Тренинг разрешения конфликтов "Я среди других"
методическая разработка по психологии по теме

Савинская Марина Владимировна

Конспекты двух тренинговых занятий по формированию культуры общения студентов путем умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Проводится в форме игры. Состоит из конспектов и  рабочих материалов для студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty_rab._so_studentami.doc213 КБ
Microsoft Office document icon konflikty_rab._m-ly_dlya_studentov.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я  среди других».

Цель: способствовать формированию культуры общения студентов путем развития умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать.

1 часть.

Задачи: 

  • задуматься над причинами конфликтов, рассмотреть типы взаимодействия в конфликтной ситуации и выявить эффективный; научиться предупреждать конфликт.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть. Приветственное слово. Создание комфортных, безопасных условий для работы. Разминка. Содержание встречи. 

Здравствуйте! Я рада c вами познакомиться. Меня зовут…Здорово, что вы нашли время и пришли пообщаться.

Всем ли удобно, комфортно? Позаботьтесь о себе.

Сегодня на встрече мы начнем обсуждение вопроса о том, как построить хорошие отношения с окружающими.

Упражнение «Знакомство и приветствие». 

Цель: двигательная и эмоциональная разрядка, позитивный настрой; активизация.

Участники сидят в кругу. На счет «3» поднимают глаза. С тем, с кем встречается взгляд и устанавливается контакт,  встают,  представляются и предлагают способ приветствия (каждый), например, как европейцы, как японцы и др.

Рефлексия. Так мы проявили друг к другу уважение. Подобные упражнения активизируют, дают  энергию; усиливают желание общаться.

Упражнение «Птицы».

Цель: двигательная и эмоциональная разрядка; объединение в подгруппы.

Каждый участник  получает листочек с названием птицы (утки и гуси), которое держится в секрете. Подумайте, как разговаривает эта птица. Закройте глаза – вы превратились в эту птицу. Ваша задача найти «соплеменника», издавая соответствующие звуки.

Мостик к теме: сложность заключается в том, чтобы безошибочно определить соплеменника, дать понять, что вы с ним одной крови. В жизни важно дать понять собеседнику, что вы с ним похожи, что вас волнуют одни и те же вопросы. Подстройки по позе, подстройки к речи, по дыханию.

Рефлексия.

  1. Основная часть.  Игра «Однажды в созвездии ЛЕБЕДЯ…»

- Развитие внутригрупповых отношений.

- Оценить возможности индивидуального и группового решения; понимать свое влияние и других участников на ход событий игры и  общий результат.

Начало конфликта. Группа делится на 2 команды, садятся за разные столы.

В созвездии Лебедя имеются 2 развитые цивилизации, соперничающие между собой в поисках новых ресурсов. Это гуситы и уткины. Между ними есть договоренность: в случае открытия  новой планеты все ее богатства достается той, чей звездолет первым достигнет этой планеты. Однажды это произошло: звездолеты и уткинов, и гуситов одновременно приземлились на новой планете. Увидев друг друга, они  укрылись в своих космических кораблях и  приготовили оружие. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать?! Или все же они смогут мирно договориться?! Между кораблями оборвалась связь. Чтобы высказать свои предложения необходимо покинуть корабль, выйдя наружу. Это риск: соперники могут уничтожить, открыв огонь на поражение.

Кто открывает огонь? 

Распределение в команде обязанностей, которые выполняют члены экипажа космического корабля (бумажки с надписями или по договоренности).

Делая  каждый ход, вам придется решать, как поступить: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Как отражается в баллах соотношение сделанных выборов, представлено в карточке (каждому выдается карточка).

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти  баллов, а меткие стрелки приобретают 5 баллов; если же и гуситы, и уткины решат выйти  на переговоры, то обе команды получают по три балла.

На принятие  решения команде отводится 2 минуты. В случае, когда решение не принято, команда штрафуется на - 3 балла. Решение принимается при помощи голосования. Если среди участников есть люди, которые не согласны с решением большинства, то за каждого команда получает по – 1 баллу. Решение команд я буду сообщать вам  после каждого хода.

У кого есть шанс улететь? 

Побеждает тот, кто после 10 ходов наберет максимальное количество баллов. Попадание в «минус» не может означать выигрыш. Только накопленные  положительные баллы ведут к победе. Отрицательные баллы означают потерю личного состава и повреждение самого звездолета. Чем больше минусов, тем меньше шансов улететь с планеты.

В процессе игры на каких-то ходах  (4 и 8) произойдет удвоение баллов. Об этом я сообщу дополнительно. (На 3 и 7 ходу – разведчики на переговоры выходят).

(Капитаны команд получают карточку  для фиксации решений и текущих результатов. Такая же карточка есть у ведущего).

Участники расходятся по разным кабинетам.

Ход игры. Результаты.

№ хода

Решение гуситов.

Решение уткинов.

Баллы гуситов.

Баллы уткинов.

1

2

Р. 3

4Х2

5

6.

Р. 7

8Х2

9

10

Итоговый результат:

 баллов

баллов

РЕФЛЕКСИЯ ИГРЫ. Стратегии команд и результаты выясняются после 10 хода. Мрачный пейзаж неизвестной планеты: кратер, усеянный останками гуситов и уткинов; 2 космических корабля закопченных, разбитых, дымящихся; последние оставшиеся в живых, неспособные даже покинуть планету, мрачно наблюдают друг за другом.

Что выгоднее?  Участники в общем кругу высказывают свое мнение (обвинение в неудаче своих соперников). В чем причина? В ошибочной стратегии. Осознание   невыгодности обмана и недоверия к партнерам. Выигрыш – это объединение усилий обеих команд.

??? Как вы понимаете, что такое конфликт? Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, резкое обострение противоречий, т.е. причин конфликта, вызванных различными противоположными интересами, 2-ух или более сторон в решении вопросов личной значимости.

Чаще всего конфликты возникают с конфликтными людьми, они больше  других создают и вовлекают других в конфликтные ситуации и конфликты.

??? Что чаще всего для вас становится причиной конфликта? Какие чувства вы при этом испытываете, о чем думаете, как себя ведете?

В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия – это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностей;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, способностей, опыта;
  • эмоциональных и психических состояний;
  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности и т. п.

Надо понимать, что противоречия будут существовать всегда и возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Таким образом, важно уметь выстраивать взаимодействие конструктивно, решать конфликт, не ущемляя права и чувство собственного достоинства задействованных в конфликте.

Вы можете выбрать  любые отношения, но важно понимать, к каким последствиям это приведет.

        

Выделяют 5 основных типов поведения в конфликтах:

              соперничество. Это «жесткий тип решения конфликтов». Человек во что бы то ни стало стремится выиграть, отстоять свои интересы за счет другого.

             сотрудничество. Предполагает «демократичный стиль». Человек придерживается мнения, что всегда можно договориться. Во время конфликта старается предложить альтернативу, ищет решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Сотрудничество предполагает уравновешение двух сторон.

              компромисс.  Предполагает «компромиссный стиль». С самого начала человек согласен на урегулирование разногласий путем взаимных уступок (50%\50%).

              приспособление. «Мягкий стиль» предполагает готовность принять точку зрения «противника», отказаться от своей (Мне все равно. Или все, или ничего).

игнорирование. «Уходящий стиль». Человек, используя данный тип поведения, стремится «вовремя уйти» (избежать), не обостряя ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же  и  в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т.к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны  оказываются в выигрыше.

Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Следовательно, его становится  труднее разрешать, поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий и предупреждать конфликт.

 

Существуют  специальные правила предупреждения конфликта:

  • Не говорите сразу с возбужденным («взвинченным») человеком.
  • Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  • Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  • Будьте готовы к общению, освободитесь от неприятных эмоций.

Правила поведения для конфликтных людей:

  • Не стремитесь доминировать (быть главным) во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела, во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь.
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.
  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои возможности и способности, не умаляйте способности и возможности других.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Овладейте умениями саморегуляции (умение управлять своими эмоциями и поведением). Путь к бесконфликтному общению начинается с наведения «порядка в себе».
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Выполнение данных правил поможет Вам не спровоцировать конфликт, способствует развитию навыка конструктивного общения без ущерба себе и другим (в смысле унижения и подавления).

3. Заключительная часть. Подведение итогов. Благодарность.

- Как ваше настроение?

- Что важного, интересного и полезного было сегодня на занятии?

- Что тебе дают хорошие отношения?

 Домашнее задание. Я предлагаю при помощи самотестирования определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации и уровень вашей конфликтности; наблюдать за собственными отношениями со сверстниками и взрослыми и  стремиться к приятному общению, обо всем договариваясь.

Наше занятие завершилось. Спасибо всем за участие.  Очень здорово  провели это  время. Я благодарю каждого за ваш вклад в прекрасное общее настроение.

Замечательно, что вы нашли время для игр среди учебных занятий. Я думаю, что каждый из вас зарядился дополнительной энергией и теперь готов продолжить свой день. Интересных вам отношений.  

Когда новая встреча?...

До встречи!

Утка (кря-кря).

Гусь (га-га).

Гусь (га-га).

Утка (кря-кря).

Гусь (га-га).

Гусь (га-га).

Утка (кря-кря).

Утка (кря-кря).

Гусь (га-га).

Утка (кря-кря).

Утка (кря-кря).

Гусь (га-га).

Ход игры. Результаты.

№ хода

Решение гуситов.

Решение уткинов.

Баллы гуситов.

Баллы уткинов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый результат:

 баллов

 баллов

Ход игры. Результаты.

№ хода

Решение гуситов.

Решение уткинов.

Баллы гуситов.

Баллы уткинов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый результат:

 баллов

 баллов

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Гуситы.

Уткины.

Гуситы.

Уткины.

Открыть огонь.

Открыть огонь.

- 3

- 3

Открыть огонь.

Выйти наружу.

+5

- 5

Выйти наружу.

Открыть огонь.

- 5

+5

Выйти наружу.

Выйти наружу.

+ 3

+ 3

Пилот.

Пилот.

Бортинженер.

Бортинженер.

Разведчик.

Разведчик.

Командующий.

Командующий.

