Гарибян Светлана Викторовна

сайт учителя географии, биологии и химии

Всё может быть, даже то, чего не может быть никогда!

Профессия: учитель географии, биологии и химии

Профессиональные интересы: естественные науки

Увлечения: горно-пешеходный туризм, прикладное рукоделье

Регион: Волгоградская область

Населенный пункт: с. Покровка, Ленинский район

Место работы: МКОУ "Покровская СОШ"

Звание, ученая степень: магистр естественно-научного образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/garibyan-svetlana-vmktorovna
Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.
Д. Карнеги

Нельзя дать свободу и просвещение, потому что такие вещи не даются пожалованием,а приобретаются развитием и сознанием,

зарабатываются собственным трудом,а не получаются даром как милостыня.

В.О. Ключевский.

О себе

Здравствуйте.

Рада Вас приветствовать на своем сайте!

Я работаю в МКОУ "Полковская СОШ"Ленинского района Волгоградской области. Преподаю географию, биологию и химию.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Дюма "Граф Монте - Кристо",

Д. Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить"

Мой взгляд на мир

Должность учителя превосходна, как никакая другая,

«выше которой ничего не может быть под солнцем»

Я.А. Коменский (1592-1670).

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Слово учитель молодое. В русском языке возникло примерно два века назад и закрепилось столетие назад. Понятие учитель выделилось среди более раннее возникших понятий воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Учитель происходит от учить, что полтора века назад и ранее выполняли святые отцы, уча Вере и своему учению. В основном, полтора века назад задачу воспитания и обучение детей решала семья. И только обеспеченные семьи позволяли нанимать гувернанток и гувернёра. До сих пор понятие "учитель" расширяется и уточняется.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

УЧИ́ТЕЛЬ (толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940), учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев. 2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма. 3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь. «И за учителей своих заздравный кубок поднимает.» Пушкин. Мои университетские учителя. УЧИТЕЛЬ (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 2012) — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. Учитель одна из трех (наряду с профессией врач и строитель) основополагающих

В настоящее время, с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества.

Начнем с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

Любой учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. А это значит, что, будучи педагогом он постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, другими людьми и выполняет определенные необходимые функции т. е., как их иначе называют - "Функции педагогической деятельности". Исследования ученых ( Н. В. Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков, и др.) показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая - связанная с изучением учащихся уровня их воспитанности, обученности; прогностическая - выражающаяся в умении учителя определять направление воспитательной деятельности на каждом этапе воспитательной работы; конструктивно-проектировочная функция - обеспечивающая отбор и организацию содержания учебного материала, а также предполагающая постановку дальних перспективных целей обучения и воспитания; организаторская - связанная с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности; информационная -связанная с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации; коммуникативная - предполагающая установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса; творческая - определяющая отношение педагога к педагогической деятельности как творческому процессу.

Учитель, воспитатель должен уметь применять в своей работе научные знания (педагогические теории) и передовой педагогический опыт составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Конечно, первые шаги будут непростыми. В первые годы самостоятельной работы учителю свойственно будет частое обращение к готовым, кем — то разработанным рекомендациям и рецептам.

Но постепенно, накапливая опыт и расширяя научный кругозор, имея желание и даже смелость, он будет отходить от стандартов, от рецептов и постепенно превратится в учителя — мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя.

Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.

Если человеку будет интересно работать, будет интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок. И тогда учитель никогда не усомниться в правильности слов Яна Амоса Коменского: «Должность учителя — одна из непревзойденных под солнцем». Это и есть практическая функция педагогики, и реализуют ее только учитель и воспитатель.

Первое, что должен знать будущий учитель начальной школы, чтобы действительно войти в свою специальность, — это что такое педагогика и ее самые важные понятия:

1. процесс обучения и воспитания педагогические процессы,

2. взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого;

3. цели педагогического процесса,

4. содержание обучения и воспитания,

5. методы и приемы обучения и воспитания,

6. формы организации педагогических процессов.

