Консультации педагогов

Клюквина Евгения Федоровна

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малышок»

Воспитатель: Моташкова И.В.

п. Эдучанка

  Тема: Детская застенчивость.

    В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха, возникающий в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми, которая впоследствии закрепляется.  Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – является задачей воспитателя и родителей. И она вполне разрешима, если начать заниматься ею своевременно.

    Психологи характеризуют застенчивость, как внутреннюю позицию человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Другими словами человек становится слишком чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда – желание избегать людей и ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в свой адрес. Как следствие человек предпочитает оставаться в тени, избегать общения с людьми, которое может привлечь внимание к его персоне.

   Обычно застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой. Стеснительные люди умеют ценить некоторые свои качества или способности, в большинстве случаев они – самые строгие самокритики. Как это не парадоксально, одна из причин заниженной самооценки – слишком высокие требования, которые эти люди, как правило, предъявляют сами к себе.

   Гораздо сложнее справиться с другой причиной низкой самооценки – чувством неуверенности. Чаще всего оно возникает тогда, когда человек попадает в новую, необычную ситуацию. Именно поэтому застенчивость так часто встречается у детей – практически любая ситуация для них становится новой.  По мере взросления у детей развивается память на лица, места и появляется знание о том, как вести себя, чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей. Но пока они еще маленькие, эти чувства служат неким естественным  защитным механизмом, позволяющим оценить возможные последствия того или иного своего поступка, прежде чем совершить его.  При встрече с новыми, незнакомыми людьми, пребывание в новых непривычных условиях, когда правила игры не до конца ясны и известны, осторожный подход к собственному поведению становится наиболее заметным.

   В таких случаях очень важно, что бы за ребенком не закрепилась репутация робкого ребенка: ни в коем случае нельзя говорить о его застенчивости, и уж тем более упрекать его в этом.

  Существует целый ряд причин возникновения застенчивости, которые берут свое начало в детстве и детских переживаний.

  1. Неумение наладить общение с окружающими людьми. Такая проблема может возникнуть у детей, чьи родители не умеют собственным примером научить их быть общительными и успешно контактировать с другими  людьми.  Жизнь в изоляции и воспитание в ограниченном кругу людей, делает их не ловкими в социальных контактах и прививает им боязнь новизны.
  2. Сравнение детей с их старшими братьями, сестрами, родственниками и т.д.
  3. Утрата привычного социального окружения когда, например,  семья постоянно переезжает с места на место или же в связи с разводом родителей, смертью кого-то из близких, или даже просто  переводом в другую группу.

    Помимо страха застенчивость почти всегда сопряжена с чувством стыда. Список причин, по которым дети обычно испытывают стыд - бесконечен: вредные привычки, чудаковатые родственники, неизлечимые болезни и др.

    Стыд делает детей неуверенными,  и заставляют их все время что-то скрывать от окружающих.

   Застенчивость вызывает огромное количество неприятных последствий:

  1. Боязнь общения с новыми людьми, вследствие чего ребенок лишается потенциально приятного опыта
  2. Неумение бороться за свои права, выражать свое мнение
  3. Неспособность бороться с деспотизмом, застенчивые дети – конформисты по натуре.  
  4. Необъективная оценка сил и возможностей застенчивого ребенка со стороны окружающих
  5. Неумение четко мыслить.
  6. Застенчивые дети не любят задавать вопросы, не любопытны и никогда не просят помощи у взрослых ели у них возникают проблемы.

воспитателям по работе с застенчивыми детьми

  1. Не следует называть ребенка застенчивым или робким в его присутствии
  2. Задав вопрос или предложив ребенку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, выполнять соответствующие действия /уговоры, стимулирование, выявление причины отказа/
  3. Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему  роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал»
  4. Если замечено, что такой ребенок делает что - то лучше других., надо этим воспользоваться и попросить его научить остальных.
  5. Читая сказки чаще обращайтесь к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа.
  6. Нельзя наставлять ребенка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
  7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребенка, надо самим включаться в игру, направлять её и корректировать.
  8. В работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.


