Тренинг "Ценить себя, ценить других"
план-конспект по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tsenit_drugih.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Ценить других…»

для обучающихся 5-9 классов

Цель: профилактика буллинга в образовательной среде.

Задачи:

1. Формирование знаний по теме «буллинг».

2. Развитие уважения к различиям других людей.

3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.

4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Ход занятия:

1.Эмоциональный настрой «Сильные стороны»

 Поговорим о классе, о взаимоотношениях друг с другом. Для начала давайте зарядимся позитивом и узнаем какие у вас сильные стороны.

 Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д.

2. Основная часть.

Правила группы:

- Мы всегда помогаем друг другу

- На занятии все относятся друг к другу с уважением;

- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга

- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

3. Просмотр мультфильма («Helium», режиссер TomKyzivat, 2005).

Вопросы для обсуждения:

 Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме?

 Как часто такое случается?

 Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?

Если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. 

Обратите внимание на следующее:

1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим.

         Вывод: чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга.

 Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой?

 Какие особенности для них характерны?

Вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток.

 Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками.

Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.

4. Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».

Обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Лизы волосы разного цвета, Света и Саша – разного пола, а Коля и Юля - сегодня одеты в толстовки разного цвета. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.

Вопросы для обсуждения:

Насколько важно искать различия между людьми?

Часто ли вы делаете это в жизни?

Приносит ли вам это пользу?

Вывод: лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества.

Например, у нас с Надей одинаковые имена. Кто из вас слушает одинаковую музыку? Кто ходит в одну секцию, посещает один кружок?

5. Упражнение «Этюды». Работа в парах, не договариваясь, показать:

игра в шахматы,

пилка дров,

перетягивание каната,

игра в теннис,

гребля в лодке,

игра в волейбол,

армрестлинг,

зеркало и его отражение,

игра в ладушки,

рукопожатие при встрече,

игра «Камень, ножницы, бумага»,

передача горячей картошки другому,

игра в карты.

Вывод: Вы не разговаривая, смогли договориться, и другие вас понимали без слов. Значит это возможно и в реальной жизни: найти компромисс, договориться.

6. Упражнение-«характеристики человека, в поведении которого присутствуют:

 оскорбления, насмешки;

игнорирование (отказ в беседе, в признании);

негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

преследования, запугивания, угрозы.

Вопросы для обсуждения:

Кто хочет иметь такого друга, товарища, одноклассника? Почему?

7. Упражнение «Ярлыки».

Распечатки:

«ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.

Вопросы для обсуждения:

Нравится ли вам такая наклейка?

 Почему?

 Вы хотите от неё избавиться? Почему?

Разорвать этот ярлык на мелкие кусочки, выбросить.

 Раздать другие наклейки:

 «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит».

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете?

Существуют ли "наклейки" в реальной жизни?

Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

Упражнение: Здесь представлены качества и характеристики другого человека:

1. Готовность принимать мнение другого человека.

2. Уважение чувства человеческого достоинства.

3. Уважение прав других.

4. Принятие другого таким, какой он есть.

5. Способность поставить себя на место другого.

6. Уважение права быть другим.

7. Признание многообразия людей.

8. Признание равенства других.

9. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Вопросы для обсуждения:

Вам понятны все положения?

Кто бы хотел иметь друга, у которого есть данные качества?

 Хотите учиться вместе с такими одноклассниками? Почему?

Оценить себя по 5-ти балльной шкале – насколько у вас развиты представленные на бланке качества. Читать каждое утверждение, ставить 1 балл – у вас неразвита эта черта, 5 – развита по максимуму.

Оценивать себя честно. Посмотрите – какую черту (черты) в себе вам нужно развивать!

Заключительная часть

Упражнение игра «Камень, ножницы, бумага»: насколько хорошо вы понимаете друг друга без слов.?

«На счет 1, 2, 3, вы выкидываете одну из трех позиций. Закончим игру, когда у всех будет одинаковая позиция. При этом вы молчите и не договариваетесь»

Рефлексия. Смайлики.

 Если вам понравилось занятие, то дорисуйте рот таким образом, чтобы получился улыбающийся смайл,

- если не очень понравилось, то начертите вместо рта горизонтальную черту,

 если совсем не понравилось – сделайте смайл грустным.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Познаю себя и других".

Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....

Урок английского языка в 5 классе на тему " " О себе, семье, друге. Профессии"

Урок английского языка в 5 классе на тему " О себе, семье, друге. Профессии" по учебнику М.З. Биболетовой "  Enjoy English" для 5-6 класса...

"Моя дорога к себе и другим"

Нравственно - психологический практикум дя старшеклассников. Можно пригласить родителей....

Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей.

Занятие расширяет знания воспитанников об эмоциях, способствует развитию умения понимать и управлять выражением эмоциональных реакций, умения приходить к компромиссному решению и пониманию других люде...

Презентация к занятию "Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей"

Определение понятия "эмоции", высказывания известных людей, рисунки и фото с изображением различных эмоций, проблемная ситуация, план синквейна....

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»...

"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."

Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...