Поскольку педагогика изучает тенденции и перспектива развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее. Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми. Это прежде всего работники средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), искусства, кино и др. от успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Эту мысль хорошо выразил писатель — фантаст Иван Ефремов в книге «Час быка». Земляне попадают на планету Янг. Властелин ее спрашивает: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему ответили: «Это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим».

Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества. Так как ребенка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая его детская, молодежная, взрослая среда, то необходимо подумать над тем, как усилить положительное воспитанное влияние окружения на ребенка и уменьшить отрицательное. Или, как принято говорить в науке, — необходимо педагогизировть среду, т. е. усилить влияние воспитателей, учителей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации, родителей, организаторов детского досуга и т. д. причем это влияние должно осуществляться как в микрорайоне школы или детского сада, по месту жительства детей, так и быть частью государственной политики в области воспитания и обучения.

Поэтому учитель и воспитатель, получившие педагогическое образование, должны уметь и знать, как организовывать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.

Конечно, эта работа не легкая, ибо соответствующая государственная политика в современном обществе отсутствует. Воспитателю и даже воспитательному коллективу в наше время трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио- и телепрограммы, конкурсы, не требующие ни интеллектуального развития детей и подростков.

Конечно, противостоять этому потоку учитель — воспитатель не в состоянии даже в союзе с семьей, общественностью. Необходим государственный контроль над духовной продукцией, предназначенной ребенку. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.

Здесь опять хочется подчеркнуть значимость деятельности учителя и воспитателя: на них лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста — с дошкольного, помогать родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, правильно организовать этот процесс. Ведь только специалист — педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.

Многие считают, что в педагогические институты идет молодежь, которая подготовлена слабее своих сверстников, поступающих в университеты и технические вузы. Многие из поступающих в наше время в педагогические институты не считают профессию учителя привлекательной, престиж этой профессии не достаточно высок. Вот основные причины поступления в педагогические ВУЗы:

1. мотивы, свидетельствующие о действительной направленности (желание обучать и воспитывать детей, любовь к детям);

2. частичная педагогическая направленность (осознание у себя педагогических способностей, представление об общественной важности и престиже педагогической деятельности);

3. конъюнктурные мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к изучаемой науке, желание иметь высшее образование, стремление к материальной обеспеченности, случайные обстоятельства).

Доминирование конъюнктурных мотивов приводит к тому, что около 40 % поступающих в пединституты — случайные люди, не желающие в будущем работать учителем. Эти факты свидетельствуют о том, что склонность к педагогическому труду, престиж учительской профессии с точки зрения выбора молодежью жизненного пути невысок. Профессия педагога большой популярностью пользуется в основном у девушек.

Необходимо повысить необходимую значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов, после чего можно осуществить отбор в педагогические учебные заведения по рекомендациям, которые дает руководство школ на основе научно обоснованных разработанных требований по определению профессионально — педагогической пригодности к профессии учителя.

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально — педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науки, особое внимание многие исследователи уделили проблеме учителя и системе его подготовки.

Самый существенный недостаток в деле русского просвещения есть недостаток наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей.

Высокое общественное значение учителя определяет серьезные требования к нему одним из важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением» (Ушинский К. Д.). Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни программно — методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Одним из важнейших знаний учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитанные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, не обладающим особенными способностями». Учитель должен преобладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для учителя необходимо всестороннее широкое образование.

Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и четко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

Кроме того, будущему учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Из всего этого можно сделать вывод, что перед педагогическими вузами сейчас стоят три основные задачи: 1. разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания» (Ушинский К. Д.); 2. подготовка широко образованных педагогов; 3. распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.

Но, учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. «Учитель живет до тех пор, пока учится» (Ушинский К. Д). Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Способность «творить себя» в соответствии с социально — нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании.

Для развертывания процессов саморазвития большое развитие имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнением окружающих.

