Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"
рабочая программа

Постоева Татьяна Александровна

Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. 
Адресована на детей от 9 до 15 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolushka_programma.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 380

Красносельского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                    УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                      приказом № ________ от ___________

Решение от                                          Директор ГБОУ СОШ №380

 протокол № ____                                                               ____________ О.Н. Агунович                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СТУДИЯ РУКОДЕЛИЯ «ЗОЛУШКА»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 9-15 лет        

Разработчик: Постоева Татьяна Александровна

        педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Студия рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей.

     

     Актуальность программы  Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущая человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное  в  жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.

Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное искусство, вышедшее из таланта и души русского народа. Наши предки любили красоту и умели ее творить. В России испокон веков сохранялись традиции декоративно-прикладного искусства. Крестьянки плели кружево, занимались шитьем, вышиванием, дома украшались затейливой резьбой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью.

«Студия рукоделия «Золушка» создано на базе ГБОУ СОШ №380 с целью привлечения детей школьного возраста к занятиям по рукоделию.

Любая девочка, а потом уже девушка, должна иметь определенные знания и умения в шитье, вязании, вышивании. Все это пригодится в будущей семейной жизни. Мальчику необходимо иметь элементарные навыки шитья, чтобы зашить дырку, сделать подарок маме, отвлечься от школьных проблем.

Творить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сделать себе любое изделие, проявить свою индивидуальность и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома, для подарка. Быть не похожим на других людей, иметь свою изюминку — к этому стремится каждый человек.

       

Отличительная особенность программы «Студия рукоделия «Золушка»:

  • многообразие изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;
  • усложнение содержания творческой деятельности;
  • гибкость в использовании времени, средств, материалов;
  • максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем;
  • вариативная составляющая, базирующаяся на комплексе изученных приемов или видов деятельности.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

           

     Адресат программы «Студия рукоделия «Золушка». 

Программа рассчитана на детей 9-15 лет.

Наполняемость групп первого года обучения составляет 15 человек, наполняемость групп второго года обучения составляет 12 человек.

Из-за разницы в возрасте дети имеют различный уровень умственного и психического развития, но обучающиеся данного возраста отличаются коммуникабельностью и высокой степенью мотивации, поэтому быстро и успешно осваивают умения и навыки, предусмотренные программой.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем мотивации к обучению, заниженной самооценкой, с трудом идущие на контакт с педагогом и сверстниками. Данная программа предусматривает возможности организации вариативного обучения и индивидуального подхода к каждому ученику.

           В процессе обучения от учеников требуется желание в достижении результата,  усидчивость, любознательность и огромный творческий потенциал.

    Объем и срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся по 2 академических часа, количество часов в неделю - 4 часа, 144 часа в год.

          

  Цель  программы -  создание условий для развития творческой личности по средством декоративно-прикладного творчества.

   Задачи

  1. Образовательные:
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории декоративно-прикладного творчества.
  • Формировать умения техники исполнения изделий из различных материалов.
  • Формировать приемы работы с иглой, ниткой, тканью.
  • Формировать умения работы на швейной машине с различными материалами.
  • Формировать умение утюжить изделие.
  1. Развивающие:
  • Формировать умение постановки цели деятельности и ее планирования.
  • Формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе изготовления коллективных изделий.
  • Формировать потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств.
  • Формировать умение классифицировать виды декоративно-прикладного искусства по существенным признакам.
  • Формировать умение классифицировать современные материалы, ткани, пряжу, фурнитуру.

  1. Воспитательные:
  • Формировать нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социокультурной среде;
  • Формировать эмоционально-ценностное позитивное отношения к прекрасному;
  • Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда;
  • Развивать аккуратность, внимание, логическое мышление;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Уметь грамотно выполнять и оформлять работы.

    Условия реализации программы. 

       Условия набора: Учебно-воспитательный процесс представляет собой открытую систему. Набор в «Студию рукоделия «Золушка» производится по заявлению родителей или законных представителей.

      Условия формирования групп:

Группа первого года обучения набирается в количестве 15 человек. На второй год обучения переводится 12 человек. Дополнительный набор учащихся на второй год обучения допускается на основе собеседования или выполнения тестирования.

    Формы проведения занятий: За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

  • самостоятельность учащихся;
  • развивающий характер обучения;
  • интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические  принципы:

 принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

 принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материала от простого к сложному, при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

 принцип комплексного развития - взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;

 принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

 принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

 принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;

 принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;

 принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Методы:

В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:

  • словесно-информационный (беседа, инструктаж по технике безопасности);
  • практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроек-лекал и пр.);
  • наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделий-образцов, слайд-шоу и схем)).

В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:

  • сознательности и активности;
  • индивидуального подхода;
  • доступности;
  • последовательного увеличения трудности.

Основные формы организации образовательного процесса:

• Групповая: ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

• Фронтальная: предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

• Индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со

стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка,

содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.

Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах.

    Материально- техническое обеспечение программы:

  • Светлое и просторное помещение.
  • Большие столы (15 штук).
  • Стулья (15 штук).
  • Компьютер.
  • Магнитная доска, набор магнитов.
  • Стенд для выставочных работ.
  • Шкаф для хранения наглядных пособий и инструментов.
  • Учебно-методическая литература.
  • Швейная машина.
  • Фотоаппарат.
  • Ассортимент лоскутков.
  • Плотная бумага для выкроек.
  • Линейка 20 см.
  • Карандаш и стират.резинка.
  • Нитки швейные.
  • Набор ниток мулине.
  • Нитки ирис.
  • Атласные ленты.
  • Шнур джутовый.
  • Бисер и бусины.
  • Иглы для вышивания и шитья.
  • Игольницы
  • Клей ПВА универсальный или строительный, клей универсальный «Ким», клей прозрачный «Момент Кристалл».
  • Клеевой пистолет и стержни к нему.
  • Ножницы для бумаги.
  • Ножницы портновские.
  • Портновские булавки.
  • Пяльцы.
  • Акриловые краски для ткани, 8 цветов.
  • Синтепон шариковый.
  • Схемы, образцы, узоры для вышивки, поделок из лоскутков, выполненных педагогом и учащимися.

