Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие" для учащихся 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kreativnoe_rukodelie.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена и рекомендована Утверждено приказом по
утверждению на методическом школе № 4
совете МБОУ СОШ №4 « » _____ 2016 г.
Протокол № __ _____________________
« » _____ 2016 г. директор МБОУСОШ № 4
Брезицкая О. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
Срок реализации программы - 1 год,
возраст детей 11 -13 лет,
Автор программы: Горяинова И. А.,
педагог дополнительного образования.
г. Грязи, 2016 год
Пояснительная записка
Направленность программы «Креативное рукоделие» является программой декоративно-прикладной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о цветоделении, дизайне, декорировании, а также о наиболее выдающихся мастерах декоративно-прикладного искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию прикладных искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать ее способствует воспитанию культуры чувств, развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия декоративно-прикладным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, представляя свои работы на выставках, конкурсах и конференциях.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы: приобщение через творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков декоративного мастерства (декорирования, дизайна).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11 -13 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: занятия проходят в режиме – 3 часа в неделю (111 часов).
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Отличительные особенности данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов внеурочной деятельности, при которой в процессе приобретения навыков и умений у школьников развивается творческая инициатива.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении выставок. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны.
Методы.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы – презентации проектов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки, ярмарки, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
Разделы и темы программы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
Изонить (материалы и инструменты, изделия, разметка рисунка, технология вышивания, закладки, вышитое панно, окончательная отделка изделия) Вышивание лентами (вышивка в современном декоре, материалы и инструменты, разметка рисунка, перевод рисунка на ткань, техника вышивки швов: «петля», «стебельчатый», вышитое панно, окончательная обработка изделия) Мягкая игрушка (технология раскроя, соединения деталей, украшения деталей, окончательная обработка изделия) Вязание на спицах (историческая справка, материалы и инструменты, технология вязания, детский носочек, шапочка ,шарфик, окончательная отделка изделия)
Итого: | 30 30 24 27 111 | 4 4 3 4 15 | 26 26 21 23 96 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с историей появления и развития техники изонити. Инструменты и материалы.
- Подготовка к работе с изонитью . Закрепление нити. Базовая форма угол. Выполнение угла.
- Практическая работа. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла кленовый лист, снежинка, елочка, звездочка, домик и т.п.
- Сюжетное изображение. Выполнение сюжетного изображения, содержащего в себе круги и углы (девочка, птица, снеговик на полянке).
- Практическая работа. Выполнение изображений, содержащих в себе «волну», дугу», овал, круг.
- Изготовление композиции «Корзинка с цветами». Выбор модели. Подготовка к работе. Изготовление композиции.
- Изготовление композиции «Бабочка над цветами». Выбор модели. Подготовка к работе. Изготовление композиции.
- Изготовление композиции «Кораблик». Выбор модели. Подготовка к работе. Изготовление композиции.
- Изготовление композиции «Петушок». Выбор модели. Подготовка к работе. Изготовление композиции.
- Защита проекта «В технике изонити». Презентация проектов.
- Вышивка в современном декоре. Инструктаж по ТБ. История вышивки. Материалы и инструменты для вышивания. Изделия, оформленные вышивкой лентами.
- Технология вышивания. Разметка рисунка, перевод рисунка на ткань Закрепление нити, ленты. Технология вышивания шва: «петля».
- Технология вышивание обычной петли, петли в прикреп, цветов из петель. Технология вышивания шва «стебельчатый».
- Вышитое панно «Цветочная фантазия». Выбор модели. Выбор лент. Вышивание стеблей. Вышивание цветов и прикрепление к основе.
- Декорирование панно. Отделка панно. Оформление в рамку.
- Вышитое панно «Весеннее настроение». Выбор модели. Выбор лент. Вышивание стеблей. Основа панно. Вышивание насекомых, цветов.
- Декорирование панно. Отделка панно. Оформление в рамку.
- Изготовление роз из широких лент. Скручивание и закрепление ленты.
- Вышивание рамки для фото. Прикрепление цветов. Вышивание стеблей. Изготовление рамки. Оформление в рамку.
- Защита проектов «Лучший подарок». Презентация проектов.
- Мягкая игрушка - как сувенир или игрушка на елку. История техники. Современная мягкая игрушка.
- Технология изготовления мягкой игрушки. Технология раскроя, соединения деталей. Ткани. Материалы для украшения. Украшение деталей. Окончательная отделка и обработка изделия.
- Выбор модели. Игрушка «Котики ко дню влюбленных». Раскрой деталей кроя. Соединение деталей.
- Декорирование игрушки. Отделка игрушки.
- Изготовление игрушки «Ёлочка-пирамидка». Раскрой деталей кроя. Соединение деталей.
- Декорирование игрушки «Ёлочка-пирамидка». Отделка игрушки.
- Изготовление игрушки «Куклы ручной работы. Тыквоголовка». Раскрой деталей кроя. Соединение деталей.
- Декорирование игрушки «Куклы ручной работы. Тыквоголовка». Отделка игрушки. Защита проекта «Мягкая игрушка».
- История вязания. Мода на вязанные изделия. Правила набора петель на спицы.
- Технология вязания лицевых и изнаночных петель. Закрытие петель.
- Технология вязания различных узоров.
- Технология вязания различных узоров.
- Технология вязания на пяти спицах. Детский носок.
- Вязание шапочки, шарфика.
- Вязание шапочки, шарфика.
- Вязание шапочки, шарфика.
- Окончательная отделка изделия. Защита проектов «Творим красоту своими руками».
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончанию учебного года обучающиеся
должны знать:
- историю изонитии;
- название материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила планирования и организации труда;
- технологию изоноити;
- историю вышивания и вязания;
- название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- технологию вышивания, вязания и мягкой игрушки.
должны уметь:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать материалы и схемы для работы;
- выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
- работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль;
- выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), проводить самоконтроль;
- проявлять элементы творчества на всех этапах.
- подбирать крючок в соответствии с толщиной ниток;
- читать схемы для вязания;
- по схемам вязать изделия;
- вышивать цветочные элементы лентами;
- соединять детали;
- соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
- эстетично оформлять изделия.
Методическое обеспечение.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Печатные пособия | |
1 | Техника безопасности при работе ручными инструментами |
2 | Ручные стежки и строчки |
3 | Швейная машина типа ПМЗ |
4 | Машинная игла и моталка |
5 | Заправка ниток в швейную машину |
Технические средства обучения | |
1 | Компьютер |
2 | Мультимедийный проектор |
3 | Экран |
Оборудование класса | |
1 | Набор ручных швейных инструментов и приспособлений |
2 | Набор чертежных инструментов |
3 | Виды швов, орнаментов |
4 | Комплект оборудования и приспособлений для ВТО |
5 | Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия |
6 | Швейные машинки |
7 | Оверлок |
8 | Гладильная доска |
9 | Утюг |
10 | Классная доска |
11 | Столы и стулья для обучающихся и педагога |
12 | Шкафы для хранения изделий и материалов |
Список литературы.
Для педагога:
- Ивановская Т.В. Волшебная изонить. - Рипол Классик, 2012. – 256с., илл.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
- Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г Божко Л.А. Уроки мастерства. – М.: Мартин,2002. – 168с., илл.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Валя-Валентина: журнал рукоделия. – М.: Импост,2005-2009. – 32с., илл.
- Вышитые картины: журнал рукоделия. - М.: ИД КОН –Лига Пресс,2002. – 48с., илл.
- Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
- Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
- Еременко Т. Вышивка: техника, приемы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС,2000. – 188с., илл.
- Моделирование и конструирование женской одежды. – М: Издательский дом «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2008.
Для обучающихся:
- Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
- Еременко Т. Вышивка: техника, приемы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС,2000. – 188с., илл.
- Пэчворк: журнал рукоделия. – М.: ИД КОН –Лига Пресс,2003. – 52с., илл.
- Вышитые картины: журнал рукоделия. - М.: ИД КОН –Лига Пресс,2002. – 48с., илл.
- Муравьева Л. Сокровища России. Энциклопедия. – М.: Росмэн-Издат,2000. – 120с., илл.
- Никол К. Искусство вышивки. Секреты мастерства. – М.: Контэнт,2004. – 185с., илл.
- Орлова Н. Дом и то, что в доме. Энциклопедия. – М.: Издательство Астрель,2001. – 493с., илл.
- Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
- Пэчворк: журнал рукоделия. – М.: ИД КОН –Лига Пресс,2003. – 52с., илл.
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.
- Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»
Программа кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида. Содержание курса направлено на развитие...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"
Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...
Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие»
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобра...
Рецензия на программу дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа по дополнительному образованию "Креативное рукоделие"на 2018-2019 учебный год прошла рецензию....
Рабочая программа дополнительного образования по рукоделию
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневны...
Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"
Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Адресована на детей от 9 до 15 лет....