Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)
материал ( класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

     Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей в процесс экологического образования и просвещения, естественно, будут вовлечены и родители.

 Именно, поэтому успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от выбранных форм и средств организации учебно-воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

«Особенности экологического образования и воспитания школьников

в МБОУ Николо- Березовской СОШ»

(из опыта работы)

Подготовила:

Адамова С.А.

учитель биологии и химии

МБОУ Николо- Березовской СОШ

Милютинского района

Ростовской области

2013 год

Оглавление

Введение                                                                                                                        3-4

1. Создание модели экологического образования и воспитания, реализуемой в рамках интегративной программы «ЖИВИ» в условиях сельской школы             5-6

2. Характеристика основных форм деятельности по развитию экологических знаний и умений обучающихся                                                                                                7-14

2.1. Урочная работа                                                                                                       7-10

2.2. Внеурочная работа – деятельность отряда «Зелёный патруль»                        10-14

2.2.1. Экскурсии в природу                                                                                           11

2.2.2. Таксация зелёных насаждений                                                                            11

2.2.3. Апробация разнообразного посадочного материала                                         11

2.2.4. Фенологические наблюдения                                                                              12

2.2.5. Природоохранная деятельность обучающихся                                                 13

2.2.6. Пропагандиско-просветительская деятельность обучающихся  -  распространение листовок, плакатов, рисунков и проведение массовых экологических мероприятий                                                                                         14

2.3. Экологический мониторинг и исследовательская деятельность                       14-15

2.4. Проектная деятельность  и Web-квесты                                                              15-16

3. Практическая значимость, результативность и перспективы  экологического образования  и воспитания                                                                                           17-19

Заключение                                                                                                                     20

Литература                                                                                                                      21

Приложения                                                                                                                    22

Введение

           В РФ проблема экологической безопасности становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции негативного воздействия на атмосферу, водоёмы, почвы, животный и растительный мир. Одна из основных причин ухудшения экологической ситуации – невежество в природоохранных вопросах, непонимание и игнорирование проблем вследствие недостаточности знаний, и самое главное – не желание знать и узнавать.

    Ухудшение состояния природных экосистем, загрязнение окружающей среды – это и государственная проблема, и проблема каждого гражданина. Это связано с тем, что последствия пагубного воздействия на природу сказывается на каждом из нас, и все те меры, которые принимаются государством для решения экологических проблем, не могут быть реализованы без широкого участия населения. Наряду, с многочисленными правами, которые мы, как правило, не пользуемся, закон РФ обязывает граждан «принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения».

    Неблагоприятная экологическая обстановка в стране во многом определяется недостатками экологического контроля и управления. Экологический контроль – деятельность государства, предприятий, граждан, направленная на соблюдение природоохранных норм, правил, ограничений.

      Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы в экологическом контроле и управлении были заинтересованы и участвовали не только  государство и местная власть, но и отдельные граждане? Как бороться с игнорированием экологических проблем, с привычкой видеть вокруг себя грязь и ничего не делать, с невежеством в вопросах охраны окружающей среды?

    Ключевую роль в этом играет экологическое просвещение и образование. Какие бы нормы и правила не существовали, они не могут быть реализованы без широкого общественного участия. Вовлечение же каждого человека в экологическую деятельность невозможно без экологического информирования, воспитания, просвещения и образования.

  Таким образом, основная задача экологического просвещения – воспитание заинтересованности в получении подобной информации, в последовательном и целенаправленном решении экологических проблем.

     Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей в процесс экологического образования и просвещения, естественно, будут вовлечены и родители.

 Именно, поэтому успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от выбранных форм и средств организации учебно-воспитательной деятельности.

    

1.   Создание  модели экологического образования и воспитания, реализуемой в рамках интегративной программы «ЖИВИ» в условиях сельской школы

    Уже не первый год МБОУ Николо- Березовская  СОШ  работает над проблемой «Нравственное воспитание средствами экологической работы». Пристальное внимание общественности к экологическому образованию и воспитанию, а так же рекомендации Письма Департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 1999 года «О реализации обязательного минимума содержания курса «Экология» в основной и средней (полной) школе, поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения общества и природы, который определяет способы мышления и деятельности, и который должен быть сформирован у подрастающего поколения.

    В связи с этим,  в МБОУ Николо- Березовской СОШ на базе экологического объединения ГУРАН была разработана модель экологического образования и воспитания.

    Цели программы:

  1. Формирование знаний учащихся об экологических законах и принципах жизни (экологическое мышление).
  2. Реализация учебных программ общего и дополнительного образования, обеспечивающих формирование экологических знаний.
  3. Обеспечение междисциплинарной интеграции в изучении экологии.
  4. Развитие у детей нравственно-этических качеств личности, ценностных установок, обеспечивающих готовность к решению экологических задач (экологическое мировоззрение).
  5. Формирование экологической культуры школьника через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды.

  Задачи:

  • конструирование содержания экологического образования с учётом системности, преемственности и региональности;
  • развитие у учащихся чувства причастности к решению экологических проблем, через включение в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в родном крае;
  • создание условий для самореализации творческой и социально-значимой практической деятельности;
  • формирование ценностной ориентации в отношении экологии человека и цивилизации в целом;

 

  2.  Характеристика основных форм деятельности по развитию  экологических знаний и умений обучающихся

2.1. Урочная работа

  Формирование  экологической культуры учащихся  МБОУ Николо- Березовской СОШ осуществляется в учебном процессе с 1 по 11 классы.

  У младших школьников формируется изначальная понятийная база в области окружающей среды, происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения человека в природе. Основные экологические вопросы  рассматриваются в курсах: «Окружающий мир» (автор О.Т. Поглазова)  и  «Экология» (факультативный курс разработан на основе учебно-методического пособия Т.М. Бондаренко «Экология для младших школьников» и учебника–тетради Т.П. Зверева «Экология для малышей»).

  На первой ступени обучения важнейшей целью воспитания экологической культуры является развитие наблюдательности, любознательности, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой. С первых школьных уроков прививается детям любовь к природе, показываются её величие, красота и ранимость. Для введения обучающихся в мир сложных взаимодействий живой природы используются такие формы учебных занятий как экскурсия, путешествие, беседа, урок-игра, викторина.

  Содержание рабочих программ учителей и учебно-методические комплекты по многим предметам предусматривают обращение к вопросам экологической направленности.   Во 2-4 классах количество учебного времени и объём информации  экологической направленности  возрастает.

      В основной и средней  школе экологический материал проходит стержневой идеей от курса к курсу по всем традиционным учебным дисциплинам (биология, химия, география, литература, ОБЖ, технология, физика).  Так же, как и в начальной школе, в 5-6 классах введен профилирующий курс «Экология» (факультативные курсы: «Экология 5» разработан на основе учебника А.Т. Зверева; «Экология 6» разработан на основе учебника Т.Г. Черновой). Программный материал позволяет акцентировать внимание на воспитание экологической ответственности как черты личности, единстве научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.

    На уроках экологии открывается широкая возможность для разъяснения тех знаний, которые предоставлены современной экологией. В настоящее время вопросы экологизации находят своё отражение в новых учебных программах по биологии. Используя вышесказанное за основу, я экологизируя курс биологии, начинаю с 6 класса.

  В своей работе  использую несколько способов экологизации биологии:

1.  Информационный компонент – суть способа – экологизация курса от темы к теме.

2. Введение логических и проблемных задач. Одним из эффективных методов формирования экологических знаний являются применение решения задач по экологической тематике.

   Их оптимальное использование в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал  аргументированным, жизненным, менее академичным.

 3. Формирование экологического мировоззрения с использованием регионально-значимого материала. В данном направлении  использую возможности уроков-обобщений в виде ролевых игр, семинаров, конференций. Учащиеся заранее получают темы, которые будут рассматриваться по ходу урока. Практика показывает, что именно эти уроки вызывают наибольший интерес и желание подготовиться и выступить по одному из вопросов урока.

    Анализируя  дидактическое и методическое обеспечения школы, в целях повышения эффективности экологического образования  в 7-9 классах возникла потребность в создании и реализации новой образовательной программы (приложение 1), с опорой на новую  материально-техническую базу школы (комплекты-лаборатории экологических исследований серии  «Пчёлка –У», «НКВ»).

Основу этой программы определяют следующие принципы:

  1. узнаваемость конкретных объектов, событий, явлений, процессов – все они непосредственно связаны с определённой территорией (окрестности Николо-Берёзовского поселения);
  2. гибкость, позволяющая использовать в процессе обучения любые объекты, события, явления, процессы, связанные с окружающей средой исследуемой местности;
  3. совместимость с другими школьными предметами (химией, биологией, географией, физикой, информатикой, историей и т.д.) на уровне небольших исследовательских задач, связанных с синтезом, интеграцией и анализом знаний;
  4. решение задач экологического воспитания;
  5. разнообразие форм занятий: беседы, экскурсии, семинары, практические работы, конференции, лабораторные работы, дискуссии, исследовательские  и проектные работы.

    Программа реализуется в рамках дополнительного образования МОУ Николо-Берёзовской СОШ на базе школьной экологической лаборатории с набором учащихся 7-9 классов.

  Программа рассчитана на 35 часов учебных занятий в год и включает четыре основных раздела:

Основные цели образовательной программы «Человек и окружающая среда»:

  1. формирование основ экологического мировоззрения (иными словами, личного разумного отношения к окружающей среде);
  2. определение личных возможностей и способов оказания влияния на изменение  местной экологической ситуации;
  3. формирование коллективного общественного мнения в отношении среды обитания, использования природных ресурсов, развития местной экологической ситуации.

2.2. Внеурочная работа - деятельность  отряда «Зелёный патруль»

  Охрана зелёных насаждений учащимися нашей школы является приоритетной задачей, которая предусматривает природоохранные мероприятия, рациональное использование и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.

  Огромную работу по охране растений выполняет «Зелёный патруль». Девиз членов  этого отряда  – «Зелёный патруль» всегда на посту».

  Члены «Зелёного патруля» пропагандируют определённые правила поведения в природе, организуют повсеместное изучение экологии и биологии растений, воспитывают у каждого школьника любовь к родной природе и желание её оберегать, а в случае опасности – постоять за неё. Основными объектами исследования являются северо-западная часть Николовского леса, роща и школьный дендропарк. Деятельность «Зелёных патрулей» определяется Положением, утверждённым Советом школы (приложение 2).  «Зелёный патруль» - это лаборатории для закрепления знаний по биологии, ботанике, зоологии, химии, математике; база для проведения исследовательских работ с опорой на природные объекты (лес, рощу, муравейник, представителей флоры и фауны разных экосистем)

Объекты исследования «Зелёного патруля»

  1. Насаждения общего пользования (северо-западная часть Николовского леса, роща);
  2. Насаждения ограниченного пользования (дендропарк, фитозона);
  3. Насаждения индивидуального пользования (сады);
  4. Насаждения специального пользования (защитные лесные полосы).

Основные формы работы зелёного патруля

  1. Экскурсии в природу (объекты – лес, роща, лесопосадки, школьный дендропарк)

    Учащиеся школы совершают экскурсии в лес, с целью: сбора гербарных растений, знакомство с основным видовым составом лесной растительности, изучение сезонных явлений в лесу, роще. Экскурсии организуются в виде обычного похода в лес, где ведущую роль выполняют члены зелёного патруля совместно со школьными преподавателями. Экскурсии имеют свою тематику и программу, которую определяют вместе с членами экологического отдела ГУРАНа, продолжительность экскурсии несколько часов. Экскурсии проводятся в разной форме, всё зависит от уровня подготовки, эрудиции, фантазии, способностей учащихся по данной теме. Например, в сентябре 2012 года учащимися школы была совершена тематическая экскурсия в северо-западную часть Николовского леса (цель экскурсии - изучение видового состава древесно-кустарниковых пород леса).

  Примером следующих тем экскурсионных походов является исследование лесных насаждений – лесополос хутора Николовки – прямолинейных рядов деревьев (акация, вяз, ясень).

2.2.2. Таксация зелёных насаждений

  На занятиях экологического кружка учащиеся учатся определять глазомерную таксацию деревьев. Учащиеся знакомятся со специальными приборами – высотометром, планом лесонасаждений; чтение специализированной литературы.

  1. Апробация разнообразного посадочного материала на территории школы, акция «Посади дерево!»

   Этот вид деятельности является ведущим в работе нашей школы, благодаря этому на базе школы имеется красивый дендропарк, аллея лесных насаждений, школьная фитозона, где происходит апробация различного  посадочного материала.  В школьном дендропарке  высадили множество видов древесных и кустарниковых пород, характерных для нашей зоны. В течение года «Зелёный патруль» проводит серию опытно-исследовательских работ. Члены ЗП помогают озеленению улиц хутора лесными саженцами деревьев и обеспечивают своевременный уход за ними.  Работа в школьном дендрарии всячески поощряется, так как деревья выступают ценным объектом для экологических исследований.

  1. Фенологические наблюдения и опытническая работа

     В своей работе члены «Зелёного патруля» большое значение отводят наблюдениям и проведению опытов. Учащиеся выясняют закономерности сезонного развития растений и животных в роще, дендропарке; устанавливают взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды (ребята выясняют лучшие сроки для сбора плодов, лекарственных растений; начало цветения растений, прилёт и отлёт птиц).

Примерный план опытно-практических работ и наблюдений

  1. Дать характеристику по происхождению, составу, полноте, возрасту, ярусности участков леса;
  2. Провести наблюдения по схеме:

Название

дерева

Начало

сокодвижения

Начало

распускания

почек

Начало

цветения

Начало

созревания

плодов и

семян

Начало

листопада

Конец

листопада

  1. Определить влияние времени сбора семян на их всхожесть; определение всхожести семян; определение способов размножения растений (приложение 3);
  2. Работа на экологических объектах;
  3. Изучение строения основных вредителей, изучение простейших способов борьбы с вредными насекомыми и болезнями;
  4. Проведение расселения муравьёв;
  5. Привлечение птиц, уход за гнёздами и охрана птиц.

   Параллельно с наблюдениями проводим систематические метеонаблюдения: составляем календарь погоды.

2.2.5.  Но основным содержанием работы «Зелёного патруля» является природоохранная деятельность

     Чтобы предвидеть будущее любого экологического объекта, необходимо вовремя заметить нарушение экологического равновесия: болезни деревьев, образование оврагов в лесу, пожары, браконьерство и многое другое.     Особой заботой «Зелёного патруля» окружены птицы: члены отряда изготавливают и развешивают кормушки (операция «Синица»), каждая кормушка имеет свой порядковый номер. Штаб зелёного патруля проводит разъяснительную беседу о необходимости охраны птиц в зимний период. Члены отряда совместно с другими учащимися школы организовывают кормление птиц и наблюдение за жизнью птиц. Наблюдения должны включать вопросы, отражающие биологию и экологию определённого вида птицы. Итогом этого вида деятельности является ежегодно проводимый праздник «День птиц».

    Члены «Зелёного патруля» способствуют увеличению лесной фауны посредством охраны нор зверей и гнездовий птиц. Но важное место в этой работе отводится – охране рыжих лесных муравьев и их расселению, так как, именно, муравьи уничтожают множество вредных насекомых вредителей деревьев и кустарников (за 1 год муравьи одного крупного гнезда уничтожают 100 тыс. насекомых). Врагов у них много, но главный враг – человек. Прежде всего, члены отряда определяют местонахождение муравейников на охраняемой территории (экологическая стоянка – «Роща»). Практическая работа по охране муравейников заключается в пропаганде знаний о пользе муравейников, наблюдений за состоянием естественных муравейников и проведение искусственного расселения муравьев (приложение 4).

В перспективе планируется ведение исследовательской работы над пчёлами, шмелями (операция «Пчела»).

    Члены «Зелёного патруля» ведут систематическую работу по борьбе с эрозией почв. Учащиеся проводят обследование местности, составляют план оврагов и противоэрозионной работы – закрепление оврагов (ставится опыт по выяснению лучших пород деревьев для закрепления оврагов). Учащиеся выясняют, что для создания приовражных лесополос используют лесные породы деревьев: акация белая, берёза бородавчатая, дуб, тополь, вяз обыкновенный, клён остролистный, липа, груша лесная.

   Большую работу члены «Зелёного патруля» оказывают в деле охраны зелёных насаждений от пожара и самовольных вырубок. Главная работа членов отряда заключается в своевременном оповещении о наличии очагов возгорания в лесу, роще, поле.

2.2.6. К числу наиболее эффективных дел в работе «Зелёного патруля» относим просветительскую деятельность – распространение листовок, плакатов, рисунков и проведение массовых мероприятий. Например, издаётся стенгазета «Экологический вестник»; члены экологического кружка «Эколог-практик» проводят познавательные беседы и мероприятия; опираются в своей работе на опытно-практическую деятельность.

2.3. Экологический мониторинг и исследовательская деятельность обучающихся

    Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Для этого разработана программа экологического мониторинга (приложение 5).

Внедрение практикума позволяет:

- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем;

- обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;

- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;

- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экологических проблем.

 Основные принципы в выборе методик для программы экологического мониторинга:

- простота;

- использование преимущественно визуально-колометрических методов слежения за состоянием природы;

- базирование на краеведческом принципе.

  Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры учащихся. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.

Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).

Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.

Основные методики, которые использую в мониторинговых целях:

 1. Стандартные методики экологических исследований (А.С. Боголюбов);

 2. Методика (А.Г. Муравьева) с использованием  экологической лаборатории школы на базе оборудования «Пчёлка –У» и «НКВ» (приложение 6).

    Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся.

2.4.  Проектная деятельность  и Web-квесты

   Эту форму работы использую в работе с учащимися, мотивированными на более глубокое изучение предмета, которые проявляют заинтересованность по тому или иному вопросу.  

В общем  понимании проектное  обучение – это технология развивающего обучения, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, включающая последовательное выполнение комплексных учебных проектов.

Работа по осуществлению проекта предполагает интегрированный подход к объекту, явлению, проблеме. Проектное обучение предполагает формирование целостного представления об окружающем мире (приложение 7).

При использовании в работе метод проекта опираюсь на некоторые принципы проектного обучения:

-  процесс работы не менее важен, чем результат. Школьное образование становится продолжением повседневного образования, естественным образом творимого окружающей средой во внешкольной жизни ребёнка.

-  опыт разрешения целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца. Это качество во взрослой жизни приобретает особую значимость. Опыт личного участия в решении проблемы способствует переводу экологических знаний  в экологические убеждения, активно формируя экологическое мировоззрение личности.

-  допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт равные возможности для личностного роста всех учащихся.

-  система проектного обучения влияет на мотивационную сферу личности, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и её результатам.

  В ходе использования проектного обучения можно отметить, что обучающиеся осваивают новые пути получения информации. Web-квесты – мини-проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет и мультимедийных энциклопедиях. Результаты своей работы  учащиеся представляют в виде презентаций и докладов.

3.  Практическая значимость, результативность и перспективы  экологического образования  и воспитания

   Работа  по формированию  экологического культуры, путём экологического образования и воспитания является целенаправленной и планомерной.  Разработанная программа предусматривает теоретические занятия, практическую деятельность и самостоятельные исследования ребят. В ней моделируются различные жизненные ситуации; они помогают детям усваивать качества и свойства предметов; уточнять представления, полученные в процессе наблюдений в природе; заострять внимание на природоохранных вопросах; закреплять нормы и правила поведения в природе. Решение подобных задач помогает ребятам понять, что между природой и объектами, которые создаёт человек, должно быть определённое равновесие; человеку важно не только создавать такие объекты, как дома, заводы, но и существовать, так как человек сам часть живой природы и неразрывно связан с ней.

  Исследовательская работа способствует пробуждению устойчивого интереса  к экспериментам, пониманию взаимосвязей в природе, учит любить понимать и охранять природу.

  Для формирования связи с окружающей средой, необходимо как можно сильнее приблизить детей к природе. Для этой цели в школе создан «Кабинет в природе». Таким кабинетом выступает экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Эти задания выполняются вовремя экологических экскурсий, которые выступают межпредметными формами организации учебно-воспитательного процесса.

  В ходе экскурсий на экологической тропе создаются условия для углубления, конкретизации, применения на практике полученных на уроках предметных знаний и умений школьников, связи с их жизнью и трудом человека. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нём сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Наша  экологическая тропа проходит по маршруту восьми стоянок

  1. школьный дендрарий
  2. река Берёзовая
  3. овраг
  4. поле
  5. роща
  6. луг
  7. озеро
  8. Корнеев родник

  Работа на учебной экологической тропе проводится из года в год в разные сезоны. Учащиеся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании школьников. В конце года ребята оформляют «Паспорт» на свою экологическую стоянку.

  Ежегодно с 22 марта по 5 июня в школе проходят «Дни защиты от экологической опасности»», в апреле месячник экологической работы. Цель этих мероприятий – объединение усилий для решения природоохранных задач на селе. Это усилия учащихся школы, жителей хутора, специалистов и органов власти. Совместное проведение экологических субботников по уборке улиц, высадке деревьев, ликвидация  свалок, посадка зелёных насаждений, расчистка водоохранных зон реки Берёзовая, обустройство Корнеева родника – это далеко неполный перечень традиционно проводимых мероприятий.

  Неотъемлемой частью практической деятельности являются заседания «Круглого стола», семинары, где поднимаются актуальные проблемы экологии родного края, обсуждаются экологические проблемы хутора, планируются предстоящие природоохранные мероприятия и анализируются проведённые акции.

  В нашей школе утверждены Экологические Акции: «Чистый воздух», «Живой родник», «Мусор – это серьёзно», «Посади дерево».

  Акция «Чистый воздух» направлена против загрязнения воздуха. Учащиеся, воздействуя на население публицистическими статьями, предотвращаю сжигание мусора в черте поселения; активно борются с курением.

  Акция «Живой родник» направлена на очищение и благоустройство родника, находящегося на территории села. Акция «Мусор – это серьёзно» направлена  на ликвидацию свалок, благоустройство территории хутора.

  Акция «Посади дерево» направлена на озеленение территории школы и населённого пункта, проводится два раза в год (осенью и весной).

  Экологической программой школы предусмотрено оформление кабинета биологии в экологическом направлении. Уже стал привычным выпуск школьной ежемесячной стенгазеты «Экологический вестник».

       Массовая «экологизация» образования и воспитания школы является более удачной формой привлечения подрастающего поколения в дела охраны природы.

  Перспективной и заслуживающей внимания является идея создания на базе школы эколого-краеведческого музея, цель которого собрать коллекции животных (насекомых) и растений родного края.

     

Заключение

    Работу по экологическому образованию и воспитанию  провожу, соблюдая один для всех неписаный закон  «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».

  В данном процессе играет большую роль природное окружение. Этот фактор имеет особенное  назначение для нашей местности, т.к. для сельских ребят природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становлении экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, потому что мы каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт, природные экосистемы – лес, луг, озеро, река.

 Создание интегративной модели экологического образования  и её внедрение в реальный учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы позволяет:

- формировать у ребят положительную мотивацию на решение экологических проблем;

- обучать  способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;

- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;

- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экологических проблем.

    Я представила используемые мною формы и методы экологического образования  на базе нашей школы, старалась отразить свой вклад в процесс экологизации образования в условиях модернизации современной школы.

  Эпилогом к организации и осуществлению экологического образования и воспитания могут быть слова В.А. Сухомлинского:

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…».

Литература

  1. А.Г. Муравьёв, Н.А. Пугал «Экологический практикум» Крисмас + С-Петербург 2007 175 с.
  2. А.Г. Муравьёв «Экологический мониторинг» Программа факультативного курса для школьников 9-11 классов Крисмас + С-Петербург 2005 40 с.
  3. Л.А. Коробейникова «Комплексная экологическая практика школьников. Программы. Методики. Оснащение»: учебно-методическое пособие Крисмас + С-Петербург 2002 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Из опыта экологического образования и воспитания

Обмен опытом работы в области экологического образования и воспитания....

Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону

О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по химии для обучающихся 7-11 классов МБОУ Николо- Березовской СОШ

Организация и контроль за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся....

Экологическая конференция учащихся МБОУ Николо- Березовской СОШ по теме «Проблемы человечества и окружающая среда»

Предлагаю вашему вниманию разработку научно-практическую конференцию для учащихся «Про­блемы человечества и окружающая среда».План конференции вывешивается заранее для знакомства. Конференция проводит...

Учебно-методическая публикация, доклад на тему «Экологическое образование и воспитание детей в МБОУ «Горковская СОШ»

Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, ...