Главные вкладки

    Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка
    статья на тему

    Борисова Марина Семеновна

     

    Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспитания и образования, повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании школьников.  Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, учитель должен активно внедрять новые информационные технологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

    Борисова Марина Семеновна

    Учитель французского языка

    МБОУ «Гимназия № 6»

    г. Брянск, Брянская область

    В настоящее время, мы являемся свидетелями глобального социального процесса - информатизации общества. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества является информатизация образования. Под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализации психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

             Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспитания и образования, повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании школьников.  Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, учитель должен активно внедрять новые информационные технологии.

    Решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании многих предметов, в частности  иностранного языка.

    Направления работы учителя иностранного языка с применением ИКТ состоит в:

    • Ведении документации.
    • Мониторинга  качества обучения.
    • Использовании ИКТ на уроке.
    • Проектной деятельности учащихся.
    • Дистанционном образовании.
    • Самообразовании  и саморазвитии.
    • Воспитательной  работе.

    В образовательном процессе учитель может использовать следующие варианты применения ИКТ:

    • урок с мультимедийной поддержкой;
    • урок интегрированный с информатикой, который проходит в компьютерном классе;
    • самостоятельное изучение с помощью специальных обучающих систем.

    Использования ИКТ  на уроках иностранного языка имеет свои преимущества. В частности можно назвать:

    • индивидуализацию обучения;
    • интенсификацию самостоятельной работы учащихся;
    • рост объема выполненных на уроке заданий;
    • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
    • повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы;
    • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, интенсивным, разнообразным.

    Данный метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост.

     Мультимедийные презентации имеют широкий спектр применения на уроках иностранного языка. Они могут использоваться для введения нового языкового материала, для отработки изученных лексических и грамматических явлений, для контроля знаний школьников. Эффективны презентации и для создания языковой и внеязыковой наглядности. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения и органами. Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны ученика. В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. С помощью презентации можно:

    • удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретному уроку,
    • без усилий создать анимированный слайд, осуществить контроль знаний,
    • обобщить основные этапы урока.

     Применение методических пособий-презентаций, позволяет поднять наглядность на более высокий уровень.

     С помощью презентации можно быстро применить разнообразные формы обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные), оказывающие огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствующие более глубокому усвоению учебного материала.

    Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся сами используют Интернет для сбора материала для проектов. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением материала. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем этапе, создать мультимедийный проект, который оформляется тем или иным способом (альбом, план - карта, выступление на празднике, компьютерная презентация,  презентации по страноведению, творческие работы учащихся). Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

     Очень важным элементом в данной деятельности является сотрудничество учащихся и учителя, а также их сотворчество. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не выступает в качестве эксперта, он – демократичный руководитель, консультант и помощник, соответственно ученик выполняет  роль активного участника проектирования. Иногда работа на уроке плавно переходит во внеурочную деятельность. Результатом такого сотворчества учителя с учениками являются наши мультимедийные презентации по  страноведению:

    • Франция, которую я люблю.
    • Времена года.
    • За столом.
    • Новый год и Рождество во Франции
    • В мире Французских сказок
    • Достопримечательности Парижа
    • Защитим нашу планету!
    • Музыка в нашей жизни
    • Быстрее, выше, сильнее!
    • Проблемы современной молодежи.
    • Замки Луары
    • Регионы Франции. Нормандия.
    • Эти странные Французы.
    • Шарль Перро и его сказки.
    • Поколение NEXT выбирает французский.
    • Певица ZAZ –современный воробышек Парижа.
    • Знаете ли вы французскую музыку?
    • Прованс-регион на юге Франции.
    • Мне приснился Париж….

    Для работы с грамматическим материалом  мною созданы  разноуровневые задания и материалы для самостоятельной работы учащихся.

             Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка.

    С целью повышения мотивации учащихся к обучению, иллюстрирования учебного материала, реализации принципа наглядности учитель может использовать интерактивную доску. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения на всех возрастных этапах, так как предоставляет огромные возможности для использования наглядности при подаче материала, проведения ролевых и сюжетных игр, для быстрого поиска дополнительной информации, творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе.

    Существующие сегодня СД-диски с различными обучающими программами позволяют выводить информацию в виде текста, со звуком и изображением. На этапе первичного введения и автоматизации новой лексики или грамматического материала целесообразно использование возможностей интерактивной доски, которая позволяет выполнить большое количество упражнений, не удаляя информацию с доски. Выведение информации с дисковых обучающих программ на доску позволяет улучшить качество контроля, объяснения материала, облегчает проведение конкурсов, викторин, игровых программ на уроках и во внеурочное время. Применение интерактивной доски значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся класса.

    Использование ИКТ применяется также  работая с электронным журналом. Это позволяет учителю находиться в едином информационном пространстве с администрацией, учителями, учениками и родителями, что обеспечивает обратную связь.

    Электронный журнал – еще одна связующее звено между родителями и классным руководителем. Журнал доступен для родителей и детей в режиме просмотра, а для учителей в режиме редактирования.  Работа с электронным журналом позволяет автоматизировать классному руководителю процесс мониторинга успеваемости в классе.

    Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.

     При этом компьютер представляет собой:

    • источник учебной информации;
    •  наглядное пособие;
    • тренажер;
    •  средство диагностики и контроля;
    • средство подготовки текстов, их хранение;
    •  графический редактор;
    • средство подготовки выступлений.

    Итак, подведем итоги использования ИКТ для изучения иностранного языка.

     Эффективность.

     • Общекультурное развитие учащихся;

     • Совершенствование навыков владения компьютером;

     • Совершенствование языкового уровня;

     • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

     • Самоутверждение учащихся;

     • Повышение мотивации в изучении иностранного языка;

     • Экономия расходования материалов учителем;

     • Эстетичность презентации учебных материалов;

     • Совершенствование процесса проверки работ учащихся;

     • Повышение авторитета учителя.

     Трудности интегрирования информационных технологий и преподавания

     иностранного языка.

     • Необходимость адаптации, разработки учебных программ по предмету с применением ИКТ.

     • Недостаточное программное обеспечение

     • Затрата времени на создание, подбор и адаптацию материалов при подготовке урока.

     • Оплата труда учителя информатики и его учебная нагрузка

     • Согласование расписания интегрированных уроков и уроков с применением ИКТ.

     • Опасность перегрузки учащихся работой с компьютером при массовой информатизации школы.

     Перспективы использования информационных технологий учителем

     иностранного языка.

     • Переписка учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты.

     • Участие учителя и детей в совместных международных Интернет – проектах.

     • Создание сайтов и презентаций, созданных совместно учителем и учащимися, атакже  использование  данных ресурсов в учебных целях.

    • Обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран.

    Использование ИКТ на уроках иностранного языка, безусловно, оправданно как с психологической, так и с методической точек зрения. Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

    Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....

    Статья: "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

    Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть  современного об...

    Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

    Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

    Реферат "Способы формирования коммуникативной компетенции у молодого педагога при использовании ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в работе".

    Объектом исследования  в работе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством использования новых технологий обучения лексике....

    Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

    Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...

    Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

    Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....