    Кадровое обеспечение: Педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей в дополнительном образовании в объединении «Студия рукоделия «Золушка» направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные:

Создание условий для формирования следующих умений:

  • Положительно относиться к освоению декоративно-прикладного искусства.
  • Проявлять интерес к содержанию творческой деятельности объединения «Студия рукоделия «Золушка».
  • Принимать сверстников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников.
  • Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности.
  • Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, себя.
  • Бережно относиться к результатам своего труда и туда сверстников.
  • С помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность.
  • Под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия.
  • Опираясь на полученные знания и умения, делать выбор действий, необходимых для создания изделий (заданных или задуманных) с учетом возможных и ограниченных возможностей.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить коррективы в свои действия;
  • выполнять учебные действия.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации;
  • использовать знаки, схемы, модели;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать, выделять главное;
  • проводить сравнение.

Коммуникативные

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения;
  • формировать своё мнение;
  • контролировать действия;
  • задавать вопросы по существу.

Предметные:   

Обучающиеся будут знать:

  • Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчеств;
  • Технику безопасности при работе с различными инструментами;
  • Основные способы работы по алгоритму, схеме;
  •  Требования к содержанию рабочего места;
  • Простейшие способы изготовления цветов и элементов декора из подручного материала (ленты, ткань и др.);
  • Способы использования джутового шнура;
  • Основы вышивки атласными лентами;
  •  Историю появления кукол и способы их изготовления;
  •  Правила составления простых композиций.


Обучающиеся будут уметь:

  • Пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
  • Выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных задач;
  • Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме,
  • Выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • Организовать рабочее место.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«Студии рукоделия «Золушка»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Охрана труда. Вводный инструктаж по ППД, ППБ, ЧС и пр. Организационные вопросы. План работы студии.

1

1

2

Отработка навыков работы с инструментами.

2

Техника рукоделия «Йо-йо»

1,5

4,5

6

Итоговая работа: изготовление броши/заколки в данной технике. Выставка работ.

3

Украшение в стиле «Бохо»

2,5

7,5

10

Итоговая работа: изготовление броши/заколки в данной технике. Выставка работ.

4

Цветы из ткани

4

10

14

Итоговая работа: изготовление броши/заколки в данной технике Выставка работ.

5

Шкатулка для рукоделия из ткани

2,5

7,5

10

Изготовление шкатулки.

Выставка работ. Конкурс на лучшую дизайнерскую идею.

6

Джутовая филигрань

6

18

24

Изготовление карандашницы/вазочки. Изготовление «Новогоднего колокольчика».
Выставка работ.

7

Вышивка лентами

12

26

38

Изготовление открытки. Изготовление картины.
Выставка работ.

8

Текстильная кукла

10

28

38

Изготовление нескольких видов кукол.
Выставка работ. Конкурс на лучшую куклу.

9

Итоговое занятие

1

1

2

  Мини -выставка

Итого

40,5

103,5

144


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«Студии рукоделия «Золушка»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Охрана труда. Вводный инструктаж по ТБ ППД, ППБ, ЧС и пр.

Организационные вопросы.

План работы студии.

1

1

2

Отработка навыков работы с инструментами.

2

Игольница из ткани

1,5

4,5

6

Итоговая работа: изготовление игольницы.

3

 Украшение «Галстук-  Бабочка»

1,5

4,5

6

Итоговая работа: изготовление заколки в данной технике. Выставка работ.

4

Украшение в стиле «Бохо»

2,5

7,5

10

Итоговая работа: изготовление броши/заколки в данной технике. Выставка работ.

5

Цветы из ткани

4

10

14

Итоговая работа: изготовление броши/заколки в данной технике Выставка работ.

6

Джутовая филигрань

6

22

28

Изготовление карандашницы/вазочки. Изготовление «Новогоднего колокольчика».
Выставка работ.

7

Вышивка лентами

12

26

38

Изготовление открытки. Изготовление картины.
Выставка работ.

8

Текстильная кукла

10

28

40

Изготовление нескольких видов кукол.
Выставка работ. Конкурс на лучшую куклу.

9

Итоговое занятие

1

1

2

Мини -выставка

Итого

39,5

104,5

144


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 380

Красносельского района

Санкт-Петербурга

           Утвержден

Приказом №____ от _________

Директор ГБОУ СОШ №380  

_____________ О.Н. Агунович

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

 «Студия рукоделия «Золушка»

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

10.09

25.05

36

72

144

2 раза в неделю

по 2 часа

2 год

01.09

25.05

36

72

144

2 раза в неделю

по 2 часа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия рукоделия «Золушка» творческой направленности предназначена для обучающихся 9-15 лет.

Программа предусматривает ознакомление воспитанников с декоративно-прикладным

творчеством через изучение специальностей более узкого профиля: создание украшений,

джутовая филигрань, цветы из ткани, лоскутное шитье, вышивка лентами, создание текстильной куклы.

На занятиях при изучении разделов программы разработан следующий алгоритм:

  • изучение истории данного вида творчества;
  • техника безопасности;
  • приемы, техники выполнения;
  • чтение схем, условных обозначений, текстовых записей;
  • выполнение творческих работ в данных техниках.

        Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент.

Образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и

практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

        Во время учебного года основными формами работы с родителями являются: родительские собрания, просветительские беседы, индивидуальные консультации. Работа с родителями занимает значительное место в реализации программы.

Цель программы: формирование художественно-эстетического вкуса и творческое развитие обучающихся посредством изучения различных техник декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

Воспитательные

  • формировать коммуникативные умения.
  • формировать позитивное отношение к труду как личной и общественной ценности
  • формировать культуру общения и поведения;
  • прививать навыки экономного отношения к используемым материалам;


Развивающие

  • развивать художественно - творческие способности воспитанников (фантазию, образное мышление, пространственное воображение, художественно - эстетический вкус др.);
  • способствовать развитию мелкой моторики, внимания и других психических функций посредством ручного труда;
  • формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно - прикладным творчеством;

Обучающие

  • обучить воспитанников навыкам и приемам различных техник декоративно - прикладного творчества;
  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;
  • сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно - прикладного искусства в жизни общества;

  1.       Вводное занятие.

