Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»
рабочая программа по технологии (6 класс)

Программа разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.                 № 1008, и статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная программа была доработана   в новой редакции.    

Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение  «Гимназия № 166 г. Новоалтайска  Алтайского края»

«Согласовано»

Руководитель кафедры

_____        / Щёлокова С. И./

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска»

_____        / Баташова В. Н./

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска»

_____        /Кукарева Н.А./

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                               Гладышева Светлана Васильевна                                  

по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»

для учащихся 5-6 классов  

на 2019 – 2020 учебный год  

                                                           

2019

 

 

1.         Раздел «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Креативное рукоделие»

1.1. Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное рукоделие» (далее Программа) определяет содержание образования детей в объединении «Креативное рукоделие» в соответствии с Образовательной программой муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.

Программа разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.                 № 1008, и статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная программа была доработана   в новой редакции.    

Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

        Программа «Креативное рукоделие» носит развивающий характер, направленность её – художественная.

           Новизна заключается в том, что в программе используются новые техники декоративно-прикладного творчества: «изонить», «блэкворк», «ассизи», «сашико», «барджелло», «рокко». На первом году обучения введены новые разделы: мозаика, художественное конструирование из лоскутов ткани, вязание крючком, вышивка крестом; на втором году обучения   - «Изонить», «Стежковая вышивка»; третий год обучения дополнен изготовлением объемных рамок и паспарту; на четвертом году обучения, помимо вышеназванных техник, введены разделы: «Вышивка на пластиковой канве», «Пенопластика», «Теснение на фольге», «Темари»  

Актуальность программы обусловлена вопросами раннего эстетического, духовно-нравственного и интеллектуального развития детей, которые находят своё решение в настоящей дополнительной общеразвивающей программе.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности будет содействовать воспитанию у детей оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.

Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества, то есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить.

Программа адресована детям 10 - 14 лет, соответствует уровню начального общего образования. При разработке Программы учитывались возрастные особенности учащихся.  

Набираются учащиеся в группу с различным уровнем развития творческих способностей. Набор осуществляется самозаписью.  

Количество учащихся в учебных группах определяется в соответствии с п.3.4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Срок реализации программы 2 года.

Для групп I года обучения (10 – 12 лет) занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов). За это время детям даются первоначальные знания и умения по изучению свойств материалов и порядка изготовления конкретных работ. В первом полугодии учащиеся знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, получают первоначальные графические навыки, изготавливают простейшие изделия. Во втором полугодии первого года обучения используются полученные знания, и осуществляется переход к изготовлению более сложных работ, включая и коллективные.

Для групп 2-го года обучения (11-14 лет) занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов).  

Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между занятиями 5 мин.

Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления, обучение строится по принципу: от простого – к сложному. Теоретические занятия планируются в соотношении 1:4 (20% теории и 80% практики).

Теоретическая часть включает в себя информационный материал, необходимый для эффективного усвоения программы, чтение и копирование схемы, объяснение педагогом работы по схемам, способов выполнения изделия и его отделки, последовательность его изготовления.

На практической части занятия учащиеся выполняют предложенное им изделие или выбранное самостоятельно в строго определенной последовательности.

Работы учащихся могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по правилам техники безопасности труда, в дальнейшем педагог систематически напоминает об этих правилах.

В ходе образовательного процесса используются и нетрадиционные формы занятий: конкурсы и праздники с демонстрацией лучших творческих работ. На занятиях востребованы репродуктивный и частично-поисковый методы. Формы работы содержат в своей основе три блока:

- групповые, индивидуальные, массовые;

- теоретические и практические;

- учебные.

Вопросы укрепления психического и физического здоровья, профориентационной работы, развития навыков социальной компетенции решаются посредством тестов, тренингов, дискуссий, бесед с учащимися и родителями, других форм в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Результативность определяется при выполнении учащимися самостоятельных   творческих работ, участия в конкурсах и выставках, а также в культурно-досуговых мероприятиях учреждения. Отслеживание результатов (теоретических и практических ЗУНов) осуществляется на основе мониторинга результатов обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе.

  1.2.  Цель и задачи Программы

Цель программы: - приобщение детей к миру искусства; развитие у них творческих способностей, художественного и дизайнерского вкуса; раскрытие личности, внутренней культуры каждого ребёнка в ходе освоения техник декоративно-прикладного творчества: изонить, ниткография, кукла и др.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обучающие:

  • формирование специальных навыков по изучаемым видам рукоделия;
  • приобретение практических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности в  декоративно-прикладном творчестве;

развивающие:

  • развитие смекалки, изобретательности, мелкой моторики рук, технического и логического мышления, глазомера;
  • привитие   устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • развитие способности самостоятельного выполнения различных поделок;

воспитательные:

  • воспитание интереса к разнообразным видам искусства, любви  к природе, родному краю, истокам русской  народной культуры;
  • формирование высокой коммуникативной культуры, уважительного отношения к результатам труда;
  • формирование духовно-нравственных ценностей личности.

