изучение проявлений отзывчивости у детей в семье:

           - методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»        

              Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

              М.: ВЛАДОС, 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

    В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

    ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

    В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...

    Программа духовно-нравственного развития воспитанников

    Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития воспитанников....

    Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

    «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах

    Предлагаемая авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах. Программа разра...