      Теория: 

- Знакомство с группой.

- Рассказ о правилах и режиме работы на занятиях. Учащиеся обязаны посещать занятия и не пропускать их без уважительных причин. Учащиеся должны иметь на занятиях материал и инструмент.

- Ознакомить ребят с программой на год.

- Показать образцы выполненных работ.

- Провести инструктаж по правилам безопасной работы с ручным инструментом, правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения при террористических актах.

- Перечислить материал и инструмент, который требуется для занятий, а также получить навыки работы с ними.

     Практика: 

- отработать навыки работы с инструментами.

  1.         Техника рукоделия «Йо-йо».

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, куски ткани, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, нитки, иголки, фурнитура, бисер, бусины, булавка для броши, резинка для волос.

        Теория: История названия этой техники довольна интересна. Она родилась в 17- веке в Англии и сначала носила название «Саффонские пуфы» по названию графства. В те времена появились дорогие ткани и люди берегли каждый лоскуток, остающийся после раскроя одежды и других вещей. Они придумали делать цветы из лоскутов ткани – пуфы, сшивали их между собой в скатерти, покрывала, панно. Для изготовления цветов использовали и старую поношенную одежду.

Мода на объемные цветы из ткани возродилась в начале 20-го века. В то время на Филлипинах появилась деревянная игрушка йо-йо (что в переводе означает «иди-иди»), представляющая собой два круга, соединенных перемычкой. На перемычку наматывалась нить, игрушку бросали на пол – нить разматывалась, затем поднимали вверх, снова наматывая нить.

Но кому- то пришло в голову по названию этой игрушки назвать технику изготовления цветов, скорее всего потому, что два коротких слога легче произносить, чем два слова «Саффонские пуфы».

В некоторых источниках йо-йо называют японскими цветами и технику их изготовления – японской лоскутной техникой, потому что там эта техника очень популярна.  В наше время цветы йо-йо стали активно использовать рукодельницы.  

- Слайд-шоу «Идеи применения цветов йо-йо»

- Просмотр наглядных материалов

- Образцы цветов йо-йо

        Практика: 

- Изготовление шаблонов.

- Основные способы выполнения йо-йо.      

- Сборка и оформление украшения в технике йо-йо (брошь/заколка для волос).

      Итоговое занятие:

- Выставка работ внутри объединения.

  1.      Украшение в стиле «Бохо».

         Материально – технические средства: кусочки ткани (желательно натуральные - полотняного переплетения: хлопок, лен, мешковина, джинса), кружева бежевых и пастельных тонов, тесьма, ленты, ножницы для ткани, нитки, иголки, портновские булавки, бисер, бусины, фурнитура для броши/заколки.

    Теория: 

Название «бохо» пришло к нам из европейской Богемии, облюбованной таборами кочующих цыган. То, что этот народ очень артистичный, высоко ценит свободу самовыражения, молодость души и творчество, известно каждому. Французы называли таких цыган bohemians. Позже название сократилось до слова «богема», и термин стал означать представителей знатных семейств. Прозвище сохранилось и до сегодняшних дней, а «бохо» - это его сокращение.

Перерождение бохо произошло к началу нового века. В 2000 году каждый уважающий себя дизайнер выпустил коллекцию, в которой присутствовали длинные цыганские юбки, свободные рубахи и туники, этнические мотивы и декорации.

Что касается цветовых решений, то преобладают либо яркие краски, либо теплые оттенки коричневого, бежевого, пастельного цвета. Те же тенденции можно наблюдать и в украшениях, особенно в брошках.

Так как стиль «Бохо» имеет несколько подвидов, то и разнообразие изделий в них отличается. «Бохо-шик» предпочитает объемные украшения, а «Бохо-хиппи» склоняется к символике в своих драгоценностях. В направлении «Бохо-прованс» можно почувствовать настоящее дыхание старины, брошки этого стиля уникальны в своей отделке и декоре.

Материалов, которые идут на изготовление брошей в стиле «Бохо» очень много. Это могут быть и шелковые ткани, и мешковина, и кружево. Часто все эти элементы можно найти в каждом доме, и сделать брошь самостоятельно.

- Просмотр наглядных материалов

- Образцы

     Практика: 

- Способы выполнения броши/заколки в различных техниках

- Сборка и оформление украшения

    Итоговое занятие:

- Выставка работ внутри объединения.

4.           Цветы из ткани.

             Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, легкие синтетические ткани (креп-сатин, кашибо, подкладочная, органза), нитки, иголки, бусины, бисер, фурнитура, пенопласт размером 10*10 см.

    Теория:

История возникновения искусства цветоделия берет свое начало в далеком прошлом. Еще с древних времен девушки вплетали в волосы живые цветы, украшали ими шляпки и одежду, но, к сожалению, живые цветы недолговечны и поэтому замечательной альтернативой декора стали цветы из ткани.

Впервые упоминания о создании искусственных цветов уходят корнями еще в III-II веке до н.э. в Древнем Китае. Уже в то время мастера стремились как можно точнее передавать в своих работах образ того или иного цветка и заслуживали большого уважения.

Первые упоминания о классической школе цветоделия берут свое начало еще с 1655 года, так как именно в то время доминиканские монахи впервые стали использовать в качестве обработки ткани для изготовления цветов горячий желатин, что стало настоящей революцией в цветоделии.

В конце 18 века в искусстве создания цветов появляются новые течения, мастера начинают применять специализированные инструменты и новые техники окрашивания цветов. Самые стремительные темпы набирает это искусство  во Франции, Швейцарии, Италии, Саксонии, Богемии, благодаря чему эти страны становятся основными поставщиками искусственных цветов.

