Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
статья по экологии по теме
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_vneklassnoy_raboty.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
2011-2012 уч.г.
1.Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
2.Сколышева Елена Валентиновна, vlada.68@mail.ru
3.МОУ «Лицей №1»,г. Балаково, Саратовская область.
"Мыслить глобально, действовать локально".
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматичного мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования. Эффективность экологической работы осуществляется на основе научно- обоснованных методов и использования современных технологий воспитательного воздействия. Организация процесса формирования экологической культуры, включает в себя две стороны: учебную и внеклассную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Цели, задачи Содержание Методы, формы Условия Результаты
Цель: формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Задачи: 1.Объединить наиболее увлеченных природой ребят.2.Ознакомление с методами и приемами простейших научных исследований, экспериментов.3.Воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране. 4.Активизировать знания детей через нестандартные формы работы.5.Научить правильно оценивать роль живых организмов в поддержании экологического равновесия в природе.6.Привлечь внимание к информации экологической направленности, знакомить с публикациями журналов и газет интересными материалами интернета и телевидения.7.Пропаганда экологических знаний среди учащихся и взрослого населения.
Содержание.
В МОУ « Лицей №1» много лет ведется экологическая работа. Экологическое образование и воспитание учащихся лицея ведется на уроках экологии ,других образовательных предметах, а также во внеклассной и внешкольной работе. Лицей имеет программы непрерывного, действенного экологического воспитания школьников. При разработке программы учитывается, чтобы содержание образования и воспитания были направлены на изменение поведения учащихся к окружающей среде, нравственных ценностей, этических установок, представлений об устройстве мира. Основополагающим элементом рассматриваемого подхода является теория. Полученные теоретические знания школьники применяют на практике в разнообразных формах классной и внеклассной работ. Это помогает оценить взгляды отдельной личности или группы детей на изучаемый предмет, развивает самосознание ,углубляет понимание собственных и групповых убеждений, нравственных норм, ценностей, в соответствии с которыми мы живем, как и почему поступаем, а также возможных последствий наших поступков. Работа направлена на усвоение и принятие учащимися определенной позиции по изучаемому вопросу.
Вся проделанная работа вызывает у школьников вопрос: что я думаю ? Что думает группа? После этого у детей развивается способность и желание действовать: проводить опрос общественного мнения, направлять письма в средства массовой информации, публиковать статьи, взаимодействовать с местной администрацией и руководителями предприятий. Такая работа отражает разные направления деятельности по изучению и сохранению природной среды через организационные и познавательные мероприятия, практическую и просветительную работу, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия. Это традиционные и инновационные виды и формы работы:
Массовые формы работы.
Учащиеся лицея ежегодно принимают участие в акциях «Чистый берег», «Чистый город», «Неделя защиты окружающей среды», «День птиц», конкурсах «Природа и фантазия», стихов, сочинений, концертов, презентаций «Марш парков и заповедников», смотрах театров и агитбригад.
В рамках акций проводятся торжественные и массовые мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам. В «Лицее» работает клуб «ЭКОС», который помогает установлению межпредметных связей. Тесно сотрудничают между собой учителя биологии, химии, физики, литературы, географии, изобразительного искусства.
Игровые формы работы:
Активно лицеисты участвуют в экологических играх: «Лесная аптека», КВН, «Что? Где? Когда?», экологических викторинах «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия – загрязнители», где они сочиняют кроссворды, загадки, ребусы. Проводятся деловые и ролевые игры, научные конференции, пресс - конференции.
Просветительные мероприятия:
Большая роль в лицее отводится просветительной работе. Это выставки книг, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок , просмотр видеофильмов. Очень нравится детям участие в конкурсах фотографий «Мы и природа», «Я в лесу», «Я и мой друг», «Интересный снимок», «Фотомиг». А также они занимаются фотосъёмкой во время праздников, походов, экскурсий, поездок. Проводятся познавательные мероприятия: «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», конкурс проектов «Город будущего», «Особоохраняемые природные территории Саратовской области». Часто в лицее проводятся мероприятия из цикла «Встречи с интересными людьми». На уроки и внеклассные мероприятия часто приглашаются представители клубов и музеев, медицинские работники. Осуществляется связь с органами власти (представители администрации приглашаются на экологические мероприятия). Поддерживается связь с обществом охраны природы, СЮТ, ЦДО, культурным центром МИР, центром медицинской профилактики, с библиотекой микрорайона. В последние годы лицей сотрудничает с областным экологическим центром г. Саратова. Тесная связь поддерживается с Хвалынским национальным парком.
Практические мероприятия.
Все полученные знания, учащиеся лицея закрепляют на практике. Это подготовка и участие в олимпиадах по экологии, лабораторные практикумы, практические работы в классе и на местности, кружковая деятельность, озеленение классов, экскурсии, походы, практики. Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков, борьба с мусором, очистка пришкольного участка, участие в экологических акциях, труды на пришкольном участке. Мы поддерживаем тесную связь с микрорайоном, проводим агитационную работу, участвуем в благоустройстве территории. Учащиеся лицея принимают участие в летней трудовой четверти.
Школьный учебно-опытный участок-это кабинет биологии под открытым небом для уроков, практических занятий, опытов и наблюдений. Пропаганда и разъяснение идей охраняемой природы:
В рамках тематических недель по - биологии в лицее проводятся беседы и дискуссии: «Нужны ли заповедники?», «Есть ли в природе вредные животные?». Старшеклассники выступают перед младшими учащимися и родителями, изготавливают плакаты, рисунки, выпускают стенгазеты.
Учащиеся составляют карты экологических троп, совершают экскурсии в естественнонаучные музеи, ботанический сад ,походы в историко-культурные места. Ежегодно проводится операция « Первоцвет» (выпуск листовок «Торговля первоцветами запрещена»),конкурс презентаций «Марш парков и заповедников» и проектов.
Исследовательская работа:
В лицее накоплен большой справочный материал: вырезки из газет и журналов, статьи, рисунки, фотографии.. Такой справочный материал -неиссякаемый источник для исследовательских учебных проектов, творческих работ, дополнительного чтения. Дети изготавливают гербарии, составляют карты экологических троп. Посещая предприятия нашего города, они знакомятся с технологией производства различной продукции, а также с использованием вторичного использования сырья, с тем, как предприятия используют технологию переработки сырья с экологической необходимостью. Учащиеся лицея занимаются изучением вопросов:
влияния меняющихся факторов среды на компоненты природы, антропогенного воздействия на природу; влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека; влияние вредных веществ, содержащихся в продуктах питания на здоровье человека.
Результаты:
Результатом работы по экологическому воспитанию в лицее является то, что дети активно участвуют и показывают высокие результаты в городских мероприятиях, экологических олимпиадах, смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня: муниципального, регионального, всероссийского и международного. Благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменились мотивация поступков в природе, экологическая культура, а также интересы учащихся.
Творческие планы:
1.Заложить парк рядом с лицеем 2.Засодить пустырь красивоцветущими и лекарственными растениями 3.Совместно с отделом охраны природы при администрации БМО очистить сквер на набережной оросительного канала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида
Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на ур...
"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."
В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....
ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.
Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...
Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"
Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...