Экологическая конференция учащихся МБОУ Николо- Березовской СОШ по теме «Проблемы человечества и окружающая среда»
план-конспект занятия по экологии ( класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Предлагаю вашему вниманию разработку научно-практическую конференцию для учащихся «Про­блемы человечества и окружающая среда».

План конференции вывешивается заранее для знакомства. Конференция проводится как обобщающее занятие в теме «Биосфера и человек», может быть рассчитана как на урок, так и на два урока или серию уроков, проведена как внеклассное мероприятие - всё зависит от наработанного материала и возможностей учащихся и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_konferentsiya.docx609.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая конференция учащихся МБОУ Николо- Березовской СОШ

по теме «Проблемы человечества и окружающая среда»

Дата проведения – 16 апреля 2014 г.

Классы – 5-11

Экологическое образование молодёжи - не просто одна из важнейших задач, это условие его дальнейшего выживания. Научный экологический багаж должен войти в мировоззрение нового поколения и стать основой его деятельности, правильного распоряжения тем, что нам даёт природа.

Первая международная научная программа по экологии «Международная биологическая программа» осуществлялась усилиями учёных в 60-х гг. XX века и обозначила кризис окружающей среды.

В 1987 г. международный конгресс в Москве закрепил просветительскую работу среди населения. Экологию стали преподавать сначала в вузах, а затем и школах.

На сегодня действует новая международная программа «Биологическое разнообразие», направленная на сохранение и приумножение видового состава экосистем как наследия человечества. На смену антропоцентрическому мышлению личности, где человек считался хозяином природы, должно сформироваться у будущего поколения биоцентрическое мышление. Биоцентричность означает принятие системного мышления и понимания того, что только система жизни на планете в целом обеспечивает и сохранение, и прогресс человеческого общества, всего живого, которое поддерживает и создаёт условия для жизни человека.

В последнее время оформляется специальная область экологических знаний - социальная экология, рассматривающая последствия деятельности человека в обществе и пути гармонизации отношений с природой. Последствия его непродуманной деятельности превратились в проблемы:

  • способы и приёмы утилизации мусора;
  • социальные болезни и их экологические корни;
  • обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания;
  • борьба с эндемичными заболеваниями и психическими расстройствами, избыточными накоплениями в организме токсичных веществ, ионизированным загрязнением окружающей среды;
  • роли политики в сохранении окружающей среды, развитии экономики;
  • психического и морального иждивенчества молодого поколения и др.

Поэтому особое место отводится урокам, которые воспитывают экологическую культуру человека.

Предлагаем вашему вниманию научно-практическую конференцию для учащихся «Проблемы человечества и окружающая среда».

План конференции вывешивается заранее для знакомства. Конференция проводится как обобщающее занятие в теме «Биосфера и человек», может быть рассчитана как на урок, так и на два урока или серию уроков, проведена как внеклассное мероприятие - всё зависит от наработанного материала и возможностей учащихся и учителя.

Цель: обозначить наиболее острые проблемы человечества и окружающей среды и выработать собственные принципы поведения под девизом: «Думай глобально - действуй локально!»

Задачи:

  • становление активной гражданской позиции через формирование:
  • экологической культуры и сознания, глобального мышления и мировоззрения;
  • практической направленности знаний;

развития творческой, поисковой и исследовательской деятельности учащихся и различных компетенций;

  • межпредметных знаний, умений, навыков;
  • личной ответственности и осторожности поведения;

овладение:

  • элементами международной сертификации;
  • новыми элементами экологических знаний и умений по распознанию рекламы и её функций;
  • распознанием некачественного и вредного продукта;

умение:

  • проводить свою политику сохранения окружающей среды, своего здоровья;
  • протестовать против необдуманного строительства объектов, наносящих вред природе, живому;
  • осознание экологического положения «Я - гражданин Мира» через:
  • развитие и воспитание нравственных и этических чувств: толерантность, восхищение, удивление и любование, любовь и жалость, сопереживание и стыд.

Оформление: экран, мультимедийный проектор, (или интерактивная доска), плакаты-призывы, таблицы,, схемы, диаграммы, проекты, импровизированные рекламные щиты, увеличенная фотография (картина) годовалого ребёнка со счастливой и радостной улыбкой (как символ чистых помыслов) и др.

             План конференции

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, целеполагание. Вступительное слово учителя.
  3. Выступления учащихся со своими исследованиями и проектами:
  • Маркетинг и экомаркетинг;
  • Реклама и антиреклама (товарные и экологические знаки);
  • Общероссийская конкурсная система «Экологический знак качества»;
  • Модифицированная и генно-модифицированная продукция;
  • Мусор и его утилизация. Рециклизация;
  • Экологические партии Ростовской области;
  • Экологическая физкультминутка;
  • Что я могу сделать в решении экологических проблем? (Проекты учащихся, например, письмо в газету, организованная акция, организация и изготовление экологических баннеров, фотовыставки и т.д.);
  • Я строю свой дом на основе экологических принципов.

4. Итог. Рефлексия. Выработка своих принципов поведения в окружающей среде. Оценка и самооценка своей деятельности.

Сценарий.

Вступительное слово учителя.

Если бы я сказала: «Сегодня мы начинаем наш разговор с вопроса: какой бы вы хотели видеть окружающую вас среду, в которой мы смогли бы сохранить своё здоровье и жизнь других? Все ваши ответы обобщились бы следующим образом. «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим».

Сейчас много пишется и говорится о загрязнении окружающей среды, о курении, наркомании, алкоголизме, преступности и другом, но явно замалчиваются такие вопросы как:

  • Роль политики в сохранении здоровья человека и среды, которая сводилась к одному принципу «Хлеба и зрелищ», то есть как накормить и развлечь свой народ при наименьших затратах, даже во вред всему живому?
  • Каких успехов добились экологические организации, которые мешают теневым дельцам обманывать всех и сталкивать в пропасть опасных заболеваний и гибели человечества и всего живого?
  • Что такое экомаркетинг и почему сейчас оформляется новая отрасль экологии - социальная экология?
  • Что такое экологический знак?
  • Как зависит здоровье человека от потребляемой генно-модифицированной продукции?
  • Куда девать мусор? Что такое «синдром белоснежки»?
  • Что такое рециклинг и какова его роль?
  • Как оптимально организовать экологическое жилище?
  • Какими экологическими принципами нужно руководствоваться каждому человеку в повседневной жизни?

Начнём конференцию словами американского учёного Д. Колдуэлла, являющимися своеобразным нашим эпиграфом: «Не может быть большего заблуждения, чем трактовать экологический кризис только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности. Наиболее важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить». Как трудно изменить психологию, мировоззрение людей, привыкших быть только потребителями, пассивно ждущих, что кто-то сделает воздух и воду чище, превратит гигантские свалки в зелёные парки и скверы, защитит леса и реки, найдёт способ производства экологически чистой продукции.

Для этого нужно воспитать у молодых экологическую культуру - культуру взаимодействия личности с окружающей средой, осознанное стремление ценить себя, своё здоровье и здоровье других, с уважением относиться ко всем проявлениям мира, его богатству форм, красок, звуков. А это обязывает каждого участвовать в разнообразной интеллектуальной и практической деятельности.

Различают 3 уровня экологической культуры:

1 уровень        - изменение своего образа жизни во благо природы и других;

2 уровень         - участие в природоохранных, здоровьесберегающих и социально-значимых мероприятиях села, района, области;

3 уровень        - сознательное вступление в ряды членов экологических объединений или партий и борьба за реализацию экологических принципов.

Мы рассмотрим первый наиболее доступный всем уровень экологической культуры: изменение своего образа жизни, он может включать: отказ от автомобиля, от дорогого и роскошного большого дома, экономное использование света, воды, газа, сдачу вторсырья, утилизацию своего мусора.

Добровольно ограничить себя - это немыслимо! Ведь мы все стремимся к удобству, комфорту. Как же быть!?

Экологическая культура - не что иное, как материализованное сознание в поступках, делах, словах людей, ибо дела - это своеобразная проекция образа мысли человека, тот самый продукт, который необходим для всего живого на Земле.

Старинная китайская поговорка несёт глубокий смысл: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия», то есть взгляд на вещи, ведь ценности меняются по мере осознания проблемы, а ценности изменяют ситуацию. По этим проблемным вопросам вы долго и тщательно готовились и сейчас для всех мы постараемся осветить эти вопросы.

Слово предоставляется учащимся.

         Дополнительный материал к конференции.

Этические принципы и экологическое мировоззрение.

Принцип единства - все мы являемся частью природы.

Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа имеют свою значимость.

Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени полезности для нас.

Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.

Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас может существовать, а мы без неё - нет, истощённая Земля - истощённая экономика.

Принцип «Непосредственный опыт - лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Принципа теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

Принцип учета всех затрат в цене любого продукта - рыночная цена продукта или изделия должна включать в себя все существующие и будущие издержки на устранение ущерба от любых видов загрязнений, деградаций окружающей среды, а также других негативных воздействий на общество и природу, связанных с производством этого продукта и изделия.

Принцип увеличения эффективности и продуктивности - необходимо стараться получить наибольшее количество продукции на единицу использованных ресурсов, т.е. делай больше, тратя меньше.

Принцип экономического рака - некоторые формы экономического роста являются вредными: не производите товаров, приносящих вред.

Принцип расточительной эффективности - не тратьте ресурсы на эффективное производство вредной продукции.

Принцип перепотребления и тирании вещей - чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше попадаем под их власть.

Принцип экономической и экологической мудрости - не давайте субсидий и не снижайте налогообложение при производстве вредной продукции и при ненужных ресурсозатратах;" или снимите все субсидии на эксплуатацию ресурсов, или поощряйте только тех производителей, которые снижают расход ресурсов, уменьшают загрязнение и деградацию природной среды.

Принцип обусловленности экономики состоянием окружающей среды - не может быть здоровой экономики при больной окружающей среде.

Экологические принципы, разработанные учащимися школы для конференции:

  • Береги здоровье - это верный путь к здоровью нации и всего государства;
  • Если владеешь экологической культурой - научи этому другого человека!
  • На вредную рекламу сделай свою рекламацию;
  • Не забывай! От паразитов гибнут организмы - не будь паразитом на Земле!
  • Не бывает вредных производств без вредной политики;
  • Нездоровая пища - нездоровая экономика;
  • Внимательно изучай этикетки;
  • Здоровье и счастье всегда вместе;
  • Свой мусор утилизируй сам.

Der Grune Punkt.

Название этого знака переводится с немецкого, как «Зеленая точка». Вопреки распространенному мнению, этот знак не означает, что продукт или его часть были изготовлены из переработанных материалов или хотя бы пригодны для переработки. На самом деле, знак ставится на свою продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов «Есо Emballage» («Экологическая Упаковка») и включены в ее систему утилизации. За пределами Германии знак никакого положительного смысла не несет, а в случае, когда он ставится на отечественные продукты местными производителями - и вовсе абсурден. Знак встречается в черно-белом, зелено-белом и зеленом исполнениях.

Знак вторичной переработки.

Теоретически, этот знак должен указывать на то, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). При этом производителям рекомендуется пояснять текстом под знаком или вокруг него, что имеется в виду, а также уточнять параметры «вторичности», например «Изготовлено на 70% из переработанного картона». Однако использование данного знака не контролируется никакой организацией. Следовательно, ставит его на свои продукты кто угодно. Следовательно, на практике, знак этот ни о чем толком не говорит...

Есть непроверенная информация, что знак в прямом начертании означает «Recycled», а знак, напечатанный в негативном варианте - «Recyclable». Но, скорее всего:, это просто домыслы...

«Скандинавский Лебедь» - MILJOMARKT.

Экологический сертификационный символ, введенный четырьмя Скандинавскими странами (Швецией, Норвегией, Финляндией и Исландией) в 1990 году. Обозначает соответствие товара жестким скандинавским экологическим нормативам. Решение об использовании данным товаром этого символа принимает специальная межгосударственная комиссия.

Eco Label – ЭкоЛейбл.

Новый «экологический знак» Европейского сообщества.

KRAV.

Шведский экологический символ, встречающийся на пищевых продуктах. Выдается Шведским Обществом Контроля Сельхозпродукции. Обозначает товары, выращенные без применения химических удобрений и пестицидов. В случае с продуктами животного происхождения применяются другие критерии. Иногда встречается на продуктах, произведенных за пределами Швеции (кофе, чай, фрукты).

«Экологический Выбор» (Швеция) Good Environmental Choice.

Эко-лейбл, лицензия выдается Шведским Обществом Защиты Природы, тем товарам и производителя, которые удовлетворяют требованиям экологических стандартов. Это может означать не загрязнение окружающей среды в процессе производства или утилизации, не содержание вредных веществ и т.д. Набор требований зависит от группы товаров. Применяется с 1992 г. Представляет собой изображение зеленого сокола в круге.

Литература.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Брылов С.А., Грабчак Л.К. Охрана окружающей среды. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Вронский B.A. Прикладная экология. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Данилова B.C., Кожевников H.H. Основные концепции естествознания - М.: Аспект пресс, 1996

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - М., 1993.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по химии для обучающихся 7-11 классов МБОУ Николо- Березовской СОШ

Организация и контроль за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся....

Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)

   Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...

Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".

Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...

Учебная ситуация по английскому языку на тему "Проблемы экологии. Защита окружающей среды"

В данном материале изложена учебная ситуация по английскому языку на тему  "Проблемы экологии. Защита окружающей среды". Материал разработан в рамках дистанционного тренинга "Методика разработки ...