Предварительный просмотр:

         

 «Зимой и летом – разным цветом»

(игры и игрушки на прогулке)

    Собираясь на прогулку с ребенком, родители часто задаются вопросом: «Что же сегодня из игрушек взять на улицу?». Одно и тоже каждый день брать не хочется. А ведь обычно вы даже не представляете, сколько всего интересного можно придумать на улице с традиционными совочками, ведерками, грабельками.

   Прежде всего надо помнить, что прогулка, это не только польза от свежего воздуха. Для ребенка это возможность экспериментировать и познавать окружающий мир – вокруг столько всего интересного и неизведанного. Быть активным дома, часто не позволяет пространство, а на детских площадках есть специальное оборудование (горки, качели, песочницы и т.д.); общаться с другими детьми – учиться делиться игрушками и играть в совместные игры.

   Собираясь на прогулку, проследите, чтобы одежда на ребенке была свободная, независимо от времени года, и позволяла ему быть активным: малыш не должен ограничивать свою свободу из-за боязни испачкать или испортить одежду.

   Разное время года предоставляет  возможности для разных игр и занятий на улице.

«Осень. Собираем урожай»

   Осенью также остаются актуальными игры в песочнице. Отличительной особенностью осеннего времени года является богатство природного материала (разноцветные листья, шишки, всевозможные палочки, веточки и т.д.) из которых можно создать аппликацию, поделки, картины, куклы и все на что хватит фантазии. Кроме того, этот материал можно использовать, как предметы – заместители. Одни только листья могут стать деньгами в магазине, и одеялом для маленькой куколки, и письмом, и даже каким-нибудь существом. Главное - включить фантазию и тогда мир вокруг оживет.

    Большое внимание детей в дождливую погоду привлекают лужи. Не стоит ограничивать ребенка в стремлении узнать, а что же будет, если пробежаться по ней. Нестрашно, если малыш немного обольется, ведь для этого есть специальная одежда и обувь, а восторг, испытываемый в результате этого опыта, не сравнится ни с чем.

«Зима. Снег кружится, летает и тает»

  Снег – хороший материал для экспериментов: наберите с ребенком ведерко снега и принесите его домой. Так ребенок увидит своими глазами, что тепло превращает снег в воду. Дальнейшая судьба принесенного снега зависит от вашей фантазии: можно полить талой водой цветы, поставить в холодильник и заморозить, ребенок увидит, как вода превращается в лед.

   Зимой можно ловить руками снежинки, падающие с неба: на теплой ладони снежинка исчезает, а на варежке нет. А если взять с собой лупу, то можно разглядеть их красоту и разнообразие. Это будет интересно не только детям, но и взрослым. Девочки очень любят драть на прогулку свою любимую куклу (хорошо, если мама обошьет её для прогулки). Малышке будет интересно катать на санках свою любимицу. Это отличная возможность не прерывать сюжетную игру, а перенести её на улицу.

«Весна. Журчат ручьи, строим кораблики »

   В конце марта появляется талый снег, а в песочнице еще не оттаял песок, и внимание детей привлекают появившаяся вода и грязь. Стоит направлять этот процесс в конструктивное русло. Пускание корабликов интересно как детям, так и взрослым.

  В магазинах продается много вариантов кораблей и лодочек, но можно и самим вырезать из любого куска дерева, сделать из бумаги.

  Весной, когда дует сильный ветер, очень хороши вертушки и воздушные змеи.

  С конца весны и до поздней осени нужны цветные мелки и мыльные пузыри. Дети очень любят рисовать, пускать пузыри.

«Лето, ах лето»

    Это не три календарных месяца, а все теплое время года, когда можно придумать больше всего  уличных забав.

  Интересные сюжетные игры можно придумать в песочнице с маленькими малышами и куколками. Например, построить целый город с дорогами, тоннелями и домами, и населить его жителями. Для такой игры подойдут фигурки людей разных профессий – пожарные, продавцы, фермеры, а также фигурки животных. Природный материал – палочки, веточки и камешки – позволяют украсить  город: выложить мостовые, посадить деревья и т.д.

  Песок отличный материал для игры в повара. Из формочек можно печь пироги, ситом просеивать «муку», поливая из лейки песок – месить «Тесто». Любой природный материал может стать тем или иным продуктом. Для таких игр подойдут небольшие наборы посуды, куда входят кастрюльки, тарелочки и ложечки.

   Еще одна уникальная игрушка для прогулки – это мяч. Игры с мячом позволяют разнообразить прогулки и приобрести новых друзей.

   Прогулка – это не скучная обязанность, а возможность для совместного творчества. Она открывает простор не только для движений, но и для вашей фантазии, которая так необходима ребенку для его полноценного развития!

Используемая литература:

Ирина Филиппова

психолог Центра игры и игрушки,                                                                          Московского городского педагогического университета.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малышок»

               

                                     

п. Эдучанка

  Тема: «Игры перед сном»

Вечерние игры – особая тема. Для психического и физического                здоровья ребенка, они чрезвычайно важны. Ведь за день у малыша накопилось напряжение и разрушительная энергия.

   Вечер может быть спокойным и умиротворенным, но порой он превращается в сущий кошмар, как для родителей, так и для ребенка. От чего это зависит? Нередко – от нас самих. Согласитесь, что никому не понравится оказаться на месте человека, от которого всячески стараются побыстрее избавиться, а дети особенно тонко чувствуют родительское настроение.

    Когда ребенок проводит весь день в большой, шумной компании, к концу дня нередко скапливается напряжение, прорывающееся слезами, капризами. Важно помочь ребенку выговориться, унять возбуждение, плавно перевести энергию в мирное русло. Специальные вечерние игры позволяют ребенку расслабиться, успокоить нервную систему. Главное – соблюдать при этом несколько правил:

  • За ребенком всегда остается выбор – играть или не играть. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет послушать перед сном любимую книжку.
  • Вечером не допустимы беготня, щекотка, борьба и т.д. Игры должны расслаблять, а не тонизировать.

Итак, во что же играть перед сном?

«Что делали игрушки дома без тебя?»

    Посадите на диван разные игрушки: мишку, зайку, куклу, лошадку, кошечку  и т.д.

    Взрослый говорит: «Игрушки обрадовались, что их хозяин пришел домой и приготовили сюрприз. Они не умеют говорить, но хотят показать, что они делали дома без тебя. Хочешь узнать? Они тебе покажут, а ты попробуй угадать». «Что мы делали не скажем, но с удовольствием покажем!» Игрушки прыгают, кувыркаются, спят, листают книжку и т.д., а ребенок угадывает.

- А теперь ты покажи, что делал в детском саду.

Ребенок показывает (мыл руки, бегал, пел песни, спал, ел и др.), а игрушки отгадывают. Они могут ошибаться в ответах, но ребенок может им сам рассказать что он делал, и что ему понравилось. Родители тоже могут участвовать в игре и показать, что они на работе делали, а ребенок и игрушки должны отгадать.

    В беседе все делятся впечатлениями от прожитого дня, радуются удачам. Это хороший повод вместе пошутить и посмеяться, тем более, по статистике, дети смеются в среднем 400 раз в день, а взрослые всего лишь 15.

 

                   

    «Игры с водой в ванной или бане»

Вода прекрасно помогает детям справиться с дневным стрессом. В ванне можно ловить мыльные пузыри, запускать флотилию корабликов из губок или палочек, на которых можно покатать резиновые игрушки. Душ превратится в волшебный дождик, а водопад малыш устроит, переливая воду из одного флакона в другой.

«Пальчиковые игры»

Когда ребенок добрался до своей кровати, а вы уютно расположились рядом. Самое время поиграть с пальчиками.

«Мы капусту рубим, рубим

(движения боковой стороны ладони)

Мы морковку трем, трем

(кулачки соприкасаются друг с другом)

Мы капусту солим, солим

(движения кончиками пальцев)

Мы капусту мнем, мнем

(Пальцы сжимаются в кулак и прижимаются к внутренней

части ладони)»

«Пальчики здороваются»

«Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседней курице»

       Ребенку очень важно увидеть, что маме и папе приятно быть  вместе с ним, что они искренне радуются совместному общению. Когда игра закончится, нужно сказать ребенку, что вам понравилось играть с ним. Дайте своему малышу возможность лишний раз убедиться, что он любим и значим для вас.

    Возможности вечерних игр безграничны. С их помощью можно помириться после ссоры и показать ребенку свою любовь, исправить тяжелый день и помочь забыть дневные слезы и проблемы.

   Пусть вечер ваш станет по-настоящему добрым!



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малышок»

        

                                             

Воспитатель: Моташкова И.В.

п. Эдучанка

 

     Вежливость во все времена высоко ценилось в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, многие родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходит в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать «Здравствуйте!» или «До свидания». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

   Однако, устраняя пробелы в воспитании  своего ребенка, не все родители представляют себе, как правильно это сделать.

    Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за  их развитие и воспитание. Молодые родители. Не зная, как правильно воспитать  свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это их родители, они не задумываясь, копируют воспитательную тактику  последних.

    Но время предъявляет  новые  требования к методам воспитания.  Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

   Важно помнить, что ребенок пока маленький, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят ребенку: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать чего от него хотят, а может быть занят игрой или своими размышлениями. И просто не заметит, что мама не довольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть некоторые причины, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

  1. Так, ребенок может не понимать. Зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого требуется терпение и выдержка. Важно объяснить ребенку, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назидании, приветливо и доступным языком.
  2. Также ребенок мог стать свидетелем  разговора, в котором, родители пренебрежительно отзывались о знакомых людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваться с ним утром, родители заставляют ребенка недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы  дошкольник не видел двойных стандартов в поведении.
  • А может быть, ребенку просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а дать ему развиваться в своем темпе. Ребенку можно просто пару раз объяснить, почему важно здороваться, а в будущем просто лишь напоминать ему об этом разговоре. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы,  но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители - самые главные  люди в мире, и поэтому родительское слово становится руководством к действию.

   Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо.  Но не стоит заставлять  его это делать. К решению этой проблемы стоит подходить спокойно, терпеливо. Есть несколько правил, которые надо помнить, обучая ребенка правилам этикета.

  • Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно. Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость ребенка.
  • Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны  соблюдение правил приличия и искреннего отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникает вопрос: «А как же научить ребенка здороваться?». Нужно понимать то, что ребенка учат не слова родителей, а обычные семейные будни.
  • Правила вежливости только ради правил не сформируют у  ребенка чуткость, любовь к людям. Чуткие люди не могут быть не вежливы. Очень важно помнить, что ребенок развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать что, говоря «Доброе утро», он человеку желает добра, а если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому человеку очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить только внешне кажущегося вежливым человека.

Между тем существуют несколько способов, способных  помочь в решении данной проблемы.

   1.Личный пример: каждый день родители, взрослые в семье люди здороваться друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и что является нормой. Самый простой способ научить ребенка здороваться – это пример самих родителей.

2.Игра: Создавайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другую

3.Чтение:  Подберите сказку  или детскую историю, где герои приветствуют друг друга.

    4. Похвала: Похвала для маленьких детей – замечательный стимул освоить    правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами фразы:  «мне понравилось, как ты поздоровался с …» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь,  как важно людям желать добра» помогут понять детям правила человеческой жизни.

       Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными,  что ребенок вырастет  воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

            Литература:

С.Ю.Фирсова, Член Украинского союза психотерапевтов,

Руководитель программы «Счастливая семья»

№ 3 2009 г. Справочник «Старшего воспитателя дошкольного

учреждения» стр.63



Предварительный просмотр:

МДОУ «МАЛЫШОК»

Подготовила

Воспитатель 2 квалификационной категории

Моташкова Ирина Валентиновна.

Участвуют 2 команды по 4 человека. На расстоянии 4 -5 метров от каждой лежат обручи. Это «огород». Дети строятся друг за другом. Первый участник держит в руках руль, второй – корзину с овощами, третий -  лейку, четвёртый – ведерко. По сигналу к своему «огороду» топающим шагом приближаются первые играющие и обходят его («вспахивает землю»), возвращается к своей команде и передают эстафету следующему участнику. Второй игрок подбегает и выкладывает овощи на грядку («сажает огород»); третий – подбегает и («поливает грядки»); четвертый – складывает овощи в ведерко («собирает урожай»). Побеждает команда, выполнившая задания первой.

 На полу раскладывают карточки с изображением растений. Несколько детей «собирают» (поднимают) карточки с лекарственными растениями и называют их.

Примерный перечень растений:

Лекарственные:  мать – и – мачеха, подорожник, ромашка пахучая, одуванчик, крапива, душица, зверобой.

Ядовитые:  белена чёрная, волчье лыко, купальница европейская, ветреница дубравная, калужница болотная, вороний глаз, лютик едкий.

В разных сторонах зала ставятся стулья с табличками «01», «02», «03».  Дети встают у своих стульев в кружок. Под первую часть музыки двигаются по кругу, взявшись за руки. На вторую часть – разбегаются по всему залу. Ведущая в это время меняет таблички местами. На третью часть – дети должны построиться в кружок у таблички со своим номером телефона. Выигрывает команда, сделавшая это первой.

Ведущий рассыпает на полу колечки от пирамидки.  Дети по желанию берут колечко, называют витамин, рассказывают о нем и надевают его на палочку, складывая пирамидку.*

«Витамины, витамины –

А, и В, и С, и Д –

В жизни нам необходимы,

Можно встретить их везде»

*А – витамин роста,

В – витамин силы,

С – укрепляет стенки сосудов,

Д – помогает бороться с инфекциями.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малышок»

 «Природа – великий учитель»

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

  Не секрет, что вокруг нас все меньше живой природы, все больше становится асфальта, дымящих машин, растущих мусорных свалок, хочется подальше уехать от «цивилизации», чтобы увидеть, как распускаются лесные цветы, полюбоваться столетними соснами, походить по грибным и ягодным местам, понаблюдать за пчелами.

   Оказавшись на природе, мы мало что оцениваем и узнаем – это становиться скучным и непонятным. А ведь каждое растение имеет свою тайну и загадку. У одного растения  плоды стреляют семечками, у другого  стебель на столько твердый, что может сделать царапины даже на железе.

 Цивилизация позволила проникнуть во многие тайны природы и в то же время отдалила человека от непосредственного общения с ней. Не надо забывать: человек – дитя природы, теснейшими, кровными узами связан со своей создательницей. Понять природу такой, какая она есть, со всеми её естественными свойствами – далеко не просто.

    Для этого нужно уметь думать, наблюдать, беречь, любить, оберегать её. Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о  его сохранении и приумножении?  Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

    Приобщать детей нужно с малого , - прогулки и игры, через которые дети хорошо запоминают названия растений, открывают для себя много нового и интересного.

