Программа духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах
методическая разработка на тему
Предлагаемая авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах. Программа разработанная педагогом-организатором и направлена на обеспечения условий для формирования у школьника таких качеств личности как гражданственность, патриотизм, профессиональная мобильность, адаптируемость к изменениям, ответственность, активность, а также духовно-нравственное воспитание. Основная особенность данных программ заключается в полной вовлеченности воспитанников во все этапы проведения мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»
Программа духовно-нравственного воспитания
и развития образования в школах
Автор проекта:
Даутова Инзиля Гаязовна -
Педагог-организатор.
Тукаевский район. 2016г.
Введение…………………………………………………………………………3-6
- Программа проектных мероприятий по основным направлениям…………............................................................................................6
- Формирование патриотизма и гражданственности ………………….…6-7
- Проведение родительских собраний по аспектам духовно-нравственного воспитания…………………………………………………………………………7-9
- Формирование нравственных чувств и этнического сознания…………9-10
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни………………………………………………………………………………..10
- Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. ………………………….10
- Формирование ценностного отношения к здоровью к здоровому образу жизни………………………………………………………………………………..11
- Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………….……………………………………11-12
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта……………………………………………………………………..…..12-16 Заключение………………………………………………………………………..17
Список использованных документов и источников информации ………...18
Приложение 1. Программа духовно – нравственного воспитания и образования…………………………………………..………………………….19-28
Приложение 2. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения…………………………………………………28-29
Приложение 3. Тест Рокича "Ценностные ориентации" …………………….29-32
Приложение 4.Сценарий мероприятия «Страницы афганской войны»…….33-36
Введение
Актуальность проекта
Российское образование в частности и Татарстан в последние десятилетия активно взаимодействован построением системы духовно-нравственного воспитания, которая в свою очередь направлен на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, приобщение учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) говорится: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».[1] Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций гражданского воспитания молодежи, где главную роль играет патриотическое воспитание. Одним из главных направлений духовно- нравственного развития обучающихся в процессе реализации ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического и духовно – нравственного воспитания, на наш взгляд является создание на базе школ патриотических отрядов, как например «Юнармеец», «Тимуровцы». Актуальность данной работы является, с одной стороны приоритетом воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе с требованиями нашего времени; а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
В проекте разработана программа духовно-нравственного воспитания, которое имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, с которыми сталкивается учитель в настоящее время. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи состоит в том, что становление гражданского общества и нашего правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания, которое создают учителя в школе.
В настоящее время школа являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет и воспитывает ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период является этапом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знание подхода невозможна, нужна и практика. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, «переквалифицированную» в наше время. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Достичь результатов можно через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Цель и задачи проекта
Цель проекта
Разработка и реализация плодотворной программы развития духовно – нравственного и патриотического воспитания в общеобразовательной организации, направленное на воспитание и развитие гражданина своей страны.
Задачи проекта:
1. Создание условий и определенной среды для духовно- нравственного воспитания.
2. Разработка модели выпускника школы с активной гражданской позицией, способного нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины.
3. Создание результативной системы направлений духовно – нравственного воспитания.
4. Формирование у школьника навыков самостоятельности, адаптации к современным реалиям жизни, дисциплинированности, уважения к старшим, умения работать в коллективе, любви к Родине, верности долгу перед Отечеством.
Целевая группа проекта: учащиеся 5 -11 классов
Объектом исследования является процесс духовно – нравственного воспитания в организации учебной деятельности школьников.
Предмет исследования: программа духовно – нравственного воспитания в организации учебной деятельности школьников.
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта -1год
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Проектно-разработческая деятельность и формирование основных нормативных документов.
2.Основной
Реализация поставленных планов, реализация программных мероприятий, мониторинг воспитательной работы среди учащихся 5-11 классов.
3.Заключительный
Анкетирование родителей и учащихся, отслеживание результатов и полный анализ проделанной работы.
