Главные вкладки

    Педагогические технологии на уроках.

    14 сообщений / 0 новое
    Последнее сообщение
    Педагогические технологии на уроках.

    Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

        Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться.

           Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

          Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

          Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. 

            Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

    Интерактивные формы обучения на уроках музыки.

    «Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника). 4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: – обсуждения спорных вопросов; – стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении; – сбора большого количества идей в течение короткого периода времени; – выяснения информированности или подготовленности аудитории; – работа в малых группах.

    работа в школе

    Спасибо, действительно, современные школьники очень часто скучают на традиционных уроках по искусству и музыке. "Мозговой штурм"- один из самых оптимальных методов для мотивации учащихся на уроках.

    Интерактивные формы обучения на уроках музыки.

    «Синквейн» Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово "синквейн", то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным 2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными; 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы). Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции. Примеры синквейна «МУЗЫКА»: Музыка красивая, разная окрыляет, возбуждает, успокаивает, Музыка жизнь человека украшает Язык звуков Музыка Нежная, умиротворяющая Нахлынет, успокоив, очарует Она царица моего сердца Радость Музыка Быстрая, медленная, Льется, летит, бежит Смысл окружающего мира отражает Вслушайся!

    Музыкальная терапия.

    Музыкальная терапия с греческого языка переводится как «исцеление музыкой». В самом этом определении уже заложены основные понятия, на которых строится это терапевтическое направление. Музыка очень глубоко касается души человека, а благодаря своей невербальной природе может выражать то, что недоступно речи. Именно благодаря этому музыка может быть использована в терапевтических целях. Музыка дает возможность непосредственно воздействовать на эмоциональное состояние, регулировать глубинные внутренние процессы, улучшать двигательные способности, помогать выстроить коммуникацию, открыть возможности самовыражения, повысить самооценку.  Различают две формы музыкотерапии: Пассивная музыкотерапия обычно направлена на расслабление. При этом ребенок может рисовать, медитировать или просто слушать музыкальные произведения, подобранные специалистами на основе его музыкальных реакций.  Активная музыкотерапия представляет собой активное взаимодействие с музыкальным материалом. Это может быть реализовано путем как его воспроизведения – пение, игра на инструменте, так и выполнением движений под музыку – ритмических упражнений, танца. В ходе таких занятий улучшаются двигательные возможности, координация, воображение, творческие способности; через музыку дети могут выразить свое состояние и эмоции. Кроме уже упомянутых, в терапии могут также использоваться следующие практики: импровизация, написание песен, обсуждение музыкальных произведений и вокальных текстов, музыкальные игры, символдрама, барабанный круг, терапевтические выступления. Прослушивание правильно подобранной музыкальной композиции способно снизить кровяное давление, нормализовать эмоциональное состояние, замедлить сердцебиение, повысить концентрацию внимания, улучшить речевые навыки, так же музыкотерапия способствует процессам работы памяти, снижению боли, разрешению конфликтов и улучшению качества жизни. В целом, практика использования музыкотерапии показывает ее эффективность в следующих областях: • воздействие на эмоциональное состояние (настроение), его стабилизация; • языковое и психосоциальное развитие (речь, коммуникация); • физиологические реакции и процессы (боль, кровяное давление, дыхание и т.д.). 

    Интерактивные формы обучения на уроках музыки.

    Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися в группе возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности.
    Интерактивное обучение - ученику:
    осознание включенности в общую работу;
    становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
    развитие навыков общения;
    принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
    повышение познавательной активности
    Интерактивное обучение - учителю:
    нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
    формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях
    Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, а интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся.

    Комплексное освоение искусства.

    Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир учащихся всесторонне и полно.
    Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.
    «В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).
    Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего.
    Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Музыки, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.
    Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом обучающемся собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.
    Изучая музыкальные произведения нужно помнить, что музыка – искусство вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у обучающихся.
    Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.
    Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

    Заповеди педагога искусства

    1. "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве".

    2. Помни: "зорко лишь одно сердце!" Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми.

    3. Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения.

    4. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.

    5. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души - основа занятий искусством.

    6. Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой.

    7. Центр урока - искусство! Две трети урока отведи на его "звучание".

    8. Урок искусства - художественно-педагогическое действо. Он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и не терпит статичности.

    9. Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.

    10. Будь профессионален во всем! Не забывай: ты - педагог искусства, твой рабочий инструмент-слух, зрение. Не допускай фальши ни в чем.

    11. Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай погрешности в терминологии.

    12. Уважай в себе профессионала, не работай с некачественными техникой, музыкальным инструментом, прикладным материалом.

    13. Помни: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила личности изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может воспитывать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость" (К.Д. Ушинский). Учителя - "родители духовного развития учащихся" (Я.А. Коменский).

    Очень спорные постулаты.

    Очень спорные постулаты. Практика показывает, что мы заигрались с ИТ, как результат - клиповое поколение, клиповая культура, клиповое мышление, клиповое сознание... Где вы усмотрели "учатся критически мыслить" и далее по тексту? С каждым годом обучающиеся все тупее и тупее, и виной тому именно эта сама клиповость. Мы не учим их критически мыслить, мы их развлекаем, демонстрируя мультики-картинки. Это про ИКТ и интерактивность. Возможно происходит подмена или путаница понятий, т.к. примеры как раз интересные...

    Эстетическое чувство как способ деятельности.

    Способы художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для ребенка формами выражения его сопереживания (слушание) и самовыражения (пение, исполнение). Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге в момент звучания музыки. Психологическим обоснованием связи музыки и цвета в жесте послужило явление синестезии. Синестезия - понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы. Использование движения при восприятии музыки - широко распространенный в музыкальной педагогике прием. Он актив-но применяется при формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами эмоционально-эстетической деятельности.

    Композиция урока искусства

    Метод художественно-педагогической драматургии предполагает определенные правила разработки композиции урока (композиция урока выстраивается как в театре: начало, кульминация, завершение).
    Экспозиция (задает уроку определенную тональность, вводит школьника в его образный мир и направляет его внимание на главную мысль, главную идею, которую ему предстоит понять в ходе всего занятия). Это могут быть литературный и музыкальный эпиграфы, зрительный ряд, исторические события, биографические фрагменты, жизненные ситуации, связанные с появлением произведений и др.
    Завязка – это событие, факт, явление, создающее конфликтную ситуацию и позволяющее определить проблему урока. Возможны варианты, когда завязка только подготавливает возникновение проблемной ситуации, которая возникает на следующих этапах урока. Формулировка проблемы.
    Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск ответа на проблему урока.
    Кульминация – вершина эмоционального напряжения на уроке, решение поставленных темой урока проблем.
    Финал – обобщение и формулировка выводов.
    «Последствие» - самостоятельная творческая деятельность обучающихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства.

    Творческие задания.

    Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания. Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни. В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь: - от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства; - от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству; - от сотворчества к самостоятельному творчеству. Каждое из заданий предполагает: - углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения; - выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства; - активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

    Технологии

    В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

    Информационно – коммуникационная технология

    Технология развития критического мышления

    Проектная технология

    Технология развивающего обучения

    Здоровьесберегающие технологии

    Технология проблемного обучения

    Игровые технологии

    Модульная технология

    Технология мастерских

    Кейс – технология

    Технология интегрированного обучения

    Педагогика сотрудничества

    Технологии уровневой дифференциации

    Групповые технологии

    Традиционные технологии (классно-урочная система)

    Здоровьесберегающие технологии
    Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

    Музыкальная культура

    Музыкальная культура и образование в настоящее время переживают сложную "проблемную ситуацию". Характерная черта времени: возникновение множества субкультур, искажение образной структуры искусства, его дегуманизация, лавина низкопробной музыкальной продукции, неприятие и по существу незнание современного музыкально-художественного мышления. Нельзя не отметить определенную дискредитацию представлений о классической музыке, анархию художественных вкусов; изменился статус культурных ценностей; образовалась парадоксальная стилевая тенденция, в которой в равной степени сочетаются "разведенные" историей высокоразвитые художественные системы и примитивные шлягеры. Творчески-практические формы обучения — то есть формирование у школьников непосредственного умения понимать, оценивать и анализировать специфические свойства художественной выразительности произведений искусств, развитие способности эстетического обобщения, суждения, а также целенаправленная установка на продуктивное преломление полученных знаний. Практические формы обучения включают различные дидактические методы, например: а) метод сравнения и сопоставления; б) метод контраста и тождества; в) метод вариантности впечатлений; г) метод "перспективы" и "ретроспективы"; д) метод "разрушения"; е) метод обобщения.