19 век становится эпохой цветочного бума и теперь искусственные цветы украшают шляпы, веера, ими декорируют корсажи, юбки, зонтики, лацканы пиджаков знатных особ. С этого же времени искусство цветоделия начинает охватывать и Россию. Появляются первые школы рукоделия, и уже в 1894 году в Санкт-Петербурге в свет выходит первое полное русскоязычное руководство по изготовлению цветов из бумаги, ткани, кожи и воска, которое дает возможность освоить это изящное искусство всем желающим.

20 век отличался переменными настроениями в мире цветочной моды, в это время мода на искусственные цветы то начиналась, то снова затухала. Особыми расцветами цветочного настроения отличался конец 40-х, 50-е и 80-е года 20 столетия. Искусственные цветы стали появляться на прилавках магазинов и даже в те годы, украсить свой наряд цветочной бутоньеркой считалось не дешевым удовольствием.

В 21 веке цветочное настроение накрывает все большее количество поклонников и уверенно переходит из области хобби для себя на профессиональную арену. Освоить этот потрясающий, истинно женский вид рукоделия может каждый, для этого нужно всего лишь набраться терпения, вдохновения и фантазии.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

          Практика: 

- Изготовление лекал цветов (листья, лепестки)

- Цветовой подбор ткани

- Заготовка лепестков

- Заготовка листьев

- Обработка лепестков и листьев    

- Сборка цветка

- Оформление сердцевины цветка

- Закрепление и оформление на основу( брошь/заколка)          

Итоговое занятие:

- Выставка работ внутри объединения.

5.             Шкатулка для рукоделия из ткани.

             Материально – технические средства: картон, карандаш, резинка, клей прозрачный  «Момент Кристалл», горячий пистолет, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, ткань, кружево, тесьма, шнур, фурнитура, иголки, нитки, синтепон.

   

    Теория:

Шкатулка – это один из самых желанных подарков для любой девушки. Элегантные и изящные, они становятся не просто местом для хранения любимых мелочей, а настоящим украшением всего интерьера.

Еще два тысячелетия назад талантливые мастера из Японии и Китая изготавливали уникальные футляры для хранения ценных вещей. Они были различных форм и размеров.
Мастера стремились опередить друг друга по уровню мастерства изготовления, поэтому на свет появлялись все новые методы обработки: декорирование тканью или кожей, инкрустация драгоценными камнями, украшение слоновой костью.

На Руси шкатулки были одним из главных предметов любого интерьера, ведь в них хранились украшения, памятные мелочи или сувениры.

До промышленной революции любая шкатулка изготавливалась вручную в единственном экземпляре, поэтому и стоила она очень дорого. Шкатулки были востребованы в основном у богатых людей. Изготовленная на заказ шкатулка, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, могла стоить дороже, чем драгоценности и сувениры, которые в ней хранились. Чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз либо от кражи, шкатулки также оснащались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и даже тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой — все то, чем шкатулки снабжали искусные мастера.

Со временем шкатулки перестали быть штучным товаром. Теперь они изготавливались не только из дерева, но и из кожи, металла и ткани. Это позволило шкатулке стать не просто удобным местом для хранения любимых вещих, но и настоящим украшением интерьера любой комнаты.

Ничто не способно нас так радовать как шкатулка, сделанная своими руками. Внешне шкатулки могут выглядеть как угодно. Фантазия рукодельниц не знает границ. Из самых обычных материалов получаются необычайные авторские шедевры.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

          Практика: 

-  Разработка и моделирование шкатулки.

-  Подбор цветовой гаммы.

-  Подбор оформления и украшения шкатулки.

- Обработка внешней части шкатулки тканью.

- Обработка внутренней части шкатулки (разделение на секции)

- Декорирование шкатулки (ленты, тесьма, фурнитура)

         Итоговое занятие:

- Выставка шкатулок. Конкурс на лучшую дизайнерскую работу.

   

6.              Джутовая филигрань.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, файлы,  клей «Ким», клей прозрачный «Момент Кристалл», маникюрные ножницы, пинцет, деревянная зубочистка, джутовый шпагат, отбеленный джутовый шпагат.

         Теория: 

Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов нить и зерно. Филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно - прикладного искусства.

Джутовая филигрань - основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Скрученные элементы укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. Форма ни чем не ограничена.

Джут – однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «Идеи применения техники «Джутовая филигрань»

         Практика: 

- Разработка эскиза.

- Подбор матерьяла.

- Выкладывание рисунка на файле.

- Снятие работы с файла и удаление остатков клея.

-  Закрепление отдельных деталей изделия.

- Оформление работы

          Итоговое занятие:

- Выставка изделий из джута внутри объединения.

7.                  Вышивка лентами.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка., ножницы для ткани, ткань (габардин, бязь, канва), ленты атласные шириной от 0,3 до 2,5 мм разных цветов, нитки мулине, нитки ирис, нитки швейные, иглы гобеленовые №20 и №22, пяльцы, бисер, бусины, клей прозрачный «Момент Кристалл».

       Теория: 

Это искусство берет свое начало во Франции 14 века во времена правления Людовика Великого. После освоения местными мастерами венецианской техники изготовления шелковых лент наряды французских дворян запестрели парчой, золотом и шелком. Преемник «короля солнца» Людовик XV дарил своим фавориткам платки и кошельки, которые собственноручно расшивал лентами. До начала 18 века вышивка являлась привилегией исключительно дворянства.

В эпоху расцвета рококо вышивка лентами стала практически самостоятельным видом утонченного рукоделия. Данная техника позволяла вышивать достаточно объемный, реалистичный рисунок. На шляпках дам высшего света цвели розы, ландыши, фиалки и даже орхидеи. Вскоре вышивку лентами стали использовать не только как украшения для предметов одежды, но и в интерьере помещений: ими украшали занавеси, одеяла из шелка, покрывала, обивку кресел, диванные подушки.

В настоящее время весьма популярен декор в стиле эклектики. В основе него лежит гармоничный контраст нового и старого — здесь мебель и музыкальные центры соседствуют с вышитыми салфетками, картинами в стиле рококо и шторами, расшитыми цветами.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «Волшебные ленты»

       Практика: 

- Закрепление ленты в игле и на ткани

- Ознакомление и выполнение швов и стежков
- Подбор лент и цветовое решение
- Правильное хранение лент
- Выбор рисунка и перевод его на ткань
- Выполнение отдельных элементов картины
- Оформление работы в рамку

        Итоговое занятие:

- Выставка картин вышитых лентами  внутри объединения.

8.             Текстильная кукла.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка,  ножницы для ткани, ножницы для бумаги, ткани (Ленда, бязь, трикотаж, креп-сатин), ручные иглы, иглы для шитья кукол, нитки, пряжа для волос (шерсть или «травка»), акриловые краски по ткани, кисть синтетическая №1 и №2, румяна, фурнитура, бисер, бусины, шариковый синтепон, клеевой пистолет, клей прозрачный «Момент Кристалл».

        Теория: 

Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Первые известные упоминания о куклах -манекенах Египетской царицы Клеопатры датируются 20 в. до н. э. Оказывается, у нее была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.

У разных племен и в разных странах куклы были разными.

Они были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины кукла - оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу - берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – их хранили в лубяных коробах, они переходили от одной девочки к другой, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, так и взрослых.

Нет в мире ни одной страны, дети которой не играли бы тряпичными куклами. Русские мастерицы тоже внесли свою лепту в создание прекрасных образцов этого народного промысла. Большинство народных текстильных  кукол отличает простота изготовления, и иногда методики исполнения близки, хотя народы жили на разных континентах.
Из жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. Кукла несет в себе тепло человеческих рук, ее создавших.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «История куклы»
- Слайд-шоу «Интерьерная кукла»

       Практика: 

- Выполнение лекал
- Перенос лекал на ткань
- Изготовление деталей куклы ручными стежками (стачным швов)

- Вывернуть, выправить и наполнить синтепоном детали куклы
- Сборка куклы
- Оформление прически куклы

- Роспись лица куклы
- Сделать выкройку одежды для куклы
- Раскрой из ткани деталей одежды
- Пошив одежды для куклы

          Итоговое занятие:

- Выставка кукол внутри объединения. Конкурс на лучшую куклу.

9.       Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Организация мини-выставки внутри студии.
Анкетирование детей по итогам года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся будет знать:

  • О характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • Понятие о фурнитуре;
  • Название ручных швов и область их применения;
  • «Тёплые» и «холодные» цвета;
  • Правила раскроя, набивки и соединения деталей мягкой игрушки;
  • Швы, применяемые при вышивании;
  • Понятие схемы, эскиза;
  • Понятие масштаба.

 

Обучающийся будет уметь:

  • Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  • Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
  • Пользоваться ручными инструментами: иглой;
  • Шить: швом «назад иголкой», швом «иголкой вперёд», швом «через край»;
  • Выполнять графические зарисовки;
  • Переводить шаблоны деталей игрушки на ткань;
  • Ровно вырезать по обведённому контуру;
  • Бережливо, экономно раскраивать ткань;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия рукоделия «Золушка» творческой направленности предназначена для обучающихся 9-15 лет.

Программа предусматривает ознакомление воспитанников с декоративно-прикладным

творчеством через изучение специальностей более узкого профиля: создание украшений,

цветы из ткани , джутовая филигрань, вышивка лентами, создание текстильной куклы.

На занятиях при изучении разделов программы разработан следующий алгоритм:

  • изучение истории данного вида творчества;
  • техника безопасности;
  • приемы, техники выполнения;
  • чтение схем, условных обозначений, текстовых записей;
  • выполнение творческих работ в данных техниках.

       Задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству изделий.

Образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и

практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

        Во время учебного года основными формами работы с родителями являются: родительские собрания, просветительские беседы, индивидуальные консультации. Работа с родителями занимает значительное место в реализации программы.

Цель программы: дальнейшее формирование художественно-эстетического вкуса и творческое развитие обучающихся посредством изучения различных техник декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

Воспитательные

  • формировать коммуникативные умения.
  • формировать позитивное отношение к труду как личной и общественной ценности
  • формировать культуру общения и поведения;
  • прививать навыки экономного отношения к используемым материалам;


Развивающие

  • развивать художественно - творческие способности воспитанников (фантазию, образное мышление, пространственное воображение, художественно - эстетический вкус др.);
  • способствовать развитию мелкой моторики, внимания и других психических функций посредством ручного труда;
  • формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно - прикладным творчеством;

Обучающие

  • обучить воспитанников навыкам и приемам различных техник декоративно - прикладного творчества;
  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;
  • сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно - прикладного искусства в жизни общества;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.      Вводное занятие.

      Теория: 

- Знакомство с группой.

- Рассказ о правилах и режиме работы на занятиях. Учащиеся обязаны посещать занятия и не пропускать их без уважительных причин. Учащиеся должны иметь на занятиях материал и инструмент.

- Ознакомить ребят с программой на год.

- Показать образцы выполненных работ.

- Провести инструктаж по правилам безопасной работы с ручным инструментом, правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения при террористических актах.

- Перечислить материал и инструмент, который требуется для занятий, а также получить навыки работы с ними.

     Практика: 

- отработать навыки работы с инструментами.

2.        Игольница из ткани.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, куски ткани, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, нитки, иголки, фурнитура.

        Теория: В древние времена, когда ткань только стала распространяться, игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги, которые перекладывались между собой.

Позднее, игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости, и между ними располагалась бархатная материя, где хранились булавки, иголки.

        Игольницы-подушечки часто создаются рукодельницами в декоративных целях. Они могут быть простой формы — квадрат, круг, сердечко — или сложной: в виде сумочки, фигурки животного, цветка. Простую самодельную игольницу можно изготовить из картона, набивного материала, например, ваты или поролона, и ткани. Игольницы украшают вышивкойаппликацией, вместо ткани может использоваться вязка.

        Изготовление игольницы — популярное задание на занятиях по рукоделию. Собственноручно сделанная игольница потом используется для приучения ребёнка к аккуратному обращению с вещами — после занятия в неё нужно убрать свои иголки.

- Просмотр наглядных материалов

- Образцы игольниц

        Практика: 

- Изготовление шаблонов.

