Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"
план-конспект по праву на тему

Марченко Марина Анатольевна

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, содержит музыкальные загадки по вопросам прав ребёнка, что помогает легче усвоить изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx122.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коррекционная общеобразовательная школа №10»

городского округа Ступино Московской области.

Цикл бесед по правовому воспитанию

для среднего и старшего звена

«Что такое право»

E:\Презентации\презентации Страна Закония\страна Закония\img_00471.jpg

Классный руководитель Марченко Марина Анатольевна.

Г. Ступино.

ДЕТЯМ О ПРАВЕ.

ПАВЕЛ АСТАХОВ.

Я И УЛИЦА.

        ГЛАВА 1-Я. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?

        Цель: закрепление знаний о «Конвенции по правам ребёнка».

        Задачи:

- расширять правовой кругозор учащихся;

- воспитывать дружеские отношения друг к другу, чувство коллективизма;

- развивать способность к самовысказыванию;

- формировать умение осознанно строить речевое высказывание;

Организационный момент. Актуализация.

        Слайд 2.

        Улица – это целый мир, где вы проводите очень много времени. Ваш двор, ваша улица кажутся вам хорошо знакомыми и родными. Там же вас могут подстерегать и не всегда приятные сюрпризы. Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с теми Правилами страны Законии, которые пригодятся вам на территории двора и улицы, смогут уберечь от различного рода неприятностей.

        Постановка проблемы.

        Слайд 3.

        Каждый человек, независимо от возраста, должен отвечать за те поступки, которые он совершает.

        Вы наверняка уже слышали такие слова, как право, государство, закон, наказание, ответственность, преступник, полиция, суд и даже тюрьма… Давайте сейчас вместе выясним правильный смысл этих не совсем понятных ещё для вас слов.

        Для начала я объясню, что такое право.

        Каждый человек в нашей стране должен жить по определённым правилам.

        (щелчок): человек хотя и разумное, но не совершенное существо, поэтому даже взрослые люди нуждаются в постоянном напоминании, что такое хорошо и что такое плохо. (Щелчок). Чтобы взрослые не совершали плохих поступков, создаются правила поведения человека в обществе. Собственно, это и есть право. Эти правила должны исполняться всеми без исключения жителями нашей страны.

        Слайд 4.

        Процесс создания правил поведения чётко описан в самом главном официальном документе нашей страны – Конституции. Правил очень много. Все они объединяются в Законы. Есть несколько очень больших  и очень важных книг, в которых сведено огромное количество правил. Эти книги называются Кодексами. Каждое правило в отдельности внутри закона или кодекса взрослые для удобства называют статьёй.

        Слайд 5.

        Законы можно сравнить с правилами, с которыми практически ежедневно сталкиваетесь и вы. Несмотря на то, что вы ещё дети, одна основная обязанность у вас уже есть – это учёба в школе. Вы начинаете учёбу в одно и то же время, каждый урок длится сорок минут. Во время урока нельзя разговаривать, а если кто-то хочет высказаться или о чём-то спросить, нужно поднять руку, и т.д. Это так называемые неписанные правила, но тем не менее правила, и вы должны им подчиняться, выполнять.

        Слайд 6.

        Сейчас я вам предложу перечень прав и обязанностей, ваша задача определить, что относится к правам, а что к обязанностям.

        1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)

3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства. (Право)

6. Добросовестно учиться. (Обязанность)

Cлайд 7.

7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

8. Выбор формы образования. (Право)

9. Носить школьную форму. (Обязанность)

10. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

11. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)

12. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. 

Слайд 8.

В каждом учебном заведении есть определённая система наказаний за плохое поведение: опоздал на урок – получил запись в дневник, не сделал домашнее задание – схлопотал двойку, плохо вёл себя на уроке или перемене – вызвали родителей и т.д. Буквально с первого класса школа учит тому, что, совершив плохой поступок, вы будете за это наказаны. Проще говоря (щелчок), наказание за совершение плохого поступка – это и есть ответственность. (Щелчок). Нарушая школьные правила, вы совершаете проступок. Нарушение же взрослых правил (законов) называется правонарушением, а в более серьёзных случаях – преступлением. (Щелчок). При этом люди, которые нарушают законы, называются правонарушителями или преступниками.

        Слайд 9.

        Нарушение правил случаются в любой школе. У вас в классе много замечаний за плохое поведение?.. А двойки бывают по каким-нибудь предметам?.. Тогда вы молодцы. В школе за соблюдением правил следит учитель. В мире взрослых людей – специальная служба – полиция.