Программа проектных мероприятий по основным направлениям
Формирование патриотизма и гражданственности
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. Классный час. День знаний. 2.Мероприятия посвящённый Дню республики Татарстан. 3.Мероприятия посвященный Дню народного единства. 4. Викторина посвященная 70-летию Сталинградской битвы. 5. Приведение к торжественной клятве Юнармейцев. 6. Классные часы посвященные Битве под Москвой. 7. Мероприятия посвященный параду 7 ноября 1941 года на красной площади. 8. Сборы юношей 10 класса. Подготовка к службе в Вооруженных силах 9. Мероприятия посвященный Блокада Ленинграда 10. Мероприятие посвященное выводу войск из Афганистана. 11. Мероприятие посвященные Дню Защитника отечества. (Приложение 4) 12. Муниципальная военно-спортивная игра «Зарница». 13. Зимняя спартакиада среди учащихся 14.Веселые старты со всей семьей. 15. Мероприятия, посвященные Дню Победы:
16. Летняя спартакиада среди учащихся 17. Мероприятия, проводимые школьным музеем Боевой славы. 18. Участие в традиционных конкурсах, олимпиадах и турнирах патриотической направленности | 1 сентября Сентябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь 24-28 декабря январь 15 февраля 23 февраля февраль март апрель апрель-май май май-июнь в течение года (по плану) | Классные руководители Классные руководители Педагог-организатор Классные руководители Зам. директора по ВПР Педагог-организатор Зам. директора по ВПР Педагог-организатор Зам. директора по ВПР Зам. директора по ВПР Педагог-организатор Зам. директора по ВПР Классные руководители Зам. директора по ВПР Зам. директора по ВПР Зам. директора по ВПР Зам. директора по ВПР, Классные руководители, Зам. директора по ВПР Педагог-организатор музейной работы |
Проведение родительских собраний по аспектам духовно-нравственного воспитания.
Классы | Мероприятие |
5 – 9 классы | Тематические родительские собрания: «Культурные ценности семьи и их значение в жизни ребенка», «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье», «Культура воспитания и культура поведения. Этикет», «Мои нравственные родители», «Духовно-нравственный атмосфера в семье». |
10 – 11 классы | Тематические родительские собрания: «Ведущая роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка», «Основные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье», «Передача духовно-нравственных ценностей для наших детей». |
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. Праздничничный концерт псовещенный дню 2. Субботник вокруг территории школы 3. Проведение промежуточных контрольных работ «Мотивы учебной деятельности». 4. Проведение мероприятий 5. Тематические родительские собрания. 6. Работа с учителями-предметниками с остающимися и одарёнными детьми 7. Тематические классные часы, дискуссии, ролевые игры, читательские конференции и т.д. 8. Месячник пожилого человека. «1000 добрых дел» 9. Неделя, посвященная Дню матери: - выставка стенгазет и рисунков; - тематические классные часы; - концерт для родителей; - встречи и беседы. 10. Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья». 11. Выявление и индивидуальная работа с неблагополучными и социально незащищенными семьями. 12. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания детей. 13. Беседы с родителями. 14. Встречи учащихся старших классов и их родителей со специалистами по проблемам трудового, правового, полового и антиалкогольного воспитания. 15. Серии классных часов на темы: «Фотографии рассказывают о многом», «Кто такая мать?», «Уважай старших», «Моя родословная» и т.д. 16. Тематические классные часы, беседы, праздники семьи и традиции семьи. 17. Совместное с родителями посещение театров, экскурсии, соревнования родительско-ученических команд и т.д. 18. Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями 19. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьников (диагностика, наблюдение) 20. Проведение тематических родительских собраний. 21. Педагогическое руководство деятельностью родительского актива, обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих мероприятий. | 1 сентября Октябрь Октябрь В течение года В течение года Сентябрь В течение года Октябрь Ноябрь Февраль В течение года 1 раз в месяц В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года | Зам. директора по ВПР, педагог-организатор ВР Классные руководители Педагог-организатор Классные руководители, Зам.директора по УВР библиотекарь Педагог-организатор ВР, Учителя физ-ры Педагог-организатор Директор Заместители директора Педагог-организатор Педагог-организатор Педагог-организатор Классные руководители Педагог-организатор, социальный педагог Классные руководители, Педагог-организатор, классные руководители Классные руководители, Педагог-организатор |
Формирование нравственных чувств и этического сознания.
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
9.Участие в конкурсе «Созвездие» 10. Экскурсии в музеи, посещение театров, выставок. Реконструкция школьного музея. 11. Участие в творческих конкурсах
| Сентябрь Сентябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Январь, Февраль, Апрель, В течение года В течение года Декабрь В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Педагог-организатор Педагог-организатор ВР, Педагог-организатор ВР Педагог-организатор ВР Классные руководители Педагог-организатор ВР Классные руководители |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. Мероприятие: «Сохраним лес» 2.Просмотр фильмов, посвященных охране природы. 3.Конкурс научно-исследова-тельских проектных работ, посвященных экологической тематике и организация выстовок.
5. Организация мероприятия: «День Земли», Викторина на тему: «Час экологии». | Сентябрь Сентябрь Апрель В течение года Апрель | Педагог-организатор Педагог-организатор Учитель биологии, Педагог-организатор Классные руководители |
Формирование ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся с помощью тестов. 2. Посещение музеев, театров, выставок, экскурсии, поездки и т.д. 3. Проведение тематических классных часов, праздники, беседы, ролевые игры, эстетико-культурный практикум, дискуссии. 4.Диагностика межличностных отношений между сверстниками, склонностей и потребностей обучающихся, их характеров и т.д. | Сентябрь, май В течение года В течение года В течение года | Педагог-организатор Классные руководители, библиотекарь, Зам. по ВР |
Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. Контроль за состоянием здоровья обучающихся, проведение профилактических мероприятий, проведения инструктажа. 2. Проведение эстафеты посвящённый «Дню здоровья» 3. 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом: - выставка стенгазет; - родительские собрания «Профилактика алкоголизма, курения и наркомании». 4. Спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья». 5. Всемирный урок здоровья: - конкурс стенгазет; - тематические классные часы. 6. Выпуск санбюллетеней. 7. Тематические классные часы на тему здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, профилактики заболеваний, личной гигиены, игры, беседы и дискуссии по спортивной тематике, этикете. 8. Проведение тематических родительских собраний. 9. Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами. 10. Конкурсы стенгазет. | В течение года В течение года (по плану) Декабрь Февраль Апрель В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года | Школьный фельдшер Учителя физической культуры Классные руководители Классные руководители, Учителя физ-ры, педагог-организатор ВР Учителя физ-ры, фельдшер Организатор ОБЖ, Педагог-организатор ВР, учителя ФЗК Педагог-организатор ВР |
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания учащихся
2. Прогрессивность творческих способностей
3. Способность к самореализации и саморазвитию.
4. Сформирование активной жизненной позиции.
5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.
6. Бережное отношение к историческому и культурному наследию нашей страны.