Повар.

Повар.

        

Для бейджа.

Тема: «Я  среди других».

Цель: способствовать формированию культуры общения студентов путем развития умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать.

2 часть.

Задачи: 

  • управление собственными эмоциями в конфликте через освоение способов  безопасного выражения раздражения, злости и гнева;  тренировка умения чувствовать другого, понимать его состояние и мысли, подтверждать их в словах поддержки и телесном контакте; тренировка навыка поиска альтернативы при решении конфликтных ситуаций.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть. Приветственное слово. Создание комфортных, безопасных условий для работы. Разминка. Содержание встречи. Обсуждение домашнего задания.

Здравствуйте! Я рада видеть вас вновь. Здорово, что вы нашли время и пришли пообщаться.

Как ваше настроение?

Всем ли удобно, комфортно? Позаботьтесь о себе.

Сегодня на встрече мы продолжим обсуждение вопроса о том, как построить хорошие отношения с окружающими. Предлагаю рассмотреть вопросы управления своими эмоциями, понимание чувств других людей, задействованных в конфликте; и потренировать навык поиска альтернативного решения при конфликтных ситуациях.

Игра “Свободный стул”.

Задачи: создание позитивного настроя, атмосферы доверия; эмоциональная и  двигательная разрядка; ощущение чувства группы, своей индивидуальности; развитие дружеских отношений между участниками.

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет имя любого участника. Тот, услышав свое имя, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое имя. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

 Обсуждение домашнего задания. Дома при помощи самотестирования вы определили собственный стиль поведения в конфликтной ситуации и уровень конфликтности, поделитесь результатами. На какие размышления они вас натолкнули?

  1. Основная часть.  

Конфликтные ситуации часто  возникают из-за  непризнания права человека иметь собственный взгляд, чувства, мысли, деятельность… Это говорит о том, что  человек не стремится к принятию другого и настроен, скорее всего, не на сотрудничество. Поэтому часть времени нашей встречи потратим на работу с чувствами и тренировку понимать другого.

Между чувствами и поведением существует прямая связь. Когда люди испытывают правильные чувства, то они правильно ведут себя. Как этого добиться? Важно понять и принять то, что они чувствуют.

Ситуация. Меня так взбесило! Только из-за того, что я опоздала на 2 минуты, преподаватель  меня не пустил на урок.

Ситуация. Преподаватель при всех  требует у Вас контрольную работу, которую Вы не выполнили. Вы начинаете, что-то объяснять…, но слышите  в ответ  злобным громким голосом следующую фразу: «Меня не интересуют Ваши оправдания!  Пришли учиться, а не задницы просиживать!»

Чтобы помочь разобраться  человеку своих чувствах, необходимо настроиться на его волну:

  1. выслушайте внимательно;
  2. вместо советов и вопросов, объяснений и логических выводов разделите его чувства (в т.ч. и с помощью слов «да», «хм», «понятно» и т.п.);
  3. назовите его чувства;
  4. покажите, что Вам понятны его потребности (что он хочет).

Правильная реакция:

- Ты была в ярости, что из-за 2-ух минут тебе пришлось уйти с урока.

ИЛИ

- Да уж! Это  довольно неприятное  переживание. Подвергнуться подобной резкой критике перед другими людьми, особенно после такой учебной нагрузки, - это нелегко пережить!

Мы можем отреагировать на слова собеседника по-разному. Но чтобы возникло взаимопонимание, важно услышать и отразить (подтвердить) в своих словах ощущаемые собеседником чувства.

У каждого человека есть свое мнение и право высказываться, но на деле нередко получается наоборот. Как только человек начинает выражать собственные чувства, другой старается их подавить, спорить, что твои чувства неправильны; начинает учить, что он должен чувствовать, о чем должен думать и что сделать. Признавать право на чувства так трудно!!!  Поэтому возникает  конфликт и человек не готов исправлять ситуацию к лучшему.

Поэтому сейчас  предлагаю потренировать реакцию на чувства. Попробуйте ощутить эмоции и отразить их в словах поддержки.

Работа с сообщениями в мини-группах (по 2 человека).

Задача: обратить внимание на связь чувств, мыслей и поведения; развитие умения позитивно общаться (принятие чувств, выражение мыслей).

Задание:   ощутите передаваемые в сообщении эмоции и отразите их в словах поддержки.

Сообщение человека.

Слово(а), которое(ые) описывает (ют), что он может чувствовать.

Используйте это слово (слова) во фразе, которая показывает, что Вы понимаете чувство.

Я хотел(а) провести этот вечер с подругой, а придется ехать на дачу.

Непонимание. Нет желания ехать на дачу.

У тебя были другие планы на вечер. Желания ехать на дачу у тебя нет.

Водитель автобуса накричал на меня, а все вокруг смеялись.

Смущение.

Это, наверное, смутило тебя.

Это звучит так, как будто ты очень смущен!

сообщение

непонимание чувств

подтверждение  чувств

Я не хочу вытирать пыль с подоконника.

Зато сидеть на чистом подоконнике и глядеть в окно тебе очень нравится…

Я ненавижу ездить к тете Шуре.

