Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю.

19 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю.

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей рано привлекает труд  людей на благо Родины, происходящие в стране события и явления общественной жизни: всенародные общественно-политические праздники, искусство разных национальностей, спортивные соревнования и т. д. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с родной природой. 

Тамбовский край

автор: Александр Ширяев

 

Тамбовский край - луга и реки,

Лесов густых безбрежный край.

Тамбовский край - поля, озера,

Земли богатый урожай.

Тамбовский край - сады и пашни,

России черноземный край.

Тамбовский край - частушки, песни,

Ржаной по свойски каравай.

Тамбовский край - святые храмы,

И колокольный звон венчальный.

Тамбовский край - легенды, сказы,

Из глубины веков рассказы ...
     Чувство любви к  малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к  малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему поселку.

История поселка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе старшего поколения.

Мы живем в поселке с необыкновенной историей. С уметской землей связаны имена многих знаменитых людей. В первую очередь - имя замечательного поэта, современника и друга А. С. Пушкина Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844). Уметцы чтят память земляка. ... Среди знаменитых людей - уроженцев Уметского района - есть поэты, ученые, артисты. Не раз бывала в гостях у земляков заслуженная артистка РСФСР, солистка Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валентина Михайловна Щербинина. Умётский район – это место, где в промышленных масштабах выращивают малину и зеленый лук. Здесь производят муку на каменных жерновах, пекут вкусный умётский хлеб. Делают натуральный козий сыр. В районе находится один из старейших храмов области, и здесь родился министр радиопромышленности СССР Пётр Плешаков. В Умёте планируют построить уникальную агроинженерную школу, разбить парк отдыха и активно развивать сельское хозяйство. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего поселка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения а так же за  настоящее и будущее нового поколения.

В организованной образовательной  деятельности, беседах надо стараюсь дать детям краеведческие сведения о родном поселке или крае, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, также рассказывать о г. Тамбове, городских зданиях и учреждениях, знаменитых людях. Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Вместе с родителями и детьми изготовили лэпбук на тему «Моя малая Родина». Дети с интересом узнавали о наших знаменитых земляках, о флаге, гербе Тамбовской области. Также встречались с умётской поэтессой Л. Майской.           В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине.

Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
     В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

 «Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему».

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях, учатся гуманному отношению к близким. С родителями участвовали в конкурсе «Традиции нашей семьи».

Чувство любви к малой Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.
 

Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать  слабых.

В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания. А также «Центр по патриотическому воспитанию»

    Есть  литература о родном крае, Красная книга, изготовленная вместе с детьми и родителями,  тематические альбомы по ознакомлению детей с родной природой, культурой, традициями тамбовского народа.

-Книги об истории Тамбова.

-Иллюстрации об истории города Тамбова, фотографии «старины».

-Современные сооружения в городе Тамбова.

-Папки-раскладки о великих и знаменитых людях Тамбова.

-Животные и растения родного края.

- Пословицы и поговорки о Родине.

- Государственная символика. Флаг, гимн, герб тамбовского края.

Дидактические игры: «Найди флаг, герб», «Назови что это?» « С какого дерева листок».

Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Посади дерево», «Разбей клумбу». Совместные мероприятия с родителями на лучшей рисунок «Тамбовский край», «Природа малой родины», «Достопримечательности родного края» и т.д.

Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям нашего народа.

Знакомя дошкольников с традициями, народной культурой, праздниками нашего народа, воспитать чувство гордости за достижения и великие подвиги нашего народа, за народных умельцев.

Произведения кубанских писателей позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту, также можно показать красоту природы. Знакомить детей с историей тамбовского края.

    В беседах можно рассказывать, что в нашем крае живут  разные народности. Через художественные произведения и песни, сюжетно-ролевые игры, экскурсии к памятникам защитникам нашей Родины, формирую чувство патриотизма и любовь к Родине.

 

Чтоб доносились колокольней звоны,

Для этого не нужно лишних слов.

На многие года и миллионы

Живи для нас и процветай Тамбов! 
 

     Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы  живем в очень красивом  и непохожем на другие места, посёлке. Наш край особенный, и имя ему – Тамбовский край.

 

Отличный материал, спасибо

Отличный материал, спасибо вам за ваш труд!!!

Очень важная тема!!!

Очень важная тема!!!
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, нужно ставить следующие задачи:
– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Нравственно-патриотическое воспитание

Полностью с Вами согласна коллеги! Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности, она всегда стоит на первом месте у каждого человека. Семья – это школа воспитания чувств, это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. К сожалению, мы видим, что в настоящее время семья переживает не самые лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше уделяют внимания своим детям. Растёт количество неполных, неблагополучных семей. Воспитание любви к самому родному, дому, семье - является основой из основ нравственного, гражданско-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Родной край

Лариса Васильевна, спасибо вам за очень интересный материал, за вашу любовь к родному краю. Желаю вам добра и творческого успеха!

Ваша работа по духовно

Ваша работа по духовно-нравственному воспитанию детей через знания о родном крае всесторонняя, охватывает все стороны развития ребенка и ведется по всем направлениям детской деятельности. Благодарю за материал!!!

Тема важная и актуальная,

Тема важная и актуальная, особенно в условиях современного общества!

Полностью с вами согласна

Полностью с вами согласна,духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми.

С такой любовью Вы

С такой любовью Вы рассказываете про свой край! Спасибо Вам!

Совершенно верно, наш край

Совершенно верно, наш край прекрасен!!!

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора.
Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
Детскому саду в решении этой проблемы отводится большая роль. педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Духовно-нравственное воспитание через любовь к родному краю.

Я глубоко убеждена, что данная проблема, по-прежнему, актуальна и вызывает неподдельный интерес и педагогов, и родителей воспитанников, так как именно с воспитания любви к семье, близким, любви к родному городу, краю формируются высокие духовно-нравственные качества личности будущего гражданина. По данной теме мы организовали проектную деятельность "Моя малая Родина" со старшими дошкольниками, в ходе которой провели интересные и содержательные беседы, выставки творческих работ, экскурсии, фото и видеопутешествия, посетили любимые уголки родного края, ознакомились с историей родного города. В проектной деятельности приняли участие и дети, и их родители, которые по-настоящему осознали необходимость и значимость данной работы.

патриотизм

данная проблема, по-прежнему, актуальна и вызывает интерес и педагогов, и родителей воспитанников, так как именно с воспитания любви к семье, близким, любви к родному городу, краю формируются качества личности будущего гражданина. "Моя малая Родина" ,разные путешествия по стране и ее красивым и памятным местам.Дети должны знать историю своей страны,традиции и тд.

Первой ступенькой в

Первой ступенькой в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Спасибо большое ! Очень

Спасибо большое ! Очень познавательно!

Тема очень актуальна в наше

Тема очень актуальна в наше время, спасибо за интересный материал!

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родн

Лариса Васильевна! Верно написали про духовно-нравственное воспитание. Всё это надо закладывать с детства.

Духовно-нравственное

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. И эти чувства вы развиваете у детей через любовь к родному краю, к малой Родине, организуя большую работу в этом направлении с детьми.

«Любовь к родному краю,

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.