В процессе реализации проекта у учеников должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Параметры | Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Личность | Уровень ценностных ориентаций | В целом сформированы нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении проявляется ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям. | методики М. Рокича |
Уровень духовно-нравственного воспитания | методика Е.Н.Степанова, методика РАО, методика Р.С.Немова, наблюдение, отзывы родителей, общественности, интервью, анкетирование | ||
Деятельность | Уровень организации процесса духовно-нравственного воспитания | Показатели Наличие в школе: 1.Модели школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников. 2.Медико-психолого-педагогического сопровождения. 3. Создание нормативно-правовой базы для организации и функционирования классов. 4.Наличие программ по духовно-нравственному воспитанию на всех уровнях (класс, школа) 5.Наличие органов ученического самоуправления 6.Охват всех учеников системой школьного дополнительного образования и внеурочной деятельностью 7.Наличие публикаций информационных материалов в печати; 8.Выставки и стенды по вопросам духовно-нравственного воспитания; 9.Наличие теле- и радиопрограмм, информации на школьном сайте; 10.Взаимодействие школы со СМИ по вопросам духовно-нравственного воспитания; 11.Наличие стенной печати в образовательном учреждении |
1.Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом школы
Для исследования уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе используются приемы педагогического наблюдения, проективной методики “Моя школа”, методики Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения” (Приложение 2)
Результаты исследования показали, что уровень удовлетворенности учащихся и их родителей воспитательным процессом в школе был положителен, отметка высокая. Оценки родителей и детей близки по показателю (желание обучаться в классе), имеют максимальную оценку – 4,5 балла. В то же время, целесообразно указать, что дети неплохо оценили, взаимоотношения в коллективе, также отметили преемственность в воспитании и мотивацию на здоровый образ жизни. При систематической и целенаправленной работе в данном направлении ожидаемые результаты будут достигнуты.
2. Показатель уровня понимания учащимися основных нравственных и гражданско-патриотических качеств.
Для выяснения целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с диагностики по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» Которая, позволяет выявить представления обучающихся о жизненно важных качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Для выявления уровня форсированности нравственных и гражданско-патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания обучающимися данных понятий. Мониторинг показывает какими качествами обладают учащиеся, что немало важно в ученическом процессе.
3. Ценностные ориентации
Для исследования ценностных ориентацией мы взяли диагностику «Ценностных ориентаций» М.И.Рокича (Приложение 3).
В разных источниках можно найти другие исследования, каждая школа и каждый учитель сам определяет свою диагностику.
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий и выведение диаграмм позволяют обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Заключение
Духовно-нравственное воспитание учащихся один из обязательных компонентов образовательного процесса, которая требует от нас сегодняшнее образование. Мы живем XXI веке, где новое поколение уже не знает где заканчивается интернет и где начинается реальность; где парки являются просто территорией; где праздник Победы, «9 мая», - является просто выходным. Школа – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни заключается во взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. В основе, которого лежит система духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Безусловно, в жизни каждого человека есть наставник, который поможет в трудную минуту, даст совет, поддержит тебя. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни учащихся принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, педагогам дополнительного образования и педагогом - организаторам, которые является в школе не только руководителями кружков, но и координаторами всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание учеников, через различные виды деятельности.
Как сказал, Алексей Николаевич Леонтьев – выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности: «человеком рождаются, личностью становятся». Мы, как педагогический коллектив, должны всеми усилиями развивать у учащихся те качества, которые последующим помогут в жизни стать именно личностью! У каждой школы свое неповторимое кредо. Поэтому, нет и не может, быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования, которые могут использоваться. Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.
Список использованных документов и источников информации
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795
- Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 10.- С.23-27.
- Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников.- 2011.- № 5.- С
- Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Стандарты второго поколения.- М.:Просвещение,2009г.
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».psycabi.net/testy
Приложение 1
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательной школе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу нормативно-правовой и методологической программы духовно-нравственного и патриотического воспитания являются Закон Российской Федерации «Об образовании», государственный образовательный Стандарт, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Суть программы заключается в определении содержания основных путей развития духовно-нравственного и патриотического воспитания, а также нужно отметить направленность на воспитание духовно – нравственных качеств, патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Значение программы тоже немало важную роль играет, таким образом, решаются ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания как никак востребована в наших школах, для становление гражданского общества и правового государства в нашей стране. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Из этого следует заметить, гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа является сложным организмом, которая отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. В школе формируется начальный этап оптимальных для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания качества, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Новое время требует совсем других мер от образовательного учреждения таких как содержания форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания, т.к. через теорию можно осознавать практику, только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Объединяя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что духовно - нравственное и патриотическое воспитание - это целенаправленный; нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к самостоятельному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, преследование интереса максимального развития своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Целью духовно-нравственного развития и воспитания заключается в социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного, воспитанного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование толерантности и основ культуры общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями семьи.
Основные направления, ценностные основы и планируемые результаты духовно-нравственного и патриотического воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений.
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Планируемые результаты:
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- учащиеся имеют представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего народа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- учащиеся имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Планируемые результаты:
- учащиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Планируемые результаты:
- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
- учащиеся имеют представления о различных профессиях;
- учащиеся обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- учащиеся имеют опыт участия в различных видах деятельности;
- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Планируемые результаты:
- учащиеся имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- учащиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- у учащихся есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Планируемые результаты:
- учащиеся имеют представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- учащиеся имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- у учащихся есть опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.
• Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое.
Планируемые результаты:
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
- учащиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Формы работы с обучающимися по реализации плана воспитательной работы:
- Торжественные мероприятия;
- Митинги;
- Экскурсии в музеи;
- Волонтерские акции;
- Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла;
- Встречи с воинами-афганцами, воинами-чеченцами;
- Встречи с ветеранами труда;
- Встречи со знаменитыми людьми;
- Торжественные построения у памятных мест;
- Военно-спортивные игры;
- Интеллектуальные турниры, викторины, музыкально-литературные композиции;
- Дни Здоровья;
- Собрания ученического актива.
В школе стали традиционными, систематически проводятся педагогами следующие мероприятия:
- совещания;
- семинары;
- заседания педагогического и методического советов, школьных методических объединений;
- педагогические чтения, методическая учеба;
- обогащение опыта работы через открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления;
- кружковая и факультативная работа;
- волонтерские и благотворительные акции;
- работа с общественными организациями.
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Каждая школа определяет сама какие методы, формы мероприятий применить в своей практике.
Примерная программа мероприятий приведена в проектной части.
Приложение 2
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения [2]*
(методика Е.Н.Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. | 43210 |
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. | 43210 |
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. | 43210 |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. | 43210 |
В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. | 43210 |
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. | 43210 |
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. | 43210 |
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. | 43210 |
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. | 43210 |
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. | 43210 |
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. | 43210 |
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. | 43210 |
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. | 43210 |
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. | 43210 |
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. | 43210 |
Обработка результатов теста
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Приложение 3
Тест Рокича "Ценностные ориентации"
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Бланк тестируемого________________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |
Приложение 4
Открытое мероприятие «История праздника Защитника Отечества», посвященное 23 февраля.
Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия - это ролевая игра, построенная на игровых ситуациях, в которых могут себя проявить и девочки, и мальчики.
Конкурсы, предлагаемые в сценарии, лишены соревновательного начала. Это своеобразные испытания, которые предлагается пройти, чтобы подтвердить свое звание «Будущий защитник Отечества», в конце урока выполнить проект.
Цели: расширять представления детей о Вооруженных силах России; формировать положительную оценку армии, армейской службы; предотвращать разобщенность между мальчиками и девочками; развивать творческие способности детей; сплачивать коллектив.
Задачи:
- познакомить с историей происхождения праздника «23 февраля»
- развивать интеллектуальные способности на военную тематику
- сплотить учащихся, учить работать в команде, быстро реагировать в различных ситуациях
Форма: игровая.
Оборудование
- Военный плакат
- Флажковая карта
- Презентация
- Видеообращение солдата
- Ватман
- Фломастеры
- Подарки участникам
Ход мероприятия:
Педагог- организатор:
Здравствуйте уважаемые учителя и дети! Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Как Вы думаете, что связывает эти три картинки?
Ученики: (предварительные ответы) Война, флот, война на море, 23 февраля, Победа!
Педагог- организатор:
Вы все, безусловно, правы. А Вы знаете, откуда произошел праздник 23 февраля?
