Я среди других
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)

Борисова Варвара Сергеевна

Внеклассное занятие по привитию навыков культурного поведения у детей сОВЗ старшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sredi_drugih.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Я среди других»

  Цель: учить детей культурным навыкам общения с окружающими людьми.

  Задачи: приобретение навыков общения и понимания других людей, развитие способности к  уважительному отношению, толерантности, формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

- Доброе утро! «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Это не просто слова из известной песни, я действительно рада тому, что мы вместе.

2. Сообщение темы занятия.

- Мы с вами живём среди людей. И сегодня поговорим о том, как правильно построить общение с окружающими нас людьми.

3. Работа по теме.

а) Беседа:

- Что значит общение?

Схема1. «Общение»

Общение

             разговор                    действие                        проявление                  настроения

- С кем и где мы общаемся?

- Что должен уметь человек, чтобы люди его понимали? ( думать, говорить, трудиться, управлять собой – т.е. должен уметь общаться)


Схема 2. «Мир, в котором мы живём»

Я

Семья   Друзья   Одноклассники   Соседи    Жители города

– А где бы вы поместили себя? (Семья).

Посмотрите на схему. Вы согласитесь с тем, что главное место в нашей жизни занимает семья.

-Что такое семья? (это общие дела и заботы, увлечения).

- Хорошо, когда в семье разные поколения, все заботятся друг о друге, помогают, поддерживают друг друга, занимаются совместной деятельностью, имеют общие увлечения…

Стихотворение:

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть семья,

Будем мы всегда неразлучны,

Дружба дарит нам к счастью ключик,

Дружба будет с нами навсегда…

- Мы с вами проживаем жизнь как актёры, играем разные роли. Какие роли вы исполняете в семье?

В семье  - Я – сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), повар, зритель, ученик…

- А в школе?

В школе – Я – ученик, одноклассник, друг (товарищ), дежурный, помощник учителя…

- На улице?

Я вышел на улицу – Я - прохожий, сосед, покупатель, драчун, пассажир, друг, товарищ…

- И каждый человек выполняет свою роль по-разному.

Например, Мама просит сына сходить за хлебом, а он смотрит мультфильм. Но он встаёт и идёт в магазин, хотя хочет досмотреть мультфильм. Про таких говорят: «У него есть характер», т. е проявляются лучшие черты характера – отзывчивость, доброта, отношение к матери…

Другой пример, На улице провести старушку через дорогу, по скользкой улице, пронести сумку…

Обобщение: - Как вы думаете, чем различаются роли друг от друга? Что должно их объединять? - А чем они похожи? (отношение к другим людям)

- Чем каждый человек отличается от других? (все люди внешне разные, у каждого свой внутренний мир)

- А как вы себе представляете внутренний мир человека?

Схема 3. «Внутренний мир человека»

  Характер,    настроение,    интересы,   потребности,  отношение к окружающим

- Что такое характер?

(Свойства личности, которые проявляются в его отношении к людям, вещам, к себе)

- Перечислите, пожалуйста, какие черты характера проявляются у человека, когда он общается с другими людьми? Работа в парах.

Проверка:

 - Прочитайте,  пожалуйста, какие положительные и отрицательные черты характера вы выделили у человека, когда он общается с другими людьми и черты характера

доброта                                                      грубость

 аккуратность                                            злость

скромность                                                жадность

ответственность

терпимость…

любовь

уважение

 забота

отзывчивость

чувство юмора

 щедрость

Лучшие черты характера – это БОГАТСТВО ДУШИ.

- Какие из этих качеств вы бы опередили как главные в общении? Как вы их объясните?

ДОБРОТА – это стремление человека сделать счастливыми других людей

( в толковом словаре Ожегова «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»).

Стихотворение:

Я доброту считаю

Всех благ земных дороже.

Ведь без неё, я знаю,

Никто прожить не может.

-Легко ли быть добрым?

-Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, сестрой? К сожалению, нет. И в классе, бывает, ребята проявляют жестокость, отчуждение…

Чтобы быть постоянно добрым надо помнить правило, и соблюдать его.