        В трудной ситуации полицейский всегда поможет. Полиция – правоохранительный орган. К правоохранительному органу относится и прокуратура. Полиция только расследует преступление, т.е. ищет виновного, исследует обстоятельства дела, собирает доказательства вины и т.д. Наказание за нарушение закона назначает суд.

        Слайд 10.

        Наказание за нарушение закона зависит от того, какой закон был нарушен. Ведь человек может случайно разбить окно, а может специально бросить бутылку с зажигательной смесью, и жилец этой квартиры пострадал. В первом случае наказание будет не очень строгим, но за второй поступок нарушителю придётся отвечать по всей строгости закона -  сесть в тюрьму.

        (Щелчок). Поэтому различают несколько видов ответственности: не очень строгая (дисциплинарная), строгая (административная), самая строгая (уголовная). Заключение человека в тюрьму – это страшное наказание. Человек лишается свободы: он не сможет гулять по улице, заниматься любимым делом, и это лишь начало, ограничений намного больше… А теперь представьте, что чувствует человек, которого посадили в тюрьму на несколько лет…Условия в этом страшном заведении совсем не такие, как у вас дома. Вместо кровати – деревянные доски, никакой мебели. Каждый день приходится носить одну и ту же одежду. Но не ту, которая тебе нравится и которую ты сам выбрал, а ту, что дадут. Кушать тоже придётся, что принесут, возможности выбирать нет. И всё это будет длиться несколько лет.

        Слайд 11.

        Все преступления, которое общество считает тяжкими, содержатся в Уголовном Кодексе. Менее тяжкие преступления описываются в Кодексе об административных правонарушениях. Каждая статья в этих Кодексах содержит, как правило, не одно, а несколько наказаний.

        Слайд 12.

        Намеренно совершённый проступок наказывается всегда строже, чем нечаянный.

        По закону к уголовной ответственности подростка можно привлечь с 14-и лет, а к административной – с 16-и. Начиная с этого возраста, ответственность за свои поступки вы будете нести самостоятельно.

        (Щелчок). Однако заблуждением было бы считать, что до 14-и лет вы можете делать всё, что захочется. Ведь ответственность за все ваши поступки несут родители или другие родственники. Если вы причинили кому-то материальный вред, например, разбили окно, поцарапали чужую машину гвоздём, написали нехорошие слова на стенах в подъезде, отвечать за ваше поведение будут именно они. Родителям придётся заменить разбитое стекло новым, покрасить стены в подъезде, найти мастеров, которые отремонтируют испорченную машину, заплатить им за это деньги.

        (Щелчок). Целью любого наказания является желание общества донести до человека, что он поступил плохо, некрасиво, что так делать нельзя. Ведь из-за вашего поступка пострадали не только те люди, которым вы причинили вред, но и ваша семья, близкие люди, которые любят и стараются дать вам самое лучшее.

        Ребята, а в каком документе рассматриваются все ваши права, права детей? (Конвенция о правах ребёнка).

        Слайд 13.

        Я предлагаю вам поиграть в небольшую музыкальную игру. Вы услышите отрывок из песни и должны будете отгадать, о каком праве в ней поётся.

        Слайд 14.«Песня бременских музыкантов» музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина (ничего на свете…) – право на свободу передвижения.

        Слайд 15.

        «Чему учат в школе» музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского – право на образование.

        Слайд 16.

        «Песня мамонтёнка» - право жить и воспитываться в семье.

        Слайд 17.

        «Какой чудесный день» - право на занятие творчеством.

        Слайд 18.

        «Антошка» - право на труд и отдых.

        Слайд 19.

        «Пусть всегда будет солнце» - право на жизнь и свободу.

        Рефлексия.

        И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, и несут больше ответственности. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести им вред и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга -  единственный способ решения конфликта взрослых и детей. Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения в семье, в школе, на улице…

        Посмотрите на экран и подумайте, какой бы смайлик вы убрали? ……. Я вам желаю, чтобы в вашей жизни и в жизни ваших родных и близкий была только радость в душе и улыбка на лице.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовые игры в средних и старших классах.

Документ содержит методические разработки двух правовых игр: для учащихся 6-7 классов и для старшеклассников. В процессе игры школьники закрепляют свои правовые знания....

Презентация к циклу бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Презентация из 18 красочных слайдов поможет учащимся лучше усвоить материал по правам и обязанностям ("Конвенция по правам ребёнка"), песни для презентации можно скачать в свободном доступе ...

Беседа по правовому воспитанию

презентация по правовому воспитанию...

Беседа по правовому воспитанию в 9 классе: «Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка»

Беседа по правовому воспитанию в 9 классе: «Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка»...