ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Небора Катерина Борисовна

Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.

Небора К.Б.

учитель физической культуры, Санкт-Петербург, Пушкинский район, ГБОУ школа №500

Цель исследования: оптимизировать учебный процесс в рамках программы по физической культуре у девушек старшего звена нашей школы     посредством инновационных форм проведения урока.

Гипотеза: если в рамках   урока физической культуры применять инновационные методы физического воспитания (например, элементы современных танцев), используя при этом вспомогательные помещения, то можно тем самым повысить интерес к урокам и как результат – улучшатся физические показатели здоровья учащихся.

Необходимость решения следующих задач исследования:

1.        Изучить программу по физической культуре на основе фитнес-аэробики.

2.        Апробировать программу по фитнес- аэробике для учащихся 10 «А» класса в рамках третьего часа уроков физической культуры и внедрить на данные уроки элементы современных танцев.

3.        Привить интерес, любовь и повысить мотивацию к урокам физической культуры.

4.        Предоставить условия для самостоятельной деятельности учащихся в рамках учебного урока с текущим контролем учителя.

Проект является исследовательским и длительным. В ходе исследования использовались следующие методы:

-анализ педагогических и методических исследований, материалов печати, электронных журналов сети Интернет;

-анкетирование учеников с целью анализа инновационных программ в учебный процесс;

-сравнение и обобщение достигнутых результатов учащихся;

-поисковый эксперимент по разработке и применению инновационных технологий в обучении.

Ключевые слова: двигательная активность, современные танцы, фитнес-аэробика, способность к воображению.

Реалии современного мира, информационного этапа развития экономики поставили новые требования перед членами общества, а значит – и перед системой образования.

Отечественные и зарубежные ученые давно пытаются ответить на вопрос: каким должно быть образование, чтобы удовлетворять потребности современного мира? Почему во всем мире наблюдается глобальный кризис образования и какова основная функция школы нового тысячелетия? [1]

Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность. О положительном влиянии физического развития на умственное знали еще в Китае времен Конфуция, в Древней Греции, Индии и Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами.

Почему же сейчас физическая культура как часть культуры общества не воспринимается всерьез? Почему предмет «физическая культура» в школе становится формальностью? Хотя, на мой взгляд, именно этот урок должен быть ответственным за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения Украины эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности асоциальных факторов.

Многие информационные издания утверждают, что, среднестатистический современный человек на первое место ставит развитие интеллекта и очень мало уделяет времени и внимания физическому развитию, забывая о крылатом выражении, что только в здоровом теле здоровый дух, а здоровье - это основной ресурс полноценной и творческой жизни.

Именно физическая активность улучшает кровоснабжение мозга, его питание. Мне бы хотелось заострить ваше внимание на очень важной закономерности: чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга.

Уже в младших классах учащимся приходиться много времени проводить за компьютерами и литературой, готовясь к экзаменам, олимпиадам, и другим конкурсам. Соответственно снижается время на двигательную активность.

Налицо противоречие: ученику для полноценного развития и сохранения здоровья необходимо увеличение двигательной активности, а для успешного освоения учебной программы по предметам школьного курса требуется много времени проводить как за учебниками, так и за компьютером в статичных позах.

Во многих школах не хватает спортивных залов, нет оборудования и инвентаря. И как следствие - интерес к занятиям в таких условиях падает. Чувства ужасны, когда в одном спортивном зале занимаются два и более класса. Практически все школы нашего города столкнулись с этой проблемой.

Выход из подобной ситуации мы решили искать в нетрадиционных формах проведения урока. Именно творческое отношение каждого учителя к преподаванию своего предмета может в какой-то мере помочь решить данную проблему.

Выбор темы исследования «Инновации на уроках физической культуры. Современные танцы» объясняется, на мой взгляд, ее актуальностью. Я работаю в школе уже 7 лет и меня всегда интересовали нетрадиционные формы урока, инновации. Внедрение в учебный процесс инноваций в какой-то степени может повлиять на повышение интереса у школьников к занятиям физической культуры.

Цель исследования: оптимизировать учебный процесс в рамках программы по физической культуре у девушек старшего звена нашей школы посредством инновационных форм проведения урока.

Гипотеза: если в рамках урока физической культуры применять инновационные методы физического воспитания (например, элементы современных танцев), используя при этом вспомогательные помещения, то можно тем самым повысить интерес к урокам и как результат – улучшатся физические показатели здоровья учащихся.

Необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Изучить программу по физической культуре на основе фитнес-аэробики.
  2. Апробировать программу по фитнес- аэробике для учащихся 10 «А» класса в рамках третьего часа уроков физической культуры и внедрить на данные уроки элементы современных танцев.
  3. Привить интерес, любовь и повысить мотивацию к урокам физической культуры.
  4. Предоставить условия для самостоятельной деятельности учащихся в рамках учебного урока с текущим контролем учителя.

Проект является исследовательским и длительным. В ходе исследования использовались следующие методы:

-анализ педагогических и методических исследований, материалов печати, электронных журналов сети Интернет;

-анкетирование учеников с целью анализа инновационных программ в учебный процесс;

-сравнение и обобщение достигнутых результатов учащихся;

-поисковый эксперимент по разработке и применению инновационных технологий в обучении.

Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало время переосмыслить роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся. [2]

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Изначально уроки по инновационной программе были посвящены только фитнесу. Однако, желание сделать урок более интересным и насыщенным, привело к внедрению в учебный процесс элементов современных танцев, а именно таких направлений, как рагга, вакинг и хип-хоп. В школе учителя не перестают повторять: учись! А ребенок не понимает, почему до семи лет он не напрягаясь запоминал столько, что представить страшно, а теперь... Все дело в том, что ему было интересно играючи познавать новое. [3]

Оценить отношение наших учеников к подобным формам урока мы решили с помощью анкетирования. В ходе анализа данного исследования стало ясно, что девушкам очень нравятся уроки фитнеса с элементами танцев, а парням с элементами хип-хопа и брейк данса. Они так же бы хотели и далее продолжать совершенствоваться в этом направлении. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. [4]

Основной вывод эксперимента заключается в том, что возросла мотивация учащихся  к занятиям физической культурой.

Также выявилось:

-снижение утомляемости и как следствие этого улучшение качества учебы;

-укрепление иммунитета, что ведет к уменьшению заболеваний;

-улучшение мышечного корсета, осанки, кровообращения мозга;

-обучение приемам самомассажа, приемам релаксации после тренировочного процесса;

-увеличение знаний и материалов о здоровом образе жизни привело к самостоятельной работе учащихся, заинтересованности о новых путях сохранения здоровья;

-получение информации и практического опыта о ранней профессиональной ориентации (т.е. учащиеся получили возможность попробовать себя в роли учителя физической культуры и тренера по фитнесу, хореографа);

-увлечение учащихся в спортивных секциях и города (интерес учащихся к различным формам физической культуры привел нас к разработке спортивного календаря, где анонсируются тренеры и виды спорта, культивируемые в городе).

В эпоху развития современных технологий, повальной компьютеризации и интернета часто можно услышать такую фразу: " Зачем нужны активные занятия физической культурой и спортом? Бесполезная трата времени. Спортсмены кроме мышц ничего не имеют. Они все "глупые" ". Так может рассуждать человек, который очень далёк от современного подхода к занятиям физической подготовки. Существует масса способов заинтересовать детей разного возраста в занятиях физической культурой, как развитием физических качеств, так и повышением эмоционального фона и умственного развития. Над развитием физических качеств без применения игровых способов могут работать только очень целеустремлённые люди, хорошо понимающие что, и для чего они делают.

Школьники зачастую не понимают, для чего они выполняют то или иное упражнение и при определённой степени утомления порой отказываются выполнять задание. В этот момент хорошо бы переключить их внимание, и акцентировать его на других элементах. Применяя игровые методы и подключая умственную активность, ребёнок заинтересовывается упражнением и не замечает самого факта его выполнения. [5]

Из всего вышесказанного, думаю можно утверждать, что нововведение с внедрением современных танцев на уроки физической культуры прошло удачно и наша гипотеза доказана.

Интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Если есть желание, хороший и понимающий твою идею коллектив, который поддержит инновацию, условия для реализации твоих планов, то можно смело экспериментировать и получать массу положительных эмоций и хороший физический результат.

Нарабатывая умения, приобретая мастерство, вы будете становиться всё более совершенным человеком. Вы будете находить всё более новые и новые сферы своей образной памяти.

Развитие памяти у взрослых вообще за короткое время даёт возможность расправиться со склерозом! Ведь когда мы что-то мощно и результативно создаём, наш мудрый организм тут же выражает за это свою благодарность в виде выброса большого количества эндорфинов (гормонов радости). И таким образом мы ещё и укрепляем своё здоровье!

Литература:

  1. Гин А.А. Семь противоречий нового образования / ТРИЗ-профи: эффективные решения. – 2005.
  2. http://uchil.net/?cm=29235
  3. http://zazdoc.ru/docs/2900/index-185220.html?page=2#144259

4. http://zazdoc.ru/docs/2900/index-185220.html?page=2#144259

5. http://collegy.ucoz.ru/publ/88-1-0-13695


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этническая система физического воспитания школьников

У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...

Использование ИКТ для повышения качества обученности школьников среднего и старшего звена

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА...

Методические особенности построения комплексных уроков по физическому воспитанию школьныков среднего и старшего возраста.

1)Возрастные особенности детей среднего школьного возраста. 2) Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста. 3) Методические особенности построения комплексных уроков. ...

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...

Презентация к циклу бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Презентация из 18 красочных слайдов поможет учащимся лучше усвоить материал по правам и обязанностям ("Конвенция по правам ребёнка"), песни для презентации можно скачать в свободном доступе ...