Правовые игры в средних и старших классах.
методическая разработка (10 класс) по теме

 Документ содержит методические разработки двух правовых игр: для учащихся 6-7 классов и для старшеклассников. В процессе игры школьники закрепляют свои правовые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_igra.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-конкурс «Имею право…» (IX класс)

Цель: повышение уровня правовой грамотности и гражданской культуры школьников; формирование мотивации к деятельности.

Задачи игры: помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами; формировать навыки самозащиты в рамках закона.

Участники игры:

1. Конкурсанты – две команды по 7-10 человек.

2. Группы поддержки.

3. Эксперты – родители или приглашенные специалисты, занятые в правовой сфере.

4. Группа обеспечения игры – ведущий и его помощники (подсчитывают баллы и т. д.), музыкальный и технический редакторы.

Игра включает в себя 3 этапа: представление команд, конкурс, подведение итогов.

Представление команд. Ведущий представляет участников каждой команды, называет капитанов. Затем каждая из команд защищает свое название, девиз, эмблему. Затем ведущий представляет экспертов.

Сам конкурс построен по принципу телевизионной игры «Счастливый случай» так, например, используется форма игры в лото, включающая 4 гейма: «Разминка», «Заморочки», «Ты – мне, я – тебе», «Юридическая консультация». После каждого гейма подводятся итоги, паузы можно заполнять заданиями для групп поддержки или музыкальными (художественными) номерами.

Гейм «Разминка» вводит конкурсантов в тематическое поле игры. С этой целью используется терминологический кроссворд. Ведущий читает определение, а команды по очереди отвечают. Если одна из команд не знает ответ на вопрос, ход переходит к соперникам. Правильные ответы оцениваются в 1 балл. Командам, например, предлагаются следующие примерные вопросы:

• общественные отношения, урегулированные нормами права (правоотношения);

•объявление в установленном законом порядке несовершен нолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация);

•правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок (административный проступок);

• способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность);

• тип общественного устройства, при котором активность индивидов в управлении общественными делами, в политике, в культуре и идеологии выражается через участие граждан в работе органов самоуправления, политических партий, культурно-просветительских и спортивных обществ, СМИ и т. п. (гражданское общество);

• человек, не достигший 14-летнего возраста (малолетний);

•выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению лиц (обязанности);

• мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления (наказание);

• одна из форм защиты личных и имущественных прав, устанавливаемая над детьми, не достигшими 14 лет (опека);

• тип государства, главной отличительной чертой которого является законность сопротивления произволу власти (правовое государство);

• юридический акт, устанавливающий между детьми и взрослыми такие же отношения, как и между кровными родителями и детьми (усыновление):

•форма защиты детей от 14 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования (попечительство);

• Основной закон государства (Конституция).

Гейм «Заморочки» выявляет уровень теоретической подготовки и степень владения участниками содержанием основных прав несовершеннолетних. С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, то на вопрос могут ответить зрители. Правильный ответ также оценивается одним баллом. Количество вопросов в этом гейме соответствует числу членов команды.

Примерные вопросы к гейму «Заморочки»:

• Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурья или противоправное деяние?

• В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?

• Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?

• В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия?

• Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?

• С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

• С какого возраста в ходе судебного или административного разбирательства обязательно учитывается мнение ребенка?

• Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего?

• Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

• На ком по закону должен лежать основной груз родительских обязанностей – на отце или матери?

• У15-летней девушки родился ребенок. Вправе ли она осуществлять свои родительские права?

• Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка после лишения их родительских прав?

• Почему законодательство запрещает прием на работу лиц моложе 15 лет, а в отдельных случаях – 14 лет?

• Какая норма переноски тяжестей установлена для несовершеннолетних государством?

• Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет?

• С какого возраста ребенок получает право на уважение его человеческого достоинства?

• Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?

• Кем в соответствии с законодательством осуществляется защита прав и интересов ребенка?

• Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который выказывает откровенное неуважение своим родителям, делает все наперекор им?