Педагог- организатор:
День защитника Отечества возник в 1918 году после победы над германскими агрессорами. В 1922 году этот день был официально объявлен «Днем Красной Армии». Именно тогда этот день стал крупным всенародным праздником. В 1995 году был принят закон: «О днях воинской славы России», в котором этот день назван «Днем защитника Отечества». 23 февраля – день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом празднике заложен огромный смысл – любить, почитать и защищать свою Родину, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
Педагог- организатор:
Мы с вами сегодня узнали историю праздника 23 февраля. А сейчас мы будем разгадывать послания от наших предков, которые сложили свои жизни в войнах, будем помогать красноармейцу искать красную звезду, и сами предложим какой должен быть настоящий защитник. Вы готовы?
Ученики: ДА!
Педагог- организатор:
Вот Вам первое послание от павшего солдата. (видеообращение)
В этом письме солдат Вам отправил послание, но она зашифровано под картой (карта прилагается).
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Как Вы быстро справились с заданием, молодцы! Давайте договоримся, это будет нашим девизом на сегодня. Эта пословица полностью отражает нашу задачу на сегодня – научиться работать в команде. Еще впереди столько заданий, которые нужно выполнять вместе.
Педагог- организатор:
Обратите внимание на второй рисунок. От красноармейца вам также пришло послание. (видеообращение)
Слушай, товарищ!
Знаешь ли ты сказку, как жила была на свете красна - девица ПРАВДА! На лбу у нее горела красная звезда. От сияния той звезды все люди были ДОБРЫЕ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ, ОТВАЖНЫЕ, ХРАБРЫЕ, СМЕЛЫЕ, ДОБЛЕСТНЫЕ. Жила была на свете Кривда. Захотела она отнять счастье. Подкралась к правде и украла звезду и спрятала на дне океана. Помочь Правде смог только БЕСТРАШНЫЙ красноармеец. Где спрятана звезда, скажите пожалуйста?
(предлагается три сосуда в одном спрятана звезда, надо найти)
Отлично ребята. Возьмите звезду. Там для Вас слова-подсказки для следующего конкурса.
Какие Вы молодцы! А теперь Вам самим нужно будет определить кто является защитником. Перед Вами плакат, сделайте мини-проект «Кто такой защитник в наше время, и будущий защитник!»
Защита проекта.
Педагог- организатор:
Ребята, сегодня мы пополнили знания о дне защитника Отечества. Я с уверенностью могу сказать, что Вы являйтесь настоящими защитниками. А Вы знаете, когда начали праздновать день Красной Армии, дарили друг другу красные подарки. Неважно, что это было ручка, открытка, или что-нибудь другое. Придерживаясь такой традиции, я хочу подарить вам маленькие сувениры в память об этом дне. Мне с Вами было уютно и весело. Спасибо Вам!
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
[2]* Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Татарстан активно взаимодействован построением системы духовно-нравственного воспитания Военно – патриотическая игра «Вперед- юнармейцы» команда подготовленная мной заняла I место
создание на базе школ патриотических отрядов, как например «Юнармеец » Юнармейцы МБОУ « Малошильнинской СОШ» акция «1000 добрых дел»
внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся . Зональный этап военно-спортивной игры «Вперед, Юнармейцы!»
Программа предусматривает решение ряда воспитательных и социальных проблем, с которыми сталкивается учитель в настоящее время.
модель выпускника школы: с активной гражданской позицией способного нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины.
Этапы реализации проекта Подготовительный Основной Заключительный
Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания учащихся 2. Прогрессивность творческих способностей 3. Способность к самореализации и саморазвитию. 4. Сформирование активной жизненной позиции. 5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания. 6. Бережное отношение к историческому и культурному наследию нашей страны. Ученик нашей школы Попов Геннадий посетил в качестве будущего командира команды " Юнармейцы«, торжественное мероприятие посвященное принятию учащимися присяги.
Школа – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Школьный музей МБОУ « МАЛОШИЛЬнинской СОШ»
эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей. Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения
Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федер...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...