Цель и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Курс рассчитан на 2 года обучения.  

В конце каждого учебного года проводятся персональные и отчётные выставки, на которые приглашаются родители (законные представители) и родственники учащихся. Лучшие работы принимают участие в городских и краевых выставках декоративно-прикладного творчества.

 Программа «Креативное рукоделие» вариативна, могут вноситься изменения и дополнения в учебно-тематические планы каждого года обучения.

Данная дополнительная общеобразовательная программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных организациях для реализации дополнительного образования художественной направленности в полном объеме или частично.

1.3. Содержание Программы

Программа вариативна. В учебные планы каждого года обучения могут вноситься изменения и дополнения.

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Введение в дополнительную общеобразовательную программу

Аппликация «Цветы для мамы»

2

2

-

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

2.

Аппликация (28 часов)

18

2

 16

2.1.

Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов Изготовление аппликации «Осенний лист»

2

2

-

2.2.

Основы цветоведения. Изготовление аппликации «Осеннее дерево», «Под зонтом».

4

1

3

2.3.

Составление композиции рисунка для аппликации. Приёмы выполнения аппликации «Филин», «Матрешка».

4

-

4

2.4.

Приёмы выполнения аппликации «Цветы в вазе», «Кот в цветах».

4

-

4

2.5.

Выполнение творческих работ с использованием цветной компьютерной бумаги и различного вида бусинок и пайеток

«Любимая игрушка», «Грибы».

4

-

4

3.

Лоскутная техника (22 часа)

22

2

20

3.1

Стиль «пэчворк».

2

1

1

3.2

«Изготовление шаблонов».

2

-

2

3.3

«Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники».

2

-

2

3.4

«Изготовление панно»

4

-

4

3.5

«Изготовление лоскутного коврика»

4

4

3.5

«Изготовление ланчмата»

4

4

3.6

«Изготовление лоскутной подушки»

4

4

4.

Мозаика

10

1

9

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

4.1.

История возникновения мозаики. Техника безопасности работы с инструментом. Виды мозаики «Птички», «Цирк», «Сказочный лес».

2

1

1

4.2.

Выполнение мозаики с использованием мелких камней «Домики».

2

-

2

4.3.

Выполнение мозаики с использованием пайеток и страз «Лес».

2

-

2

4.4.

Выполнение мозаики с использованием кусочков ниток «Котики».

2

-

2

4.5.

Выполнение мозаики с использованием бросового материала «Сердце», «Собачка».

2

-

2

5.

Вязание крючком

12

2

10

5.1

Правила безопасной работы. Приёмы вязания крючком

2

1

1

5.2

Технология вязания по кругу

2

-

2

5.3

Технология вязания различных узоров.

2

-

2

5.4

Изготовление сувенира «Символ года»

4

-

4

5.5

Вязание подушки «Сердце»

2

-

2

6.

 Вышивка крестом

4

 1

 3

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

6.1.

Практическое выполнение счетных швов: простой крест, полукрест  

 4

1

 3

Итого

68

 

 

Учебный план второго года обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Аппликация (16 часов)

16

2

12

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

2.1.

Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Изготовление аппликации «Осень золотая», «Букет», «Клен».

6

2

4

2.2.

Приёмы аппликации в технике «розетки», а также из меха и кусочков ниток. «Котик», «Зайчик», «Ежик».

6

-

6

2.3.

Изготовление аппликаций по образцу «Яблочки», «Груши».

4

-

4

3.

Ниткография (42 часа)

42

2

40

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

3.1.

Ниткография. Материалы и инструменты. Технология выполнения картин из различных видов пряжи

2

2

-

2.5.

Изготовление панно технике «ниткография». «Храм», «Цветочная фантазия», «Волки», «Нарцысы», «Пролиски», «Восток», «Море», «Фиалки», «Жираф», «Овечка».

20

-

20

2.6.

Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике «ниткография». «Тюльпаны», «Маки», «Фиалки», «Жасмин», «Апельсины», «Кувшин», «Птица», «Голубь», «Сова», «Поросенок».

20

-

20

4.

Изонить (50 часов)

  50

8

44

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

4.1.

История возникновения техники «изонить». Техника безопасности работы с инструментами. Виды «изонити»

2

2

-

4.2.

Выполнение работ в технике ниточного дизайна. Угол и окружность при работе в технике «изонить». Выполнение работ в технике «изонить» «Квадрат», «Дерево», «Симметрические фигуры», «Цветы», «Ромашки», «Лебеди», «Облока», «Домик», «Зайчик», «Храм», «Рыбки».