• Может ли организация отказать 17-летней работнице в отпуске, мотивировав отказ большим объемом работы?

• Какие сделки могут совершать несовершеннолетние самостоятельно?

Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции ООН о правах ребенка?

• На кого конкретно Конвенцией ООН о правах ребенка возлагается ответственность за защиту прав и интересов детей?

Какие права детей предусмотрены Конвенцией ООН о правах ребенка?

Гейм «Ты - мне, я - тебе». Проверяется способность игроков переносить теоретические знания на конкретную ситуацию. Конкурс проводится в форме дуэли команд, то есть соперники «подбирают» друг другу проблемные ситуации. Участник из проигрывающей команды описывает ситуацию игроку из другой команды, тот дает ему юридическую консультацию, а затем они меняются позициями. Правильность ответов оценивается в один балл. Ситуации игроки должны придумать заранее – это будут их домашние заготовки. Эксперты отмечают лучшую ситуацию, ее автора поощрительным баллом.

Рекомендации для проведения гейма. Чтобы исключить однотипные ситуации, командам предлагается подготовить по одной ситуации по административной, уголовной ответственности несовершеннолетних, по личным, имущественным, трудовым правам детей, по гражданской дееспособности несовершеннолетних, по способам защиты прав ребенка. Ситуации требуют правовой оценки действий ее участников.

Гейм «Юридическая консультация». Это завершающий гейм, где выявляются знания нормативных документов, форм и методов защиты прав несовершеннолетних. Каждый конкурсант выступает в роли адвоката и дает консультацию одному из зрителей, который представляет свою домашнюю заготовку. Правильность ответа оценивается экспертами в 1 балл. Они также определяют лучший вопрос зрителя и наиболее профессиональный ответ команды.

Рекомендации для проведения гейма. Вопрос готовится от первого лица, в нем излагается ситуация и просьба определить последствия собственных действий или квалифицировать их с точки зрения законодательства.

Примерные ситуации:

•В Конституции записано, что каждый человек имеет право на образование, то есть он сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Я не хочу ходить в школу, а родители заставляют меня это делать. От этого только одни неприятности. Как мне защитить свое право?

• К нам в класс пришел новенький, на перемене он вышел в коридор и закурил. Его хотели исключить из школы, но родители объяснили, что они сами разрешают сыну курить. Имеет ли право школа ограничивать права ученика в данном случае, если родители не против курения сына?

•Мы ехали в трамвае без билета. Контролер отобрал куртку, зая вив, что вернет ее после оплаты штрафа. Прав ли он? •Мальчик гулял по улице. Вдруг к нему подошли какие-то люди и начали оскорблять, потом избили и отобрали деньги. Что ему делать?

•В нашем кинотеатре идут фильмы, на которые дети до 16 лет не допускаются. Можно ли квалифицировать подобный запрет как нарушение права на получение информации?

• Школьный совет принял решение о введении единой школьной формы. Могу ли я носить одежду, которая мне нравится, мотивируя это тем, что подобное решение ущемляет право на свободу самовыражения?

• В летнем лагере во время тихого часа мне не спалось, за что меня заставили убирать туалеты. Как мне защитить свои права в данном случае?

• Как будут распределяться алименты, поступающие в мой адрес от родителей, во время моего нахождения в интернате детей с ДЦП?

•Имеет ли право отец проживать в квартире, приватизированной его детьми?

• Где дети-беженцы могут восстановить свои документы?

• Может ли подросток обменять квартиру родителей, лишенных родительских прав?

• Ребенок, попав под машину, получил телесные повреждения. Вины водителя в этом нет. Можно ли требовать у водителя компенсацию морального ущерба?

• У подростков-сирот отбирают квартиру, а детей отправляют в детский дом. Что можно сделать в этой ситуации?

Подведение итогов. Объявляется команда-победительница (можно также определить лучшего игрока – тогда при подсчете баллов следует учитывать индивидуальные очки). Эксперты дают оценку конкурса, возможны также поощрительные призы для победителей в каждом гейме.