- Основные способы выполнения игольниц.      

- Сборка и оформление игольницы.

      Итоговое занятие:

- Выставка готовых работ внутри объединения.

3.    Украшение «Галстук-Бабочка».

Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, куски ткани, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, нитки, иголки, фурнитура, булавка для броши, резинка для волос.

        Теория: Галстук-бабочка — тип универсального галстука, как мужского, так и женского. Он состоит из тканевой ленты, завязанной вокруг воротника симметричным узлом таким образом, что два противоположных конца формируют петли. Существуют два основных вида галстук-бабочки: классический и предварительно завязанный. Несмотря на внешнюю схожесть они имеют существенные различия.

  • Классический галстук-бабочка (англ. the self-tie bow tie) состоит из полосы ткани, которую его владелец должен завязывать самостоятельно каждый раз перед использованием, делая узел в виде симметричного банта.
  • Предварительно завязанные галстуки-бабочки (англ. the pre-tied bow tie), на которых узел уже сформирован и прошит нитками, а фиксация осуществляется на воротнике рубашки либо с помощью пуговицы, либо застёжек, либо специальных резинок, что позволяет носить их людям с разными размерами воротника рубашки.

Галстуки-бабочки могут быть сделаны из любой ткани, но чаще всего их делают из шёлкаполиэстерахлопка или комбинации этих материалов. Интересно, что шерсть намного реже используется для галстуков-бабочек, чем для обычных галстуков. Нередко этот аксессуар встречается с основой из натурального дерева.

В настоящее время галстуки-бабочки чаще всего завязывают таким же обычным узлом «бантиком», как и шнурки на обуви.

В наши дни галстук-бабочка потерял свой статус исключительного атрибута аристократии и используется наравне с другими видами галстуков.

Зачастую, галстуки-бабочки являются частью образа фокусников, крупье в казино, судей на боксёрских рингах и др. В кино известными носителями галстуков-бабочек являются Бонд. Популярен данный вид галстука и среди мультипликационных героев, таких как Кот ЛеопольдБезумный Шляпник, Гуфи из мультсериала «Гуфи и его команда» или Дональд Дак.

- Просмотр наглядных материалов

- Образцы бабочек-галстуков в виде галстука или заколки.

        Практика: 

- Изготовление шаблонов.

- Основные способы выполнения бабочек-галстуков.      

- Сборка и оформление «бабочки» в виде галстука и украшения для волос.

      Итоговое занятие:

- Выставка готовых работ внутри объединения.

4.     Украшение в стиле «Бохо».

         Материально – технические средства: кусочки ткани (желательно натуральные - полотняного переплетения: хлопок, лен, мешковина, джинса), кружева бежевых и пастельных  тонов, тесьма, ленты, ножницы для ткани, нитки, иголки, портновские булавки, бисер, бусины, фурнитура для броши/заколки.

    Теория: 

Название «бохо» пришло к нам из европейской Богемии, облюбованной таборами кочующих цыган. То, что этот народ очень артистичный, высоко ценит свободу самовыражения, молодость души и творчество, известно каждому. Французы называли таких цыган bohemians. Позже название сократилось до слова «богема», и термин стал означать представителей знатных семейств. Прозвище сохранилось и до сегодняшних дней, а «бохо» - это его сокращение.

Перерождение бохо произошло к началу нового века. В 2000 году каждый уважающий себя дизайнер выпустил коллекцию, в которой присутствовали длинные цыганские юбки, свободные рубахи и туники, этнические мотивы и декорации.

Что касается цветовых решений, то преобладают либо яркие краски, либо теплые оттенки коричневого, бежевого, пастельного цвета. Те же тенденции можно наблюдать и в украшениях, особенно в брошках.

Так как стиль «Бохо» имеет несколько подвидов, то и разнообразие изделий в них отличается. «Бохо-шик» предпочитает объемные украшения, а «Бохо-хиппи» склоняется к символике в своих драгоценностях. В направлении «Бохо-прованс» можно почувствовать настоящее дыхание старины, брошки этого стиля уникальны в своей отделке и декоре.

Материалов, которые идут на изготовление брошей в стиле «Бохо» очень много. Это могут быть и шелковые ткани, и мешковина, и кружево. Часто все эти элементы можно найти в каждом доме, и сделать брошь самостоятельно.

- Просмотр наглядных материалов

- Образцы

     Практика: 

- Способы выполнения броши/заколки в различных техниках

- Сборка и оформление украшения

    Итоговое занятие:

- Выставка работ внутри объединения.

5.           Цветы из ткани.

             Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, легкие синтетические ткани (креп-сатин, кашибо, подкладочная, органза), нитки, иголки, бусины, бисер, фурнитура, пенопласт размером 10*10 см.

    Теория:

История возникновения искусства цветоделия берет свое начало в далеком прошлом. Еще с древних времен девушки вплетали в волосы живые цветы, украшали ими шляпки и одежду, но, к сожалению, живые цветы недолговечны и поэтому замечательной альтернативой декора стали цветы из ткани.

Впервые упоминания о создании искусственных цветов уходят корнями еще в III-II веке до н.э. в Древнем Китае. Уже в то время мастера стремились как можно точнее передавать в своих работах образ того или иного цветка и заслуживали большого уважения.

Первые упоминания о классической школе цветоделия берут свое начало еще с 1655 года, так как именно в то время доминиканские монахи впервые стали использовать в качестве обработки ткани для изготовления цветов горячий желатин, что стало настоящей революцией в цветоделии.

В конце 18 века в искусстве создания цветов появляются новые течения, мастера начинают применять специализированные инструменты и новые техники окрашивания цветов. Самые стремительные темпы набирает это искусство во Франции, Швейцарии, Италии, Саксонии, Богемии, благодаря чему эти страны становятся основными поставщиками искусственных цветов.

19 век становится эпохой цветочного бума и теперь искусственные цветы украшают шляпы, веера, ими декорируют корсажи, юбки, зонтики, лацканы пиджаков знатных особ. С этого же времени искусство цветоделия начинает охватывать и Россию. Появляются первые школы рукоделия, и уже в 1894 году в Санкт-Петербурге в свет выходит первое полное русскоязычное руководство по изготовлению цветов из бумаги, ткани, кожи и воска, которое дает возможность освоить это изящное искусство всем желающим.

