Дудкина Марина Викторовна

сайт учителя начальных классов

"Стать первым учителем не по счету, а по уважению!"

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Внедрение новейших технологий

Увлечения: вышивание крестиком

Страна: Россия

Регион: Амурская область

Населенный пункт: Завитинск

Место работы: МБОУ СОШ № 1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dudkina56
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций

 

Эссе «Учитель 21 века»

 

         На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог – догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой. Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними – и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего. В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы. Учитель 21 века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими.

 Роль учителя на современном этапе огромна. Почему? сегодня формируется образ современного учителя в связи с регалиями сегодняшнего дня, с его проблемами и с его достижениями в области образования.

 

         Сегодня образование не может быть усовершенствовано без переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Учитель сегодня обязан дойти до каждого отдельного ученика.

 21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Сегодня каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, имеет компьютерную технику, подключается к сети «Интернет» и электронной почте. Педагог 21 века – грамотный, умеющий работать на компьютере не только к личному общению, но и к общению через «Интернет».

 Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). 

Важнейшим принципом дидактики, как считал Каменский - это легкость и доступность, комфортная обстановка, это погружение в новое, забывая все  вокруг - это для ученика, а для учителя - он обеспечивает ученику успех.

Но где вы найдете «идеальную методическую инструкцию, которую можно использовать в педагогической деятельности и получить супер урок»? Но все мы помним заповедь Гиппократа «не навреди», которая в школе имеет огромное значение .Так , если врач преследует болезнь, учитель же ее создает , если работает с ребенком вопреки его природным данным?

Каждый учитель должен иметь глубокое знание психологической природы ученика.

Психологическая наука достаточно убедительна показала в классических опытах, что представляет собой овладение знаниями. Когнитивная психология показывает, что знания формируются путем передачи информации от учителя к ученику. Учитель должен помнить что класс ,который перед ним сидит – это зона ближайшего развития: что кто-то из них - кинестетик, аудиал, визуал, прагматик или аналитик и т.д.

Компетентный подход –это подход, акцентирующий внимание учащихся , родителей, общества и государства в целом на результате образования , причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способствовать учащихся действовать и использовать свои ЗУН на практике в различных жизненных ситуациях, т.е.компетентен тот , у которого хватает знаний и опыта применения в различных ситуациях неопределенности. 

Это направление имеет большое значение , особенно в контексте модернизации российской школы.

Компетентность означает соответствие предъявленным требованиям, установленным критерием и стандартам соответствующей деятельности, обладания необходимыми активными знаниями ,способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией ,соответствовать ,добиваться.

Учитель 21 века- творец в самых различных сферах педагогической деятельности :опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщения своего опыта .Хочется верить ,что та степень самоотдачи , которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.Рассуждая на столь актуальную тему ,я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога , построить некий утопический «город солнца». Он уже был создать Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свои ,очень субъективный , взгляд на вопрос. Мы , люди ,переживающие смену эпох , будем ждать появления учителя новой формации , а когда он появится –не забудем поддержать его.

О себе

Учитель начальных классов, второй квалификационной категории, педагогический стаж работы 8 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги, которые сформировали мой внутренний мир - это книги моего детства.

Мой взгляд на мир

Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение.

Мои достижения

1. Победитель школьного  конкурса "Учитель года - 2012".

Моё портфолио

Моя педагогическая философия

Детям отдаем мы всё на свете,

Отдаем от сердца, не взаймы.

Лишь бы только дети, наши дети.

Были бы людьми,

Стали бы людьми.

из песни

 



Дети. Чьи они? Мои? Ваши? Лучше сказать – наши. Они наше будущее. Что востребует от них жизнь в этом обществе? Ученые утверждают, что в XXI веке особенно ценно умение мыслить, творить, работать в команде. А я вспоминаю слова из Библии: «... и научи меня верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

Я не бог… Я – не герой, не артист, не правитель, а лишь рядовой Учитель.

Для того чтобы стать учителем, мало получить педагогическое образование. Имея диплом, в котором записано, что ты учитель, но для себя отмечаешь, что учитель это нечто большее. Учитель это в первую очередь, творческая личность, которая не должна быть зажата рамками школьной программы. Чем шире кругозор учителя, чем он общительнее, тем легче установить контакт с учениками, коллегами и родителями.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками и моими помощниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Поэтому в своей работе всегда нахожу и применяю новые формы работы с родителями с целью сплочения детско-родительского коллектива. Учитель, родители и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старших и опытных с менее опытным.

Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики и их родители, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

Помните древнюю мудрость? Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Именно вместе мы совершаем с учениками открытия, заглядываем в прошлое и пытаемся найти ответы в настоящем. Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должен найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”.


Часто мне задают вопрос: «Нравится ли мне моя профессия?» Ответ прост: моя работа – это, собственно, и не работа, а вся моя жизнь. Ещё в детстве я мечтала стать учителем начальных классов именно в своей родной школе. Это мечты, их очень много. Каждый человек в душе мечтатель. А.Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». А моя мечта сбылась. Вот уже более 20 лет я работаю в своей родной школе. Я учу детей читать, писать, думать, прививаю им культуру поведения…

Благодаря судьбе, я работаю в хорошем сплоченном коллективе – коллективе своих родных учителей, так как я являюсь выпускником этой школы. С первых дней своей работы я ощутила поддержку со стороны своих коллег, а особенно со стороны своей первого учителя и наставника. Моя учительница не только самая умная, но и самая красивая, самая добрая, самая замечательная. Благодаря ей, много лет назад, я выбрала единственную для себя профессию – учитель, и по сей день моя первая учительница самый лучший советчик и помощник. Мне нравится моя работа, моя профессия, и думаю, я не ошиблась в своём выборе. Профессия учителя, в отличие от многих других профессий, не позволяет увидеть результат своего труда через короткий промежуток времени. Для оценки труда учителя должны пройти годы. И насколько он был успешен в достижении поставленных перед собой целей и задач в воспитании личности ребенка, можно судить по успехам его учеников. Здесь необходимо признать, что понятие успеха не значит достижение учениками определенных финансовых и должностных положений в обществе. Успешность – это полезность для окружающих, а значит и для общества, в котором мы живем. Как воспитать у детей стремление «быть полезным» обществу. Точных рецептов для этого нет, поэтому профессия учителя во многом сродни профессии актера.

Но всё чаще я задаюсь вопросом: «А каким должен быть учитель?» - в первую очередь, учитель должен быть творцом, мастером своего дела, - думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле; - учитель должен принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребенку поверить в свои силы. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что проходит вокруг, несу им то, что интересно и понятно мне. И это должно быть искренне, от чистого сердца. И тогда победа ребенка становится и моей победой Да, учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но, прежде всего, он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. И тогда в наших сердцах поселяться и спокойствие, и вера, и любовь. А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖНА. Я – учитель! С тех пор, как мир возник во тьме, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.

Добавить грамоту в портфолио