Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка
статья (английский язык) по теме

Балашова Вероника Валерьевна

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tekhnologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка.

Сахарова Вероника Валерьевна, учитель английского языка, МОУ СОШ №12 «Центр образования», г. Серпухов

     «…Личность учащегося востребована в педагогическом процессе только в том случае, если личность учителя состоялась, самоопределилась, нашла свой уникальный способ профессиональной самореализации, что является авторской педагогической системой». Создавая ее, педагог учитывает особенности учащихся, содержание учебного материала, ситуации обучения и свои собственные возможности. Данная система предполагает дополнение в конкретных условиях обучения, где интеграция выступает как способ развития педагогической деятельности.

     Понятие «педагогическая технология» очень точно формулируется В.М.Монаховым: «Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

     Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

     Инновации в образовании - это элементы нового, которые существенно улучшают учебно-воспитательный процесс, позволяя избавиться от недостатков, мешающих эффективному обучению и учению. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени и денег. Что же можно считать инновационным в иноязычном образовании сегодня? К инновациям можно отнести:

-инновационное оборудование;

- инновационные приемы;

- инновационные технологии. 

     Инновационное оборудование сегодня - это мультимедийные средства, которые стали доступными учителям и учащимся с использованием компьютера, включая Интернет.         Преимуществом мультимедийных средств является высокое качества звука и изображения, доступность актуальной страноведческой информации, возможность создания электронных почтовых групп, проведения телеконференций, выполнения международных проектов - и все это реально возможно и дешево! 
    С инновационными приемами сложнее. Многое из того, что эффективно и результативно применяется сегодня, в той или иной форме применялось и ранее. Именно поэтому в западной языковой педагогике, сегодня практически не исследуются "инновационные приемы". Считается, что полезнее посмотреть на то, что собственно обеспечивает успех - метод, учитель или ученик. Тем не менее, инновационные приемы все-таки появляются. Например, большой интерес вызывают учебно-исследовательские мини-проекты, которые учащиеся выполняет с использованием возможностей Интернет. В качестве иллюстрации можно предложить задание учащимся: "С помощью Интернет найдите слова, которые используются в английском языке для описания Красной площади в Москве". Для этого учащиеся пользуются поисковой системой, вводят ключевое слово "Красная площадь" и знакомятся с ее описанием, выбирая подходящие слова". Одним из трудных заданий в ЕГЭ этого года было рассказать об известных русских изобретателях. Для подготовки к подобным заданиям наилучшим средством может стать Интернет мини-проекты типа "Русские изобретатели", "Выдающиеся ученые", "Основные события Великой отечественной войны" и др. Учащиеся и учителя могут без труда получить доступ к любым необходимым материалам на английском языке. 

     Инновационными могут быть технологии ("технологии" не обязательно связаны с применением техники, но предполагают реализацию четкой операциональной схемы для решения той или иной практической задачи). Например, усилия многих методистов и дидактов направлены на разработку технологий организации самостоятельного учения учащихся и развития у них учебной автономии. Для этого создаются целые мультимедийные системы e-learning, в которых как учащиеся, так и учителя имеют возможность эффективно двигаться вперед на пути к познавательной цели. Это обеспечивается так называемыми "платформами", с помощью которых можно создать насыщенную информационную среду и создать условия для активного учения. В этом направлении пока еще сделано немного и сама идея "электронного учения" остается не полностью ясной как для специалистов-разработчиков, так и пользователей. В любом случае, будущее иноязычное образование трудно представить без технологий подобного рода. 
    Современники всегда называли и называют время, в котором живут, эпохой инноваций. 21-й век - не исключение. Проблема заключается в том, что учителя и учащиеся нередко осваивают инновационные направления, когда они уже перестают быть таковыми.

     В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии. 

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

     Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; 

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета.

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный ;она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

     Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.  

4.  Мониторинг интеллектуального развития.

     Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

     Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 

 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.

 Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.  

 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

      Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

      Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Список использованных источников.

Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...


 

Комментарии

Самородова Оксана Сергеевна

Спасибо большое за подробную информацию.