22

2

20

4.3.

Последовательность выполнения угла и окружности при работе в технике «изонить». «Дом», «Планета», «Космос», «Ракета», «Мир», «Фантазия», «Комета», «Космонавт», «Планеты», «Колыбель», «Малыш».

22

2

20

4.4.

Выполнение творческой работы в технике «изонить». «Цветы», «Природа».

4

-

4

6.

Назначение и выполнение ручных и гладьевных швов: «петельный,» «потайной», «тоновая гладь,» «в раскол» (10 часов)

10

2

8

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

6.1.

Выполнение петли «прорезную» и «воздушную».

4

2

2

6.2.

Вышивка и обработка края носового платочка и накладного кармана

6

-

4

7.

Техника вышивки «сашико» (стежковая вышивка) (34 часа)

34

4

26

собеседование,

анализ изделий,

выставка творческих работ

7.1.

Основные приемы вышивки «сашико».  Изготовление изделий в технике «Сашико», «Подушка», «Жилет», «Скатерть», «Накидка».

12

4

8

7.2.

Выбор ткани для вышивки и создание трафаретов для работы.

12

-

12

7.3.

Изготовление фартука в технике «сашико».

10

-

10

9.

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

Планируемые результаты

По итогам освоения программы учащийся приобретёт

предметные  результаты

знать:

  • правила безопасности труда;
  • правила пользования инструментами: ножницами, карандашом  и т.д.;
  • различие и назначение материалов (листья и семена растений, бумага, картон, и др.);

уметь:

  • выполнять разметку по шаблону;
  • пользоваться инструментами;
  • выполнять операции по обработке бумаги, листьев деревьев (вырезание, склеивание, складывание);
  • вышивать изонитью, выкладывать пряжу, изготавливать сувениры   и панно;
  • применять приобретенные навыки на практике.

метапредметные результаты

  • умение  самостоятельно  определять  цели  своего  обучения;
  • умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей;
  • умение  осуществлять  контроль  своей  деятельности  в процессе  достижения  результата;
  • владение  основами  самоконтроля,  самооценки;
  • умение  определять  понятия,  создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  классифицировать,  строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы;
  • умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность  с педагогом и сверстниками; работать  индивидуально и  в  группе:  находить  общее  решение и  разрешать конфликты  на основе  согласования  позиций  и  учёта  интересов;  формулировать,  аргументировать  и  отстаивать  своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей; планирования  и  регуляции  своей  деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные результаты

  • сформированность у учащегося творческого и образного мышления, художественного вкуса, фантазии;
  • сформированность у учащегося аккуратности в работе, внимания, терпения и трудолюбия.

  1. Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

        Календарный учебный график составлен в соответствии с календарно-учебным графиком МБОУ «Гимназия № 166 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2019-2020 учебный год. Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные сроки реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом праздничных и выходных дней, составлен для каждой учебной группы.

2.2. Условия реализации Программы

Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.

        Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по декоративно-прикладному творчеству имеются книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические изображения, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.

        Для реализации Программы используется дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;

б) слайды, видео-аудио пособия;

в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) схемы, технологические карты;

д) индивидуальные карточки.

2.3.        Формы аттестации. Оценочные материалы 

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль в виде педагогического наблюдения, собеседования, анализа и самоанализа выполненных работ.

  1. Методические материалы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • игровой.

        Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.

        Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов из методического фонда школы.

В процессе обучения осуществляются межпредметные связи. Для обеспечения результативности учебного процесса и активности учащихся предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и материалов.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

        Реализация Программы основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.

В Программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.


Список литературы

  1. Азбука детского творчества (Умное поколение.   Школа творчества).– М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  2. Быстрицкая А. Бумажная филигрань  – М.: Айрис-пресс, 2011.
  3. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000 г.
  4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
  5. Изобразительная деятельность: методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ», 2010 г.
  6. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 г.
  7. Какого цвета мир?: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет: Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994 г.
  8. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
  9. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010
  10. Карпова О.В. Поделки из природных материалов. Подарок природы – М.:  «Солнечный зайчик», 2010
  11. Ханна Линд; (пер. с нем. М.Б.  Тереховой). Бумажная мозаика - М.: Айрис-пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочная деятельность "Рукоделие"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Рукоделие»(общекультурное направление)для 5 класса            Срок реали...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир рукоделия" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Мир рукоделия" для 5 -7 классов  разработана  и реализуется  на основе  требований  к оснащению образователь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»

laquo;Креативного рукоделия» - общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов "Креативное рукоделие"

Рабочая программа "Креативное рукоделие" может быть использована учителем технологии при планировании занятий с учащимися. Представленная программа по внеурочной деятельности познакомит учащ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Креативное мышление"

рабочая программа ориентирована на 5-9 классы...