         

Для этого предлагаются «Добрые советы»:

  1. Обсудите на семейном совете, какое место в жизни Вашей семьи занимает  природа.
  2. Помогите ребенку сделать тематический уголок, посвященный временам года (или одному из них). Он украсит не только его комнату, но и принесут радость от наблюдений и зарисовок.
  3. Приучайте ребенка коллекционировать природные предметы, используйте и расширяйте знания детей о свойствах природы.
  4. Если ваш ребенок задает вопрос о природе, подумайте, как можно на него ответить  через проведение исследования.
  5. Постарайтесь выделить грядку в Вашем огороде, чтобы он мог самостоятельно выращивать овощи, цветы, вести за ними наблюдения.
  6. Научите ребенка залечивать раны на деревьях (можно использовать глину, мокрую землю, пластилин, садовый вар и др.)
  7. Научите ребенка не рвать растения с корнем, объясните, почему.
  8. Делайте добрые поступки в присутствии детей от души, а не напоказ – это даст добрые всходы.


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малышок»

   

Воспитатель: Моташкова Ирина Валентиновна

п. Эдучанка

«Родительская любовь: как ребенок её воспринимает»

   

   У каждого человека периодически возникает состояние, когда часами, днями он не хочет ни с кем разговаривать, общаться, чувствует усталость, раздражение и хочет остаться наедине с самим собой. И вы в этом отношении не исключение. Лучше такие часы пережить с самим собой, чем принуждать себя к «необходимому общению» с ребенком. Если вы в таком состоянии вышли погулять с ребенком, ему вряд ли удастся даже самыми сердечными рассказами привлечь к себе внимание… Играйте, гуляйте с ребенком тогда, когда действительно настроены общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим.

     Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделяете ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.

     Начнем с разговора, как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними.

    Вам наверно, тоже интересно, что делает ребенок в детском саду, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Уверены, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребенком.

           

Возможно несколько вариантов.

  1. Вы  предлагаете ребенку  подключиться к выбранному вами занятию. Например, берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете (но не настаиваете!) присоединиться к уборке квартиры, приготовлении пищи и т.п. Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, согласовывать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибиться. Последнее особенно важно, так  упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Во - первых, он растет и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, безупречным, он не был бы вашим ребенком (вы-то, наверно не считаете себя совершенным?)
  2. Вы вместе с ребенком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя сам намеривался  сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это не простое дело! Дети, да и вы тоже, научиться находить правильное решение без ущерба кому-либо.  Варианты совместных дел могут быть разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Считается, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.
  3. Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнера ребенка. В этом случае вы подключены ему и логике самой игры. На время вы не родитель, а равноправный участник игры. Если первые два варианта мы достаточно мы достаточно встречали в семейной жизни, что о третьем этого не скажешь. До недавнего времени  детская игра вообще считалась чепухой, на нее мало обращали внимание, как родители, так и педагоги: «Это детская забава, пусть он ею и занимается». Только в середине двадцатого столетия психологи стали изучать игру и рассматривать её как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что игра в жизни ребенка имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни – общение, творческая работа. Игра – это детский способ осмысления окружающего мира, включение в мир взрослых. Играть с ребенком – это не значит быть маленьким, забавляться. Участвуя в совместной игре, вы поймете, чем занимается ваш ребенок, что его волнует.

Итак, вообразим, что вы решили попробовать.

Получили роль шофера, везете детей – кукол дочери – в зоопарк, потом идете в гости, путешествуете по реке. «Изнутри» - детская игра кажется значительно серьезнее, глубже. В ней разворачиваются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она имеет глубокий смысл, о котором мы даже не подозреваем. Поэтому, совместная игра – это один из способов узнать, что волнует ребенка, как  он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.

    Попробуйте хотя бы  в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ребенок пусть будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребенка  очень богата, то во что он обычно играет, мало выходить за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что он обычно говорит, будучи родителем, как он общается с «ребенком» -  ласково или сердито, грубо, назойливо – вы увидите себя в своем наследнике, как в зеркале. Уверены - многое вас удивит и заставит задуматься.

    Кроме этой мнимой выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребенку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит.

     Все три варианта общения с ребенком имеют свои положительные стороны. Каждый из них желателен или необходим для полноценного общения.

     В первом варианте, когда вы включаете ребенка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, учится придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы этого хотите, а потому, что таковы требования самой деятельности.

