Программа кружка «Фабрика идей. Рукоделье.»
учебно-методическое пособие на тему

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_rukodele_34.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное образовательное  учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Волгоградской области

Согласовано

Руководитель методсовета

Ленцова Марина Леонидовна

                                (Ф.И.О.)

протокол № 1
от  «
24»  августа   2014 г.

«Утверждена»

приказом директора

МКОУ «Покровская СОШ»

от  26.08.2014 № 67

___________________ Н.А. Солохина

Рабочая программа кружка

«Фабрика идей. Рукоделье.»

(общекультурное направление)

Возраст детей: 10 – 12 лет.

Количество часов: 34.  

Составитель:

учитель Гарибян Светлана Викторовна

                                                         


Пояснительная записка.

Истоки способностей и  дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и народными умельцами, доступно детям младшего школьного возраста.

Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В случае с вышивкой это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни.  В процессе внеклассных занятий по вышивке учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток.

Вышивание, шитьё, бисероплетение, работа с природным и не традиционными материалами требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к. они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисероплетение у детей воспитываются нравственно - волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, сплетут браслет, цветы, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия,  отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных традициях и носителях этих традиций - умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.

Цель настоящей программы:

  • нравственно-эстетическое воспитание детей;
  • активизация познавательной и творческой деятельности;
  • подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла.
  • Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
  • Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

 Цель и задачи программы:

  • формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
  • сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  • развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  • воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Формы и методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Она занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формирование межличностных отношений.

На первом занятии проводится беседа «Чему бы я научилась в кружке». Пожелания детей записываются и учитываются при составлении плана.

В обязательном порядке включается коллективная работа. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Ребята понимают, что группа живёт и работает всей семьей.

Основные виды рукоделия для освоения на первом году обучения:

  • Вышивка и работа с тканью и нитками;
  • Декупаж;
  • Работа с бисером, стеклярусом и пайетками;
  • Изготовление традиционных обереговых кукол;
  • Флористика.

Вышивка и работа с тканью и нитками - самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.

Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.

Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье (скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.

Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности. Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатенные типографским способом на специальной бумаге. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.

Работа с бисером, стеклярусом и пайетками. Вышивка предлагает работу с уникальными текстурами бисера разных видов и форм, но, как и в случае вышивки крестиком, работой только с бисером возможности этой техники не ограничиваются. Для художественной вышивки, украшения одежды, создания объемных мотивов, эксклюзивных украшений, смешанной техники кроме собственно бисера можно использовать и любые бусины, кристаллы, стеклярус, пайетки. Собственно, разнообразие возможностей ограничено только вашей фантазией, художественным замыслом и навыками.

Работа с материалами нестандартной формы и размера требует другого технического подхода, большой внимательности и тщательной выверенности работы. Попробуем разобраться в хитростях вышивки стеклярусом, пайетками и бусинами в деталях.

Изготовление традиционных обереговых кукол. Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Возраст самой древней куклы, найденной учёными на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.

Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком. Работая над созданием кукол дети расширяют свои знания о традициях своего народа.

Флористика.  Флористика (от лат. flora), или Флористический дизайн (англ. Floral design) — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными. Стили флористики это спорная тема для разных школ. В то время как одни признают только два стиля, другие называют три, а то и четыре. Чаще всего в мире встречается деление на три стиля:

  • Первичные и вторичные техники: связывание, работа с проволокой, крепление зажимом, работа с клеем, крепление, подвешивание и др.
  • Декоративные техники: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел, расщепление, скручивание, свивание, обматывание, вплетение и др.
  • Защитные и сохраняющие техники: изолирование / защита.

Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукоделие» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Особенностью программы является то, что педагог только предлагает ребятам выполнение работы в определенной технике, но модели поделок дети выбирают самостоятельно. Поэтому в плане представлены только ВОЗМОЖНЫЕ виды работ, а выполняются они с учетом индивидуального желания каждого ребенка.

Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:

  • краткую историю возникновения и развития различных видов рукоделий;
  • изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
  • способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
  • изучение технологий выполнения работ в различных техниках выполнения;
  • умение оценить качество изделия как своего, так и товарищей;
  • умение организовать труд и самостоятельную работу;
  • приобретение навыков работы с различными материалами.

В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Конечный результат.

Знания и умения, которые должны быть получены кружовцами по окончании обучения:

Должны знать:

1.  Начальные сведения о свойствах прикладных материалов, об их разнообразии и цветовой гамме.

2.  Иметь представление о пропорции.

3.  Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.  Историю развития различных видов рукоделия.

5.  Композиционное построение поделок.

Должны уметь:

1.  Приобрести навыки работы с различными материалами.

2.  Пользоваться схематическими описанием работы.

3.  Изготавливать сувенирные изделия.

4.  Работать по рисунку, схеме, описанию.

5.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

6.  В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа.

Для обучающихся в кабинете оформлены:

  • Уголок воспитанника.
  • Стенды со схематическими рисунками.
  • Образцы практических работ.
  • Тематические журналы и книги.
  • Ведется папка накопления материалов.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.

Кружок проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ.

3. Финансирование.

  • Больших финансовых вложений в организации работы кружка не требуется.
  • Материалы приобретаются на средства данного учреждения

Примерный календарный план работы кружка «Фабрика идей»

№ занятия

Содержание теоретической части занятия

Содержание практической части занятия

Материал для подготовки и проведения занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества. История рукоделия и различных техник. Правила техники безопасности.

Изготовление объемной открытки «Клоун» в технике рор-up.

Белая бумага, картон, клей ножницы, линейка, гуашь, карандаш, фломастеры, поролон, кисточка

1

2

Бумагопластика. Открытки ручной работы.Скрапбуккинг-техника, приемы.

Изготовление открытки-аппликации в технике скрапбуккинг.

Е.Рубцова «Открытки к праздникам своими руками» стр. 5-6

Цветная и белая бумага, ножницы, клей, вырезки из глянцевых журналов, отрезы ткани, игла, кружево, нитки

1

3

Бижутерия, украшения. История возникновения и развития. Мода.

Изготовление винтажного браслета и ожерелья из пуговиц.

Цветные пуговицы, игла, ножницы, кусочки пряжи ,резинка бельевая.

1

4

Обереги и талисманы. История амулетов.

Изготовление человечка-брелка из пуговиц.

Имгард Ланг «Поделки из пуговиц» Стр. 26-27

Цветные пуговицы, проволока, универсальный клей, кусачки, деревянные бусины, кольцо для ключей.

1

5

Технология приготовления соленого теста для лепки фигур. Обряды и традиции на Руси, связанные с хлебом и 1тестом.

Основные приемы замеса и рецептура.

Миска, мука, соль, вода, растительное масло

1

6

П1риемы лепки фигур из сол1еного теста. Основные инст1рументы и приспособления.

Изготовление фигуры рыбы.

Разделочная доска, скалка, салфетка, вода, футляр от шариковой ручки, чеснокодавилка, бумага.

1

7

Технология оформления фигуры рыбы в декоративное панно1. Уход за изделиями из соленого теста.

Оформление фигуры рыбы в декоративное панно и декорирование его.

Краски, кисточка, салфетка, лак мебельный, клей универсальный, срезы ткани и кружева, рамка для панно, презентация.

1

8

Декорирование интерьера. Технология окрашивания соли.

Окрашивание соли.

Миска, гуашь, перчатки, соль-экстра, клеенка, газета для просушки, вилка

1

9

Технология засыпания соли в сосуд. Декорирование готового изделия.

Засыпание соли в декоративную емкость и приемы декорирования готового изделия

Окрашенная соль, сито, ложка, воронка, чистая и высушенная прозрачная бутылка, бусины, ракушки, камешки, искусственные цвет, клей универсальный.

1

10

Возникновение и развитие техники декупаж,как метода декорирования.Технология, материалы и инструменты.

Декорирование тарелки в технике декупаж.

О. Вешкина «Модный декупаж» стр.18-19

Тарелка белая или соломенная, цветная трехслойная бумажная салфетка, клей ПВА, растворитель, вода.

1

11

Технология окончательной отделки изделия. Приемы декорирования.

Декорирование и оформление тарелки.

Лак, акриловые краски, кисточки, лента для петельки, клей универсальный

1

12

Технология изготовлениепомпонов. Применение в интерьере и сувенирах.

Изготовление бус из помпонов разных цветов.

Н.Крупенская «Поделки из помпончиков» стр. 12-13

Пряжа разных цветов и фактур, ножницы, игла, картон, циркуль, линейка, карандаш, шнурок.

1

13

История рождества и празднования нового года. Подарки. Оформление подарков.

Изготовление рождественского сапожка для подарков.

Красная ткань, кусочки белой, черной и зеленой ткани, синтепон на подкладке, игла, ножницы, картон, лекало, швейная машина.

1

14

Приемы декорирования изделий клеевыми стразами, пайетками, вышивкой.

Декорирование рождественского сапожка.

Стразы, нитки мулине разных цветов, пайетки, фольга на основе, новогодняя мишура или серебряный позумент.

1

15

Технология изготовление свечей в домашних условиях. История свечеварения.

Приемы изготовление декоративной свечи.

Журнал «Велас»

Парафин, форма для заливки, нитки белые №10,кофе растворимый, ванилин, растительное масло, чистая консервная банка для растапливания

1

16

Технология и приемы окончательной отделки свечи.

Декорирование новогодней свечи в стилях «Кофе», «Морская» или «Новогодняя»

Застывшая свеча, кофе в зернах, декоративное блюдце, кружево, бусины, еловые ветки, атласные ленты, ракушки, кораллы, искусственные водоросли.

1

17

Технология изготовления дерева бонсай из бисера. Приемы, виды, техники.

Изготовление дерева бонсай.

Н. Бульба «Скульптура из бисера» стр. 36-38

Проволока, бисер разных цветов и размеров, бусины, кусачки, схемы плетения.

1

18

Изготовление дерева бонсай. История бисера и бисероплетения

Изготовление дерева бонсай.

Проволока, бисер разных цветов и размеров, схемы плетения, бусины, кусачки

1

19

Декорирование и окончательная обработка дерева.

Закрепление дерева на подставку, утяжеление для устойчивости. Декорирование.

Баночка для подставки, камешки или песок для утяжеления, зеленые или коричневые нити «ирис», клей универсальный

1

20

Технология изготовления цветов из бисера.

Изготовление цветов.

Н. Бульба «Скульптура из бисера» Стр. 26-27

Бисер белый и желтый, проволока, схемы плетения, кусачки, бусины.

1

21

Изготовление цветов из бисера.

Изготовление цветов.

А. Бейкер «Цветы из бисера» Стр. 49-51

Бисер зеленый, красный, желтый и черный, проволока, схемы плетения, кусачки.

1

22

Приемы и варианты декорирования изделий цветами из бисера.

Декорирование фоторамки цветами из бисера.

Фоторамка, клей универсальный, акриловые краски, стразы, готовые цветы из бисера

1

23

Технология торцевания.Виды, техники, приемы.

Изготовление объемной открытки «Божья коровка» в технике торцевание.

Гофрированная бумага ,клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка, презентация.

1

24

Оформление объемной открытки «Божья коровка».

Окончательная отделка изделия.

Клей ПВА, картон, глазки, фломастеры, ножницы

1

25

ДПИ Казахстана. Технология изготовления тумара из кожи

Изготовление тумара из кожи.

И. Мицель «Кожа-культура и традиции»

Кожа, клей Момент, ножницы, игла, пробойник, линейка, гелиевая ручка.

1

26

Празднование Наурыза, традиции и обычаи.

Изготовление тумара из кожи. Окончательная отделка.

«Орнамент всех времен и стилей» стр. 61-62

Ножницы, нитки «мулине», игла, схемы орнаментов

1

27

Технология изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи

Изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи

Кожа, синтепон, игла, нитки, ножницы, пуговицы, кольцо для ключей, гелиевая ручка, клей Момент

1

28

Технология изготовления цветов из кожи. Виды, приемы.

Изготовление георгина из кожи.

Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка

1

29

Технология изготовления цветов из кожи.

Изготовление гербера из кожи.

Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка, свеча, спички

1

30

Декорирование изделий цветком из кожи. Варианты декорирования.

Декорирование ободка или заколки цветком из кожи.

Готовые кожаные цветы, клей универсальный, ободок, основа заколки-автомата

1

31

Технология изготовления домашнего оберега. Языческие обряды.

Изготовление веничка-оберега.

А. Шептуля «Домашние обереги своими руками» стр.52-55

Травяная малярная щетка, ножницы, клей ПВА.

1

32

Изготовление веничка-оберега.

Окончательная отделка изделия и декорирование.

Тесьма, искусственные цветы и листья, сухоцветы, фасоль, семечки подсолнуха, клей универсальный, лавровый лист, горох, мешковина.

1

33

Подготовка работ учащихся к выставке.

1

34

Выставка учащихся. Подведение итогов. Награждение.

1

Итого 34 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Креативное рукоделие"

Программа дополнительного образования  представлена короткими блоками по рукоделию и  расчитана на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов в разных видах рукоделия....

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)...

Авторская программа кружка по рукоделию "Девичий терем"

Программа одного года обучения для учеников 12 - 14 лет...

Авторская программа кружка "Рукоделие"

Программа включает два основных раздела: создание изделий из поделочных материалов, создание изделий из текстильных материалов.В программе определины конкретные изделия, выполнение которых связано не ...

Воспитательный потенциал в учреждении дополнительного образования на примере объединения «Фабрика идей».

Воспитательный потенциал в объединении «Фабрика идей» раскрывается с помощью педагогических технологий и методик обучения....

Программа кружка "Мастерица (креативное рукоделие)

Рабочая программа кружка «Мастерица (креативное творчество) -  художественной  направленности. В процессе изучения различных современных видов декоративно – прикладного искусства...

Рабочая программа мультстудии "Фабрика идей"

Программа мультстудии  разработа для учащихся  7-15 лет.Срок реализации 1 год....