Правовая игра «Мой взгляд»(6-7 классы)

Цели: ознакомиться с основами российского законодательства; также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Добрый вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре «Мой взгляд». Итак, встречаем участников игры!

II. Приветствие команд и представление жюри

В классе формируются три команды: «Кодекс», «Умники и умницы», «Правовые ребята». Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов жюри: участкового инспектора милиции, учителя истории, социального педагога.

III. Первый тур

Ведущий объявляет начало первого тура. Звучит гонг С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями , которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение.
Задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.

Карточки с ситуациями
1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

2. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги, И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет». Прав ли он?

5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков
наказать?

6. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции Будут ли ребята наказаны?

Ответы на вопросы: 

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.

Ситуация 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ситуация 4. Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет ИДН.

Ситуация 6. Наказания не последует- был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
После выполненного задания жюри подводит итоги первого тура.

IV. Второй тур

Ведущий объявляет начало второго тура. Звучит гонг

Задание 1. Каждая команда получает лист, на котором нарисованы предметы.

Задание: в течение одной минуты отгадать, какому герою они принадлежат. За правильный ответ дается 1 балл, за досрочный ответ дается дополнительный балл.

1-й лист: трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс)

2-й лист: планшет, фуражка (Анискин)

3-й лист: котелок, жилет, трость (Эркюлъ Пуаро.) 

Задание 2. Командам необходимо узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов. Ответы принимаются после поднятия руки, правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов.)

 2. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд.)

3. Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. Его любимая опера - «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс.)

Задание 3. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается
благополучно?
(«Красная Шапочка».)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает («Колобок».)

5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».) 

Жюри подводит итоги второго тура.

V. Третий тур

Ведущий объявляет начало третьего тура. Звучит гонг.
Звучат музыкальные фрагменты знакомых мелодий. Командам необходимо по порядку записать названия фильмов, в которых они звучали. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. «Спецназ» — песня «Давай за...»

2. «Зона Любэ» - песня «На воле...»

3. «Граница» — песня «Ты неси меня река».

4. «Бременские музыканты» - песня «Разбойников».

5. Жюри подводит итоги третьего тура.

VI. Четвертый тур

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны с помощью подсказок должны определить о ком идет речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла, с третьей - 1 балл.

 

Он очень отважный полицейский.

Его партнёр - человек.

Он - породистый пёс.

(Комиссар Рекс) 

 

Он - герой, защитник будущего.

Он - необычный персонаж.

Он - мутант.

(Черепашка-ниндзя.)

 

Он круглобокий.

Его очень любят дети.

Он ушёл от бабушки.

(Колобок.) 


Жюри подводит итоги четвертого тура

VII. Пятый тур

Ведущий Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Команды, в вашем распоряжении его словесный портрет. Послушайте!
«Правонарушитель среднего роста. Волосы светлорусые, глаза голубые. Особые приметы - родинка на левой щеке. Легко уходит в доверие к людям».
Команда, которая первой задержит «правонарушителя», заработает 1 балл.

VIII. Подведение итогов

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителя Производится награждени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник ансамблей для средних и старших классов ДШИ - "История любви"

*Данное пособие адресовано учащимся средних и старших классов ДШИ, а т. же любителям ансамблевого музицирования.*Этот сборник призван помочь преподавателям в подборе учебного материала по классу ансам...

Подвижные игры для среднего и старшего звена

Подробное описание игр, используемых на уроках и во внеурочной деятельности...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...

Презентация к циклу бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Презентация из 18 красочных слайдов поможет учащимся лучше усвоить материал по правам и обязанностям ("Конвенция по правам ребёнка"), песни для презентации можно скачать в свободном доступе ...

Правовой брейн-ринг для учащихся старших классов «Ваше право»

Представлен сценарий правового брейн-ринга для старшеклассников. Затрагиваются вопросы конституционного права, права ребенка, Всеообщая декларация прав человека....

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...