Дмитриева Зоя Алексеевна

преподаватель специальных дисциплин

“Хорошо или никак!” Ференц Лист

Профессия: преподаватель специальных дисциплин

Профессиональные интересы: сварка, чеканка художественных изделий, экономика, мировая художественная культура, инженерная графика, техническая механика

Увлечения: театр, литературное творчество (проза), краеведение (зав. музеем техникума), руководитель творческого объединения

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: г. Касли

Место работы: ГБОУ СПО (ССУЗ) "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"

Звание, ученая степень: "Отличник Профтехобразования РСФСР"(1987)

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dmitrieva-zoya
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П. Чехов

Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег.

О себе

Мое педагогическое кредо

(Эссе)

          В каслинском промышленно-гуманитарном техникуме я работаю свыше 30 лет, но каждый раз первого сентября мое сердце бьется радостно и тревожно – я снова в полете, я снова в пути. Вот мои ученики,  вот мои коллеги, вот мои друзья! Мы снова вместе, я снова с детьми!!!  По моему мнению, лучше Сухомлинского никто не описал эти чувства.

    Мне близки мысли, рассуждения  Сухомлинского в его книге «Сердце отдаю детям» ,  название которой  точно отражает девиз жизни   Василия Александровича. …

«В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей».

«Мы должны быть для  подростков примером богатства духовной жизни; лишь  при  этом условии  мы  имеем  моральное  право воспитывать».

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества… ».

         «Радость бытия — это не только наиболее яркое выра­жение самосознания личности, но и оценка окружающего мира, активное отношение ребенка к тому, что он видит вокруг себя».   

«Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота — не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда — это кра­сота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены.

        Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость».

       «Я старался представить каждого из моих воспитанников взрослым человеком. Меня тревожили мысли: каким гражданином, каким человеком ты станешь, малыш?  Что, ты принесешь обществу, в чем будет твоя радость, чем ты будешь восхищаться и чем возмущаться, в чем найдешь свое счастье, какой след оставишь на земле?

         Как учитель и воспитатель я стремился к тому, чтобы переложить в юные сердца нравственные ценности, создан­ные и завоеванные человечеством на протяжении многих веков,— любовь к Родине и свободе, непримиримость к угнетению и порабощению человека человеком, готовность отдать свои силы и жизнь во имя высших идеалов — счастья, свободы людей. Очень важно, чтобы высокие слова о Ро­дине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не слиняли, не стерлись от частого произношения. Пусть ребята не часто говорят о высоких идеалах, пусть эти идеалы живут в горячем трепете юного сердца, в страстях и поступках, в любви и ненависти, в преданности и непримиримости».

     Когда-то в местной районной газете «Красное знамя»  были опубликованы материалы о нашем учебном заведении, и среди них строчки из моего дневника  «Здесь моя жизнь» (1990 г.):

… Весна что-то запаздывает. Настроение необычное, наверное, всегда так бывает, когда решил круто изменить свою судьбу. Завтра я первый раз пойду на новую работу. Позади завод, почти два десятка лет работы на нем, люди, с которыми я вместе росла, набиралась ума, жизненного опыта, у которых училась мастерству, с которыми делилась радостями, горестями. Устьянцева Нина Васильевна, может быть, я зря согласилась на ваше предложение? Что меня ждет впереди? Чутье подсказывает, что вы – хороший, добрый, отзывчивый человек. Рискну…

Февраль 1979 года.

 Информации сегодня получила предостаточно, и так – каждый день. Все «новое», «новое» и «новое». Непривычно, что всех сотрудников навеличивают по имени-отчеству, невзирая на возраст, так положено. Чувствую себя какой-то электронной машиной, оказавшейся на чужой планете и раскладывающей поступающую информацию «по полочкам».

Начало марта 1979 года.

 Валентина Александровна Ружникова, Борис Никитович Зотов, Юрий Никитович Зотов – какие люди вокруг! Знающие, деловые, интересные. Не скупятся, не утаивают секретов, морально поддерживают…

Март 1979 года.

 Но почему так, может быть, неинтересно? Бросились на перемену, не сказав даже «до свидания». Андрей весь урок просидел, отвернувшись, хмурый. Наверное, опять отчим «выступал» всю ночь. А Иринка прячет от всех свои рваные сапожки. У матери их четверо, она – старшая. Надо завтра поговорить с мастером, что-нибудь придумает.

Апрель 1979 года.

 Хлопнула дверь. Ушел. Не дождался. Понимаешь, у меня теперь такая работа. И на столе еще гора тетрадей, и впереди бессонная ночь – завтра комиссия. Надо много успеть!

Май 1979 года.