Да, ошибка в выборе профессии учителя обходится слишком дорого, ибо ее цена — жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных тебе детей. Недаром говорят: «Учитель учителю рознь». Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик у одного педагога работает на уроке творчески и активно, у другого — пассивен, а у третьего ведет себя плохо, мешает работать другим. Значит дело не только в ученике, а и в учителе, его профессионализме и определенных личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг — это результат великого труда ума и души.

Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.

Но педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи. Трудно ли это? Да. Вместе с тем только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами «сгущаются тучи», проводить с детьми многие часы в беседах, походах и поездах, организовывать различные виды деятельности. И это очень важно. По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем».

Всегда ли школьники по достоинству оценивают нелегкий труд учителя, отдавая ему дань должного уважения? Увы, нет. Вспомним, сколько раз мы в душе обрушивали свой гнев на педагога, когда нам предлагалось ответить за конкретные дела и поступки. Как строги были наши оценки в отношении не только уровня знаний педагогов и умения их передать ученикам, но и внешнего вида, даже манеры говорить и улыбаться. Все подвергалось критике и обсуждению, все и вся.… Из большого количества учителей лишь единицам удавалось «заслужить» нашего доверие и любовь. А ведь в современном обществе добиться этого еще сложнее.

Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с любовью и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжелый труд. Ведь учитель нам открывает двери в мир науки и знаний, учит дружить, работать в команде, ставит нам цели и помогает их достигать, учит решать сложные задачи в науке и в общении со сверстниками.

Гипотеза подтвердилась – роль учителя в обществе важна. В учителе ценят прежде всего человеческие качества. Учитель – пример для подражания.

Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами нашим успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказать за невыученные уроки.

Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».

Гасанова П.М.

VII Международная студенческая электронная научная конференция

"СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015"

 

Этот доклад не мой, но я согласна с автором на 100 процентов. Рекомендую всем коллегам!

Моё портфолио

 

Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем. Ведь учитель, как говорил Цицерон-это «творец душ человеческих». Как и все дороги на Земле имеют начало, так и моя дорога в школу тоже имеет свое начало.

В начале пути я даже не понимала, что быть учителем так непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди

Интерес к естественным наукам мне привил мои любимые учителя Шашокина Н.В. (биолог) и Брытченко Н.В. (географ)… С каким вниманием и восхищением слушала я их уроки. Именно они помогли мне найти ответы на многие вопросы, именно они увидел во мне учителя.

Моей мечте суждено было сбыться в 1989 году, когда я после окончания Волгоградского Государственного Педагогического Института им. А. С. Серафимовича в городе Волгограде, естественно-географического факультета по специальности учитель географии и биологии, пришла работать в школу №3 г. Ленинска. Помня о крыловской мудрости: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец…», я приступила к своему любимому делу.

Учитель географии и биологии - это человек, который рассказывает обо всем, что нас окружает, о его прошлом, настоящем и будущем. Цель моего ремесла – научить детей любить окружающий их мир через понимание этого мира.

Я стараюсь воспитывать в своих питомцах честность, порядочность, целеустремленность. Приветствую в них независимость взглядов, индивидуальность. Стараюсь, чтобы эти чувства были искренними, желания – добрыми, а сердце – отзывчивым. Кроме того, в школе я занимаюсь формированием эколого-краеведческого мировоззрения подрастающего поколения.

Учитель стремится не только давать знания, но и должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером.

На уроках я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, плохой, средний. Очень приятно слышать полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, когда чувствуешь, что интересна ребятам как преподаватель, как человек.

Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. Детское сердце отходчиво, оно способно прощать. Поэтому в свои отношения с детьми я стараюсь вносить искренность, гармонию, ласку, доброту, а не навязывание своих взглядов.

Эту главную идею я доношу и до родителей. Ведь к сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными, а заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье.

Это мои принципы, это мое жизненное кредо, которое помогает мне в работе. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников – любопытные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения, ведь я человек – учитель, помогающий ученикам познать себя и мир вокруг в прошлом и настоящем; поверить в свои силы. Это счастье быть учителем; быть нужным!

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: