ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
опыты и эксперименты (9 класс)

Лискина Елена Александровна

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_innovatsii_na_ur_rus_yaz.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование  читательской   грамотности  обучающихся  средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Внимание на экран.

ФИЛЬМ

СЛАЙД 1. В основе инновационного обучения лежат большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые мы используем в своей практике. Это:

- технология критического мышления (прием Кроссенс)

-технология «Интеллект-карты»,

-. технология «Фишбоун».

СЛАЙД 2. I. Сегодня в этом кабинете присутствуют не только учителя русского языка и литературы, но и представители других школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены на нашем мастер-классе, можно использовать на любом предмете.

Перед вами лежат конверты, выньте их содержимое и разложите картинкой вверх.

СЛАЙД 3. Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". СЛАЙД 4. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2 минутки (музыка).

Вы поняли о чем идет речь? (СЛАЙД7- 8) Что мы можем рассказать о теме сегодняшнего мастер-класса используя кроссенс? (Ответы)

Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

На каком этапе урока мы применяем кроссенс? Отвечу

Мы применяем кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Одним из методических приемов, который можно использовать на уроках, является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.  (СЛАЙД  9)

Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. (СЛАЙД10-122)

 Я предлагаю вам сейчас побывать в роли 9-классников, сдающих ОГЭ. Прослушаем текст  и попытаемся  определить количество микротем и сформулировать их. Сложно?

- Слушаем текст второй раз и попробуем сейчас , используя прием фишбоун, определить тему, проблему и микротемы прослушанного текста по опорным вопросам  в схеме.

(СЛАЙД10-13-14)

Текст изложения «Каждый ищет свое место в жизни».

 (1)Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. (2)Это естественно. (3)Только вот как он находит своё место? (4)Какими путями идёт к нему? (5)Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? (6)Вопрос чрезвычайно важный.

    (7)Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. (8)Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. (9)Себялюбцы вызывают чувство осуждения. (10)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (11)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. (12)И, конечно, сделать это не всегда просто.

     (13) Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (14)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (15)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Образец сжатого изложения

Каждый человек ищет место в жизни, что естественно. Только вот как он находит своё место и путь к нему? Какие моральные ценности важны для него? Вопросы чрезвычайно важные. 

     Многие не признаются в том, что из-за ложного чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу". Себялюбцы осуждаются, однако не лучше и те, кто растрачивает своё достоинство напрасно. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить самолюбие, и сделать это непросто.

     Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый человек есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

II. (СЛАЙД 15-16 ) Следующая технология, с которой мы хотели бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

(СЛАЙД 17) Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

(СЛАЙД 18) Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.

Использование этого метода способствует: Обучениюконцентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов.  Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          

С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

(СЛАЙД 19)

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

(СЛАЙД 20)

  1. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  2. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

(СЛАЙД 21)

  1. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства (СЛАЙД 22):

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
  • Значение в образовательном процессе. Слайд 23
  1. формировать все виды УУД;
  2. диагностировать сформированность УУД;
  3. изучать предметное содержание;
  4. диагностировать сформированность
  5. предметных ЗУНов;
  6. визуализировать процессы  мышления;
  7. визуализировать способы деятельности;
  8. организовывать учебно-познавательную
  9. деятельность;
  10. управлять учебно-познавательной
  11. деятельностью;
  12. изучать личности учеников;
  13. систематизировать и обобщать
  14. предметное содержание;
  15. готовиться к итоговой аттестации;
  16. познавать себя;
  17. планировать и регулировать свою
  18. деятельность.

(СЛАЙД 24)Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ
  • Задействовать оба полушария головного мозга
  • Повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки:
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • формировать орфографические и пунктуационные навыки
  • обогащать словарный запас
  • повышать результативность

(СЛАЙД 25) Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности  
  • активизировать деятельность
  • изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
  • корректировать знания

Метод интеллект- карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала (СЛАЙД 26-28)
  • обобщение материала
  • написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы подготовка проекта, презентации
  • аннотирование (СЛАЙД 29
  • конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность.    Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ

Приведен сценарий урока в 6-ом классе, разработанный на примерах уроков по ознакомлению шестиклассников с методикой проектирования предстоящей деятельности при попадании в экстремальную ситуацию. ...

Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка...

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

Использование инновационных образовательных технологий на уроках биологии

Внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способ...

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...