Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
статья по биологии по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

 

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого является разностороннее развитие подростков путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения; формирование правильной гражданской позиции подростков; профилактика вредных привычек в молодежной среде; активизация среди населения культурно-просветительской работы в области экологии; привлечение внимания подростков к экологическим проблемам.

            Экологические проблемы крупных городов особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Нижний Новгород. Поэтому, программа нашего экологического объединения затрагивает прежде всего  вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Цель программы - дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biryukova2.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

Бирюкова С.В.

МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой города Нижнего Новгорода

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого является разностороннее развитие подростков путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения; формирование правильной гражданской позиции подростков; профилактика вредных привычек в молодежной среде; активизация среди населения культурно-просветительской работы в области экологии; привлечение внимания подростков к экологическим проблемам.

            Экологические проблемы крупных городов особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Нижний Новгород. Поэтому, программа нашего экологического объединения затрагивает прежде всего  вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков. 

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Цель программы - дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

 Основные формы и методы работы с подростками подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа. На практических занятиях ребята  занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории лицея и района.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме КВН), занятия-путешествия, выступление агитбригад и др.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала, использование на занятиях экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Обучение предусматривает  получение знаний не только  на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие  наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.

Реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно - ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход  к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний  - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»

Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...

Экологическое воспитание учащихся на примере детского общественного объединения природоохранной направленности «Зелёная планета».

Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Экологическое воспитание учащихся в лицее

Статья, посвященная экологическому воспитанию учащейся молодежи,на уроках и  во внеурочной деятельности....

Диагностика экологического воспитания школьников МБОУ БСОШ №1 имени П.П.Корягина

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственн...