Физкультурно-оздоровительная работа

Клюквина Евгения Федоровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 младшая – средняя группа

На 2013-2014 учебный год

 Воспитатели:  Дёмина Л.И.

                              Моташкова И.В.

п. Эдучанка 2013 г.

Содержание

Периодичность

выполнения

Ответственные

Время

1

Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

Ежедневно

Воспитатели,

В течение года

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Медработник, воспитатели

В течение года

2

Организация двигательного режима

Физкультурные занятия

3 раза в неделю (одно на улице)

воспитатели

В течение года

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатели, музыкальный руководитель

В течение года

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Воспитатели, контроль медработника

В течение года

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Спортивные игры и упражнения

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Музыкально-ритмические занятия

2 раза в неделю

Музыкальный работник, воспитатели

В течение года

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

воспитатели

В течение года

Спортивный праздник

2 раза в год

воспитатели

В течение года

Гимнастика глаз

Во время занятий на физкультминутках

Воспитатель, медработник

В течение года

Пальчиковая гимнастика

3-4 раза в день

Воспитатель

В течение года

Дыхательная гимнастика

Во время занятий по развитию речи, на коррекционных занятиях

Воспитатель

 

В течение года

Двигательная разминка

Ежедневно, в перерывах между занятиями

Воспитатели

В течение учебного года

Релаксационная пауза

По окончании занятий с высокой двигательной или психоэмоциональ-ной нагрузкой

Воспитатели

В течение года

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

3

Охрана психического здоровья

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы.

Ежедневно несколько раз в день

Воспитатели

В течение года

4

Профилактика заболеваемости

Самомассаж

После дневного сна

Воспитатели, контроль медработника

В течение года

Дыхательная гимнастика в игровой форме

во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

Воспитатели,

контроль медработника

В течение года

Оксолиновая мазь 0,25%

       Ежедневно

Воспитатели, контроль медработника

Декабрь,  февраль

Стимуляция биологически активных точек

        Ежедневно

Воспитатели

Сентябрь - февраль

5

Оздоровление фитонцидами

Чесночно – луковые закуски

Перед прогулкой, перед обедом

Мед. сестра

Октябрь – апрель

Ароматизация помещений

(чесночные дольки )

В течение дня

Помощники воспитателей, контроль медработника

Октябрь – апрель

6

Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка

Воздушные ванны

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Прогулки на воздухе

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Хождения босиком по «дорожке здоровья»

Ежедневно после дневного сна

Воспитатели

В течение года

Воздушные ванны

Ежедневно  во время прогулок

Воспитатели

В течение года

Босохождение

Ежедневно(дозировка в соответствии с возрастом)

Воспитатели,

В течение года

Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Воспитатели

В течение года

Полоскание полости рта кипяченой охлажденной водой

После каждого приема пищи

Воспитатели,

помощники воспитателей

В течение года

7

Лечебно – оздоровительная работа (Витаминотерапия)

«Ревит»  (средняя группа)

По 1 драже 2 раза в день

Воспитатель, контроль медработника

Октябрь – ноябрь

Март – апрель

Аскорбиновая кислота (2 младшая)

По 1 драже 2 раза в день

Воспитатель, контроль медработника

Октябрь – ноябрь

Март – апрель

Пояснительная записка

В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.

 В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные  медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что  только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях») остро эта задача стоит  в дошкольных учреждениях.  По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин  «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим  влияниям, что приводит к формированию  отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья  одна  из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. ДОУ  «Малышок» ставит перед собой задачу разработать систему  оздоровительной  работы дошкольного учреждения.

Цель данной работы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
  3. Овладения навыками самооздоровления;
  4. Снижение уровня заболеваемости;

Основные принципы работы:

  1. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Участие воспитателей и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
  4. Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Профилактическое-

  1. Обеспечение благоприятной адаптации;
  2. Выполнение сангигиенического режима;
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  4. Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное –

  1. Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
  3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  4. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

  1. Задачи физического воспитания дошкольников.

1.Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.

2.Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

3.Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

  1. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

1.Полноценное питание детей.

2.Закаливающие процедуры.

3.Развитие движений.

4.Гигиена режима.

Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;

-калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов;

-гигиена приема пищи;

-индивидуальный подход к детям во время питания;

-правильность расстановки мебели.

  Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости  воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

Основные факторы закаливания:

-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня.

-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

-закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка.

   В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

-облегченная одежда для детей в ДОУ;

-соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

-соблюдение температурного режима в течении дня;

-дыхательная гимнастика после сна;

 Развитие движений.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

   Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

-повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

-совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

-повышение физической работоспособности

-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ

1.Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья

2.Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

3.Оязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости

4.Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная

медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья

Формы организации физического воспитания:

  • -Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;
  • -физкультминутки;
  • -спортивные игры;
  • -утренняя гимнастика;
  • -индивидуальная работа с детьми

   Гигиена режима

1.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.

2.Рациональное построение режима дня

3.Охрана жизни и деятельности детей

4.Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями)

5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

6.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

  • -привитие стойких культурно-гигиенических навыков
  • -обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
  • -формирование элементарных представлений об окружающей среде
  • -формирование привычки к ежедневных физкультурных упражнений

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

2  младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
  3. Точечный массаж в игровой форме
  4. Физкультминутки во время занятий,
  5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6.  «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  7. Фитонциды (лук, чеснок)
  8. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  9. Оптимальный двигательный режим
  10. Сон без маек
  11. Дыхательная гимнастика в кровати
  12. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
  13. Элементы обширного умывания

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж в игровой форме
  4. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  5. Физкультминутки во время занятий
  6. Чесночные «киндеры» (с октября по апрель)
  7. Фитонциды (лук, чеснок)
  8. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  9. Оптимальный двигательный режим
  10. Сон без маек
  11. Дыхательная гимнастика в кроватях
  12. Обширное умывание, ходьба босиком
  13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.