Главные вкладки

    Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
    методическая разработка на тему

     Павлов Юрий Максимович

    Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный звон» более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности в обучении детей я считаю важным внедрение в процесс образования интегрированных вариантов различных образовательных технологий. Интеграция образовательных технологий – довольно трудный процесс. Стараюсь органично сочетать интегрируемые технологии друг с другом, перестраиваться в соответствии со своими функциями, содержанием, целями и задачами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sot_pavlov.docx30.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования Павлова Юрия Максимовича.


    Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный звон» более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности в обучении детей я считаю важным внедрение в процесс образования интегрированных вариантов различных образовательных технологий. Интеграция образовательных технологий – довольно трудный процесс. Стараюсь органично сочетать интегрируемые технологии друг с другом, перестраиваться в соответствии со своими функциями, содержанием, целями и задачами.

    Основная цель, которую я ставлю перед собой при изучении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий – эффективное сочетание традиционных и инновационных методов обучения.

    Использование современных образовательных технологий помогает в реализации следующих задач:

    • Воспитание художественного вкуса;
    • Воспитание культуры слушания музыки;
    • Формирование творческого восприятия музыкального искусства;
    • Формирование интереса и увлеченности классической музыкой;
    • Расширение музыкального кругозора обучаемых;
    • Содействие в формировании творческой личности;
    • Укрепление физического здоровья детей при помощи музыкотерапии.

    Использование современных педагогических технологий помогает мне в реализации важных задач:

    • Усвоить основные знания о колоколах, истории колокола, развитии колокольного мастерства, устава колокольного звона.
    • Овладеть основными приемами колокольного звона.
    • Овладеть компьютерными программами колокольного звона.
    • Воспитать бережное отношение к сохранению традиций колокольных звонов.
    • Развить у обучающихся творческий подход к колокольному ремеслу.

    Учитывая современные требования к качеству образования и уровню сформированности универсальных учебных действий, построение учебного процесса ведется на основании поставленных задач с активным применением современных образовательных технологий.

    На занятиях я эффективно использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. На каждом уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

    • проектный метод, исследовательскую деятельность учащихся;
    • дифференцированное и разноуровневое обучение;
    • игровые технологии (викторины, кроссворды);
    • здоровьесберегающие технологии;
    • информационно-компьютерные технологии.

    Проектный метод. Использование проектного метода способствует повышению интереса к истории развития русского колокольного искусства, расширению кругозора и повышению заинтересованности в познании искусства игры на колоколах. Учащимися класса были разработаны следующие проекты: «Музей колокольного звона». Данный проект был представлен на городском конкурсе проектов.

    Проект «Малиновый звон». Реализован в 2012 году.

    Был составлен план создания переносной звонницы. Комплектация звонницы (набора бил). Набор исполнителей и проведения культурных мероприятий.

    Игровые технологии

    Слушание музыки- музыка и медитация.

    На занятиях по обучаемые слушают музыку, которая помогает детям сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с напряжением по какому-либо поводу. В памяти ребенка останется ассоциативная связь между созданными им образами и музыкой.

    Медитация — превосходный способ обучения расслаблению — релаксации. Дети обнаруживают хорошие способности к медитации.

    • Игровые упражнения. Типы звонов: благовест, перезвон, перебор, трезвон, двузвон, звон «в двои».

    Технология разноуровнего обучения. Технология проблемного обучения.

            Важной составляющей процесса обучения детей является создание в учебной деятельности проблемных ситуаций для творческого овладения знаниями, умениями, навыками, развития мыслительных способностей.

    В коллектив приходят дети с различным уровнем физического развития. Все они обладают разным уровнем психологической подготовки, разным уровнем развития интеллекта, творческих способностей. Все это требует индивидуального подхода к каждому учащемуся, а потому не может не вести к применению разноуровнего обучения.

    В зависимости от всех вышеперечисленных факторов сложность репертуара у каждого ученика разная и меняется в зависимости от способностей учащихся. Более слабые учащиеся получают поддержку со стороны преподавателя, сильные имеют возможность развиваться дальше.

    Учащиеся с хорошими данными исполняют более сложные задания. Учащиеся с менее сильной подготовкой также имеют возможность развития и совершенствования.

    Каждому ученику разрабатывается индивидуальный маршрут прохождения программы, направленный на развитие его творческого потенциала.

    Исследовательский и проблемно-поисковый метод обучения.

    Перед учащимися ставится задача через слушание музыки, понять её содержательное наполнение, собрать информацию о колоколах как о музыкальном инструменте: история возникновения, разнообразие колокольного звона и его роль в жизни человека, сделать записи в тетради

    Это предполагает:

    - решение проблемной ситуации обучающимися, посредством самостоятельной работы и опорных знаний.

    - обеспечение мотивации и побуждения, обучающихся к самостоятельной творческой деятельности по добыванию новой информации.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить информацию о результатах своей деятельности на уроке. Цель, которую достигается мною на данном этапе - завершение исследовательской работы.

    Межпредметные связи в обучении. Результативность любого вида обучения во многом зависит от того, насколько педагог эффективно использует в учебном процессе межпредметные связи. В первую очередь речь идёт о взаимосвязи содержания обучения «Колокольному звону» с предметами историко – теоретического блока – «Колокололитейное дело». Краткая история развития колокололитейного дела на Руси и до нашего времени. Учащиеся получают теоретические знания: ранний период истории литья колоколов на Руси с X -XIII вв. Расцвет колокололитейного искусства второй половины XVI –XVIII вв. Распространение колоколов на Руси. История больших колоколов  (колокол «Лебедь», 1000 пудовый колокол литейщика  Николая Фрязина, 2200 пудовый колокол мастера Кашпир Ганусова, «Успенский »колокол, «Большой успенский колокол» Царь- колокол литейщиков Ивана и Михаила Моторина). Пушечные дворы Москвы и Санкт- Петербурга. Колокола- художественные произведения.

    Учащиеся пишут рефераты или составляют проекты по темам «Великие колокольни и звонницы России», «Колокольное искусство и его возрождение в храмовом строительстве», «Колокол- акустический феномен» и др.

    Межпредметные связи существенно расширяют кругозор учащихся, помогают проникнуть в художественный замысел автора, используя сведения о направлениях, стилях, жанрах колокольного искусства, об истории создания тех или иных сочинений.

    Значительно повышают интерес детей к разучиваемым произведениям беседы педагога с использованием сведений из области изобразительного искусства, показом на планшете шедевров живописи соответствующей эпохи, поэтический цитат и примеров из литературы. История, природоведение, география помогают осмыслить содержание музыкального материала, глубже выявить идею и круг образов, закрепляют в сознании ребёнка нравственные постулаты, заключённые в музыке.

    Использование подобных методов, приёмов в обучении требует от меня, как педагога – музыканта широкой эрудиции, артистизма, достаточных знаний смежных видов искусств.

    Применение здоровьесберегающих технологий.

    Музыкотерапия.

    Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве коррекции. Многочисленные методики, включающие музыкотерапию, предусматривают целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

    Длительные исследования колокольного звона доказали, что в пространстве колокола вырабатывается положительная энергия. По легендам, колокольный звон спасал людей от эпидемий и негативной энергии. Он по своей силе, моще и красоте целителен для человека, он способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику.

    Во время наблюдений, было зарегистрировано увеличение симметрии и площади энергетического поля человека. Таким образом, было выявлено восстановление энергетики человека после прослушивания колокольного звона. Кроме этого колокольный звон усиливает вибрацию окружающего пространства и человека. Происходит растворение отрицательной энергетики с низкой вибрацией, она дробится и выходит из биополя человека.

    Колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно, восстанавливает и укрепляет физическое здоровье. Благотворному влиянию колокольного звона на человека посвящено много работ.

    Информационные технологии 

    Применение информационных технологий, медиа и аудио аппаратуры прописано в темах программы:

    • «Знакомство с компьютерной программой А. Дьячкова». Использование современных методов обучения игры на колоколах. Звуковые дорожки и нотная запись. Звуковая и изобразительная наглядность.
    • Просмотр видеоматериала для укрепления мотивации обучающихся и развитию интереса к колокольному искусству. О колокольном центре (часть учебного фильма «Юность Москвы» института ТВ и радио)
    • Видеозаписи Д. Смирнова (Ростов)
    • передачи ТВ о колокольных звонах (ведущий С. Белза);
    • Приезд патриарха Алексия в г. Ростов на праздник города;
    • Видеофильм «Звоны Троице- Сергиевой Лавры»
    • Видеофильм  «Новгородские звоны. Софийские звоны»
    • Видеофильм «Неугасимый свет»
    • Видеофильм «Очарованный странник»
    • Звон  (Богородичный) на колокольне Покровского собора на Рогожском кладбище (звонарь Павел Маркелов)
    • Любительские видеозаписи: Колокола АО «ЛИТЕКС» для Храма Спасителя
    • Видео и фото материалы Самарского колокольного центра
    • Видеофильм «Церковный звон в России»
    • Видеофильм «Колокола России. Созижду церковь мою»
    • Видеофильм НТВ «Об ансамбле «Колокола России»

    Вывод

    В результате проведённого самоанализа можно уверенно сделать вывод, что занятия по предмету «Колокольный звон», построенные с использованием современных образовательных технологий и информационных компьютерных технологий, помогают более успешному освоению образовательной программы детьми и подростками.

    Педагог дополнительного образования

    МБУ ДО ДШИ № 3 «Младость»

    ДПЦ «Кириллица»                                                 Павлов Ю.М.

    Зам. директора по УВР        

    МБУ ДО ДШИ № 3 «Младость»                                 Пятайкина Н.Н.                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

    На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

    Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

    Использование лицензионных электронных образовательных ресурсовв образовательном процессе...

    Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

    Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

    Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

    Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

    Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

    Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

    Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».

    В своей статье я изложила свои мысли о поводу использования электронных образовательных ресурсов в образовательом процессе в настоящее время...