Это папина сестра. Нельзя так говорить.

Рефлексия. Что удалось? Что было трудного?

Давайте подумаем, какие качества важны для позитивного общения? Посмотрите, пожалуйста, на те, качества, которые вам предложены. Прочитайте их, отметьте   те, которые, как вам кажется, необходимы для позитивного общения (внесите качества, которые здесь не указаны). Объясните свой выбор.  Задумайтесь, обладаете ли вы такими качествами?

Позитивные качества:

приветливость

тактичность

умение понимать

доверие

дружелюбие

умение слушать

отзывчивость

заинтересованность

терпимость

сопереживание

Необходимо обладать и стремиться развивать в себе качества, способствующие бесконфликтному общению.

Для приятных отношений не менее важно наше собственное состояние, при котором мы можем выбирать конструктивный способ поведения. Т.е. нужно быть готовым принимать другого человека,  «разряженным» или свободным  от  негативных чувств самому, когда начнется общение.

Упражнение « Рассерженные шарики».

Задача: помочь понять, как в человеке накапливаются негативные чувства (на примере гнева, злости, раздражения) и как они затем, вырываясь наружу, могут травмировать окружающих; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы можно было увидеть, почувствовать и «услышать» раздражение, злость и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл; показать и научить безопасным способам выражения агрессии; закреплять полученные знания и навыки  повседневной жизни.

Надуйте, пожалуйста, воздушные шарики и завяжите их веревочкой. Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся воздух в нем – чувства раздражения, злости и гнева.

- Скажите, может ли сейчас воздух выходить  из него и входить?

- А что случится, когда чувство раздражения, злости и  гнева  переполнят человека?

- А может ли человек, который переживает раздражение, злость и гнев, оставаться спокойным?

- Прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с ним?

- Может ли такой способ выражения раздражения, злости и гнева быть безопасным? Почему?

- Что вы чувствовали, когда взорвался шарик? (если кто-то испугался, то следует обсудить что может означать этот страх).

- Если шарик – это человек, то взрыв его  - это какой-нибудь агрессивный поступок, например, нападение на другого человека.  Можно ли считать такой способ выражения раздражение, злости и  гнева безопасным?

- Давайте надуем еще один шарик, но завязывать его не будем. Держите шар крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения, злости и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик произошло (уменьшился)? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли  такой способ выражения гнева считать безопасным? Остался ли шарик целым, напугал ли кого?

Т. о., когда мы выражаем раздражение, злость или гнев, контролируя, то это никому не причинит вреда.

??? Что можно сделать, чтобы чувство раздражения, злобы или гнева стало меньше?

  

- Полезно проговаривать свои чувства;  представлять, как могут другие люди справляться с подобными ситуациями; проговаривать, как бы ты хотел(а), чтобы было; делать все необходимое, чтобы получить поддержку (удовлетворить свои потребности); очень полезно вспоминать, примерно, такие ситуации, в которых ты был(а) успешен(а), что вызывает радость и приятные чувства; упражнения на расслабление тела и дыхательная гимнастика.

- Можно покричать громко, исполнить «танец дикарей», заняться трудом, требующим большой физической нагрузки,  искупаться, поколотить что-то мягкое, корчить рожи перед зеркалом, порвать  бумагу на мелкие кусочки и т. д.

Упр. (в парах): «Разрядка».

Задача: освоение способов разрядки раздражения, злости, гнева, т.о, управление своими чувствами.

Когда ты испытываешь раздражение, злость или гнев, подойди к тому человеку, которому доверяешь и спроси его: «Ты поможешь мне избавиться от неприятных чувств?». В случае согласия найдите «безопасное» место для разрядки (где   вам   никто   не помешает, где  вы  никого   не потревожите и не напугаете). Возьми этого человека за руки и расскажи о том, что  тебя так раздражает, злит или гневит, а потом поменяйтесь ролями и сделайте все противоположно той ситуации, доведя ее до абсурда, от души  посмейтесь.

Можно выполнить следующие упражнения (важно прислушиваться к своему организму и  дать то, что он требует + понимать, где находитесь):                            

- Сильный крик + топанье ног + руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, хаотичные движения.

- Зубы сильно сомкнуты + руки сжаты в кулаки + трястись.

- Глубокое дыхание (дышать важно правильно!!!).

- Толкания (боком, спиной, на руках).

- Корчить рожи + движения языком (показывать язык) + злые голосовые звуки.

- Сминать со злостью  лист бумаги + кидать его в стену.

- Колотить подушку  об пол + обзывание фруктами со злостью.

         

И т. д.

Поблагодари того, кто помог  тебе освободиться от негативных эмоций (ПОС), например: «Мне стало легче или Теперь я в порядке. Спасибо тебе за поддержку». Можно сообщить, что больше всего понравилось в разрядке с партнером.

Гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из вашего шарика.

Преодоление конфликтов при помощи поиска альтернативы.

Когда мы освободились от сильных чувств, можем думать над решением конфликтных ситуаций. 

Здесь поможет поиск альтернатив.

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире, где требуется договариваться. Нахождение альтернативы ведет к выбору наилучшего способа действия и принятия ответственности за выполнение решения.

Необходимо помнить, что каждый участник конфликта – человек, следовательно, к каждому участнику нужно относиться достойно и с уважением. Найдите «лучшее время» и объясните своему собеседнику процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении противоречий.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы (информирование\выяснение трудности, вопрос о сотрудничестве).

Важно быть уверенным, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен. Инициатор не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы мы вместе подумали, как ее решить. Без твоего участия здесь не обойтись. Как ты к этому относишься?»

Нужно придерживаться следующих целей и правил:

а) скажите все, как есть; если Вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились с вопросом;

б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

в) используя совместные действия, инициатору следует дать понять, что они должны объединится в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует «встречи» обоих. Важно искреннее желание его помощи и уважительное отношение к его идеям.

  1. Поиск и выработка альтернативных решений. (Как ты думаешь, это можно решить? Тебе нужно время для обдумывания? Сколько?  Какие у тебя есть предложения? Что ты хочешь? Для меня важно… Я могу …)

Для того чтобы помочь найти решение проблемы, необходимо держать в уме следующие ключевые моменты:

- позвольте собеседнику первому предложить свои решения; Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

- дайте собеседнику достаточно времени для обдумывания его предложений;

- будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принуждения предлагаемых собеседником решений;

- избегайте высказываний, создающих у собеседника убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.

  1. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений (Давай поразмышляем, к каким последствиям может привести каждое из записанных решений? …)

Важно на этом этапе включить собеседника в обдумывание и оценивание различных решений. Остаются только те решения, которые приемлемы  для каждого. При этом необходимо честно выразить свое мнение. Если это несогласие, то реплика может быть следующая: «Меня не очень осчастливит этот вариант», или « Я считаю, что это не отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».

4. Выбор альтернатив и реализации решения.

Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, необходимо помнить следующее:

1.     Задайте вопрос типа: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

2.     Решение не конкретизируется. Ни одного из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

3.         Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.

        

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс (например: «Через неделю в 5 вечера в субботу на кухне обсудим, что уже удалось и на что следует еще обратить внимание»).

 Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда начнем и когда закончим? Где все это будет происходить?».

В отношениях  не всегда все идет гладко. Могут возникать проблемы и противоречия. Но нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит, и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым человек умеет конструктивно работать.

??? Что дает конструктивное разрешение конфликта?

   Конструктивное  разрешение конфликта является источником развития личности; оно способствует обогащению социального опыта и внутреннего мира каждого участника. Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами другого, понять то, что происходит с ним, самодовольная уверенность в уникальности своего жизненного опыта – вот что, в первую очередь, создает психологический барьер между людьми. Ваша задача – постараться  понять другого и оказать ему поддержку. Только тесное сотрудничество поможет решить многие трудности и  предупредить  многие проблемы.

Игра «Семья». Форма работы: аквариум.

Отработка навыка поиска альтернативы при решении конфликта. (Примеры конфликтных ситуаций из жизни студентов). Давайте практически проработаем и проиграем ситуации, используя поиск альтернативы.

Рефлексия. Что важного, полезного было при решении конфликтной ситуации для каждого участника?

3. Заключительная часть. Общий круг. Обратная связь.

 Наше занятие подходит к своему логическому завершению. В ходе всей встречи каждый из вас  тренировал собственное умение достигать взаимопонимания, что ведет, как выяснили сообща,  к приятному, интересному и полезному общению.

Мне бы хотелось рассказать вам индейскую притчу о 2-х волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу 2-х волков. Один волк – представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Выбор за вами. Но все же хотелось, чтобы  общение было направлено на позитив.

Хотелось бы обратной связи от участников. Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами, мыслями, открытиями в ходе всей нашей встречи; сообщите, что для вас  было важного и полезного?

Замечательно, когда люди ценят приятное общение и стремятся к еще более эффективным, более открытым и доверительным отношениям, заботятся о своем эмоциональном здоровье.

 Домашнее задание. Наблюдайте за собственными отношениями со сверстниками и взрослыми и  стремитесь к приятному общению, обо всем договариваясь.

Наша встреча завершилась. Очень здорово  провели это  время. Благодаря усилиям каждого участника занятие  стало интересным и полезным. Спасибо за ваш вклад!

Успехов вам, терпения, сил и удовольствия от жизни!



Предварительный просмотр:

Тренинг  «Я  среди других».

Цель: воспитание культуры общения путем развития умения понимать себя и другого и эффективно взаимодействовать.

Задачи: 

  • определить уровень конфликтности, тип поведения в конфликтных ситуациях;
  • задуматься над причинами конфликтов, рассмотреть типы взаимодействия в конфликтной ситуации и выявить эффективный; научиться предупреждать конфликт;
  • научиться управлению собственными эмоциями в конфликте через освоение способов  безопасного выражения раздражения, злости и гнева;  тренировка умения чувствовать другого, понимать его состояние и мысли, подтверждать их в словах поддержки и телесном контакте; тренировка навыка поиска альтернативы при решении конфликтных ситуаций.