Правило 1:

- Не делай другому человеку того, чего сам себе не желаешь.

ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с вами.

ТЕРПИМОСТЬ – качество характера, при котором человек может без вражды относиться к чужому мнению, характеру, внешнему виду.

Какое отношение должно быть у человека к недостаткам других людей? Можно ли смеяться над недостатками других людей? Почему?

Богатство души надо уметь раздавать другим, не скупиться на доброту, ласку, внимание. Чем больше человек отдаёт другим, тем больше он приобретает сам ( он становится лучше – добрее, внимательнее, щедрее…)

Правило 2:

Спешите делать добро.

-Относитесь к другим людям приветливо, ласково, совершите поступок, который принесёт пользу; умейте делать и помнить добро.

- А теперь послушайте весёлые стихи про поступки детей, может кто-то узнает себя:

- Если с другом разделил ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил, каждый скажет это.

- Ты узнал чужой секрет и разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет, это подло даже.

- Если ты подал при всех девочке пальтишко,

Ты культурный человек, мировой мальчишка!

- Если ты, как дикий зверь, сразу лезешь драться,

Не достоин ты поверь, человеком зваться!

- Если ты пригрел кота, кормишь птичек в стужу,

Это просто красота, только так и нужно.

- Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.

Игра « Помогите расколдовать».

  Злой волшебник заколдовал группу детей, их можно освободить от злых чар, если посочувствовать им, пожалеть, проявить искреннее участие.

Главное правило – по- разному выразить свои чувства (успокоить словами, утешить, погладить, подуть, чем-то поделиться) – т.е. проявить сочувствие.

- Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды».

«Как – то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:

- Как вы думаете, что ответил юноша?

( - Толк есть для этой морской звезды».)

Обобщение: - Из любой ситуации всегда можно выйти по-разному. Можно ничего не делать, можно сделать плохой поступок, а можно совершить красивый поступок, достойный восхищения …

Игра в пословицы.

- А сейчас мы вспомним пословицы о добре, но они рассыпались.

Соедините слова из 1 и 2 столбиков, чтобы получились пословицы.

Добро помни, а               пожнёшь

Что посеешь, то и          зло забывай

За добро                          добра не делай никому

Худо тому, кто               добром платит.

Обобщение:

- Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Напишите на его лучиках те качества, которые включают в себя это понятие. Коллективная работа детей – на доске. (Забота, внимание, отзывчивость, стремление делать добро, уважение, расположение к людям, взаимовыручка).

Итог:

- Пока вы только дети, много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми, этому нужно учиться с детства. (Схема 2). И очень хочется, чтобы лучшие качества вы начинали проявлять по отношению к своим родным, чтобы вы с детства любили свою семью, чаще смотрели в мамины и папины глаза, чаще радовали своих родителей, чтобы родители могли гордиться вашими поступками. И чтобы вас любили и понимали в вашей семье, как говорится в русской пословице «Не нужен и клад, коли в семье лад». Желаю, чтобы вы жили в ладу с собой, со своей семьёй, с другими людьми в согласии и взаимопонимании.
                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир среди других

Цель: прививать чувство этики ученикам. Задачи: познакомить с основами правильного поведения среди людей; совершенствовать навыки общения....

Общешкольное мероприятие «Мир среди других»

Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...

Общешкольное мероприятие «Мир среди других»

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская спец...

Тренинг разрешения конфликтов "Я среди других"

Конспекты двух тренинговых занятий по формированию культуры общения студентов путем умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Проводится в форме игры. Состоит из конспектов и  ра...

Программа совершенствования коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности «Я среди других людей»

Программа направлена на совершенствование коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности....

Сценарий классного часа "Мир среди других"

Сценарий классного часа для обучающихся 5-6 классов, направленных на формирование внимательного отношения к окружающим, правил бесконфликтного поведения....

Воспитательное занятие "Мы среди других"

Цель: Прививать чувство этики ученикам, дать основы правильного поведения среди людей.Задачи: - Воспитывать у учащихся нравственные нормы поведения через правила общения.- Продолжать формиро...