Чегодайкина Ирина Владимировна

Чегодайкина Ирина Владимировна

сайт учителя технологии

Мы учим до тех пор, пока учимся сами

Профессия: Учитель технологии

Профессиональные интересы: технология

Увлечения: Рукоделие

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г.Саранск

Место работы: МОУ СОШ № 8

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество.
Д. Голсуорси


О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Мой взгляд на мир

 

Призванье учителя - открывать мир детям. И я счастливый человек, потому что такая возможность у меня есть, потому что отдаю тепло своей души детям, вижу результат своего труда.

Они романтики, они искатели,

Они поэты, они друзья,

Они философы, они мечтатели,

Они - мои учителя!

Мои достижения


Моё портфолио

 

Публичное представление собственного

инновационного педагогического  опыта

 Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние годы своего развития школа стала совсем другой:
• если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно – ориентированная  педагогика сотрудничества;

• если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентноспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений;

• если это всеобщая информатизация, то перестройка современного программного и аппаратного обеспечения;

• если это современно мыслящий учитель, то он гарант создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

 Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. 

  Основные направления темы: «Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся»

 

Актуальность и перспективность: способность школьников быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий и культур. Эти качества получили название «ключевые компетенции», которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. Перспективным компетентностное обучение является потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и  практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.  Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта).

Концептуальность: в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность  их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и  работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и  уметь быстро из них выходить. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем. 

 Ведущая педагогическая идея: Проектный метод, как и другие инновационные технологии в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

      - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

      - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

      - исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего, принимая  во внимание различные критерии;

      - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

      - планирование действий и времени;

      - оценка результатов своей деятельности и т.д.

Наиболее актуальные компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Учебная программа по технологии включает в себя выполнение творческого проекта каждым учащимся. Разработка проекта сочетается с упражнениями, направленными на приобретение определенных знаний и навыков, и с дизайн-анализом, в процессе которого школьники знакомятся с близкими по характеру готовыми изделиями. Дизайн-анализ – это способ освоения конструкторско-технологических знаний.

Соответственно и творческая деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода). При этом не имеет значения, действительно ли объективно эта идея является новой и оригинальной.

Основными критериями творческого проекта в познавательной деятельности ученика являются:

самостоятельность (полная или частичная);

поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;

создание в процессе движения к цели нового продукта.

Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Любознательность – самый важный элемент научного творчества.

Исследовательская работа, как и творческий проект, включает в себя выбор темы, определение цели, постановку задач, выбор методов, выдвижение гипотезы.

При выборе темы в исследовательской работе необходимо учитывать два критерия:

субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;

объективный:  а) – тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в научном и практическом отношениях.

                           б) – тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).

  Результативность опыта:  Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. К нам на урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения оказываются, чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность. Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительные знания и владения умениями), общий (хорошие знания и владения умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Име6нно из этой, третьей группы школьники участвуют в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.

Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, cправедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу.
При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:

• Я как преподаватель
• Я как воспитатель
• Я как методист

  Я как преподаватель

Технология– это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Изучение области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространёнными, новые, эффективные и перспективные технологии.

 Главной целью области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

 Учащиеся должны быть способны:

- планировать, организовывать и выполнять работу;

- оценивать результаты на каждом этапе;

- находить и использовать необходимую информацию.

2. Формирование знаний и умений и использование средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.

3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения к гуманному достижению жизненных целей.

4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5. Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

  Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

В основе моей методической системы заложены элементы формирования ключевых компетенций у школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Я как воспитатель

Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью учителя – воспитателя является ребенок, его духовно – нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе. Я люблю своих воспитанников, забочусь об их здоровье и самочувствии, интересуюсь их успехами и неудачами.

     Очень важным мне кажется  стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Если учитель страдает от   синдрома эмоционального выгорания , то  работать в школе нельзя. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках,  создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.

     Добиться доверия своих учеников, любви очень нелегко, и оно приходит не сразу. Со всеми классами, в которых я работала и работаю сейчас,  сложились искренние, даже дружеские, отношения.  И как же важно чувствовать и оценивать индивидуально – психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают разносторонние возможности учителя – воспитателя (анкетирования, тестирования, опросники, индивидуальные беседы).

     Среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:

       • Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по моему мнению, мероприятии

       • Осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе (распределение поручений в классе, ролей в походе, участие в классном часе, создание проекта «Отблески Великой Победы»).

       • Ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач (вести активный диалог с учащимися, уметь слушать, быть готовой выслушать, уметь шутить, быть спокойной в критических ситуациях).
       • Осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности (не кричи! при необходимости – извинись).

       • Выполнять функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность ученика: семьи, школы, улицы, друзей. Уметь вовремя прийти на помощь ученику.

       • Уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность (на год, на неделю, на день).

Сегодня нам - учителям, следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Они должны строиться на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества. Но пока эти партнёрские отношения не приняли устойчивого характера во взаимоотношениях педагогов и родителей, нам, педагогам, следует учиться новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка. А еще, хотелось бы сказать следующее. Только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творчески саморазвивающийся учитель может стать образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть тем учителем, которого ждут наши ученики. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

       Я как методист

 В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем – методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим.
       Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе.
Основными направлениями моей деятельности как учителя методиста стали:
     • Непрерывное повышение профессионализма и мастерства:

проведение «открытых уроков». «Открытый урок» - это очень ответственная, требующая много сил и энергии форма обмена педагогическим опытом, но она же является одной их самых действенных форм для последующего анализа, дискуссий, оценки достоинств и недостатков деятельности учителя.

      • Непрерывная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию.

1. прохождение курсов разной направленности на базе МРИО
2. самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Методическая работа учителя за рамками школы.

Добавить грамоту в портфолио