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, рассогласование,  резкое обострение противоречий 2-ух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Чаще всего конфликты возникают  с конфликтными людьми, они больше других создают и вовлекают других в конфликтные ситуации и конфликты.

В жизни противоречий (причин для конфликта) между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия – это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностей;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, способностей, опыта;
  • эмоциональных и психических состояний;
  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности и т. п.

Надо понимать, что противоречия будут существовать всегда и возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Таким образом, важно уметь выстраивать взаимодействие конструктивно, решать конфликт, не ущемляя права и чувство собственного достоинства задействованных в конфликте.

Вы можете выбрать  любые отношения, но важно понимать, к каким последствиям это приведет.

        

Выделяют 5 основных типов поведения в конфликтах:

              соперничество. Это «жесткий тип решения конфликтов». Человек во что бы то ни стало стремится выиграть, отстоять свои интересы за счет другого.

             сотрудничество. Предполагает «демократичный стиль». Человек придерживается мнения, что всегда можно договориться. Во время конфликта старается предложить альтернативу, ищет решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Сотрудничество предполагает уравновешение двух сторон.

              компромисс.  Предполагает «компромиссный стиль». С самого начала человек согласен на урегулирование разногласий путем взаимных уступок (50%\50%).

              приспособление. «Мягкий стиль» предполагает готовность принять точку зрения «противника», отказаться от своей (Мне все равно. Или все, или ничего).

игнорирование. «Уходящий стиль». Человек, используя данный тип поведения, стремится «вовремя уйти» (избежать), не обостряя ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же  и  в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т.к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны  оказываются в выигрыше.

В нашей жизни много  так называемых «пустых конфликтов». И очень часто бывает, что они перерастают в настоящий конфликт. Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Следовательно, его становится  труднее разрешать, поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий и предупреждать конфликт.

Существуют  специальные правила предупреждения конфликта:

  • Не говорите сразу с возбужденным («взвинченным») человеком.
  • Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  • Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу, замечайте все хорошее.
  • Будьте готовы к общению, освободитесь от неприятных эмоций.

Правила поведения для конфликтных людей:

  • Не стремитесь доминировать (быть главным) во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела, во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь.
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.
  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои возможности и способности, не умаляйте способности и возможности других.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Овладейте умениями саморегуляции (умение управлять своими эмоциями и поведением). Путь к бесконфликтному общению начинается с наведения «порядка в себе».
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Выполнение данных правил поможет Вам не спровоцировать конфликт, способствует развитию навыка конструктивного общения без ущерба себе и другим (в смысле унижения и подавления).

        

Домашнее задание.  1. Определите с помощью предложенных тестов уровень конфликтности и тип поведения в конфликтной ситуации. Результаты тестирования  проанализируйте самостоятельно, соотнесите их с самооценкой своего поведения.

2. Наблюдайте за собственными отношениями со сверстниками и взрослыми и  стремитесь к приятному общению, обо всем договариваясь.

Самотестирование. 

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

 Постарайтесь, пожалуйста, искренне ответить на вопрос: «Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?» Если Вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество  баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

 Если подобным образом Вы ведете себя:

  • ЧАСТО – поставьте 3 балла;
  • ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
  • РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Ответы:

Количество баллов

1. Угрожаю или дерусь (применяю физическую силу).

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы (в чем можно уступить друг другу).

4. Допускаю, что не прав(а), даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен(а), а с чем – категорически нет.

8. Иду на компромисс  (сам(а) уступаю другому и принимаю его(ее)  уступку).

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего началось, договориться.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир («Пусть будет, как хочешь ты!»).

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами: 1, 6, 11 – это тип поведения «А» и т. д.

Тип поведения.

Сумма баллов.

  Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11 - СОПЕРНИЧЕСТВО.

  Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12 – СОТРУДНИЧЕСТВО.

  Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13 – КОМПРОМИСС.

  Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14 – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

  Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15 - ИГНОРИРОВАНИЕ.

Наибольшее количество баллов – показатель чаще всего используемого типа поведения в конфликтной ситуации.

Результаты тестирования  проанализируйте самостоятельно, соотнесите их с самооценкой своего поведения.

Тест «Уровень конфликтности».

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой. Выбранный вариант обозначь «+» или обведите в кружок.

Формулировка вопроса

Вариант (А)

Вариант (Б)

Вариант (В)

Оценка в баллах

  1. 1.Характерно ли для тебя стремление к главенствованию?

Нет

Когда как

Да

1

2

3

2.Есть ли в твоем коллективе люди, которые тебя побаиваются, а, возможно, ненавидят?

Да

Ответить затрудняюсь

Нет

3

2

1

3.Кто ты  в большей степени?

Пацифист

(человек, который любые важные действия отрицает, считает их аморальными)

Принципиальный

Предприимчивый

1

3

2

4.Как часто тебе приходится выступать с критическими суждениями?

Часто

Периодически

Редко

3

2

1

5.Что для тебя было бы более характерно, если  ты возглавил новый коллектив?

Разработка программы развития коллектива на год, убеждение коллектива в ее перспективности

Изучение  коллектива, установление контакта с лидерами.

Чаще брал советы у людей.

3

2

1

  1. 6.В случае неудач, какое состояние для тебя более характерно?

Пессимизм

Плохое настроение

Обида на самого себя.

2

3

1

  1. 7.Характерно ли для тебя стремление отстаивать и соблюдать традиции твоего  коллектива?

Да

Скорее всего,  да

Нет

3

2

1

  1. 8.Относишь ли ты себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

Да

Скорее всего, да

Нет

3

2

1

  1. 9.Из 3-х личностных качеств, с которыми ты борешься, чаще всего стараешься изжить в себе:

Раздражительность

Обидчивость

Нетерпимость критики других

2

1

3

  1. 10. Кто ты в большей степени?

Независимый

Лидер

Генератор идей

3

1

2

  1. 11.Каким человеком считают тебя твои друзья?

Экстравагантным

(необычный, расходящийся с общепринятыми нормами, обычаями, слишком своеобразный)

Оптимистом

Настойчивым

2

1

3

  1. 12.С чем тебе чаще всего приходится бороться?

С несправедливостью

С формализмом

С эгоизмом

3

2

1

  1. 13.Что для тебя наиболее характерно?

Недооценка собственных способностей.

Объективная оценка своих способностей.

Переоценка своих способностей.

2

1

3

  1. 14.Что чаще всего приводит тебя к столкновению и конфликту с людьми?

Излишняя инициатива

Излишняя критичность

Излишняя прямолинейность

1

2

3

Итого:

баллов

Обработка результатов:  все ответы  к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные Вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных баллов. Соотнесите результаты тестирования с  самооценкой своего уровня конфликтности, подумайте, какие причины чаще всего порождают конфликты.

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности:

14-17 баллов

Очень низкий

18-20 баллов

Низкий

21-23 балла

Ниже среднего

24-26 баллов

Ближе к среднему

27-29 баллов

Средний

30-32 балла

Ближе к среднему

33-35 баллов

Выше среднего

36-38 баллов

Высокий

39-42 балла

Очень высокий

Интересного и полезного Вам общения!

Тренинг  «Я  среди других».

Конфликтные ситуации часто  возникают из-за  непризнания права человека иметь собственный взгляд, чувства, мысли, деятельность… Это говорит о том, что  человек не стремится к принятию другого и настроен, скорее всего, не на сотрудничество.

Между чувствами и поведением существует прямая связь. Когда люди испытывают правильные чувства, то они правильно ведут себя. Как этого добиться? Важно понять и принять то, что они чувствуют.

Ситуация. Меня так взбесило! Только из-за того, что я опоздала на 2 минуты, преподаватель  меня не пустил на урок.

Ситуация. Преподаватель при всех  требует у Вас контрольную работу, которую Вы не выполнили. Вы начинаете, что-то объяснять…, но слышите  в ответ  злобным громким голосом следующую фразу: «Меня не интересуют Ваши оправдания!  Пришли учиться, а не задницы просиживать!»

Чтобы помочь разобраться  человеку своих чувствах, необходимо настроиться на его волну:

  1. выслушайте внимательно;
  2. вместо советов и вопросов, объяснений и логических выводов разделите его чувства    (в т.ч. и с помощью слов «да», «хм», «понятно» и т.п.);
  3. назовите его чувства;
  4. покажите, что Вам понятны его потребности (что он хочет).

Правильная реакция:

- Ты была в ярости, что из-за 2-ух минут тебе пришлось уйти с урока.

ИЛИ

- Да уж! Это  довольно неприятное  переживание. Подвергнуться подобной резкой критике перед другими людьми, особенно после такой учебной нагрузки, - это нелегко пережить!

Мы можем отреагировать на слова собеседника по-разному. Но чтобы возникло взаимопонимание, важно услышать и отразить (подтвердить) в своих словах ощущаемые собеседником чувства.

У каждого человека есть свое мнение и право высказываться, но на деле нередко получается наоборот. Как только человек начинает выражать собственные чувства, другой старается их подавить, спорить, что его чувства неправильны; начинает учить, что он должен чувствовать, о чем должен думать и что сделать. Признавать право на чувства так трудно!!!  Поэтому возникает  конфликт, и человек не готов исправлять ситуацию к лучшему.

Самостоятельная работа.

Задача: обратить внимание на связь чувств, мыслей и поведения; развитие умения позитивно общаться (принятие чувств, выражение мыслей).

Задание:   ощутите передаваемые в сообщении эмоции и отразите их в словах поддержки.

Сообщение человека.

Слово(а), которое(ые) описывает (ют), что он может чувствовать.

Используйте это слово (слова) во фразе, которая показывает, что Вы понимаете чувство.

Я хотел(а) провести этот вечер с подругой, а придется ехать на дачу.

Непонимание. Нет желания ехать на дачу.

У тебя были другие планы на вечер. Желания ехать на дачу у тебя нет.

Водитель автобуса накричал на меня, а все вокруг смеялись.

Смущение.

Это, наверное, смутило тебя.

Это звучит так, как будто ты очень смущен!

сообщение

непонимание чувств

подтверждение  чувств

Я не хочу вытирать пыль с подоконника.

Зато сидеть на чистом подоконнике и глядеть в окно тебе очень нравится…

Я ненавижу ездить к тете Шуре.

Это папина сестра. Нельзя так говорить.

Рефлексия. Что удалось? Что было трудного?

Посмотрите, пожалуйста, на те, качества, которые Вам предложены. Прочитайте их, отметьте   те, которые, как Вам кажется, необходимы для позитивного общения (внесите качества, которые здесь не указаны). Объясните свой выбор.  Задумайтесь, обладаете ли Вы такими качествами?

Позитивные качества:

приветливость

тактичность

умение понимать

доверие

дружелюбие

умение слушать

отзывчивость

заинтересованность

терпимость

сопереживание

Необходимо обладать и стремиться развивать в себе качества, способствующие бесконфликтному общению.

Для приятных отношений не менее важно наше собственное состояние, при котором мы можем выбирать конструктивный способ поведения. Т.е. нужно быть готовым принимать другого человека,  «разряженным» или свободным  от  негативных чувств самому, когда начнется общение.

        

Преодоление конфликтов при помощи поиска альтернативы.

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире, где требуется договариваться. Нахождение альтернативы ведет к выбору наилучшего способа действия и принятия ответственности за выполнение решения.

Необходимо помнить, что каждый участник конфликта – человек, следовательно, к каждому участнику нужно относиться достойно и с уважением. Найдите «лучшее время» и объясните своему собеседнику процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении противоречий.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы (информирование\выяснение трудности, вопрос о сотрудничестве).

Важно быть уверенным, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен. Инициатор не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы мы вместе подумали, как ее решить. Без твоего участия здесь не обойтись. Как ты к этому относишься?»

Нужно придерживаться следующих целей и правил:

а) скажите все, как есть; если Вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились с вопросом;

б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

в) используя совместные действия, инициатору следует дать понять, что они должны объединится в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует «встречи» обоих. Важно искреннее желание его помощи и уважительное отношение к его идеям.

  1. Поиск и выработка альтернативных решений. (Как ты думаешь, это можно решить? Тебе нужно время для обдумывания? Сколько?  Какие у тебя есть предложения? Что ты хочешь? Для меня важно… Я могу …)

Для того чтобы помочь найти решение проблемы, необходимо держать в уме следующие ключевые моменты:

- позвольте собеседнику первому предложить свои решения; Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

- дайте собеседнику достаточно времени для обдумывания его предложений;

- будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принуждения предлагаемых собеседником решений;

- избегайте высказываний, создающих у собеседника убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.

  1. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений (Давай поразмышляем, к каким последствиям может привести каждое из записанных решений? …)

Важно на этом этапе включить собеседника в обдумывание и оценивание различных решений. Остаются только те решения, которые приемлемы  для каждого. При этом необходимо честно выразить свое мнение. Если это несогласие, то реплика может быть следующая: «Меня не очень осчастливит этот вариант», или « Я считаю, что это не отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».

4. Выбор альтернатив и реализации решения.

Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, необходимо помнить следующее:

1.     Задайте вопрос типа: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

2.     Решение не конкретизируется. Ни одного из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

3.         Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.

        

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс (например: «Через неделю в 5 вечера в субботу на кухне обсудим, что уже удалось и на что следует еще обратить внимание»).

 Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда начнем и когда закончим? Где все это будет происходить?».

В отношениях  не всегда все идет гладко. Могут возникать проблемы и противоречия. Но нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит, и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым человек умеет конструктивно работать.

Что дает конструктивное разрешение конфликта? Конструктивное  разрешение конфликта является источником развития личности; оно способствует обогащению социального опыта и внутреннего мира каждого участника. Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами другого, понять то, что происходит с ним, самодовольная уверенность в уникальности своего жизненного опыта – вот что, в первую очередь, создает психологический барьер между людьми. Ваша задача – постараться  понять другого и оказать ему поддержку. Только тесное сотрудничество поможет решить многие трудности и  предупредить  многие проблемы.

Решение ситуации  с  использованием  поиска альтернативы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что важного, полезного было при решении конфликтной ситуации для обеих сторон?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание. Наблюдайте за собственными отношениями со сверстниками и взрослыми и  стремитесь к приятному общению, обо всем договариваясь.

Интересного и полезного Вам общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир среди других

Цель: прививать чувство этики ученикам. Задачи: познакомить с основами правильного поведения среди людей; совершенствовать навыки общения....

Общешкольное мероприятие «Мир среди других»

Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...

Общешкольное мероприятие «Мир среди других»

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская спец...

тренинг "Разрешение конфликтов"

В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...

Тренинг для педагогов "Светя другим, сгораю сам..."

Разработка тренинга для педагогов кожууна по профилактике эмоционального выгорания. МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын Эрзинского кожуунаКожуунный День Открытых Дверей – 2019Разработка тренинг...

ТЕМА ТРЕНИНГА: «КАК СТАТЬ ДОБРЫМ ДРУГОМ»

Понятие «дружба» многими подростками понимается неверно, ребята считают, что друг – это собственность, что по первому зову, друг обязан прийти, выслушать, принять тебя и быть только ...

Тренинг "Ценить себя, ценить других"

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...