    Во втором варианте, когда вы сообща решаете, что делать, как выбрать то, что всем нравится, ребенок учится общаться на равных.

    В третьем варианте,  когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребенка, а ребенок в совместных играх, где он играет первую скрипку, испытывает чувство собственной значимости.

    Во всех случаях, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и начинает испытывать к вам более теплые чувства.

Литература:

Г. Хоментаускас  «Семья глазами ребенка»

г. Екатеренбург  У-Фактория 2006 г.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Малышок»

                                                               

        

Творческая деятельность и психическое развитие ребенка.

(из опыта работы)

       

         Пристальное внимание дошкольному образованию в целом, и прежде всего раннему развитию детей от 0 до 3 лет, уделено в проекте «Современная модель образования, ориентированном на решение задач инновационного развития Экономики » (см.пр.). система раннего образования в этом проекте определяется как самостоятельный элемент современной модели образования. В приложении намечается обеспечить каждому ребенку до поступления в первый класс возможность освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения. Это означает, что педагоги дошкольного учреждения должны не только помогать ребенку усваивать знания, предусмотренные программой, но и способствовать его развитию, уделяя особое внимание формированию креативности, грамотности.

     Опыт работы в центре раннего развития ребенка дает основание утверждать: задачи эти поддаются решению посредством проблемного обучения. Его основное содержание – включение ребенка в творческую деятельность, что и обеспечивает творческое усвоение знаний.

   Об этом – не только о возможности, но и об необходимости внедрения в практику работы методики проблемного обучения с дошкольниками – писал А.М. Матюшкин. В основу данных утверждений легли исследования как самого Матюшкина, так и других отечественных ученых, в частности А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова.

 

      Суть в том, что реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, творческое рождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов. Все это составляет его первичное представление о мире. Примечательный факт: к 5-6 годам проблемность становится основным структурным компонентом творческого развития – обеспечивает постоянную открытость новому, выражается в поиски несоответствий и противоречий. На примере интерактивного проблемного занятия по изобразительной деятельности и музыке по теме «Фон, как пространство, характеризующее героя», можно увидеть, сколь многообразны возможности детей.

   

        С самого начала поставим вопрос: как реализовать исследовательскую активность ребенка, чтобы он смог включиться в поиск? Самостоятельно открыть для себя новое знание? Сформировать вывод? Последнее очень важно для умственного и творческого развития мышления, ведь «в наиболее чистом и ярко выраженном виде мышление выступает именно там, где оно само доходит до знаний, открывает их» (С.Л. Рубинштейн). Но для этого необходимо заинтересовать ребенка. Иными словами, создать такие условия, возникла познавательная потребность в поиске нового знания.  Только потребность , отметил А.М. Матюшкин, «определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает открытие человеком новых знаний». Проблемная ситуация -  то ядро, которое является значимым для ребенка противоречием. Воздействую на эмоциональную сферу ребенка, противоречие вызывает удивление, недоумение, восхищение. Именно они и побуждают включиться в поиск, проявить исследовательскую активность, которая завершается приобретением  нового знания, самостоятельным формированием выводов о обобщений.

    В ходе первой части занятия по изобразительной деятельности специально закройте фон картины – пространство, окружающее героя. С какой целью? Чтобы дети выдвигали свои предположения, затем представьте детям всю картину, удивлению не будет предела. Ведь дети увидят не то, что ожидают, но открывшаяся красота природы подвигнет их к правильному ответу.  Во второй части занятия предложите детям самостоятельно создать для героя окружающее пространство. И в этом процессе фантазии не будет предела. Дети увлеченно расскажут, что они делали.

Образовательные ресурсы:

  1.   И.Ильницкая – доцент, кандидат   психологических наук,

кафедра педагогики и психологии,

Институт  развития образования Омской области.

  1.   Л.Остапенко – педагог – психолог высшей категории,

центр раннего развития ребенка при гимназии № 19, Омск