Школьное лесничество «Пойма» (опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)
статья на тему

Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, геологии, краеведения и других естественных наук, а также для реализация их творческого потенциала на практике. Поделюсь нашим опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk_lesnichestvo_statya_.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное лесничество «Пойма»

(опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)

Гарибян С. В.

МКОУ «Покровская СОШ»

Ленинский район, Волгоградской области

«Работа школьных лесничеств предусматривает подготовку и воспитание школьников для последующей трудовой деятельности, прежде всего, в системе лесного хозяйства. Приобретенные специальные знания и практические навыки дают возможность школьникам получить специальность лесника».

Комитет охраны природы Волгоградской области

Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, геологии, краеведения и других естественных наук, а также для реализация их творческого потенциала на практике. Задачи, выполняемые школьными лесничествами:

  • экологическое образование и воспитание;
  • оказание практической помощи лесничества, исполнение обязанностей специалистов лесного хозяйства, проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
  • опытническая и исследовательская деятельность школьников;
  • работа на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда (292га);
  • помощь в благоустройстве населенных пунктов и пришкольного участка.

Деятельность школьного лесничества предусматривает подготовку и воспитание школьников для последующей трудовой деятельности, прежде всего, в системе лесного хозяйства. Приобретенные специальные знания и практические навыки дают возможность школьникам получить специальность лесника.

Деятельность школьных лесничеств организуется в соответствии с его Уставом, Планом работы и трехсторонним договором о сотрудничестве между ГУ Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (ПП ВАП), ГКУ ВО «Лещевское лесничество» и МКОУ «Покровской СОШ» с 2005 году. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с лесничим (Хихлов Анатолий Николаевич), педагогами, ответственными за работу школьного лесничества, проф. ориентационную работу (Ведмецкая Елена Ивановна), за экологическое образование и воспитание обучающихся (Гарибян Светлана Викторовна), представителями Актива лесничества «Пойма».

Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:

  • предметная – на уроках биологии, географии, технологии и краеведения;
  • межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: классные и внеурочные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия: участие в экологических конкурсах, конференциях, олимпиадах, праздниках;
  • лекторская работа – педагоги, лесники, сотрудники ПП ВАП проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • практическая помощь природе – работа школьного лесничества, участие в природоохранных акциях;
  • сотрудничество с природоохранными учреждениями.

Важнейшим направлением работы школьного лесничества является практическая профориентационная работа. Под руководством специалистов лесного хозяйства и педагогов Покровской СОШ в 2015-2016 учебном году велась работ в питомнике древесно-кустарниковых растений: сбор семян, посев семян и уход за саженцами, исследовательская работа в питомнике, высадка подроста на закрепленной территории и при благоустройстве села. Выполнены работы по выращиванию посадочного материала в питомнике, на учебно-опытных участках (160 саженцев дуба черешчатого, 30 саженцев кустарника бирючины, 20 саженцев каштана конского, 50 саженцев шелковицы, 140 саженцев клена ясеневидного). Организована весенняя высадка саженцев клена и ивы на территории села, осенняя высадка саженцев ивы на отведенном лесниками участке. Проведены учебные занятия по тушению пожара в лесу и на открытой местности.Оказана помощь Лещевскому лесхозу в сборе семян ясеня (собрано 20 кг семян). Сотрудниками Лещевского лесничества проведен урок «Ёлочка – живи!». Изготовлено и размещено на территори ГКУ ВО «Лещевское лесничество» 26 скворечников, подготовлено 30 щитов (100х70см) для обустройства лесозащитных противопожарных аншлагов, а 10 марта 2016 г прошло рабочее совещание с главой СП «Покровка» по разработке положения «Организация мониторинга противопожарной ситуации на территории Покровского и Каршевитского сельских поселений входящих в зону ответственности ГКУ ВО «Лещевское лесничество». Члены Совета школьного лесничества приняли в нем активное участие и получили задание на лето. В мае члены школьного лесничества совместно с сотрудниками ГКУ ВО «Лещевское лесничество» провели акцию «Посади лес».

Другим неотъемлемым направлением работы является экологическое образование и воспитание. Члены лесничества традиционно проводят акции: Межрайонная - «Чистая пойма» в рамках мероприятия «Очистим планету от мусора» и Областная - «Чистый берег»; Всемирные Дни осеннего наблюдения птиц и Международный интернет-проект «Весна идет!», «Покормите птиц», «Вестники весны» в рамках Межрайонной комплексной природоохранной акции «Люди и птицы».

Члены школьного лесничества «Пойма» принимают участие в конкурсах и праздниках: Областной фотоконкурс «Природа родного края» в ПП Усть-Медведицкий; V областной молодежный фотоконкурс «Волгоградская область – территория мира»; Межрайонные экологические праздники «Всемирный день биоразнообразия планеты» и «День ВБУ», они стали победители Международный фото конкурс «Золотая осень» и всероссийской викторины «Россия. Природные богатства».

Члены лесничества «Пойма» постоянно расширяют свой кругозор.  Ежегодно в МКОУ «Покровская СОШ» проходит школьный этап Всероссийской предметной олимпиады по Экологии, Биологии и Географии. Победители школьного этапа участвуют в муниципальной олимпиаде. Юные лесники участвуют во Всероссийских экологических проектах: «Вода России» - Водный урок, уроки «Хранители Воды» и «Мобильные технологии для экологии». Всё это помогает ребятам узнать много нового об окружающей природе за рамками образовательных программ.

Члены школьного лесничества «Пойма» продолжат свою работу. В ближайшее время планируется усилить направления в организации научно-исследовательской работе и расширении школьного питомника.

Можно быть уверенными, что те, кто в юности работал в школьном лесничестве, станут «настоящими хозяевами» в лесу, а специалистами они будут прекрасными, особенно если придут на работу в лесное хозяйство. Мы стараемся привить школьникам простую мысль: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях» (Арманд Давид Львович (1905-1976) – российский географ).

Желаем юным лесоводам светлых и широких дорог в жизни, по которым они пройдут с честью и достоинством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников  Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре...

Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)

   Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Главная цель в экологическом воспитании:  создать условия, чтобы школьники научились экологически мыслить, понимать и анализировать факты, находить причины и следствия, принимать соответствующие ...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...