20 век отличался переменными настроениями в мире цветочной моды, в это время мода на искусственные цветы то начиналась, то снова затухала. Особыми расцветами цветочного настроения отличался конец 40-х, 50-е и 80-е года 20 столетия. Искусственные цветы стали появляться на прилавках магазинов и даже в те годы, украсить свой наряд цветочной бутоньеркой считалось не дешевым удовольствием.

В 21 веке цветочное настроение накрывает все большее количество поклонников и уверенно переходит из области хобби для себя на профессиональную арену. Освоить этот потрясающий, истинно женский вид рукоделия может каждый, для этого нужно всего лишь набраться терпения, вдохновения и фантазии.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

          Практика: 

- Изготовление лекал цветов (листья, лепестки)

- Цветовой подбор ткани

- Заготовка лепестков

- Заготовка листьев

- Обработка лепестков и листьев    

- Сборка цветка

- Оформление сердцевины цветка

- Закрепление и оформление на основу(брошь/заколка)          

Итоговое занятие:

- Выставка работ внутри объединения.

   

6.              Джутовая филигрань.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, файлы, клей «Ким», клей прозрачный «Момент Кристалл», маникюрные ножницы, пинцет, деревянная зубочистка, джутовый шпагат, отбеленный джутовый шпагат.

         Теория: 

Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов нить и зерно. Филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно - прикладного искусства.

Джутовая филигрань - основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Скрученные элементы укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. Форма ничем не ограничена.

Джут – однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «Идеи применения техники «Джутовая филигрань»

         Практика: 

- Разработка эскиза.

- Подбор матерьяла.

- Выкладывание рисунка на файле.

- Снятие работы с файла и удаление остатков клея.

-  Закрепление отдельных деталей изделия.

- Оформление работы

          Итоговое занятие:

- Выставка изделий из джута внутри объединения.

7.                  Вышивка лентами.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка, ножницы для ткани, ткань (габардин, бязь, канва), ленты атласные шириной от 0,3 до 2,5 мм разных цветов, нитки мулине, нитки ирис, нитки швейные, иглы гобеленовые №20 и №22, пяльцы, бисер, бусины, клей прозрачный «Момент Кристалл».

       Теория: 

Это искусство берет свое начало во Франции 14 века во времена правления Людовика Великого. После освоения местными мастерами венецианской техники изготовления шелковых лент наряды французских дворян запестрели парчой, золотом и шелком. Преемник «короля солнца» Людовик XV дарил своим фавориткам платки и кошельки, которые собственноручно расшивал лентами. До начала 18 века вышивка являлась привилегией исключительно дворянства.

В эпоху расцвета рококо вышивка лентами стала практически самостоятельным видом утонченного рукоделия. Данная техника позволяла вышивать достаточно объемный, реалистичный рисунок. На шляпках дам высшего света цвели розы, ландыши, фиалки и даже орхидеи. Вскоре вышивку лентами стали использовать не только как украшения для предметов одежды, но и в интерьере помещений: ими украшали занавеси, одеяла из шелка, покрывала, обивку кресел, диванные подушки.

В настоящее время весьма популярен декор в стиле эклектики. В основе него лежит гармоничный контраст нового и старого — здесь мебель и музыкальные центры соседствуют с вышитыми салфетками, картинами в стиле рококо и шторами, расшитыми цветами.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «Волшебные ленты»

       Практика: 

- Закрепление ленты в игле и на ткани

- Ознакомление и выполнение швов и стежков
- Подбор лент и цветовое решение
- Правильное хранение лент
- Выбор рисунка и перевод его на ткань
- Выполнение отдельных элементов картины
- Оформление работы в рамку

        Итоговое занятие:

- Выставка картин, вышитых лентами внутри объединения.

8.             Текстильная кукла.

         Материально – технические средства: блок для рисования, карандаш, резинка, точилка, ножницы для ткани, ножницы для бумаги, ткани (Ленда, бязь, трикотаж, креп-сатин), ручные иглы, иглы для шитья кукол, нитки, пряжа для волос (шерсть или «травка»), акриловые краски по ткани, кисть синтетическая №1 и №2, румяна, фурнитура, бисер, бусины, шариковый синтепон, клеевой пистолет, клей прозрачный «Момент Кристалл».

        Теория: 

Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Первые известные упоминания о куклах -манекенах Египетской царицы Клеопатры датируются 20 в. до н. э. Оказывается, у нее была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.

У разных племен и в разных странах куклы были разными.

Они были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины кукла - оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу - берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – их хранили в лубяных коробах, они переходили от одной девочки к другой, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, так и взрослых.

Нет в мире ни одной страны, дети которой не играли бы тряпичными куклами. Русские мастерицы тоже внесли свою лепту в создание прекрасных образцов этого народного промысла. Большинство народных текстильных кукол отличает простота изготовления, и иногда методики исполнения близки, хотя народы жили на разных континентах.
Из жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. Кукла несет в себе тепло человеческих рук, ее создавших.

- Просмотр наглядных матерьялов

- Образцы

- Слайд-шоу «История куклы»
- Слайд-шоу «Интерьерная кукла»

       Практика: 

- Выполнение лекал
- Перенос лекал на ткань
- Изготовление деталей куклы ручными стежками (стачным швов)

- Вывернуть, выправить и наполнить синтепоном детали куклы
- Сборка куклы
- Оформление прически куклы

- Роспись лица куклы
- Сделать выкройку одежды для куклы
- Раскрой из ткани деталей одежды
- Пошив одежды для куклы

          Итоговое занятие:

- Выставка кукол внутри объединения. Конкурс на лучшую куклу.

9.       Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Организация мини-выставки внутри студии.
Анкетирование детей по итогам года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся будет знать:

  • Виды тканей, их свойства, область применения;
  • Виды дополнительных материалов;
  • Название машинных швов и область их применения;
  • Технику изготовления объёмных игрушек;
  • Способы художественного оформления игрушек, сувениров, изделий.

