Программа кружка "Мастерица (креативное рукоделие)
рабочая программа по технологии

Афанасьева Светлана Венидиктовна

Рабочая программа кружка «Мастерица (креативное творчество) -  художественной  направленности. В процессе изучения различных современных видов декоративно – прикладного искусства обучающиеся приобщаются к человеческой культуре, взаимодействуют с окружающим миром при помощи существующих способов, познают и изменяют его, создают новое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

СОГЛАСОВАНА

с зам. директора ОУ

___      С.В. Афанасьева

«_____» ___________

   ПРИНЯТА

решением педсовета

Протокол

от «___»  _______г.

№____

    УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Обоянская СОШ №1»

_____ И. Н. Абрамова

        Приказ от «____» ________

        №____

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной   направленности

Рабочая программа кружка

«Мастерица (креативное творчество)»

Возраст детей: 11 - 15 лет

Срок освоения: 1 год

 

                                 Составила: учитель технологии

                                            Афанасьева Светлана Венидиктовна

2020 - 2021  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность данной программы

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  

        Рабочая программа кружка «Мастерица (креативное творчество) -  художественной  направленности. В процессе изучения различных современных видов декоративно – прикладного искусства обучающиеся приобщаются к человеческой культуре, взаимодействуют с окружающим миром при помощи существующих способов, познают и изменяют его, создают новое. Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание, социализацию, формирование саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности обучающегося, выявление творческого потенциала, создание условий для формирования и развития способностей к активной, самостоятельной творческой деятельности.

Программа составлена в соответствии с документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Миобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821-10 с  учетом изменений, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 « О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательной школе»

2. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание  культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Содержание данной программы, которое включает в себя изучение лоскутного шитья, фоамирана, изготовление игрушек из фетра помимо художественно - эстетического развития направлено на формирование технологических знаний и умений обучающихся, таких как: знание правил выполнения эскизов, чертежей, схем; умение использовать различные средства и формы отображения объектов; умение использовать компьютер и информационно-коммуникационные технологии в процессе работы; владение компонентами исследовательской и проектной деятельности и др. В частности, данная программа позволяет развивать у обучающихся умения применять знания из других предметных областей. При изучении истории декоративно-прикладного искусства обучающиеся применяют знания по истории, мировой художественной культуры, географии. При изготовлении изделий знания из изобразительного искусства, физики, химии, технологии и других.

3. Педагогическая целесообразность программы

Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятие детей декоративно - прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь  с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к  ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

В основе программы кружка «Мастерица» лежит идея  использования потенциала  декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.

  Отличительной особенностью программы является синтез программ дополнительного  образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

 4. Цели и задачи программы

         Цель:  развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с разными материалами;

способствовать успешной социализации обучающихся в современном обществе

       Задачи:

  1. создание  условия художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
  2. воспитание эмоционального благополучия ребенка через увлечение его  прикладными  видами искусства;
  3. овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
  4. способствовать овладению знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  5. развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка.

  1. Принципы реализации программы

 Программа строится на следующих концептуальных принципах:

принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.                                                                                                                                                      

принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

 -  принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Программа состоит из четырех  модулей:

          1 модуль  «Лоскуток за лоскутком»

          2 модуль  «Фантазии из фоамирана»

          3 модуль  «Чудеса из  фетра»      

          4  модуль «Дизайн интерьера»

        Объём учебной нагрузки в неделю составляет 1 час. Количество учебных часов в год: 34. Возраст обучающихся 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

       В процессе обучения технологии обучающиеся:

Обучающиеся должны знать:

 - правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами, клеем, красками;

- понятия дизайн, аксессуары, колорит, цветовые сочетания, флористика;

- историю лоскутного шитья, фоамирана, фетра;

- техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

- технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

- материалы и инструменты, применяемые в лоскутном шитье, в работе с фоамираном и фетром;

- технологию изготовления цветов и игрушек;

- требования к качеству готовых изделий.

Обучающиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

 -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья, фоамирана, фетра;

 -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;

-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

 -делать стёжку готового изделия;

 -делать аппликацию;

 -выполнять ручные и машинные швы, необходимых для пошива, приёмы влажно - тепловой обработки;

- владеть навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности, навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продуктов труда, выбора, моделирования, конструирования;

- изготавливать  цветы из фоамирана, игрушки из фетра.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – наблюдение за деятельностью учащегося в процессе занятий;
  • промежуточный – выставки, занятия-зачеты;
  • итоговый – открытые занятия, выставки, ярмарки, проведение мастер-классов.

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Соответствующее направление по учебному плану дается в конце учебного года. При организации проектной деятельности акцентирую их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 модуль  «Лоскуток за лоскутком» - 10 часов

Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места.

Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление.

 Объекты труда: зарисовка лоскутного блока в различных цветовых сочетаниях.

Изготовление изделия в технике «квадрат». Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: лоскутная прихватка, салфетка. Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

Бесшовный пэчворк. Зарисовка эскиза. Подбор и раскрой лоскутков. Технология изготовления панно. Выполнение панно по выбору. Оформление панно.

2 модуль  «Фантазии из фоамирана» - 10 часов

История возникновения фоамирана.  Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Знакомство с лучшими работами. Знакомство с материалами и инструментами. Фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.

Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.

Техника выполнения изделий из фоамирана.

Основные элементы фоамирана - плотная катушка,  ажурные элементы.

Изготовление листьев.

Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана

Цветочные композиции. Выполнение эскиза.

 

Композиция «Осенний вальс». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Композиция «Розовый букет»

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Композиция «Мастерская цветоделия». Изготовление цветочной композиции.

3 модуль  «Чудеса из  фетра» - 10 часов     

История использования фетра и войлока. Краткие сведения из истории пошива игрушек с древних времен до сегодняшних дней. Виды фетра и их получение. Свойства фетра. Способы обработки различных поверхностей фетра.

Способы обработки и сборки деталей из фетра. Ручные швы для шитья.

Выбор и изготовление простейших изделий из фетра.

Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек. Правила подготовки перевода деталей на ткань, подготовка материалов и инструментов. Правила техники кроя. Правила выполнения ручных швов и правила набивки деталей игрушек наполнителем.

Творческие индивидуальные работы на различные темы.

Инструменты и материалы для создания творческих работ. Декорирование творческой работы. Бусины. Ленты. Безопасность при работе. Цветовое решение художественной работы

Изготовление объемной игрушки. Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Декоративное панно из фетра. Выполнение эскиза. Подбор материалов. Изготовление панно.

4  модуль «Дизайн интерьера» - 4  часа

Стили и направления в искусстве оформления интерьера от Египта до Средневековья. История стилей оформления интерьера от Средневековья до Ампира. Романский, Готический стили. Эпоха Возрождения (Ренесанс). Барокко. Роккоко. Классицизм. Ампир.

Практические работы:

-изучение стилей по репродукциям картин, журналам

-самостоятельная работа с ресурсами интернета по подбору аксессуаров к заданному стилю

Детская комната, основные требования к планировке, освещению, цветовому решению. Возрастные группы детей. Необходимая мебель для каждой группы. Многофункциональность мебели. Многоярусные комплексы.

Обзор и характеристики графических программ. Назначение, свойства, возможности графических программ: Photoshop,  ArchiCAD, 3DMax, CorelDraw, SweetHome 3D.

Работа на компьютере в графических программах. Назначение, свойства, возможности графических программ. Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением. Построение интерьера в графических программах.

Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере. Правила оформления интерьера.

Календарно – тематическое планирование занятий

п\п

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

       

1 модуль  «Лоскуток за лоскутком» - 10 часов

Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места. Основы  цветоведения.

1

Основы композиции и цветоведения

1

Ручные швы и их выполнение.

1

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт.

1

Изготовление изделия в технике «квадрат».

1

Бесшовный пэчворк. Технология изготовления панно.

1

Выполнение панно по выбору в технике «бесшовный пэчворк».

1

Выполнение панно по выбору.

1

Выполнение панно по выбору.

1

Оформление панно. Выставка работ.

1

         

2 модуль  «Фантазии из фоамирана» - 10 часов

История возникновения фоамирана. Материалы и инструменты. Виды фоамирана.

1

Основные элементы фоамирана.

1

Листья

1

Цветочные композиции. Выполнение эскиза.

1

Композиция «Осенний вальс»

1

Композиция «Розовый букет»

1

Изготовление цветочной композиции.

1

Изготовление цветочной композиции.

1

Изготовление цветочной композиции.

1

Оформление готового изделия.

1

3 модуль  «Чудеса из  фетра» - 10 часов     

История использования фетра и войлока. Поделки из фетра.

1

Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами

1

Декорирование творческой работы.

1

Изготовление объемной игрушки.

1

Изготовление объемной игрушки.

1

Изготовление объемной игрушки.

1

Декоративное панно из фетра

1

Изготовление панно

1

Изготовление панно

1

Оформление готового изделия.

1

4  модуль «Дизайн интерьера» - 4  часа

Стили и направления в искусстве оформления интерьера

1

Детская комната, основные требования к планировке

1

Обзор и характеристики графических программ

1

Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере

1

Итого: 34 часа

Методическое обеспечение программы

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  • Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  • Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  • Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  • Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  • Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
  • Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.

Технические средства обучения.

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Лазерный принтер
  4. Фотоаппарат
  5. Экран

Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Фоамиран разной цветовой гаммы.
  • Шпажки.
  • Пинцеты.
  • Цветной картон.
  • Ножницы.
  • Термоклей.
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаши.
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов, калька.
  • Тейплента
  • Фольга
  • Утюг
  • Швейная машина
  • Ткань

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.

- Работы педагога.

- Работы обучающихся.

- Фотографии с различных выставок.

-Инструкции по технике безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  4. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
  5. Зайцева А. «Дизайн своими руками» / М.:  «АСТ - ПРЕСС» 2006 г.
  6. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.
  7. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
  8. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.
  9. Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
  10. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
  11. Яцюк О. «Компьютерные технологии в дизайне»/ СПб. : издательство «БХВ-ПЕТЕРБУРГ» 2002г.
  12. «Декор Вашего Дома» Д.Вуд издательство «РОСМЕН» 2001г.(255стр.)

Для обучающихся:

1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-

Дону: 2011.

2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.

3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.

4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.

5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.

6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.

7.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.

8.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.

9.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.

10.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана «Формат-М», 2015.

11.Чербанова Л.М. Волшебные цветы «АСТ»,2016.

12.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна «АСТ»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Креативное рукоделие"

Программа дополнительного образования  представлена короткими блоками по рукоделию и  расчитана на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов в разных видах рукоделия....

Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие"

Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие" для учащихся 5-7 классов....

Рецензия на программу дополнительного образования "Креативное рукоделие"

Программа по дополнительному образованию "Креативное рукоделие"на 2018-2019 учебный год прошла рецензию....

Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Креативное рукоделие» для одаренных детей

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренных учащихся, направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию учащегося. ИОМ составлен с учетом уровн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)

Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....

Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»

Программа разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образовани...