Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
статья по экологии по теме

Сколышева Елена Валентиновна

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного  мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vneklassnoy_raboty.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          2011-2012 уч.г.

1.Организация внеклассной работы по   экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1»  в среднем и старшем звене.

2.Сколышева Елена  Валентиновна, vlada.68@mail.ru

3.МОУ «Лицей №1»,г. Балаково, Саратовская область.

                                                    "Мыслить глобально, действовать локально".

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного  мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования. Эффективность  экологической работы  осуществляется на основе    научно- обоснованных  методов и использования современных технологий воспитательного воздействия. Организация  процесса формирования экологической культуры, включает  в себя две стороны: учебную и внеклассную работу. Компонентами процесса  экологического воспитания являются:

Цели, задачи        Содержание       Методы, формы     Условия    Результаты

Цель: формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.

Задачи: 1.Объединить наиболее  увлеченных  природой  ребят.2.Ознакомление с методами и приемами простейших научных исследований, экспериментов.3.Воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране. 4.Активизировать знания детей через нестандартные формы работы.5.Научить правильно  оценивать роль живых организмов в поддержании  экологического равновесия в природе.6.Привлечь внимание к информации экологической направленности, знакомить с  публикациями журналов и газет интересными материалами интернета и телевидения.7.Пропаганда  экологических знаний среди учащихся и взрослого населения.

Содержание.

В МОУ « Лицей №1» много лет ведется экологическая работа. Экологическое  образование и воспитание учащихся лицея ведется на уроках  экологии ,других образовательных предметах, а также во внеклассной и внешкольной работе. Лицей имеет программы непрерывного, действенного экологического воспитания школьников. При разработке программы учитывается, чтобы содержание образования  и  воспитания были направлены на изменение  поведения учащихся к окружающей   среде, нравственных ценностей, этических установок, представлений об устройстве мира. Основополагающим элементом рассматриваемого подхода является теория. Полученные теоретические  знания школьники применяют на практике в разнообразных формах  классной и  внеклассной работ.  Это помогает оценить  взгляды  отдельной личности или группы детей на изучаемый предмет, развивает  самосознание ,углубляет понимание  собственных и групповых убеждений, нравственных норм, ценностей, в соответствии с  которыми мы живем, как и почему поступаем,  а также возможных последствий наших поступков. Работа  направлена на усвоение и принятие учащимися определенной позиции по изучаемому вопросу.

Вся проделанная работа вызывает у школьников вопрос: что я думаю ? Что думает группа? После этого у детей развивается способность и желание действовать: проводить опрос общественного мнения, направлять письма в средства массовой информации, публиковать статьи, взаимодействовать с местной администрацией и руководителями предприятий. Такая работа отражает  разные направления деятельности по изучению и сохранению природной среды через организационные и познавательные мероприятия, практическую  и просветительную работу, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия. Это традиционные и инновационные виды  и формы  работы:

Массовые формы работы.

Учащиеся  лицея  ежегодно принимают участие в акциях «Чистый берег», «Чистый город»,  «Неделя защиты окружающей среды», «День птиц», конкурсах  «Природа и фантазия», стихов, сочинений, концертов, презентаций «Марш парков и заповедников», смотрах театров и  агитбригад.

 В рамках акций проводятся торжественные и массовые мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам. В «Лицее» работает клуб «ЭКОС», который помогает установлению  межпредметных связей. Тесно сотрудничают между собой учителя  биологии, химии, физики, литературы, географии, изобразительного искусства.

Игровые формы работы:

Активно лицеисты участвуют  в  экологических  играх: «Лесная аптека», КВН, «Что? Где? Когда?»,  экологических  викторинах «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные»,  «Предприятия – загрязнители», где они сочиняют  кроссворды, загадки, ребусы. Проводятся деловые и ролевые игры, научные конференции, пресс - конференции.