 Первый мой выпуск в училище. С утра беготня, дела, дела… Нужно успеть сбегать домой переодеться. Сделать прическу… тоже хочется быть красивой.

Как невыносимо защемило сердце, когда выпускницы запели: «Куда уходит детство». Доброго пути, счастья вам, как тревожно за вас!

Май 1980 год.

Наверное, было бы труднее, если бы не она. Елена Емельяновна Фоминых, наша библиотекарь, удивительная вы женщина! Сколько раз еще прибегу к вам поплакаться, за советом, добрым словом. В библиотеке всегда уютно, людно, мы спорим, обсуждаем новую литературу. Я всегда любила читать, но, по-моему, давно так не увлекалась, не хочется отставать от времени.

Сентябрь 1981 год.

 Сегодня хороший день. Девчонки на переменах забегают в кабинет, и мы вместе вспоминаем, как вчера проводили классный час «К вам пришли гости». Торжественная обстановка: белая скатерть, ножи, вилки, фарфор, бокалы для прохладительных напитков! Шуточные иллюстрации к правилам этикета. Собственноручно приготовленные салаты и винегрет вкуснее ресторанных блюд. Решили-постановили с Маргаритой Александровной Батиной – надо почаще проводить подобные встречи. Грустно, правда, от нашей действительности: железные тарелки в столовой, граненые стаканы, загнутые вилки, поспешная трапеза во время перемены, неприхотливая еда, о каких ножах может идти речь?

Ноябрь 1982 года.

 Все труднее становится отвечать на вопросы ребят, когда сам не знаешь, что сказать. Почему люди говорят одно, а делают другое? Почему пишут одно, а в жизни совсем другое?

Декабрь 1982 года.

 Приехала строгая тетя из управления. Сделала замечание по составлению планов уроков. Лихорадочно вклеиваем по распоряжению начальства полоски бумаги с цитатами из решений съезда в наши перспективно-тематические планы.

Апрель 1983 года.

 Все, «докатилась!» Пора вплотную заняться самовоспитанием. На днях парни со второго курса сказали, что могут читать по моему лицу мыслипорпоаопапрарпврвппаврарпапрапр.

Где-то читала, что А. С. Макаренко постоянно работал над собой, и стал считать себя мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.

Села перед зеркалом, домашние решили, что я «свихнулась.…» Не обращаю внимания, занимаюсь «по системе Станиславского». Пять оттенков получилось с ходу. А еще неплохо бы заняться и аутотренингом, а еще – вымыть посуду на кухне.

Май 1984 года.

 Все чаще убеждаюсь в том, что знания, приобретенные самостоятельно, наиболее прочные. Думаю, что больше удаются у меня уроки, где есть работа с учебником, справочной литературой, составление рефератов.

Эмоциональным урок делает занимательность, неожиданность, новизна. Увлекалась историей развития графики, материаловедения. Чувствую, что каждая подготовка к уроку все больше обогащает меня. Ведь так много связанно с Уралом, с родными местами, после таких уроков у учащихся возникает желание узнать побольше.

 Сентябрь 1985 года.

 Что случилось с нами? Новый набор вызывает большую тревогу. Как никогда, много детей с дефектами умственного развития. Неужели, правда, нация вырождается? В чем причина? В пьянстве родителей, атмосфере, системе воспитания?

 Октябрь1985 года.

 Запоздала на автобус из сада. Пришлось ехать на рабочем автобусе от проходной машзавода. Зашли в автобус миловидные усталые женщины всех возрастов. Как обычно, шутки-прибаутки для поднятия жизненного тонуса после второй смены. Вот, наконец, поселок Лобашова. Я вышла раньше, чуть сзади группа приехавших работниц. Еле дошла до дома, невольно слушая их беседы на бытовые темы, вперемежку с отборным матом. Было темно и тихо, циничные слова гулко раздавались по улице. Было стыдно и больно за наш женский род. Бедные дети, разве повинны они в том, что мат непроизвольно вылетает из их уст на уроках? Да они с пеленок уже усвоили его от матери.

Сентябрь 1986 года.

 Все чаще и чаще вижу своих бывших учеников в роли мам и пап, у многих уже по двое детей, время летит. Скоро будет десять лет, как я в училище. С тревогой думаю о том, почему некоторые наши выпускники работают в Каслях где угодно, но только не на заводе. Водители, воспитатели, нянечки, повара, продавцы.… Почему они не задержались на базовом предприятии? Думаю все же, кем бы они ни работали, все равно окупится весь труд, вложенный училищем. Главное, чтобы они состоялись как личности. А на заводе надо менять отношение к молодым, чтобы задерживались. Опека на первых порах, доплаты, жилье, улучшение условий работы.

Ноябрь 1988 года.

 После учебы на курсах в Челябинске собираю банк данных «Деловые игры». Хорошо бы попробовать в ЧПИ, там сильная кафедра по этой проблеме. Недавно провела имитационную игру «Организация рабочего места слесаря-чеканщика». Обыграли неправильное отношение к организации рабочего места и инструментам. И смех, и грех!

Март 1989 года.

 Каким должен быть преподаватель сейчас, чего от него ждут? Как не потерять авторитет? Ответ один: быть самим собой, не врать ни себе, ни детям. Жизнь, ее проблемы,- общие - и наши, и детей наших. Решать их вместе.

Май 1990 года.

 Первое сентября. Уже соскучилась за лето по училищу. Все же как похорошело оно за последние пять лет! Как украсило его художественное литье! А наши мастерские,  новые учебные классы, пристрой, фойе в учебном корпусе, актовый зал.… За всем этим стоит труд большого коллектива! Думаю, справедливо будет сказать, что, в первую очередь, заслуга в этом бывшего директора Дунаева Александра Германовича и старшего мастера Василия Ивановича Родионова. Вот и сейчас Василий Иванович вышел с инициативой увеличить производственную практику для повышения ее качества. Да, его деловитости можно позавидовать. Итак, снова встреча с друзьями, ребятами, первые проблемы. Как все радостно узнаваемо. И теперь я не мыслю себя вне училища. Это мой дом. Моя жизнь.

Сентябрь 1990 года.

         Сейчас, в  прошествии  времени,  мне очень хочется   перечитывать   эти строчки  снова и снова, потому  что, хотя   жизнь и изменилась, мое отношение к моей профессии - неизменно.    

Я просто по – прежнему   люблю   свою   работу,  я люблю своих учеников, я люблю жизнь.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

             Русские народные сказки, сказки Пушкина, сказки Шарля Перро, сказки братьев Гримм, сказки Андерсена, Джанни Родари "Чипполино", Толстой "Буратино". Книги авторов: Оноре де Бальзак,  Стефан Цвейг, Виктор Гюго, Уильям Шекспир, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Максим Горький, А.П.Чехов, А.И.Куприн, Михаил Шолохов, Анна Ахматова, Юрий Трифонов, А. Беляев , Жюль Верн,  Л. Петрушевская,  Е. Блаватская,  А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский

Мой взгляд на мир

Друг — зеркало для друга, нет зеркала светлей!

Век живи - век учись!

Обучать — значит вдвойне учиться.

Мои достижения

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях творческого объединения «Искусство литья»     

http://educontest.net/component/content/article/28205   

Отличник Профтехобразования РСФСР

Ветеран Профтехобразования России

Звание "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ"

Диплом лауреата премии Губернатора работникам образования за педагогическое мастерство и высокие результаты профессиональной деятельности.

2018г.- I место во Всероссийском конкурсе "Исследовательские и научные работы, проекты". Работа: Использование метода проектной деятельности на занятиях творческого обьединения "Моделист-конструктор" /Опыт работы/

2018г.- I место в Международной интернет-олимпиаде "Пед. технологии для реализации требований ФГОС". Номер диплома ДО5845.

2018г.- I место в Международной интернет-олимпиаде "ИКТ компетентность пед. работников"

2018г.- Благодарность Министерства образования и науки Челябинской области за подготовку автора  работы,  показавшей высокий уровень исполнения  конкурсной работы в номинации «Лучшая исследовательская работа» областного смотра-конкурса музеев (комнат боевой и трудовой Славы)

2017г.- Почетная грамота главы Каслинского муниципального района за многолетний  добросовестный труд, профессиональные достижения,  личный вклад в развитие системы профессионального образования и в связи с празднованием    95-летия со дня образования учреждения

2015г.- Благодарственное письмо губернатора Челябинской области

2014г.- Поздравительный адрес  Каслинского местного отделения Партии «Единая Россия»

2014г.  Почетная грамота Министерства образования и науки Челябинской области

2013г.– Диплом Всероссийского  интернет - конкурса  педагогического творчества за предоставление своего педагогического опыта в рамках номинации "Дополнительное образование  детей и школьников".

2013г.– Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru учебно-методического материала: «Инженерная графика. Методическое пособие для обучающихся по организации самостоятельной работы. НПО».

2013г.– Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru.

2012г.– Диплом – III место во Всероссийском конкурсе методических разработок  в номинации «Проведение занятий и массовых мероприятий с использованием компьютерных технологий  Интернета  на занятиях в УДОД, учреждениях начального среднего  образования РФ» за работу  «Использование информационно - коммуникационных  технологий на занятиях творческого объединения «Искусство литья».  

2012г.– II место в областном этапе Всероссийского конкурса методических разработок педагогов, реализующих образовательные программы технической направленности.

2012г.- Грамота – I место в I этапе  (региональном в рамках ТМО)  областного конкурса методических разработок для организации самостоятельной работы по программам начального профессионального образования в 2012 году.

2012г.– Диплом –  I место в конкурсе «Педагог – новатор», номинация: «Урок производственного обучения».

2012г.– Благодарственное письмо Собрания депутатов Каслинского муниципального района за многолетний добросовестный труд, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.  

2012г.–  Грамота за хорошую подготовку учащихся к итоговой конференции областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ  «НОУ-2012» среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования челябинской области. Номинация «Краеведение».

2012г.– Областной конкурс ученических и студенческих научно-исследовательских работ. – Свидетельство за подготовку участников конкурса «НОУ-2012». – 9 место  

2011г.– Благодарственное письмо ГУ ДОД «Дом Юношеского Технического творчества Челябинской области»  за большой личный вклад  в развитие технического и декоративно-прикладного творчества  обучающихся и успехи, достигнутые по итогам 2010-2011 года.   

2010г. – Юбилейная  медаль  «70 лет НПО». 

2009г.– Почетная грамота главы города Касли за значительный личный вклад в историческое наследие г. Касли, в связи с изданием второй книги очерков о городе и каслинцах  «Литое слово» и в связи с юбилеем.   

2007г. - Благодарственное письмо  Собрания депутатов Каслинского муниципального района за  многолетний и добросовестный труд в системе начального профессионального образования, большой вклад  в подготовку рабочих кадров для предприятий и организаций  города и района, и в связи с 85-летием образовательного учреждения «Профессиональное училище №18» г. Касли. 

 

Моё портфолио

(из личного дела)

Характеристика

 

     На преподавателя спецдисциплин ГОУ НПО ПУ – 18 г. Касли (КГПТ)  высшей категории (1999,2003,2008) Дмитриеву Зою Алексеевну, образование высшее: (Челябинский политехнический институт 1976г., Ленинградский педагогический институт, 1987 г.) . Общий  трудовой стаж – 50 лет, педагогический стаж свыше 33лет.

          

     Дмитриева Зоя Алексеевна работает в профессиональном училище №18 (ныне Каслинский промышленно- гуманитарный техникум) с февраля 1979 года. Свою преподавательскую деятельность она начала в качестве опытного специалиста, пришедшего на работу в качестве преподавателя с базового предприятия. За годы работы в училище она подготовила сотни специалистов по 10 подготавливаемым в училище профессиям  машиностроительного профиля. Имеет звания: «Ветеран профтехобразования»; «Отличник профтехобразования РСФСР» (1987), является лауреатом Губернаторской премии в области образования и науки (2002). Имеет множество почетных грамот. Многие годы работала председателем методической комиссии по предметам спецдисциплин (квалификация  преподаватель-методист  присвоена в 1994году). Свыше 15 лет была  председателем месткома профсоюза  училища.

     С 2002 года Дмитриева Зоя Алексеевна является руководителем творческого объединения «Моделист – конструктор» в ДЮТ г. Челябинска, где много лет подряд занимала призовые места в технических олимпиадах. Имеет 3-е место в областной выставке «Город мастеров» за модель светильник «Эйфелева башня» (2008).

     По совместительству Зоя Алексеевна является заведующей музеем техникума. Много сил и энергии она отдает созданию новых экспозиций музея, пополнению его фондов, сохранению и наполнению архивных документов. Ведет большую работу факультатива «Искусство литья». Принимала участие в  выездном семинаре  Областного Совета ветеранов Профтехобразования Челябинской области   (Касли. 2011 год- основной доклад по теме: «Колыбель ремесла», в котором  была поднята  проблема  сохранения традиций Каслинского художественного литья). Зоя Алексеевна руководитель  научно-исследовательской работы учащихся техникума  по краеведению, участников  итоговой   конференции областного конкурса   ученических и студенческих научно-исследовательских работ  «НОУ -  2012» среди обучающихся  учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области.   Музей училища пользуется большой популярностью среди жителей Челябинской и Свердловской области.

     За значительный личный вклад в историческое наследие г. Касли, в связи с изданием второй книги очерков о городе и каслинцах «Литое слово» и в связи с юбилеем   Дмитриева Зоя Алексеевна в 2009 году  награждена грамотой главы Администрации города Касли.

     В 2010 году награждена юбилейной медалью «Государственной системе Трудовых резервов 70 лет».

Мои публикации:
Металлургия, машиностроение и материалообработка
Разное
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: