Накануне Дня Знаний, Дня Учителя и в другие моменты время от времени возникают вопросы о внешнем виде современных учеников.Сине-буро-зелёные пряди волос, хвостики волос на голове у мальчиков, выбритые полосы у девочек, татуировки и т.д. Все это и строгая реакция педпгогов, администрации школы возмущает общественное мнение, дает пищу журналистам. Осуждая строгость педагогов, следуя западноевропейским традициям и вениям,многие защищают эти новые веяния и называют индивидуальностью личности. Но вот что ещё интересно. Сами подростки объясняют свой внешний вид желанием быть похожими на какую-либо знаменитость, родители поддерживают своих детей, отстаивают их права. Так ведь и заслуженные педагоги жалеют педагогов, что вот, мол, не понимают детей. Сказали ли детям, что кроме внешней похожести в человеке есть другие качества, на которые необходимо ориентироваться. А как у вас в школе решается вопрос нестандартого внешнего вида учеников?

В нашей школе мы наблюдаем то же самое. Бороться бесполезно. И родители, и дети в один голос утверждают, что учебному процессу это не мешает.
В общеобразовательных учреждениях устанавливаются следующие виды школьной одежды - повседневная школьная одежда; - парадная школьная одежда; - спортивная школьная одежда. Парадная школьная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных мероприятий. Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белым верхом. Я считаю, что школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
В нашей школе введена единая форма для детей. Как правило все у нас соблюдают устав школы.
Я считаю, что благодаря введению школьной формы, дети не могут поразить друг друга одеждой – и для учебного процесса это большой плюс: ведь не для того они в школу ходят, в конце-концов…
Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг – детям будет где проявить себя и помимо сферы одежды. Конечно хотелось, чтобы дети выделялись своими знаниями.
В нашей школе введено положение и о школьной форме и о внешнем виде размещено на сайте школы. Но к сожалению всё это на бумаге, особого придерживания формы не соблюдаются. Учителя бессильны, выпроводить домой детей, не придерживающих положение о внешнем виде, не могут, не имеют право. и вот получается, кто понаглее приходят кто в чём. С родителями, некоторыми, тоже разговаривать бесполезно. Поэтому остаётся всё только вспоминать, как раньше соблюдались порядки о школьной форме, какие все дети были красивые, у всех одинаковая форма и видно сразу, что это ученик.
Можно ли не пускать ребенка в школу за ненадлежащую одежду или внешний вид?
Однозначно – запрещено. За нарушение требований к одежде или внешнему виду школьник может быть подвергнут дисциплинарному наказанию: это выговор, беседа с директором, вызов родителей и т.д. Если одежда или внешний вид ученика содержит признаки преступления или административного правонарушения, сотрудники школы обязаны вызвать представителей правоохранительных органов (полицию, следственный комитет). Но школа не имеет права не допускать ученика к занятиям по какой-либо причине, тем более — из-за неформального внешнего вида.
Если школа установила правила по ношению формы, то ученики должны их соблюдать. Однако, учителя не имеют права дискриминировать учеников на основании ношения или не ношения школьной формы, а также на основе прически. У нас три вида формы: парадная, спортивная и повседневная. Не все соблюдают это правило. Стараемся вести разъяснительную работу.
С 1 июля 2025 года в России вступает в силу новый государственный стандарт (ГОСТ Р 71582-2024) для школьной формы, охватывающий учащихся всех возрастов – от начальной до старшей школы.
Я считаю, что цель создания школьной формы заключается не только в унификации внешнего вида, но и в устранении социального неравенства. Школьная форма внушает ребёнку чувство дисциплины. В пример приводят взрослую жизнь. Большинство профессий подразумевают чёткие правила в одежде, будь то работа в офисе, полицейском участке и т.д. Одинаковая форма подчёркивает принадлежность к определённому учебному заведению.