Просветительные мероприятия:

Большая  роль в  лицее отводится просветительной работе.  Это выставки  книг, конкурсы  рисунков, плакатов, выпуск  фотостендов, бюллетеней, листовок , просмотр видеофильмов. Очень нравится детям участие в конкурсах   фотографий «Мы и природа», «Я в лесу», «Я и мой друг», «Интересный снимок», «Фотомиг». А также они занимаются фотосъёмкой во время праздников, походов, экскурсий, поездок. Проводятся познавательные мероприятия: «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», конкурс проектов «Город будущего», «Особоохраняемые  природные территории Саратовской области». Часто в лицее проводятся  мероприятия из цикла «Встречи с интересными людьми».  На уроки и  внеклассные мероприятия  часто приглашаются    представители клубов и музеев, медицинские работники. Осуществляется связь с органами власти (представители администрации приглашаются на экологические мероприятия). Поддерживается связь с  обществом охраны природы, СЮТ, ЦДО, культурным  центром МИР, центром медицинской профилактики, с библиотекой микрорайона. В последние годы  лицей сотрудничает с областным экологическим  центром г. Саратова. Тесная связь поддерживается с Хвалынским национальным парком.

Практические мероприятия.

Все полученные  знания,  учащиеся лицея закрепляют на практике. Это подготовка и  участие в олимпиадах по экологии, лабораторные практикумы, практические работы в классе и на местности, кружковая деятельность, озеленение классов, экскурсии, походы, практики. Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно  защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков, борьба с мусором, очистка  пришкольного участка, участие в экологических акциях, труды на пришкольном участке. Мы поддерживаем  тесную связь с микрорайоном, проводим  агитационную работу, участвуем  в  благоустройстве территории. Учащиеся  лицея принимают участие в  летней  трудовой четверти.

Школьный учебно-опытный участок-это кабинет биологии под открытым небом  для уроков, практических занятий, опытов и наблюдений. Пропаганда и разъяснение идей охраняемой  природы:

 В рамках  тематических  недель по - биологии  в лицее проводятся беседы и дискуссии: «Нужны ли  заповедники?», «Есть ли  в природе  вредные животные?».  Старшеклассники   выступают   перед  младшими  учащимися и родителями, изготавливают  плакаты, рисунки, выпускают стенгазеты.

Учащиеся составляют карты экологических  троп, совершают  экскурсии в естественнонаучные музеи, ботанический сад ,походы в историко-культурные места. Ежегодно проводится операция « Первоцвет» (выпуск листовок «Торговля первоцветами запрещена»),конкурс   презентаций «Марш парков и заповедников» и проектов.  

Исследовательская работа:

 В лицее  накоплен большой   справочный материал: вырезки  из газет и журналов, статьи, рисунки, фотографии.. Такой справочный материал -неиссякаемый источник для исследовательских учебных проектов, творческих работ, дополнительного чтения. Дети изготавливают гербарии, составляют  карты экологических  троп. Посещая предприятия нашего города,  они знакомятся с технологией производства различной продукции, а также с использованием вторичного использования сырья, с тем, как предприятия используют технологию переработки сырья с экологической необходимостью. Учащиеся  лицея  занимаются  изучением вопросов:

влияния меняющихся факторов среды на компоненты природы, антропогенного воздействия на природу; влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека; влияние вредных веществ, содержащихся  в продуктах питания на здоровье человека.

Результаты:

Результатом работы по экологическому воспитанию в лицее является то, что дети активно участвуют  и показывают  высокие результаты  в городских мероприятиях,  экологических олимпиадах, смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях  разного уровня: муниципального, регионального, всероссийского и международного. Благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию у  школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменились мотивация поступков в природе, экологическая культура, а также интересы учащихся.

 Творческие планы:

1.Заложить парк рядом с лицеем  2.Засодить пустырь красивоцветущими  и лекарственными растениями 3.Совместно с  отделом охраны природы  при администрации БМО очистить сквер на набережной оросительного канала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида

Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на ур...

"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."

В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию  в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....

ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.

Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...