 

Обучающийся будет уметь:

  • Пользоваться швейными инструментами;
  • Шить: потайным швом, швом «тамбурным» и «петельчатым»;
  • Изготавливать шаблоны;
  • Самостоятельно отбирать материал для изготовления игрушки, не только по фактуре, но и по цвету;
  • Аккуратно и самостоятельно шить;
  • Самостоятельно комбинировать различные приёмы в оформлении изделий;
  • Свободно ориентироваться в конструкциях и сборке деталей игрушек;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы

Этапы контроля:

Входной – при наборе группы.

Промежуточный – по окончании изучения темы.

Итоговый – по окончании года.

Формы диагностики прогнозируемых результатов: 

- самостоятельная работа по изученным темам;

- выставка детских работ;

- итоговая выставка работ (в конце года).

Система оценки знаний и умений, навыков:

1. Наблюдение за детьми в процессе деятельности, что позволяет отслеживать их отношения друг с другом, к делу и к коллективу.

2. Текущий контроль: уровень знаний и умений по программе (определяется в процессе анализа качества выполненных детьми работ), участие во временных выставках (по мере прохождения тем).

3. Итоговый контроль: выполнение творческих работ, участие в выставках.

Критерии оценивания показателей результативности

освоения учащимися программы

Баллы выставляются каждому учащемуся по пятибалльной шкале по каждому разделу программы и заносятся в таблицу: «Карта оценивания результативности освоения учащимися программы студии рукоделия «Золушка».

Уровень освоения разделов программы выставляется по следующей шкале:

от 1 до 2,5 – уровень низкий

от 2,6 до 4 – уровень средний

от 4,1 до 5 – уровень высокий

Все баллы суммируются и вычисляется среднеарифметический балл, который заносится в графу «Средний балл».

Карта оценивания результативности освоения учащимися программы

студии рукоделия «Золушка»

пп

ФИО учащегося

Итог освоения разделов программы в баллах

Техника рукоделия «Йо-йо»

Украшение в стиле «Бохо»

Цветы из ткани

Шкатулка для рукоделия

Джутовая филигрань

Вышивка лентами

Текстильная кукла

Средний балл

1

2

3

Работы для участия в конкурсах и фестивалях отбираются педагогом по следующим критериям:

  • Соответствие возрасту;
  • Исполнительское мастерство;
  • Аккуратность выполнения работы  

Методические материалы

С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методики и технологии:

  • информационно-развивающие (рассказы, беседы, просмотр подготовленных педагогом слайд-шоу, книг, демонстрация выполнения хода работы педагогом);
  • практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в выставках внутри объединения, анализ действия на практических занятиях.)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности обучающихся. Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, грамотное световое освещение, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Разноуровневое обучение – у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Исследовательские методы в обучении - дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, вникнуть в изучаемую тему, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Учебно - методический комплекс программы

 

  • Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами
  • Образцы
  • Подборка фотографий  по темам
  • Наглядные изображения лекал техники «ой-йо»
  • Наглядные изображения лекал «цветов из ткани»
  • Наглядные изображения лекал кукол
  • Наглядные изображения лекал  игольниц
  • Наглядные изображения лекал «галстук-бабочка»
  • Схема технологической последовательности сборки шкатулки из ткани
  • Схема технологической последовательности «джутовой филиграни»
  • Схемы выполнения элементов вышивки лентами
  • Схема технологической последовательности сборки куклы
  • Слайд-шоу «Идеи применения цветов йо-йо»
  • Слайд-шоу «Идеи применения техники «Джутовая филигрань»
  • Слайд-шоу «Волшебные ленты»
  • Слайд-шоу «История куклы»
  • Слайд-шоу «Интерьерная кукла»


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  Нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей;

- Приказ Министерства науки и образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 г., № 617-р;

- Отраслевой технологический регламент оказания государственных услуг в сфере дополнительного образования, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 10.05.2016 г. №1406-р;

- Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014;

- Устав ГБОУ СОШ №380 Санкт-Петербурга;

- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Литература в адрес педагога:

  • Яфальян А.Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. – г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 г.
  •  Гущина Т.Н. Воспитываем творческую личность и индивидуальность. – М.: АРКТИ, 2012 г.
  • Григорьева А. Золотая книга рукоделий. - М.: Белый город, 2008г.
  • Максимова М.В., Кузьмина М.А. Дом и сад. Дизайнерские идеи и практические хитрости. - М.: Эксмо, 2006 год.
  • Декоративные цветы своими руками. Редактор: Крылова Е. – М.: Рипол-Классик, 2017 г.
  • Зайцева А.А. Вышивка лентами: самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2015 г.
  • Бекетова Н. Вышивка лентами шаг за шагом. Энциклопедия для начинающих. – М.: Эксмо, 2016 г.
  • Волкова Я. В. Хранители дома и семьи. – М.: Хоббитека, 2017 г
  • Пушина В. Декоративные изделия в технике «джутовая филигрань». - г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 г.
  • Брагина М.А. Модные игрушки своими руками. - г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 г.
  • Лепаловская А. Детская текстильная кукла в вольдорфском стиле. - М.: Хоббитека, 2017 г
  • Войнатовская Е. Интерьерные куклы на каркасе. Ангелы и феи. – СПб.: Питер, 2017 г.
  • Войнатовская Е. Куклы-хранители женского счастья. Мастер -классы от Nkale. - СПб.: Питер, 2017 г.
  • Войнатовская Е. Текстильные ангелы и феи: пошаговый мастер-класс от Nkale. - СПб.: Питер, 2017 г.

 Литература в адрес учащихся:

  • Зайцева А.А. Вышивка лентами: самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2015 г.
  • Войнатовская Е. Куклы-хранители женского счастья. Мастер -классы от Nkale. - СПб.: Питер, 2017 г.
  • Войнатовская Е. Текстильные ангелы и феи: пошаговый мастер-класс от Nkale. - СПб.: Питер, 2017 г.

Интернет источники:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...